Импортный шампунь

Импортный шампунь.

Было всего четыре часа пополудни, но декабрьские сумерки уже опускались на заснеженные грязносерые после оттепели поля, на перелески и станции, проплывающие в окне купейного вагона поезда идущего с Винницы в Западную Украину,а именно в Коломыю.
  В купе сидели две женщины и мирно подремывали под перестук вагонных колес.Они очень устали последнюю неделю, собираясь в эту далекую дорогу. Да еще случилось стихийное бедствие в их регионе- шедший целую ночь дождь на утро начал замерзать под грянувшим внезапно, среди оттепели,морозом. Все линии электропередач были порваны под весом наросшего на проводах льда, газовые и телефонные коммуникации нарушены. Множество домов остались без воды, света и отопления.
 И ко всему прочему  добавьте страшный гололед, когда путь, который вы раньше проделывали за считанные минуты, занимал время в пять раз длиннее, с постоянным риском падения и дрожью в ногах от постоянного напряжения.
  Вот в таких условиях Тане и Вере приходилось собираться в дорогу. А не лучше бы было отменить поездку, спросите вы. 
Никак нельзя было. К этой поездке они готовились больше года, думали, советовались, решали. И когда уже все было оформлено, и отменить невозможно, ведь собрались они не куда нибудь в гости, а ехали они за границу, в Италию на заработки. Потому что им ,двум специалистам с высшим образованием,невозможно было свести концы с концами в своей стране, а тем более купить квартиру и выучить ребенка. Задачи, которые стояли перед Таней и Верой.После распада Советского союза прошло уже несколько лет, но ничего пока не налаживалось, жизнь становилась все хуже и хуже. Даже зарплату на работе выдавали мылом и стиральным порошком. Мол, кушать нечего, то хоть чистые ходите.
  Вдруг поезд остановился на каком- то полустанке и через пару минут по вагону пошли пограничники. Граница с Молдавией. Страны которые много лет прожили в братском союзе, теперь тщательно проверяли прибывающих на их территорию, а также проезжающих, что было уже полным абсурдом. Пограничники тщательно рассматривали паспорта спрашивали куда и зачем люди едут, чего по конвенции о защите прав человека они не имели права делать. 
Но здесь была верна пословица- тише едешь, дальше будешь, но в несколько ином смысле.
У Веры тише не получилось- когда в пятый раз за ночь их остановила уже молдавская таможня, она, измученная невозможностью поспать, сердито среагировала зашедшему в купе молдавскому пограничнику:
- Ну, сколько уже можно проверять! Пятый раз за ночь!Спать не даете!-
 в сердцах поизнесла она. 
Лучше бы она этого не говорила. Сержант буркнув что-то невразумительное об исполнении долга и бдительности, покраснев от обиды, начал особо тщательно изучать Верин паспорт. И нашел! 
Оказалось , не была вклеена фотография в 45 лет, которые были отпразднованы более семи месяцев назад.
   Лицо сержанта обрадовано просветлело, и он важно заявил:
 - Гражданка, мы вас снимаем с поезда. Берите вещи и выходите. Ваш паспорт недействителен.
    Вера оцепенела. Это ж надо , пройти такие трудности и из- за фотографии в паспорте попасть в такую неприятную ситуацию, от которой могли рухнуть все планы.  Да и не только из-за фото, из- за ее вредного языка тоже. Ведь из-за ее высказывания  сержант стал особо бдителен, ведь четыре предыдущие проверки прошли без проблем.
   В голове кучей пронеслось масса мыслей и вариантов. Таня дергала ее за кофточку и тихо шептала:- Деньги дай!-
Какие деньги? Вера боялась давать взятку должностному лицу. Вдруг этот сержантик взбеленится и тогда ей еще и статью пришьют. Но, делать было нечего, и она строго взглянув на блюстителя таможни, всем своим видом показывая , что она ничуть его не боится, попросила его выйти в коридор поговорить. Там, так же строго, она спросила: 
 - Сколько вы хотите? - 
Сержантик обрадованно засуетился , по его не особо умному лицу видны были все его сомнения не продешевить. 
И он брякнул: - Сто долларов!-
   Вера засмеялась. Он был у нее на крючке. 
 - Что вы, у меня и близко нет таких денег. - ответила Вера.
  - А сколько у вас есть? - нетерпеливо спросил сержантик- ему нужно было уходить, уже об'являли об отправлении поезда. 
