Вкус свободы
18 октября 2015
1. ИНТ.КУХНЯ ПРИ МАГАЗИНЕ. ДЕНЬ.
ДЕНИЗ, АТИФА, АМИР
Небольшое помещение с окном во двор. В центре длинный стол, у стены справа от окна варочные панели и духовые шкафы. В духовке горит свет, внутри несколько этажей с пахлавой. Дениз (30, турок с красивым лицом, на правой щеке след от ожога)в длинном белом фартуке и чёрной косынке, стоит за столом, моет поверхность стола, тихонько напевает. Входит Атифа (22). Девушка в джинсах и длинном чёрном свитере с высоким воротом, длинные волосы собраны в хвост на резинку. Дениз прекращает работу, улыбается девушке.
ДЕНИЗ
Почти закончил. Можем прогуляться…
Дениз наклоняется под стол, не прекращая улыбаться девушке.
АТИФА
Дениз…
Дениз достаёт пирожное в форме маленького алого сердечка на блюдце. Ставит перед Атифой на стол. Атифа берёт в руки пирожное, откусывает.
ДЕНИЗ (ГОРДО)
Оригинальный рецепт... для тебя…
Атифа оглядывается на дверь. Ставит пирожное на блюдце на стол.
АТИФА
Сегодня опять…
ДЕНИЗ (УЛЫБАЕТСЯ)
И сегодня, и всегда…
АТИФА
…будет облава… я слышала, отец по телефону…
ДЕНИЗ
Не погуляем… ладно, мне ж не привыкать.
Дениз берёт за руку девушку. Она смотрит на него с нежностью.
АТИФА
Когда же мы…
ДЕНИЗ (ТОРОПЛИВО)
Скоро. Я нашёл… деньги будут и документы…
Раздаётся звук таймера в духовке. Дениз оглядывается на звук, идёт к духовке. Открывает печь. Входит Амир (55). Сурово смотрит на девушку.
АТИФА
Я только узнать, когда пахлава…
АМИР
Вернись в магазин.
Девушка быстро выходит из кухни. Пирожное остаётся на столе. Дениз ставит на стол противень с пахлавой.
АМИР (ПРИКАЗОМ)
Исчезни.
ДЕНИЗ
А когда…
АМИР
Дам знать.
Амир выходит. На блюдце надкушенное сердце.
2. ИНТ.ПОДВАЛ В МАГАЗИНЕ. ДЕНЬ.
ДЕНИЗ
Дениз спускается по лестнице в подвал. Здесь маленькое оконце на улицу, старый топчан, рядом с топчаном облезлая прикроватная тумбочка, деревянные полки и крючки для одежды на стене, умывальник. Дениз торопливо подходит к тумбочке, достаёт рюкзак. Бросает в рюкзак вещи из тумбочки: джинсы, пару футболок и свитер. Снимает с крючка на стене куртку, надевает её. Возвращается к полке, берёт прислоненную к стене фотографию: Дениз обнимает улыбающегося старика. Дениз задерживает взгляд на изображении и бережно прячет фотографию во внутренний карман куртки на груди. Идёт к двери, оборачивается, окидывает взглядом комнату, выходит.
3. ИНТ. КОРИДОР В МАГАЗИНЕ. ДЕНЬ.
ДЕНИЗ, АМИР, АТИФА
Дениз выходит в коридор, направляется к открытой двери в торговый зал. В дверном проёме стоит Атифа.
АМИР
Подожди.
Дениз останавливается, оборачивается на голос. В коридоре стоит Амир.
АМИР
Звонил мистер Моррети. Зайди.
ДЕНИЗ
Что-то особенное?
АМИР
Как обычно.
Дениз кивает, смотрит на вход в торговый зал, Атифы уже нет. Дениз идёт в обратную от торгового зала сторону.
4. НАТ. УЛОЧКА У ЮВЕЛИРНОГО МАГАЗИНА. ДЕНЬ.
ДЕНИЗ, СТАРУШКА, ПРОХОЖИЙ
Дениз с рюкзаком на плече идёт по узкой улочке, слева от него на доме видна вывеска «Jeweler*s shop». У тротуара, рядом с ювелирной лавкой паркуется небольшой автомобиль. Дениз переходит дорогу, направляется к лавке. Из машины выходит старушка (80)европейской внешности. Открывает заднюю дверь, выпускает маленькую собачку на длинном поводке, закрывает дверь. Собачка облаивает прохожего мужчину и несётся за ним, таща поводок по тротуару.
