Чувство собственной важности

Чувство собственной важности.
              Чувство собственной важности – настоящий порок человечества. Это гипервнимание (часто граничащее с паталогичностью) к собственной персоне.   Это та  болезненная амбициозность, которая стяжает и выстраивает  акцент восприятия вокруг лишь собственной личности, когда «моё я» всегда в приоритете. Это неадекватно воспринимаемый образ самого себя и постоянное стремление к самоутверждению, к повышению самооценки и к повышению своей значимости в глазах окружающих. Это стремление  повышения своего авторитета, но не за счет какой-то продуктивной деятельности во благо общества,  заслуживающей уважения, а за счет очень завышенного самомнения и часто - за счет любого рода унижений других людей.
             Первым о чувстве собственной важности заговорил К. Кастанеда: «Каждый из нас считает себя центром вселенной… Ну да, все же есть инстинкты, где не успев забрать себе свою «кость», рискуешь остаться голодным и умереть. Значит, нужно быть всегда и везде первым. Мы все, чувствуем себя обиженными на мир, окружающих людей, на бога. Создаем себе маски о том что мы сильнее, и важнее остальных, но трагедия этой ситуации в том, что зациклившись на себе, невозможно ощутить всю прелесть окружающего мира.Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире – это его персона, он никогда не сможет по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, он не видит в нем ничего, кроме самого себя.Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым. Чувство собственной важности – главнейший и самый могущественный из врагов человека» -
К. Кастанеда,  «Колесо времени».
              Чувство собственной важности имеет некую двойственность проявлений: с одной стороны, это в степень завышенное самомнение,  это эгоцентризм личности, это необоснованная гордыня и высокомерие, и моментальная ответная реакция агрессии, если эго такого человека оказывается затронутым (или еще того хуже – публично задетым). Поэтому, исходя из всего вышеперечисленного,  человек в социуме, заявляя о себе,  демонстрирует определенную модель поведения, когда он постоянно ищет подтверждения собственной значимости, востребованности, силы, или  же «крутизны»…  С другой стороны, наличие в сознании всякого рода комплексов, фобий, фрустраций, рождающие неуверенность в себе и ощущение внутренней ущемлённости -  есть такое же  чувство собственной значимости.  А от того постоянно возникающее желание самоутверждать себя в обществе  не дает индивидууму покоя. И в том, и в другом примере человек  имеет стойкий акцент восприятия на своей персоне, разница лишь в одном: в первом случае самомнение  уже ярко выражает свою гипертрофированность, в последнем – личность активно стремиться к такому восприятию образа себя путем практических доказательств: так лицо с ярко выраженным, но скрываемым  комплексом неполноценности,  пойдет на многое ради утверждения собственной индивидуальности,  а доказательства своего «величия» могут для близких, или знакомых этого человека  обернуться сущей тиранией.  Рабы (по своей сути)  перед теми кто сильнее и выше по социальному статусу, они  по полной мере отыгрываются на тех, кто ниже, беззащитнее  и слабее по отношению к ним...
            Но каким бы не было по своей поляризации чувство собственной важности, оно заставляет играть по своим правилам:
• Делает человека зависимым от мнения окружающих: «если я буду выглядеть не респектабельно,  что  обо мне подумают», «что скажут люди, если я …», «какое я впечатление произвожу на окружающих людей», «это не одобрят», итд;
• Делает ум обеспокоенным, мышление стереотипным, а поведение шаблонным;
• Создает иллюзорное, или и вовсе неадекватное восприятие собственной персоны;
• Привязывает к определенному образу «себя»;
• Наставляет  (внутренним диалогом) поддерживать этот созданный образ;
• Заставляет носить маски и вгоняет личность в образы, не соответствующие действительности;
• Заставляет играть определенные роли;
• Опутывает паутиной навязанных социальных «ценностей»;
• При малейших колебаниях  созданного образа лишает уверенности: любые проявления неуважения или шуток  в  сторону собственной персоны воспринимаются такими  людьми крайне агрессивно и  болезненно;
• Делает человека очень тяжелым, не гибким, закостенелым;
• Делает человека зависимым и уязвимым;
• Незаметно, в своём  общем итоге,  делает человека слабым…
            «Чувство собственной важности - главнейший и самый могущественный из врагов человека, оно заставляет человека всю его жизнь чувствовать себя кем-то или чем-то оскорбленным. Наиболее частая внутренняя установка (в которой многие не в состоянии признаться даже самому себе) – «я - центр мира». Все мысли, все поступки, вся жизнь вертится вокруг этой установки. В результате такой замкнутости на себе мы перестаем воспринимать действительность. Наша точка сборки жестко фиксируется в одном положении, и мы уже не в состоянии вообразить, что действительность не имеет абсолютно ничего общего с тем, что мы воспринимаем. Развиваться мы уже неспособны, и только бесконечно вращаемся вокруг одной темы: «я - центр мира». Нас интересует только наше «я», наши интересы и взгляды. Все, что расходится с нашим мнением, воспринимается как нечто враждебное или несущественное. Чувство собственной важности поглощает до 90 % всей нашей энергии, не давая взамен ничего, кроме, разве что, болезней, ощущения одиночества, слабости и плохого качества жизни в целом», - К.Кастанеда.
             Каков печальный итог порабощения человека чувством собственной важности: он становится обычным эгоцентриком,  считающих свою личность самой значимой в мире, коих миллиарды на планете Земля, где каждому есть дело разве лишь до себя…   Как следствие,  это общество людей с пустыми глазами, отсутствием интеллекта и холодными сердцами… Людей, постоянно обеспокоенных  лишь собой и боящихся за себя… Людей, стремящихся получать и не привыкших отдать…  Людей, заключивших сделку с совестью… Людей, ради собственного блага готовых пойти на многое, иногда и  на всё…   Людей, смотрящих на мир через искаженную призму…  Людей – ненасытных в потребительском отношении…  Людей, утративших ощущение счастья…   Людей, считающих себя уникальностью, но  на самом деле являвших собой обычную толпу, массу, где вся «уникальность» лишь в самомнении и бесконечных  потребительских желаниях…  Людей, у которых загораются глаза только лишь тогда, когда идет речь о возможности собственной выгоды… Людей, ненавидящих друг друга…   Людей, сильных снаружи, но слабых и трусливых изнутри… Людей – разрушителей…


Рецензии