  Вера вынула из кармана юбки 5 гривней и протянув их служивому сказала: 
    -Вот, все что у меня есть.-
Какая- то алчная радость промелькнула у него в глазах- все-таки не пустой уходил, и схватив пятерку, он побежал к выходу.
А деньги-то были пустячные совсем, три булки хлеба на них можно купить.
   - Да, обмельчал народ. - подумала Вера. Сначала  он ей хотел отомстить за ее замечание. И это удалось. А после, когда она предложила ему взятку, он обрадовался и согласился, тем самым рискуя получить ту же статью что и Вера, но алчность , а может быть и бедность( им тоже, наверное,  копейки платят) пересилила все. Она так вошла в положение этого сержанта, вспомнила свою, очень ответственную работу, за которую платили гроши, и пожалела, что не дала ему больше. 
   Поезд тем временем тронулся. Вера вернулась в купе, где с лукавым выражением лица, ее встретила Таня.
    -Что, довыпендривалась?- засмеялась она.
-   Все, молчу, как рыба. Никому больше ни слова не скажу.- ответила Вера, и подруги улеглись снова. У них было в запасе еще несколько часов.
   В Коломые, из которой жещины должны были уехать на следующий день, их встретил муж Таниной золовки, Вася, веселый и добродушный мужчина. Доставив их к себе домой, он , сказавши что еда в холодильнике, и что они могут делать все, что хотят , а ему пора на работу. И уехал.
    Первым делом, конечно, душ.
Таня пошла в ванную, и через некоторое время, выйдя оттуда и грациозными движениями взбивая волосы на голове, довольно произнесла:
  - Вот что значит импортное! Смотри какие волосы мягкие после этого шампуня!- 
       и показала Тане пластиковый прозрачный флакон с зеленой жидкостью внутри.
  Танины волосы и правда стали пушистые и светлым ореолом обрамляли ее голову.
   -Ой, я тоже хочу! Дай мне! -
  попросила Вера.
   Но не тут то было. Несколько мгновений подумав, Таня сказала, что она в этом доме своя, и может брать что хочет. А вот для Веры нужно спросить Васю. Шампунь-то дорогой, импортный.
   И так как Вася должен был придти с работы нескоро, Вера вздохнув от жалости, что не помоется заграничной вещью, пошла в ванную со своим родным украинским шампунем.
   Вася приехал вечером, немножко навеселе, и о этого более веселый и добродушный. Расспросил их,как дела и, узнав что они еще не ужинали, ушел на кухню готовить еду. Вера еще утром при знакомстве прониклась симпатией к этому мужчине, общаться было легко, словно она знала его уже много лет. Они с Таней пошли за ним на кухню, расспрашивая о том о сем, и о Гале,его жене, Таниной золовке, которая через пару дней будет встречать их уже в Италии, в которую она тоже от нужды уехала несколько лет назад.
    Тут Вера вспомнила об импортном шампуне, и мечтая еще завтра им помыться, спросила Васю, можно ли ей попользоваться заграничным дивом, и возьмет она капельку, волосы - то у нее короткие.
Вася удивился:
  - Какой шампунь? Нет у меня импортного. -
  Но, Вера уже несла ему показать заветный флакон. Увидев его, он расхохотался:
   - Девки, вы чего? Это же средство для мытья посуды!Галя передала мне недавно из Италии.-
       После этого хохотали уже все трое. Темнота. Деревня. Не имея доступа к импортным товарам, да и не было их в продаже, кроме одежды заграничной, опускаемыми в магазинах по большому блату. А уж о средстве для мытья посуды они и не слыхали, мылась она горячей водой , вот и все.
  Еще не переставая смеяться Вася показал им рисунок на флаконе- сияющая рюмка в стилистической руке. 
  - Вот, девки, по этой картинке уже ясно, что это...-
и утирая выступившие от смеха слезы начал разливать вино по рюмках. Ужин был веселый.
     На следующий день к вечеру гостеприимный Вася вывез их на автостраду где их забрал небольшой бусик, следующий в Италию. Добрались они без приключений, на таможнях все прошло гладко, документы и визы ведь были в полном порядке.
    Восторгаясь по дороге окружающими пейзажами, чистыми, без мусора, ухоженными и такими непохожими на их родные, городками, через которые они проезжали, они начисто отвертели себе головы. Щейные мышцы ныли от перенапряжения, и усталость от постоянного восторга, повергла их в глубокий сон. 
    Проснулись они уже в Италии.