СТАРУШКА
Бенни!
Дениз смотрит на старушку, на собачку и быстро догоняет поводок, поднимает собачку и возвращает старушке животное на руки. Дениз входит в лавку. Звякает колокольчик на двери.
5 ИНТ. ЮВЕЛИРНАЯ ЛАВКА. ДЕНЬ.
ДЕНИЗ, АДИЛ, ПОКУПАТЕЛЬНИЦА 1, ПОКУПАТЕЛЬНИЦА 2
Тесное помещение из прилавка со стеклянными витринами, шкафчиками со стеклянными дверцами, крохотным столиком и двумя плетёными стульями, дверью в подсобку за прилавком и большим окном на улицу. На прилавке стоит небольшое круглое зеркало на подставке. За прилавком стоит Адил (торговец, араб,35) с крупными кольцами на обеих руках, бритый наголо с чёрной татуировкой на голове, постоянно одёргивает низ футболки. Перед зеркалом покупательница (чёрная, толстая, 40) примеряет большие серьги-кольца, с непроницаемым лицом смотрит на себя в зеркало.
АДИЛ (УЛЫБАЯСЬ)
Картинка, а не девушка…
Покупательница не отвечает, продолжая разглядывать своё отражение. Торговец видит Дениза, кивает ему, продолжая уговаривать покупательницу. Дениз идёт к столику, садится на стул, смотрит в окно. За окном старушка держит поводок, собачка писает на колесо машины, задрав лапу.
АДИЛ
Штучный товар… чистое золото!
Покупательница снимает серьги, отдаёт торговцу и молча уходит. Торговец с досадой вслед покупательнице вскидывает вверх руку, сдерживая ругательство. Дениз подходит к прилавку.
АДИЛ
Корова! Я тут полчаса перед ней…
ДЕНИЗ
У меня планы изменились…
АДИЛ
Неустойку заплатишь.
ДЕНИЗ
Я не отказываюсь, перенести хочу…
АДИЛ
Штраф за задержку…
ДЕНИЗ
Наоборот… сегодня можно? Или завтра…
АДИЛ
Десять процентов за срочность.
ДЕНИЗ
И ещё пару дней перекантоваться…
АДИЛ
За постой шестьдесят. И вперёд. Сегодня ночью, мотель «Queen».
Дениз кивает и уходит. Звякает колокольчик. Входит покупательница2 (европейка, 25). Адил, увидев девушку, расплывается в улыбке.
АДИЛ
Картинка, а не девушка!
6 ИНТ. СТУДИЯ. ДЕНЬ.
ДЕНИЗ, МОРЕТТИ, СТАРИК-БРОДЯГА
Просторная светлая студия с лестницей на второй этаж. Окна от пола до потолка без штор, диван с креслами, перед диваном столик. На постаменте в центре комнаты стоит, сгорбившись, лицом к окну старик (европеец, 75) в рваных грязных не по размеру широких джинсах, тёмная футболка неопределённого цвета в грязных пятнах и дырой, открывающей худое плечо. Волосы седые, растрёпанные, немытые. Лицо худое, в глубоких морщинах, мешки под глазами, выцветшие слезящиеся глаза. На ногах растоптанные кеды на голую ногу. Старик опирается, навалившись на спинку барного стула. Слева от него стоит на штативе включённый фонарь. Перед стариком, спиной к окну стоит Моретти (итальянец, 40), справа от него большой холст с эскизом портрета старика, опирающегося на парапет моста. Моретти размешивает краски на палитре. Звонок в дверь.
МОРЕТТИ (КРИЧИТ)
Открыто!
Открывается дверь, входит Дениз, закрывает дверь. Моретти выглядывает из-за холста.
МОРЕТТИ
О, Денни, моя сладость!
ДЕНИЗ
Привет.
