Мария-Луиза
МАРИЯ-ЛУИЗА
автор: Лиза Гамаус
28.05.2016
Бурундийские барабанщики исполняют свой известный на весь мир танец.
ТИТРЫ
(под танец и бой барабанов)
Сцена 1
НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ – НАЧАЛО ВЕЧЕРА
Красочный розово-малиновый закат африканских тропиков. Ещё светло. Зелёная ухоженная лужайка перед гостиницей-особняком в псевдоколониальном стиле. Над главным входом горит вывеска «Сердце Африки». Вдали виднеется озеро Танганьика в обрамлении гор. Пластиковые столики и стулья расставлены по лужайке. Публика разношерстная, но, в основном, иностранная: и белые, и чёрные, и китайцы. Женщин почти нет. За одним из столиков сидит шумная компания из России: София (35, предприниматель, интересная блондинка), Инносент (негр,учившийся в России, 40), Анатолий (42, предприниматель), Никита (42, бывший астраханский браконьер), Паша (50,специалист по рыбному хозяйству). Мария-Луиза (20,негритянский юноша, находящийся в рабстве) ставит блюдо с двумя запеченными курицами и овощами в центр стола и уходит.
НИКИТА
Эй, Басков, нареж-ка нам ещё пару
ананасов! Вит! Вит!
Мария-Луиза растерянно показывает два пальца.
МАРИЯ-ЛУИЗА
Ананас? Дё?
АНАТОЛИЙ
(всем)
Завтра с утра поедем в горы смотреть
плантации. Кофе почти созрел.
Там пруды ещё есть.
ПАША
Завести им там карасей, пусть радуются.
(смотрит по сторонам)
Сколько же здесь народу! Как в Японии.
НИКИТА
А то ты там был, в Японии?! Вот вы
были в Японии, Софь Пална?
СОФИЯ
Можно общаться с персоналом
поспокойнее, без этих ваших
окриков на весь двор? У вас,
что, есть претензии к сервису?
НИКИТА
Ну, у вас их точно нет.
Этот Мария-Луиза днюет и ночует
в вашем номере. Гы-гы!
Наверное, даже москитную сетку
над кроватью вам утюжит каждый вечер.
СОФИЯ
Да, я была в Токио.
ПАША
Ну, так похоже?
СОФИЯ
Точь-в-точь. Что Бурунди,
что Япония.
Все хотим одного и того же,
но на всех не хватает.
Появляется Мария-Луиза с подносом, на котором нарезанные ананасы.
НИКИТА
Слышь, заморыш! Ну-ка спой нам
ещё раз ту песенку вчерашнюю.
Как там было? Тра-лу-лу…
Мария-Луиза смотрит на Инносента, и в глазах его вопрос. Инносент ему кивает. Мария –Луиза поёт африканскую песню. Все едят и почти не обращают внимания на Марию-Луизу.
НИКИТА
Ай, молодца, чёрная твоя душа!
Ну, иди посуду мыть, а то твой хозяин
тебя щас половником треснет,
вишь, как пялится на нас.
Мария-Луиза слегка кланяется головой и уходит. Он не понимает по-русски, но почти всегда догадывается.
СОФИЯ
Мы едем завтра в Нгози или Каянза?
Вы с кем договорились?
ИННОСЕНТ
В Нгози. Там у меня есть родственник,
у него хорошие связи в Момбаса,
если дойдёт до экспорта.
СОФИЯ
Кения… Я там ещё не была.
Надо заехать в музей Карен Бликстен,
где снимали «Из Африки».
Сцена 2
ИНТЕРЬЕР – ГОСТИНИЦА - ВЕЧЕР
Лестница гостиницы. София поднимается на второй этаж. Слышится пение Марии-Луизы, доносящееся сверху.
Сцена 3
ИНТЕРЬЕР – НОМЕР ГОСТИНИЦЫ – ВЕЧЕР
София заходит в свой номер. В номере всё убрано, на столе стоят цветы в вазе, на кровати лежит лебедь, сделанный из полотенца. Убранство очень допотопное: деревянный стол с висящим над ним небольшим зеркалом без рамы, два стула, шкаф, маленький холодильник, прикроватная тумбочка, деревянная кровать, над которой висит белая антимоскитная сетка, собранная с одной стороны в узел. Раздаётся стук в дверь. Это Мария-Луиза.
МАРИЯ-ЛУИЗА
Мадам, са ва?
