Мария-Луиза

Сценарий написан в рамках онлайн-курса Сценарной Мастерской Александра Молчанова.
МАРИЯ-ЛУИЗА

автор: Лиза Гамаус
28.05.2016

Бурундийские барабанщики исполняют свой известный на весь мир танец.

ТИТРЫ
(под танец и бой барабанов)

Сцена 1

НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ – НАЧАЛО ВЕЧЕРА

Красочный розово-малиновый закат африканских тропиков. Ещё светло. Зелёная ухоженная лужайка перед гостиницей-особняком в псевдоколониальном стиле. Над главным входом горит вывеска «Сердце Африки». Вдали виднеется озеро Танганьика в обрамлении гор. Пластиковые столики и стулья расставлены по лужайке. Публика разношерстная, но, в основном, иностранная: и белые, и чёрные, и китайцы. Женщин почти нет. За одним из столиков сидит шумная компания из России: София (35, предприниматель, интересная блондинка), Инносент (негр,учившийся в России, 40), Анатолий (42, предприниматель), Никита (42, бывший астраханский браконьер), Паша (50,специалист по рыбному хозяйству). Мария-Луиза (20,негритянский юноша, находящийся в рабстве) ставит блюдо с двумя запеченными курицами и овощами в центр стола и уходит.

НИКИТА
Эй, Басков, нареж-ка нам ещё пару
ананасов! Вит! Вит!

Мария-Луиза растерянно показывает два пальца.

МАРИЯ-ЛУИЗА
Ананас? Дё?

       АНАТОЛИЙ
    (всем)
Завтра с утра поедем в горы смотреть
 плантации. Кофе почти созрел.
Там пруды ещё есть.

ПАША
Завести им там карасей, пусть радуются.
(смотрит по сторонам)
 Сколько же здесь народу! Как в Японии.

НИКИТА
А то ты там был, в Японии?! Вот вы
 были в Японии, Софь Пална?

СОФИЯ
Можно общаться с персоналом
поспокойнее, без этих ваших
окриков на весь двор? У вас,
что, есть претензии к  сервису?

НИКИТА
Ну, у вас их точно нет.
 Этот Мария-Луиза днюет и ночует
 в  вашем номере.  Гы-гы!
Наверное, даже москитную сетку
над кроватью вам утюжит  каждый вечер.

СОФИЯ
Да, я была в Токио.

ПАША
Ну, так похоже?

СОФИЯ
Точь-в-точь. Что Бурунди,
 что Япония.
 Все хотим одного и того же,
 но на всех не хватает.

Появляется Мария-Луиза с подносом, на котором нарезанные ананасы. 
          
НИКИТА
Слышь, заморыш! Ну-ка спой нам
 ещё раз ту песенку вчерашнюю.
Как там было? Тра-лу-лу…

Мария-Луиза смотрит на Инносента, и в глазах его вопрос. Инносент ему кивает. Мария –Луиза поёт африканскую песню. Все едят и почти не обращают внимания на Марию-Луизу.

НИКИТА
Ай, молодца, чёрная твоя душа!
Ну, иди посуду мыть, а то твой хозяин
тебя щас половником треснет,
 вишь, как пялится на нас.

Мария-Луиза слегка кланяется головой и уходит. Он не понимает по-русски, но почти всегда догадывается.

СОФИЯ
Мы едем завтра в Нгози или Каянза?
 Вы с кем договорились?

ИННОСЕНТ
В Нгози. Там у меня есть родственник,
 у него хорошие связи в Момбаса,
 если дойдёт до экспорта.

СОФИЯ
Кения… Я там ещё не была.
 Надо заехать в музей Карен Бликстен,
 где снимали «Из Африки».


Сцена 2

ИНТЕРЬЕР – ГОСТИНИЦА - ВЕЧЕР
Лестница гостиницы. София поднимается на второй этаж. Слышится пение Марии-Луизы, доносящееся сверху.

Сцена 3

ИНТЕРЬЕР – НОМЕР ГОСТИНИЦЫ – ВЕЧЕР

София заходит в свой номер. В номере всё убрано, на столе стоят цветы в вазе, на кровати лежит лебедь, сделанный из полотенца. Убранство очень допотопное: деревянный стол с висящим над ним небольшим зеркалом без рамы, два стула, шкаф, маленький холодильник, прикроватная тумбочка, деревянная кровать, над которой висит белая антимоскитная сетка, собранная с одной стороны в узел. Раздаётся стук в дверь. Это Мария-Луиза.

