Лицо

- Привет, Артур!
- Боже мой! Привет! А ты не изменилась... Как ты? Где ты?
- Так, работаю. А ты?
- И я. Видаешь ли кого из класса?
- Нет, давно, лет десять никого не видала. А ты?
- Я по работе пересекался с мамой Женьки Боковой. Так, поговорили. Женька замуж вышла, двойню родила...
- Ого!..
- Да! Хорошо всё у неё... А так, больше ни о ком ничего не знаю.
- Да, я тоже никого не встречала... Как-то быстро все разъехались, кто куда... По слухам только. Как сам? Как родители? Может, и дети уже есть?
- Есть. Двое: старший - во втором классе, младшая - в садик ходит.
- Здорово! Я рада за тебя! Остепенился, хулиган - гроза шпаны дворовой... Ты, случайно, не в полиции работаешь?
- Ааа, смеёшься... Нет, я по теплосетям, инженер. Это я, когда мелкий был, всё хотел порядок навести... Сейчас не хочется: неблагодарная эта работа...
- Это уж точно. Как мама? Небось счастлива с внуками повозиться?
- Нет. Нет...она... Бизнес у неё. Редко видимся.
- Да ладно?! Она же все праздники  проводила, возилась с нами, как с родными!... Меняются люди...
- Время всех меняет... Мы приезжаем к ней на Новый год, и на её день рожденья.
- А на твой день рожденья?
- А на наши дни мама присылает перевод на подарки... Нет, ей правда, некогда. Слышала, может, фирма по пластиковой мебели "Пластик плюс"?
- Да, сотрудничаем с ними. Летние кафешки стульями обеспечиваем.
- Так это - её фирма. Она с головой в работе... Две квартиры у неё, машина, дача...
- Круто... Ну... Молодец она! Всегда была молодец. Теперь - особенно!
- Спасибо. Я рад, что ты понимаешь. Жена обижается, говорит, свекровь от внуков откупается... А ведь каждому - своё...
- Конечно. Не расстраивайся...
.
.
.
Я вспоминала её несколько дней.
.
Смешливая, курносая... Мы безумно любили выезды с классом, потому что она - Анжела Андреевна - всегда ездила с нами. И всегда было весело. Всевозможные игры, конкурсы, эстафеты, шутки... Ей, как и нам, постоянно попадало от классного руководителя: то она устроит конкурс по скоростному залезанию на "очень удобную" берёзу, и весь класс потом полчаса уговаривает перепуганного Тучина с этой берёзы слезть, а то на пикнике вытащила "Детское Шампанское", и все мы торжественно открывали бутылки, говорили тосты, чёкались...
.
Когда Анжелу Андреевну ругали, она внимательно выслушивала критику, а потом всплескивала руками, и неизменно, говорила: "Ну кто бы мог подумать, что так получится?... Однако, согласитесь - детям полезно для общего развития. Нужно уметь находить выход... Уметь красиво вести себя в любых ситуациях..."
При этом брови её поднимались, словно выражая недоумение, глаза округлялись, выражение её лица будто говорило: ну как вы не видите очевидной пользы от произошедшего?!, но веснушки её смеялись. Смеялись искорки в глазах, смеялись покрасневшие уши, с жемчужинами серёжек, смеялся сморщившийся девчачий нос.
Прощали её всегда.
.
Никогда наши ребята не позволяли себе диких шалостей на выездных мероприятиях. В школе - сколько угодно, на выездных - никогда. Потому что Анжела Андреевна перед каждой поездкой предупреждала:
- Ну, друзья мои, смотрите... За все беспорядки отвечаю я. Если что не по плану - мне голову снесут. Тогда я на вас обижусь, и с вами больше не поеду...
Весь класс, это во времена атеистической-то России! - молился за здоровье Анжелы Андреевны перед каждой поездкой...
.
.
.
- Я уехал за эскизами,- выдернул меня из мира воспоминаний мой начальник.
- Сергей Анатольевич, а давайте я с Вами съезжу.
- Зачем?
- Надоело сидеть в офисе - душно... Я эскизы на месте просмотрю, заказ сразу обработаем, оформим...
- Ну хорошо. Поехали. Только я тебя тогда на обратном пути за два квартала высажу: мне ещё в одно место заехать надо... Добежишь?
- Добегу! Хоть прогуляюсь.
Я переобулась и выключила компьютер.
.
Пока ехали, обсудили предстоящий заказ, попутно утвердив все дизайнерские наработки.