СОФИЯ
(по-французски)
Да, всё нормально. Спасибо за цветы!
Не надо заглядывать так часто, ты понял?
Мария-Луиза молчит и смотрит на неё.
СОФИЯ
Я сама тебя позову, если мне
что-нибудь понадобится. Спасибо!
София протягивает Марии-Луизе доллар. Мария-Луиза уходит и закрывает дверь. София достаёт из сумки телефон. Задумывается.
Сцена 4
НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ
София, Инносент и трое русских, поселившихся в гостинице, уезжают на джипах с вооружёнными охранниками по делам.
Сцена 5
НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ –ДЕНЬ
Кусты. Мария-Луиза подглядывает за русскими.
Сцена 6
ИНТЕРЬЕР – КУХНЯ ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ
Мария-Луиза и его напарник (22) работают на кухне. Моют плиту, пол, посуду. Мария-Луиза постоянно что-то напевает. Заходит хозяин (негр 33). Молча проверяет, как они работают. Видно, что он с ними не церемонится и пальцем показывает на места, которые надо заново помыть.
Сцена 7
ИНТЕРЬЕР – НОМЕР СОФИИ – ДЕНЬ
Мария-Луиза убирается в ванной комнате. Открывает баночку с кремом и нюхает. Ставит на место, берёт духи и брызгает в воздух. На несколько секунд закрывает глаза от удовольствия. Рядом стоят кроссовки Софии. Мария-Луиза пробует надеть одну кроссовку себе на ногу, но испугавшись, снимает. Он небольшого роста и очень худой.
Сцена 8
НАТУРА – ЗАДНИЙ ДВОР ГОСТИНИЦЫ - СУМЕРКИ
Мария-Луиза моет вручную один из джипов , на котором ездили русские. Напевает.
Сцена 9
НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ - ВЕЧЕР
Столик с русскими. Ужин. Прислуживает Мария-Луиза. На столе большое блюдо с целиком испечённой огромной рыбиной.
ПАША
Где ты достал такую красавицу,
малец? Что это за зверь такой?
ИННОСЕНТ
Это капитан. Вкусный очень.
НИКИТА
Н-да-а-а! Вкусно!
(ест рыбу)
А вам нравится, Софь Пална?
СОФИЯ
Я вот думаю, Никита Сергеевич,
когда вы делом-то займётесь.
Время идёт, люди в лаборатории
ждут, а вы тут, извините,
туризмом занимаетесь. Что скажете,
Павел Петрович?
ПАША
Ну, надо ж всё посмотреть, понять,
Мы же за этим приехали. Не
по картинкам же только дело делать…
АНАТОЛИЙ
На крокодильей ферме готовы дать
специалистов. Там заведующий вполне
внятно говорит по-русски.
В Астрахани, кстати, учился.
Пошли бы завтра побеседовали
с земляком-то.
ПАША
Да я его, кажется, знаю. Смотрю, морда
знакомая, потом решил,
что галлюцинации какие-то.
Другой континент всё-таки.
А теперь вон оно как…
СОФИЯ
Даю вам один день на раздумья.
Времени у меня не так много.
Завтра к семи прошу.
(начинает есть)
М-м-м-м!
Как вкусно! Отлично приготовлено,
между прочим. Тут есть какая-то
приправа, не пойму…
НИКИТА
Эй, Мария-Луиза, мать твою,
греби сюда!
(зовёт жестом Марию-Луизу с другого столика)
Мария-Луиза подходит.
НИКИТА
Инносент, переведи! Рыбу ты
сварганил самую, что ни на есть!
Инносент переводит
НИКИТА
Знаешь, что мы решили?
Мария-Луиза молчит и не знает, что его вообще ждёт.
НИКИТА
Слушай сюда внимательно, Басков!
Если ты будешь каждый раз вот
так стараться, а самое главное,
будешь обслуживать нашу госпожу,
как английскую королеву, она
возьмёт тебя с собой. Понял?
Мария-Луиза кивает. Все, кроме Софии, смеются, почти ржут.
Софии эта шутка явно не нравится.
Сцена 10
ИНТЕРЬЕР – КУХНЯ ГОСТИНИЦЫ - ВЕЧЕР
Мария-Луиза стоит с горящими глазами около раковины с грязной посудой и не шевелится. Он смотрит на пену в раковине и улыбается. Входит напарник.