МАРИЯ-ЛУИЗА
Мадам, са ва?

СОФИЯ
 (по-французски)
Да, всё нормально. Спасибо за цветы!
 Не надо заглядывать так часто, ты понял?

Мария-Луиза молчит и смотрит на неё.

      СОФИЯ
Я сама тебя позову, если мне
 что-нибудь понадобится. Спасибо!

София протягивает Марии-Луизе доллар. Мария-Луиза уходит и закрывает дверь. София достаёт из сумки телефон. Задумывается.

Сцена 4

НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ

София, Инносент  и трое русских, поселившихся в гостинице, уезжают на джипах с вооружёнными охранниками по делам.

Сцена 5

НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ –ДЕНЬ

Кусты. Мария-Луиза подглядывает за русскими.

Сцена 6

ИНТЕРЬЕР – КУХНЯ ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ

Мария-Луиза и его напарник (22) работают на кухне. Моют плиту, пол, посуду. Мария-Луиза постоянно что-то напевает. Заходит хозяин (негр 33). Молча проверяет, как они работают. Видно, что он с ними не церемонится и пальцем показывает на места, которые надо заново помыть.

Сцена 7

ИНТЕРЬЕР – НОМЕР СОФИИ – ДЕНЬ

Мария-Луиза убирается в ванной комнате. Открывает баночку с кремом и нюхает. Ставит на место, берёт духи и брызгает в воздух. На несколько секунд закрывает глаза от удовольствия. Рядом стоят кроссовки Софии. Мария-Луиза пробует надеть одну кроссовку себе на ногу, но испугавшись, снимает. Он небольшого роста и очень худой.

Сцена 8

НАТУРА – ЗАДНИЙ ДВОР ГОСТИНИЦЫ - СУМЕРКИ

Мария-Луиза моет вручную один из джипов , на котором ездили русские. Напевает.

Сцена 9

НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ - ВЕЧЕР

Столик с русскими. Ужин. Прислуживает Мария-Луиза. На столе большое блюдо с целиком испечённой огромной рыбиной.

ПАША
Где ты достал такую красавицу,
малец? Что это за зверь такой?

ИННОСЕНТ
Это капитан. Вкусный очень.

НИКИТА
Н-да-а-а! Вкусно!
(ест рыбу)
А вам нравится, Софь Пална?

СОФИЯ
Я вот думаю, Никита Сергеевич,
когда вы делом-то займётесь.
 Время идёт, люди  в лаборатории
 ждут, а вы тут, извините,
туризмом занимаетесь. Что скажете,
 Павел Петрович?

ПАША
Ну, надо ж всё посмотреть, понять,
 Мы же за этим приехали. Не
 по картинкам же только дело делать…


АНАТОЛИЙ
На крокодильей ферме готовы дать
 специалистов. Там заведующий вполне
 внятно говорит по-русски.
 В Астрахани, кстати, учился.
Пошли бы завтра побеседовали
с земляком-то.

ПАША
Да я его, кажется, знаю. Смотрю, морда
знакомая, потом решил,
что галлюцинации какие-то. 
Другой континент всё-таки.
 А теперь вон оно как…




СОФИЯ
Даю вам один день на раздумья.
Времени у меня не так много.
 Завтра к семи прошу.
(начинает есть)
 М-м-м-м!
Как вкусно! Отлично приготовлено,
между прочим. Тут есть какая-то
приправа, не пойму…


НИКИТА
Эй, Мария-Луиза, мать твою,
греби сюда!
(зовёт жестом Марию-Луизу с другого столика)

Мария-Луиза подходит.

НИКИТА
Инносент, переведи! Рыбу ты
сварганил самую, что ни на есть!

Инносент переводит

НИКИТА
Знаешь, что мы решили?

Мария-Луиза молчит и не знает, что его вообще ждёт.

НИКИТА
Слушай сюда внимательно, Басков!
 Если ты будешь каждый раз вот
так стараться, а самое главное,
 будешь обслуживать нашу госпожу,
 как английскую королеву, она
возьмёт тебя с собой. Понял?

Мария-Луиза кивает. Все, кроме Софии, смеются, почти ржут.
Софии эта  шутка явно не нравится.



Сцена 10

ИНТЕРЬЕР – КУХНЯ ГОСТИНИЦЫ - ВЕЧЕР

Мария-Луиза стоит с горящими глазами около раковины с грязной посудой и не шевелится. Он смотрит на пену в раковине и  улыбается. Входит напарник.