Дениз смотрит на старика, старик не откликается на приветствие, не оглядывается на Дениза. Моретти кладёт краску на холст. Дениз достаёт из рюкзака яркую картонную коробку, подходит к столику, ставит коробку на стол. Моретти откладывает палитру и кисть на полку мольберта, подходит к столу, открывает коробку, берёт пахлаву, отправляет в рот, жуёт. Зажмуривается от удовольствия, постанывает. Дениз улыбается, глядя на Моретти.
МОРЕТТИ
У тебя талант, ты знаешь?
ДЕНИЗ
Да, ты говорил…
МОРЕТТИ
И буду говорить, и хозяину твоему... может, жалованье тебе поднимет.
ДЕНИЗ
Это вряд ли.
Моретти возвращается к холсту, вытирает пальцы о смятую тряпку, лежащую в мольберте, берёт кисть, смотрит на покорно стоящего старика. Дениз подходит к Моретти, смотрит внимательно на старика, слегка склоняется перед стариком, приветствуя его. Старик не реагирует.
МОРЕТТИ
Ты посмотри на него… посмотри, видишь?
Дениз вглядывается в лицо старика.
МОРЕТТИ
Удивительное лицо… выразительность какая! глаза тусклые… плечи эти…
Старик переминается с ноги на ногу.
МОРЕТТИ (КЛАДЁТ КРАСКУ НА ХОЛСТ)
Такого нищего поискать... Красота!
Моретти смотрит на Дениза.
ДЕНИЗ
Разве нищета может быть красивой?
МОРЕТТИ
Конечно, может. Не каждый видит. Садись. Расскажешь новости…
ДЕНИЗ (СТАРИКУ)
Я сяду, почтенный?
Старик переводит взгляд на Дениза, не отвечает. Дениз отводит взгляд от старика.
ДЕНИЗ (МОРЕТТИ)
И сколько стоит труд натурщика?
МОРЕТТИ
Тебе выгоднее заниматься своим делом…
Звонит телефон наверху. Моретти откладывает кисть, уходит, поднимаясь по лестнице наверх.
МОРЕТТИ (ДЕНИЗУ)
Не убегай.
Старик тяжело опускается на пол, садится, опираясь спиной на постамент. Телефон замолкает, Моретти наверху что-то говорит. Старик закрывает глаза. Дениз смотрит на него. Старик, тихонько охая, меняет положение, перенося вес с одной ноги на другую, замирает. Дениз достаёт из кармана куртки бумажник, открывает его, достаёт из бумажника всё, что есть, прячет бумажник в карман. Подходит к старику, садится на корточки перед ним, осторожно кладёт руку на плечо.
ДЕНИЗ
Отец….
Старик открывает глаза. Дениз протягивает ему деньги.
СТАРИК (УДИВЛЁННО)
Мне?
Дениз улыбается старику, прячет деньги в карман джинсов старика. Поднимается и быстро уходит, прихватив рюкзак. На лице старика слабая улыбка.
7 ИНТ. ЮВЕЛИРНАЯ ЛАВКА. ДЕНЬ.
ДЕНИЗ, АДИЛ
Дениз входит в лавку, на двери звенит колокольчик, из двери в подсобку на звук входит жующий Адил, удивлённо вскидывает брови при виде Дениза. Дениз подходит к прилавку вплотную.
ДЕНИЗ
Адил, я не могу заплатить вперёд…
АДИЛ
Тогда о чём разговор?
Адил разворачивается, чтобы уйти.
ДЕНИЗ
Я отработаю.
Адил поворачивается к Денизу. Смотрит на него, прищурившись. Уходит в подсобку.
8 ИНТ. ПОДСОБКА ЮВЕЛИРНОЙ ЛАВКИ. ДЕНЬ.
АДИЛ, БОРОДАТЫЙ МУЖЧИНА
Адил подходит к сейфу, открывает его, берёт свёрток и листок бумаги. За столом сидит бородатый мужчина (араб, 40), перебирает чётки.
БОРОДАТЫЙ МУЖЧИНА
Кто?
АДИЛ (С ПРЕЗРИТЕЛЬНОЙ УСМЕШКОЙ)
Баран.
БОРОДАТЫЙ МУЖЧИНА
Надёжно?
АДИЛ
Ещё бы. Он же сегодня нам свои почки принесёт про-да-вать. (смеётся)
Адил уходит.
