Детективная история мусульман Зимбабве

Можно ли предполагать, что история ислама, начавшаяся в стране в конце 19 века, когда мусульман-индийцев Британское правительство ввезло в Зимбабве, закончится тем, что будут обнаружены многотысячные племена мусульман, забывших о том, что они мусульмане?
Еще в середине 20-го века все было просто. Мусульманское население Зимбабве насчитывало небольшое количество потомков индийцев, которых британцы завезли в страну для работ на строительстве моста. Их история началась в 1890г в Солсбери. В Восточной Африке в то время реализовывался один крайне амбициозный проект – постройка моста через ущелье реки Замбези в Замбию. Можно забежать вперед и отметить, что железный мост был построен и до сих пор находится в рабочем состоянии. Рабочую силу британцы предпочли набрать на территории современного Пакистана и индийского штата Гуджрат, а значит – в большинстве своем выходцы из Индии оказались мусульманами. Часть из них работала также на хромовых рудниках. После окончания работ – часть из них уехала обратно в Британскую Индию, но были и такие, которые решили остаться. Из оставшихся выделилось две группы, некоторые женились на местных уроженках, перешедших в ислам, некоторые предпочли заключить браки на родине и затем – перевезти семьи на африканский континент.
Стоит отметить, что большинство мусульман-индийцев были намного более образованы, чем местное население и составляли как бы буфер между англичанами и африканцами, занимая высокие посты в местной администрации, основывая успешные компании и осуществляя выгодные бизнес-проекты. В 1927 году была построена самая старая мечеть в столице страны Хараре.
На самом деле мусульман-индийцев работа в Восточной Африке не тяготила, большинство из них были вторыми-третьими сыновьями в своих семьях и вполне логично отправлялись родителями на отдаленные заработки и изучение новых возможностей. Более того – в то время это была действительно единая территория Британской Империи, что подразумевало свободное перемещение и свободный перевод средств по всей ее территории.
Первые проблемы начались в 1947 году о образованием независимых государств Индии и Пакистана. Поскольку в то время родина мусульман получила независимость, а страна проживания все еще оставалась в составе Британской империи. В это время многие из бизнесменов, которые хотели сохранить свое дело, оформляли для себя гражданство стран Индостана, а жена и дети оставались в Британском подданстве. Это было сделано для того, чтобы обеспечить для бизнеса контакты и контракты с родиной, а для семьи – большую социальную защищенность.
Второй группой мусульман были малавийские беженцы, в основном народа Яо. Они мигрировали в Зимбабве в поисках работы, как правило, неквалифицированной на заводах, фабриках, в факториях и мест прислуги. Вообще – малавийские мусульмане – это большая группа африканских мусульман, которые приняли ислам от арабских торговцев в 11-12 веках. В настоящее время их община насчитывает порядка 50 тысяч человек.
Некоторое время они молились вместе с мусульманами-индийцам, однако, позже, при содействии и спонсировании последних построили свою собственную мечеть в 1961г.
Эти две группы мусульман отлично взаимодействуют между собой, но этнически – не смешиваются. Браки заключаются в пределах отдельных общин (реже – мусульмане-индийцы привозят невест с исторической родины).
И вот, наконец, знаменательный 1961 год. Один из мусульман по делам бизнеса был вынужден углубиться в район Бухера (принадлежавший тогда Родезии). История точно не сохранила ни его имя, ни род занятий. Поездка оказалась сложнее, чем он себе представлял, а длинный день, проведенный на жаре, вынудил его остановиться у небольшого крааля – поселения местных жителей из племени варемба.
Они дали ему приют, напоили, усадили в тени. В качестве ответного доброго жеста он спросил – как зовут хозяев? А вот ответ на столь невинный вопрос поверг его в шок. Оказалось, что хозяина хижины в заброшенной африканской глуши зовут Али, а его соседей Юсуф и Мустафа. Арабские имена в джунглях Африки, где казалось бы никогда не ступала нога мусульманина! Удивленный он спросил: «Вы мусульмане»? Но это слово ничего им не сказало, они не знали, что оно означает. А вот, при описании обычаев и традиций мусульман оказалось, что у варемба есть те же самые, причем – значения многих они вообще не понимают и исполняют их «по старинке». Да, они не если свинину и делали обрезание  мальчикам, но вряд ли понимали «зачем»?