НАПАРНИК
Ты что стоишь, как кобра перед
прыжком.
 (говорит на суахили)

МАРИЯ-ЛУИЗА
А Россия где находится, не знаешь?

НАПАРНИК
В Голландии, скорее всего.
Или в Бельгии.
Нет, точно в Бельгии.

МАРИЯ-ЛУИЗА
Ты лучше спроси.
(показывает глазами на потолок,
имея в виду хозяина)

Сцена 11

НАТУРА – БАЛКОН НОМЕРА СОФИИ _ НОЧЬ

София стоит на балконе и смотрит на звёздное небо. Потом поворачивает голову и видит спящего на пластиковом кресле Марию-Луизу. Рядом валяется пустая жестянка пива.


Сцена 12

НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ - УТРО

Завтрак. За столиком сидят София и Инносент. Перед ними поднос с фруктами: папая, манго, мини-бананы, личи, маракуйя, ананас.

Подходит Мария-Луиза и наливает им кофе из кофейника в чашки.

МАРИЯ-ЛУИЗА
Что-нибудь ещё, госпожа?

СОФИЯ
Принеси ещё воды, пожалуйста!

Мария-Луиза уходит.

СОФИЯ
Где его семья? Он сирота?

ИННОСЕНТ
Да кто ж его знает.
 Я слышал только,
что его продал на плантации его же отец.
Голод, нищета, разруха после войны.

СОФИЯ
А как он сюда попал?

ИННОСЕНТ
Слабый для физического труда,
песенки поёт. Его поэтому
 и прозвали женским именем.

СОФИЯ
А на самом деле, как его зовут?

ИННОСЕНТ
Понятия не имею.
Паспорта-то у него нет и не было.

СОФИЯ
Какие здесь вкусные фрукты!
Не могу никак насытиться.
Ананасы и бананы,
которые знаю с детства,
имеют совершенно другой вкус.

ИННОСЕНТ
Фрукты, не тронутые селекцией
 и удобрениями. Говорят, в них ещё живут
 прамолекулы из райского сада.

СОФИЯ
Точно!

ИННОСЕНТ
Я специально с тобой завтракаю.
 Он тебе приносит лучшие кусочки.

София улыбается.

Сцена 13

НАТУРА – УГОЛ ГОСТИНИЦЫ – УТРО

Мария-Луиза смотрит из укрытия, как София завтракает.

Сцена 14

НАТУРА – ЗАДНИЙ ДВОР ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ


Мария-Луиза на заднем дворе отрубает курице голову и смотрит на кровь. Берёт нож и вонзает его в обезглавленную курицу. Он весь дрожит.

Сцена 15

ИНТЕРЬЕР – КУХНЯ ГОСТИНИЦЫ - ДЕНЬ

Мария-Луиза и напарник убираются.

НАПАРНИК
Он сказал, что в Америке.
 Но я не понял,
 где в Америке?
Может, там, где Мексика?

МАРИЯ-ЛУИЗА
Ещё раз спроси. Я очень тебя прошу.

Сцена 16

НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ

Мария-Луиза и напарник моют шлангом плитку у бассейна.

НАПАРНИК
Он сказал, что Юрий Гагарин был из России.

МАРИЯ-ЛУИЗА
А кто это?

НАПАРНИК
Артист, кто!

МАРИЯ-ЛУИЗА
Точно?

НАПАРНИК
В воскресенье приедет мой сосед,
 он в школу ходил два года, спросишь.

Незаметно подходит Хозяин.

ХОЗЯИН
Рот закрыли!
(обращаясь к Марии-Луизе)
Иди траву косить за левыми
столиками! Быстро!

Сцена 16

ИНТЕРЬЕР – НОМЕР ГОСТИНИЦЫ СОФИИ – ДЕНЬ

София заходит в номер. На столике новые цветы. В этот раз вместо лебедя Мария-Луиза сделал из полотенца кораблик. София кладёт сумку и идёт в ванную комнату.

Сцена 17

ИНТЕРЬЕР – НОмЕР ГОСТИНИЦЫ СОФИИ – ДЕНЬ

София заходит в ванную комнату и с удивлением смотрит вниз. У её ног красуется новый резиновый коврик. На розовом фоне в лучах солнца плывут по морю два дельфина. Она улыбается и качает головой.

