Есть по Чуйскому тракту дорога...

       Курортники из разных санаториев собрались в назначенный час у административного здания, чтобы ехать на экскурсию в Чемал. Получилась довольно-таки большая группа. В автобусе были заняты все места. Нам повезло с экскурсоводом. Всю дорогу она просвещала нас, рассказывая разные истории об Алтае, о людях, которые здесь проживают и, которые внесли вклад в его развитие. Говорила о том, что здесь, во все века, от сотворенья Мира, народ селился, и река Катунь всему была мерилом. Она кормила и вела в годины лихолетья, на гребнях вспененных несла суровые столетья. И вдоль реки, в чудесный край бежит-спешит дорога, и вот уж золотой Алтай раскрыл свои чертоги. Посвящала она свои стихи и шофёру, который вёл автобус, и  Чуйскому тракту, по которому мы ехали.

Экскурсовод сказала, что едем по Чуйскому тракту, а дорога была  узкая. Я знаю другой Чуйский тракт, поэтому спросила у неё, почему она эту дорогу назвала трактом. Оказалось, что сначала этот тракт прокладывался, и шёл он через село Алтайское. А вообще история Чуйского тракта насчитывает более тысячи лет. Первые упоминания об этой дороге можно найти в древнекитайских списках тысячелетней давности. Тогда ее называли Мунгальским трактом. Это была небольшая тропа, которая связывала Сибирь, Монголию и Китай. По этой маленькой дорожке передвигались небольшие группы паломников к священному дереву в урочище Байхач, приводя с собой разных людей, которые готовы были обменять свои товары на другие. Но развитие этот путь получил с приходом в эти места предприимчивых русских купцов. Торговые люди поняв, какая будет выгода от торговли с монголами и китайцами, построили небольшое поселение Кош-Агач.

 В 1850-х  – 1860 –х  годах значительно окрепла торговля с монголами, на ярмарки стало съезжаться много народа. Дорога стала мала и после долгих и изнурительных обсуждений, было принято решение о строительстве новой трассы.  В 1901 году началось строительство Чуйского тракта.  К 1903 году, этот путь был переоборудован для движения повозок. На реках были установлены паромы. Но из-за гражданской войны, эта дорога пришла в упадок, все мосты были разрушены.

В 1932 году обязали «Главдортранс»  закончить строительство правобережного варианта Чуйского тракта в назначенный срок.   Вдоль тракта, на расстоянии 15-20 км друг от друга стали строить концентрационные лагеря. В  народе их называли «командировки».  Они были рассчитаны на 400 заключённых.  Уже осенью 1932 года были высланы из Москвы люди на Алтай для «трудового перевоспитания», а потом их везли тысячами сюда со всей страны, отбирали тех, кто умел работать.  И по алтайским селам прошла облава на «врагов народа», в числе которых оказался и отец Василия Шукшина.

Женщины  тоже строили Чуйский тракт. Ивана Иванович Козлов работал шофёром здесь, позднее вспоминал: «Прокладывали Чуйский тракт и женщины. Красивые…. Им бы любить, да детей рожать. В рейс поехал – они в одном месте дорогу долбят: кирка, лопата, лом да тачка – вот и вся механизация…. А назад дня через четыре возвращаюсь – они уже метров на триста – четыреста ушли. Сильно работали…. Бывало, едешь по тракту, а их целую колонну, конвоируют охранники с собаками. Собаки у них были специально натренированные на человека. Если кто бросался в бега, то его не ловили и даже не стреляли, а спустят собак – и конец…».   

По рассказам жителей, «командировки» были обнесены высоким глухим забором, внутри которого находились три-четыре больших барака и один хороший дом для охраны. По углам – четыре наблюдательные вышки. С наступлением зимы заключённых бросали на борьбу со снежными заносами, чтобы восстановить перевозки от Бийска до Кош-Агача, начатые ещё в зиму 1930 года. Десять-двенадцать тысяч заключённых не только пробивали дорогу в многокилометровых снежных заносах, но и вели лесоповал вдоль всей трассы. Даже для водителей вводились жёсткие правила: на погрузку и выгрузку автомобиля давалось двадцать минут. Люди работали на износ, и это называлось «движением ударников». А что говорить про заключённых, которые умирали здесь же, на тракте, от голода и холода, непосильного труда . Чтобы не мешали ходу работ, их хоронили, сваливая друг на друга в ближнем карьере.

Но уже к 1935 году этот путь был восстановлен. Чуйский тракт проходит теперь через Горно-Алтайск. Дорогу посыпали гравием, а мосты были сделаны из железобетона. Все это было сделано благодаря непосильному труду заключенных в лагеря  зеков и энтузиазму местного населения. Чуйский тракт, протяжённостью 547 км,  имеет сегодня асфальтное покрытие вплоть до Монгольской границы.
   Вот такую историю прослушали  мы о строительстве Чуйского тракта. А ведь до её рассказа я, например, об этом ничего не знала, только слышала в детстве песню со словами "Есть по Чуйскому тракту дорога..." про девушку и парня, которые были шоферами. Интересно то, что строили его одни зеки, выполняли самую трудоёмкую работу. Да и охранникам было нелегко,вероятно,  в зимнее время. Автобус катил нас вперёд, оставляя редкие населённые пункты позади.


Рецензии
Чуйский тракт через Горно-Алтайск не проходит. Я жила здесь в 1941 году, когда началась война, а до 1945 года жила на Чуйском тракте в селе Чибит. В 1970 году посетила родные места. Юрасова Мариэтта Петровна.

Мариэтта Юрасова   23.12.2016 10:35     Заявить о нарушении
Очень удивили Вы меня. Чуйский тракт идёт от Бийска до Монгольской границы, идёт через Горно-Алтайск. А как по другому-то? Другое ответвление Чуйского тракта начинается где-то у Маймы и идёт в Чемал. Я задавала вопрос экскурсоводу, когда ехали по дороге в Чемал. Она сказала, что и просёлочные дороги здесь называются Чуйским трактом. В Интернете можно почитать об этом.

Алифтина Павловна Попова   23.12.2016 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.