НАПАРНИК
Ты что стоишь, как кобра перед
прыжком.
(говорит на суахили)
МАРИЯ-ЛУИЗА
А Россия где находится, не знаешь?
НАПАРНИК
В Голландии, скорее всего.
Или в Бельгии.
Нет, точно в Бельгии.
МАРИЯ-ЛУИЗА
Ты лучше спроси.
(показывает глазами на потолок,
имея в виду хозяина)
Сцена 11
НАТУРА – БАЛКОН НОМЕРА СОФИИ _ НОЧЬ
София стоит на балконе и смотрит на звёздное небо. Потом поворачивает голову и видит спящего на пластиковом кресле Марию-Луизу. Рядом валяется пустая жестянка пива.
Сцена 12
НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ - УТРО
Завтрак. За столиком сидят София и Инносент. Перед ними поднос с фруктами: папая, манго, мини-бананы, личи, маракуйя, ананас.
Подходит Мария-Луиза и наливает им кофе из кофейника в чашки.
МАРИЯ-ЛУИЗА
Что-нибудь ещё, госпожа?
СОФИЯ
Принеси ещё воды, пожалуйста!
Мария-Луиза уходит.
СОФИЯ
Где его семья? Он сирота?
ИННОСЕНТ
Да кто ж его знает.
Я слышал только,
что его продал на плантации его же отец.
Голод, нищета, разруха после войны.
СОФИЯ
А как он сюда попал?
ИННОСЕНТ
Слабый для физического труда,
песенки поёт. Его поэтому
и прозвали женским именем.
СОФИЯ
А на самом деле, как его зовут?
ИННОСЕНТ
Понятия не имею.
Паспорта-то у него нет и не было.
СОФИЯ
Какие здесь вкусные фрукты!
Не могу никак насытиться.
Ананасы и бананы,
которые знаю с детства,
имеют совершенно другой вкус.
ИННОСЕНТ
Фрукты, не тронутые селекцией
и удобрениями. Говорят, в них ещё живут
прамолекулы из райского сада.
СОФИЯ
Точно!
ИННОСЕНТ
Я специально с тобой завтракаю.
Он тебе приносит лучшие кусочки.
София улыбается.
Сцена 13
НАТУРА – УГОЛ ГОСТИНИЦЫ – УТРО
Мария-Луиза смотрит из укрытия, как София завтракает.
Сцена 14
НАТУРА – ЗАДНИЙ ДВОР ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ
Мария-Луиза на заднем дворе отрубает курице голову и смотрит на кровь. Берёт нож и вонзает его в обезглавленную курицу. Он весь дрожит.
Сцена 15
ИНТЕРЬЕР – КУХНЯ ГОСТИНИЦЫ - ДЕНЬ
Мария-Луиза и напарник убираются.
НАПАРНИК
Он сказал, что в Америке.
Но я не понял,
где в Америке?
Может, там, где Мексика?
МАРИЯ-ЛУИЗА
Ещё раз спроси. Я очень тебя прошу.
Сцена 16
НАТУРА – ДВОР ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ
Мария-Луиза и напарник моют шлангом плитку у бассейна.
НАПАРНИК
Он сказал, что Юрий Гагарин был из России.
МАРИЯ-ЛУИЗА
А кто это?
НАПАРНИК
Артист, кто!
МАРИЯ-ЛУИЗА
Точно?
НАПАРНИК
В воскресенье приедет мой сосед,
он в школу ходил два года, спросишь.
Незаметно подходит Хозяин.
ХОЗЯИН
Рот закрыли!
(обращаясь к Марии-Луизе)
Иди траву косить за левыми
столиками! Быстро!
Сцена 16
ИНТЕРЬЕР – НОМЕР ГОСТИНИЦЫ СОФИИ – ДЕНЬ
София заходит в номер. На столике новые цветы. В этот раз вместо лебедя Мария-Луиза сделал из полотенца кораблик. София кладёт сумку и идёт в ванную комнату.
Сцена 17
ИНТЕРЬЕР – НОмЕР ГОСТИНИЦЫ СОФИИ – ДЕНЬ
София заходит в ванную комнату и с удивлением смотрит вниз. У её ног красуется новый резиновый коврик. На розовом фоне в лучах солнца плывут по морю два дельфина. Она улыбается и качает головой.