Сцена 18

ИНТЕРЬЕР – КОРИДОР ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ

София идёт по коридору гостиницы. Слышится пение Марии-Луизы. София видит Марию-Луизу, который протирает таршер. Мария-Луиза замечает её и замолкает.

СОФИЯ
Скажи, пожалуйста, ты бурундиец?

Мария-Луиза молчит.

СОФИЯ
Где твоя семья?

Мария-Луиза молчит, но видно, что он начинает нервничать.

СОФИЯ
У тебя есть семья?

У Марии-Луизы наворачиваются слёзы на глаза, и он убегает.

Сцена 19

НАТУРА – ДВОР - ДЕНЬ

Русские опят уезжают на джипах по делам.

Сцена 20

НАТУРА – ДВОР - ДЕНЬ

Мария-Луиза подглядывает за ними из-за угла дома. Неожиданно его ударяет по голове хозяин.

ХОЗЯИН
Ты опять ничего не делаешь!

МАРИЯ-ЛУИЗА
Я всё сделал! Я вышел починить
 зонтик у того стола.
 Я ждал, когда уедут гости.

ХОЗЯИН
Быстро в прачечную!

МАРИЯ-ЛУИЗА
Я… нет…

Хозяин опять бьёт его по голове,
 и Мария-Луиза падает, ударяясь об угол дома. Кровь.

ХОЗЯИН
Быстро, я сказал! В прачечную! Урод!

МАРИЯ-ЛУИЗА
Убей меня! Мне не страшно! Я знаю, кто ты!

ХОЗЯИН
Ещё раз увижу тебя без дела продам
в Танзанию на сафари! Будешь бегать
 мишенью у этих же гостей на джипе,
 если считаешь, что у тебя тут
не всё в порядке.
Только ещё раз, понял?

Мария-Луиза медленно встаёт.

Сцена 21

НАТУРА – ВОРОТА НА УЛИЦУ ВО ДВОРЕ - УТРО

София уезжает и прощается со всеми.
Охранник несёт её чемодан и кладёт в машину. Рядом с Софией стоят Анаталоий, Инносент, Паша, Никита. Мария-Луиза тоже там стоит. Он в новой футболке и со свертком, в котором маленькое выкопанное растение.

НИКИТА
Не поминайте лихом, Софь Пална! Всё доделаем.

АНАТОЛИЙ
У вас остановка в Найроби, я так понял?

СОФИЯ
Да, целых четыре часа.
Успею съездить в музей.

София подходит к Марии-Луизе.

СОФИЯ
Спасибо тебе за всё, Мария-Луиза!
 Ты очень хорошо работал.
 Мне очень нравится, как ты поёшь.

Она кладёт в его онемевшую руку купюру в десять долларов.Мария-Луиза протягивает ей свёрток с растением.

СОФИЯ
Спасибо! Я обязательно посажу
 его у себя дома.

Мария-Луиза понимает, что она не берёт его собой. Он глубоко дышит,старается ничем себя не выдать, но глаза его полные слёз.

МАРИЯ-ЛУИЗА
Госпожа! Я… я… остаюсь? Здесь? Я…

Мария-Луиза смотрит на Софию, не выдерживает и убегает. Из дома слышится голос хозяина, который ругает Напарника.

Сцена 22

ИНТЕРЬЕР – КАБИНЕТ В МОСКОВСКОЙ КВАРТИРЕ СОФИИ – ВЕЧЕР

София сидит за большим  письменным столом перед компьютером. На столе много книг и бумаг. Она слушает интервью, которое  берут у епископа Саввы. Он служит в Восточной Африке

КОРРЕСПОНДЕНТ (за кадром, в компьютере)
«Руанда, Бурунди, Восточное Конго –
один из самых неспокойных регионов
 на Африканском континенте. 
Здесь несёт своё служение
древняя Александрийская Патриархия
 в лице епископа Саввы (Химонеттоса),
 уроженца греческого Родоса.
 Владыка, что вы можете сказать
 об особенностях религиозных
переживаний африканцев,
 складе и характере их души?
 Есть ли что-то, что отличает
 их от европейцев,
 и в частности, от греков?

САВВА (за кадром в компьютере)
Африканцы ищут истину,
у них есть духовные потребности,
 которым не отвечает ни одна
из других Церквей: им нужна истина…

София открывает рядом лежащую книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция»,  в которой лежит вложенная веточка растения, принесённая Марией-Луизой перед отъездом.

СОФИЯ
Как будто нам не нужна истина…

к о н е ц


Рецензии