.
В офисе "Пластик плюс" нас уже хорошо знали. Мы довольно быстро подготовили документы, и были проведены в приёмную директора.
Наконец-то я увидела её. И готова была поклясться на библии, что это не она.
.
За столом сидела статная женщина. Макияж, укладка. Длинные красно-белые ногти. Деловой стиль. Всё понятно... Но лицо!  На первый взгляд, она напомнила мне египтянку: прямой длинный нос, миндалевидные глаза, высокий лоб, тонкие брови... Только губы не египетские: полные, правильно-очерченные, сухо-поджатые.
.
"Ладно, волосы можно перекрасить, - размышляла я, открыто разглядывая бизнес-вумен,- Ладно, подтяжки там, ботакс в губах, причёска... Но хоть что-то должно остаться!? Ничего. Это - не она. Ровная кожа оливкового цвета, глаза,... и нос этот, будь он неладен!... Нет, не она. Директор? Ну и что? Может, их тут два - генеральный и исполнительный..."
.
Я уже собиралась выйти из приёмной, чтобы спуститься вниз, выпить бесплатного кофе, но тут вошла секретарь:
- Анжела Андреевна, подпишите, пожалуйста.
Меня как током ударило. Я резко обернулась. Надменная женщина за столом просматривала, принесённые секретарём, бумаги.
- Это что? - Гулким железным голосом спросила она. Секретарь - ухоженная молодая девушка, стоявшая по  стойке смирно, вздрогнула, и вытянулась ещё больше, - Ты не знаешь, в каком порядке подаются документы на подпись? Что это?
Анжела Андреевна вытянула из стопки бумаг внушительную папку:
- Ежемесячный отчёт? Когда он должен быть на моём столе?
- В среду утром. Ежемесячные отчёты подаются Вам на подпись к восьми часам утра, в ближайшую среду.
- Сегодня - среда? - Директор просто впилась взглядом  в лицо девушки.
- Сегодня вторник, Анжела Андреевна. Смею Вам напомнить, о Вашем распоряжении - предоставить отчёт срочно.
- Да. Чтобы отдел не филонил до следующей среды,- отчеканила та. Она бросила папку в урну, подписала несколько бумаг, - Чтобы завтра, в восемь утра, отчёт за месяц лежал на моём столе. Ясно?
- Да, Анжела Андреевна. Я могу идти?
- Тебя никто не держит.
Секретарь пробкой вылетела из кабинета, едва не сбив меня с ног.
- Простите, - обратилась я к директрисе,- Вы несправедливы...
- Вы на меня не работаете, милочка, - отозвалась та из-за компьютера, даже не удостоив меня взором,- но Вас я тоже не задерживаю.
.
Я вышла из приёмной, спустилась в холл. Бесплатного кофе не хотелось. У дверей меня догнал начальник:
- Ну что? Всё хорошо, договор подписали. Поехали?
- Сергей Анатольевич, а можно я пешком пойду? Так хочется прогуляться... Я отработаю лишний час обеда вечером...
- Да гуляй, на здоровье,- босс, похоже, растерялся,- у тебя ничего не случилось?
- Нет, - я улыбнулась  изо-всех-сил-широко, - просто душно очень... В офисе.
- Забери у меня вентилятор, - начальник пожал плечами, - Ладно, я уехал тогда.
Он ушёл. Я постояла на крыльце, в раздумьях, куда бы податься. Мысли путались. Анжела Андреевна... Да... Анжела Андреевна...
.
Дорожка, ведущая от крыльца, делилась на три направления, одно из которых вело в маленький скверик. Туда я и пошла.
Завернув в сквер, я сразу увидела ту девушку-секретаря. Она плакала, сидя на скамейке, а двое рядом - утешали: женщина, лет за пятьдесят, и молодой мужчина, лет тридцати пяти.
- Простите, - подошла я к ним,- Это - несправедливо. Я хотела ей сказать, но она не слушает...
- Да мы привыкли уже, - девушка вытерла последние слёзы, и виновато улыбнулась,- Всем отделом совещались, что значит - "срочно"? Не угадали...
- Пойдём, - не глядя на меня, сказал ей  мужчина, - надо копии собирать. Да и переписать много чего придётся... Некогда. Пойдём.
Они ушли. А женщина за пятьдесят осталась.
- Чего она? - спросила я, понимая всю глупость своего вопроса.
- А ты её знаешь что ли?
Я молча села рядом с ней на скамейку.