Сцена 18
ИНТЕРЬЕР – КОРИДОР ГОСТИНИЦЫ – ДЕНЬ
София идёт по коридору гостиницы. Слышится пение Марии-Луизы. София видит Марию-Луизу, который протирает таршер. Мария-Луиза замечает её и замолкает.
СОФИЯ
Скажи, пожалуйста, ты бурундиец?
Мария-Луиза молчит.
СОФИЯ
Где твоя семья?
Мария-Луиза молчит, но видно, что он начинает нервничать.
СОФИЯ
У тебя есть семья?
У Марии-Луизы наворачиваются слёзы на глаза, и он убегает.
Сцена 19
НАТУРА – ДВОР - ДЕНЬ
Русские опят уезжают на джипах по делам.
Сцена 20
НАТУРА – ДВОР - ДЕНЬ
Мария-Луиза подглядывает за ними из-за угла дома. Неожиданно его ударяет по голове хозяин.
ХОЗЯИН
Ты опять ничего не делаешь!
МАРИЯ-ЛУИЗА
Я всё сделал! Я вышел починить
зонтик у того стола.
Я ждал, когда уедут гости.
ХОЗЯИН
Быстро в прачечную!
МАРИЯ-ЛУИЗА
Я… нет…
Хозяин опять бьёт его по голове,
и Мария-Луиза падает, ударяясь об угол дома. Кровь.
ХОЗЯИН
Быстро, я сказал! В прачечную! Урод!
МАРИЯ-ЛУИЗА
Убей меня! Мне не страшно! Я знаю, кто ты!
ХОЗЯИН
Ещё раз увижу тебя без дела продам
в Танзанию на сафари! Будешь бегать
мишенью у этих же гостей на джипе,
если считаешь, что у тебя тут
не всё в порядке.
Только ещё раз, понял?
Мария-Луиза медленно встаёт.
Сцена 21
НАТУРА – ВОРОТА НА УЛИЦУ ВО ДВОРЕ - УТРО
София уезжает и прощается со всеми.
Охранник несёт её чемодан и кладёт в машину. Рядом с Софией стоят Анаталоий, Инносент, Паша, Никита. Мария-Луиза тоже там стоит. Он в новой футболке и со свертком, в котором маленькое выкопанное растение.
НИКИТА
Не поминайте лихом, Софь Пална! Всё доделаем.
АНАТОЛИЙ
У вас остановка в Найроби, я так понял?
СОФИЯ
Да, целых четыре часа.
Успею съездить в музей.
София подходит к Марии-Луизе.
СОФИЯ
Спасибо тебе за всё, Мария-Луиза!
Ты очень хорошо работал.
Мне очень нравится, как ты поёшь.
Она кладёт в его онемевшую руку купюру в десять долларов.Мария-Луиза протягивает ей свёрток с растением.
СОФИЯ
Спасибо! Я обязательно посажу
его у себя дома.
Мария-Луиза понимает, что она не берёт его собой. Он глубоко дышит,старается ничем себя не выдать, но глаза его полные слёз.
МАРИЯ-ЛУИЗА
Госпожа! Я… я… остаюсь? Здесь? Я…
Мария-Луиза смотрит на Софию, не выдерживает и убегает. Из дома слышится голос хозяина, который ругает Напарника.
Сцена 22
ИНТЕРЬЕР – КАБИНЕТ В МОСКОВСКОЙ КВАРТИРЕ СОФИИ – ВЕЧЕР
София сидит за большим письменным столом перед компьютером. На столе много книг и бумаг. Она слушает интервью, которое берут у епископа Саввы. Он служит в Восточной Африке
КОРРЕСПОНДЕНТ (за кадром, в компьютере)
«Руанда, Бурунди, Восточное Конго –
один из самых неспокойных регионов
на Африканском континенте.
Здесь несёт своё служение
древняя Александрийская Патриархия
в лице епископа Саввы (Химонеттоса),
уроженца греческого Родоса.
Владыка, что вы можете сказать
об особенностях религиозных
переживаний африканцев,
складе и характере их души?
Есть ли что-то, что отличает
их от европейцев,
и в частности, от греков?
САВВА (за кадром в компьютере)
Африканцы ищут истину,
у них есть духовные потребности,
которым не отвечает ни одна
из других Церквей: им нужна истина…
София открывает рядом лежащую книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», в которой лежит вложенная веточка растения, принесённая Марией-Луизой перед отъездом.
СОФИЯ
Как будто нам не нужна истина…
к о н е ц
Свидетельство о публикации №216053001622