Вернувшись в свой город он рассказал о странных «мусульманах» своим знакомым и часть из них даже постаралась установить более постоянные контакты с варемба, но это было только вершиной айсберга.
Переломный момент наступил в 1974 году. Шейх Адам Муса Макда руководитель мусульман страны посетил Масвинго, когда к нему подошел немощный старец и заговорил на языке шона. Старик сказал, что ему был явлен странный сон, в котором ему повелевалось пойти в Масвинго и найти там «араба», который расскажет его племени, как дальше жить и как исполнять обряды ислама. Шейх был заинтригован, и посчитав, что слово «араб» здесь было синонимом «мусульманин», он принял приглашение старика и отправился в его деревню.
В Чиньика, одном из главных поселений варемба, его встретили около 400 крестьян. Не зная с чего начать, он стал описывать обычаи и обряды мусульман. Все делегаты выглядели возбужденными, они поддерживали оратора кивая головами и хлопая в ладоши. Наконец, они поняли, почему выполняют те или иные обряды, носят нетипичные для африканцев имена и перед закланием животного произносят «Аллаху Акбар». Утерянные столетия назад корни были найдены, но остро стал вопрос о том, как вернуть варемба в лоно ислама?
Шейх Макда предположил, что на данный момент будет лучшим выходом отправить троих представителей племени (юношу, среднего возраста мужчину, и мужчину старшего возраста) в мусульманскую общину Масвинго, где имам смог бы обучить их начальным исламским наукам, а они сами по возвращении, смогли бы на родном языке донести эту информацию до остальных варемба. И этот план обернулся грандиозным успехом.
Уже в 1976 году на выкупленном участке земли в Чиньики возвели мусульманский центр, в который варемба стали приходить тысячами, чтобы «освежить сознание» ислама. Многим из них необходимо преодолеть несколько километров неблагоустроенных деревенских дорог, чтобы попасть в него. Но усилия того стоили – в настоящее время более 20 молодых варемба обучаются на курсах хафизов, а один Али Мутазу стал квалифицированным имамом.
Окончание гражданской войны в 1980г в Зимбабве стало началом новых открытий. По исследованиям этнографов – в стране проживает как минимум 150 тысяч варемба и все они в большей или меньшей степени имеют отношение к исламу. Широкой общественности это уникальное явление «ислама из джунглей» стало известно благодаря книге «Ислам в Зимбабве», которую написал зимбабвийский исследователь Эфраим Мандивенга (который, кстати, сам не является мусульманином).
Эта книга стала настоящим открытием для всего мусульманского мира и дала начало подробным исследованиям арабских путешествий. Как выяснилось – еще в самом начале развития Халифата, рядом мусульманских географов и исследователей было предпринято несколько экспедиций в Африку. Есть некоторые утверждения о том, что нескольким из них удалось добраться даже до ее южной оконечности. А по всему восточному побережью были устроены арабские торговые фактории, с которых началось продвижение мусульман и ислама вглубь материка. Так – часть из них дошла и до современных зимбабвийцев.
Раскопки, которые ведутся в Большом Зимбабве (столица страны в Средневековый период) уже нашли доказательства арабского присутствия в регионе.
После ослабления Халифата торговые фактории оказались заброшенными, арабы – или уплыли на родину, или (в гораздо меньшем количестве) растворились среди местного населения. Предки варемба, принявшие ислам, в окружении традиционных племен частично его утратили, частично – законсервировали в именах и обычаях, не сохранив истоков их происхождения.
Для укрепления варемба в исламе и помощи им индийскими и малавийскими мусульманами был создан специальный фонд помощи, контролируемый Исламской Миссией Зимбабве (ZIM – Zimbabwe Islamic Mission). Ее штаб-квартира размещена в Квекве, там же находится и самая красивая мечеть страны, построенная в 1977г. Она возведена в лучших традициях мавританского и индийского зодчества и напоминает миниатюрный Тадж Махал. Всего же в настоящий момент в каждом крупном городе страны есть хоть одна мечеть (общее число оценивается в 100), а в столице – их вообще 18. Кроме Исламской Миссии Зимбабве в стране ведут свою работу Совет мусульманских ученых и Высший совет по делам мусульман. Почти при каждой мечети действуют медресе, обучающее детей и взрослых Корану, арабскому языку и исламским наукам.


Рецензии