- Я-то ведь её совсем другой помню...- задумчиво проговорила она.
- Рыжей? С веснушками? - меня вдруг захлестнула такая жалость к тому, невозвратимому, прошлому, что я заплакала. Наверно, доконало ещё и осознание того, что это - не ошибка. Это - она. Любимая, когда-то, всеми, Анжела Андреевна...
.
.
Моя собеседница совершенно не обратила внимания на мои слёзы:
- Слишком уж ты молода, чтоб её с веснушками помнить...
- Она у нас в классе в родительском комитете была... Мама моего одноклассника...
- Аааа... тогда понятно... Она ведь фирму быстро подняла. Всё с шутками, прибаутками... Даже детскую комнату при офисе организовала, чтобы сотрудницы могли с детьми приходить, если оставить не с кем. Наняла пару пенсионерок, водиться... Ветрянкой переболели, дружным коллективом: шестнадцать взрослых сотрудников поддержали детишек... - женщина улыбнулась,- Она к каждому домой ездила: им ведь выходить нельзя было. Продукты возила, лекарства... И всё с шутками. У иного работодателя истерику бы закатили... А у Анжелы Андреевны все улыбались. Умела она преподнести...с улыбкой. Прощали ей всё. Потому что с отдачей  работала: зарплату задержит - потом с премией выдаст, сверхурочно задержит, а там, глядишь, и прогул простит. Цеплялись за неё работники...
.
.
Женщина замолчала, вспоминая.
- Пришёл к ней юрист устраиваться. Судимость у него. По экономической статье. Долго беседовали, часа полтора, наверно... Приняла. Ну и шепотков было, в кулуарах: разорит, ограбит... такой-сякой... А он все дыры залатал. Все договоры переписал. Мы за пять лет ни одной неустойки не выплатили, вот как!... А год назад он ушёл. Так и сказал ей, прямо: Анжела Андреевна, не тот Вы уже человек.
Так она ему вслед крикнула: у нас престижная фирма, нам здесь зеки не нужны!...Вот как... И это после стольки-то лет успешной работы!
- Но почему?! Почему так?!
- А как?... Ты лицо её видела? Мозг - штука упрямая...
Вот ты. Смотришь ты в зеркало - что видишь? Девчонку молодую, правильно? А что подобает молодой девчонке?- хохотать до упаду, наряжаться, знакомиться, новое для себя открывать... Так и живёшь. И она так жила.  А потом выбелилась.  Веснушек нет - нос не тот: не идёт белому лицу нос-курнос. Сменила нос. Глаза не те: нос, как у царицы, глаза - как у куклы - лупоглазые... Сменила разрез глаз, подтяжка там... туда-сюда. Что в зеркале увидала? Столбовую дворянку. А разве ж подобает столбовой дворянке хохотать до икоты?... Как улыбнётся в зеркало так вздрогнет - не идёт. Спрятала улыбку. А дальше - больше. Это как "Тим Таллер или проданный смех" Нет улыбки - и глаза злые, и манеры соответствующие: без улыбки, без добра...
- Но Тим Таллер остался добрым.
- А ты внимательно перечитай. Когда он разбогател без улыбки, то и мыслил, временами, недобро... Да и не забывай - Тим стремился к собственному смеху, понимаешь? А она от своего смеха бежит, как чёрт от ладана.
- И что теперь?
- А что теперь... Фирма пока на плаву, но ненадолго: уходят люди. Специалисты - золотые головы убегают. Без них фирма долго не проживёт, даже по накатанной... На одной-то дисциплине далеко не уедешь, людям понимание нужно. А она своё понимание променяла на власть и надменность...
Лицо - это что? Лицо - это всё, только не в красоте дело, а в отношении. А отношение по манерам видно. Её, видишь, лицо оказалось дороже человечности...
- А почему Вы ещё работаете?
- А мне до пенсии немного осталось... Да и... интересно мне: чем дело кончится, чем сердце успокоится. А ты не плачь. Смотри, какая красивая, улыбчивая... Не теряй себя. Ступай с богом. Да не балуйся с лицом-то!  Кто-то ведь тебя такую любит... Как вы любили свою Анжелу Андреевну.     *


Рецензии
Интересный сюжет..Понравился рассказ. Трогает душевность людей. спасибо С уважением Анна К

Анна Караш   03.09.2017 11:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна, Ваши сюжеты не менее интересны. Заглядывайте на огонёк)

Верамария   04.09.2017 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.