9. ИНТ. ЮВЕЛИРНАЯ ЛАВКА. ДЕНЬ.
ДЕНИЗ, АДИЛ
АДИЛ входит, достаёт из свёртка маленький листок бумаги с надписью, передаёт Денизу свёрток и листок.
АДИЛ
Адрес здесь.
Дениз берёт свёрток, убирает его в рюкзак, читает адрес на листке.
10 НАТ. УЛИЦА. ВЕЧЕР.
ДЕНИЗ
Дениз идёт по улице, сворачивает в подворотню. Смотрит по сторонам. Снимает с плеча рюкзак, открывает его, не вынимая свёртка, разворачивает его. В свёртке взрывчатка. Дениз резко закрывает рюкзак, прислоняется к стене, закрывает глаза. Открывает глаза и быстро выходит из подворотни, достаёт мобильник.
11. НАТ. ПАРК. ВЕЧЕР.
ДЕНИЗ, АТИФА
Дениз и Атифа, держась за руки, стоят на аллее парка.
ДЕНИЗ
Я вернусь.
Атифа порывисто прижимается к Денизу. Дениз целует Атифу в макушку.
АТИФА
Останься…
ДЕНИЗ
Ты хочешь, чтобы я… с шакалами?! После того, что они с отцом…
АТИФА
Нет-нет!
Дениз берёт Атифу за обе руки.
ДЕНИЗ
Я вернусь.
Атифа прижимается к Денизу.
12. ИНТ. СТУДИЯ. ВЕЧЕР.
МОРЕТТИ
Моретти с мобильником возле уха сидит на диване, постамент пустой.
МОРЕТТИ (ВЕСЕЛО)
Дениз! Дуй ко мне срочно... Где?!
13. ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК. ВЕЧЕР.
ДЕНИЗ, МОРЕТТИ, ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Дениз и Моррети сидят напротив друг друга за столом. За стеклом видно полицейского, говорящего по телефону.
МОРЕТТИ
Да..., дела. Но есть и хорошие новости.
Дениз невесело улыбается.
МОРЕТТИ
Помнишь старика-натурщика?
Крутой чувак, судовладелец…
ДЕНИЗ
Как это?! Он же…
МОРЕТТИ (ГОВОРИТ БЫСТРО)
С причудами мистер, одинокий к тому же, портрет мне заказал такой… но не суть..
ДЕНИЗ (РАССТРОЕННО)
Я ж ему денег дал… оскорбил, выходит…
МОРЕТТИ
Денег? Ему?!
Моретти громко смеётся, полицейский оборачивается, Дениз смотрит на Моретти в недоумении. Моретти кладёт на стол перед Денизом чек на 20 000.
ДЕНИЗ
Что это?
МОРЕТТИ
Тебе. На документы и свадьбу. Теперь понятно, почему расспрашивал… ну я и… в общем…
ДЕНИЗ
Отдай Атифе. Так надёжнее. Меня завтра вышлют…
МОРЕТТИ
Не вышлют. Найми моего адвоката, власти учтут сотрудничество с ними. Ещё и вид на жительство получишь.
Моретти протягивает ему телефон.
14. ИНТ. КАБИНЕТ В ДОМЕ СТАРИКА. ВЕЧЕР.
СТАРИК, ДВОРЕЦКИЙ
Старик в своём кабинете сидит за столом. На нём отличный костюм, волосы тщательно причёсаны. На указательном пальце правой руки кольцо с синим камнем. На столе календарь, первая половина квадратиков с днями перечёркнута.
Старик берёт ручку, собирается зачеркнуть еще один квадратик, раздумывает. Входит дворецкий (60) с небольшим подносом. На подносе коробочка для лекарств и стакан воды. Подходит к столу.
ДВОРЕЦКИЙ
Пора принять лекарство, мистер Эванс.
Старик поднимает голову, улыбается.
СТАРИК
Больше никаких таблеток, Гай, никаких.
Дворецкий смотрит на старика.
СТАРИК
Пора принять неизбежное.
Дворецкий почтительно кланяется.
СТАРИК
Но теперь я знаю, как сделать дни, что остались, счастливыми.
Старик откладывает ручку и смахивает календарь в урну для бумаг.
ТИТРЫ
Свидетельство о публикации №216053000348