    Если бы не Галя, милая гостеприимная и смешливая, как и ее муж, Танина золовка, туго бы им пришлось на новом месте. Ой, туго. А Галя позаботилась обо всем- и жилье им обеспечила на первое время, пока найдется работа, и харчи доставляла им в непомерных количествах, и мортаделлу, знаменитую итальянскую колбасу, которую Таня с Верой видели на итальянских остановках в магазинчиках в виде громаднейших батонов, которые они принимали за муляжи. Но, это была мортаделла,  знаменитая и вкуснейшая итальянская колбаска, которую они после украинских эрзацев поглощали с превеликим аппетитом.
  Время шло, а работа для них не находилась. Об этом тоже заботилась Галя, но ускорить ничего не могла- только пару дней, как прошло католическое Рождество. Время праздников не время для решения бытовых проблем. Итальянские семьи праздновали и отдыхали. Приходилось ждать, и Таня с Верой целыми днями гуляли по городу, уже немного привыкшие к загранице. К хорошему привыкаешь быстро. От ничегонеделанья они учили итальянские слова и радовались, как дети, когда им удавалось расслышать в услышанной речи знакомые слова. Они даже выучили словосочетания, необходимые для первых дней- как например: Где находится ?...
Сколько стоит?А уж числа они выучили назубок, это самое первое. Деньги - то как посчитаешь без этого?
    В один из теплых январьских дней, устав от гуляния по паркам, устав от безделия, они пошли по магазинам. Денег у них не было совершенно, так , сто миляк на двоих, на которые почти ничего толкового купить было нельзя. Но ведь без денег по магазинам ходить не воспрещается. И кто знает, что их, денег, у них нет? 
  И Таня с Верой, зашедши в любой магазин, здоровались на итальянском наречии с продавцами, как это было принято здесь, и с серьезными лицами деловито начинали рассматривать товары. 
   Никогда не видевшие такого изобилия и разнообразия продаваемых вещей, они вошли во вкус поиска и , обнаглев по их же самих утверждению, уже ходили в примерочные, дабы покрасоваться хоть минуту в понравившемся платье, и мысленно уже мечтая его купить в один прекрасный день, когда они получат первую зарплату.
   День близился к вечеру. Скоро нужно было возвращаться на место дислокации, где им строго было вменено являться не позже 19 часов. И вдруг Вера приметила маленький магазинчик, в витрине которого висел точно такой плащик, о котором она мечтала. Ну, точно такого же цвета и покроя, такой же длины и фасона, какие она представляла себе. Плащик почему-то был обернут прозрачным полиэтиленовым чехлом. Наверное , дорогой сильно. Но, померять обязаны дать- подумалось Вере. А примерить  нужно обязательно. Ведь , бывает, иногда, вещь шикарная, не налюбуешься. Оденншь - а оно на тебе, как седло на корове. И здесь Вера тоже намерилась это сделать, чтобы узнать, как ей будет в этом чудном плащике. Может, никак и одной мечтой станет меньше.
Женщины есть женщины. На первом месте у них всегда и в любых обстоятельствах желание хорошо выглядеть.
  Вера уговорила Таню зайти посмотреть на желанное чудо в витрине. Зайдя в магазинчик, они  не удивились, что все вещи были покрыты целлофановыми мешками. Все правильно, чтобы не пачкали покупатели . Это нормально.
    Мило поздоровавшись с продавцами, женщины огляделись немного и Вера, набравшись духу, обратилась к одному:- 
     - Кванто коста?- спросила она , показывая на висящий в окне плащик. Вы уже поняли, что она спрашивала цену своей мечты.
  Продавец как-то подозрительно- удивительно глянул на них и заговорил. Много и быстро. Ничего непонятно.
   - Синьйоре, соно страньери. Парлате нон престо.-
    Он серьезно глянул на них, и произнес два слова, которые они знали- Не продается!-
     Перке? - разом вскричали Таня с Верой.
   Он снова много и быстро заговорил, и когда Вера опять показала рукой на плащик, отрицательно замахал головой. 
- Да, ну его, наверное, уже продан. Так зачем висит в витрине?- пробурчала Вера и потянула Таню к выходу,  даже не сказав до свидания. Странный какой- то магазин, ничего нельзя смотреть, все в пакетах. Ну их, будем ходить в супермаркеты. Там свобода, смотри что хочешь! -
    - и под эти размышления они вышли на свежий, чистый заграничный воздух.
 Дома они рассказали Ольге, ихней соотечественнице, у которой они сейчас жили, об этом , странном на их взгляд , происшествии. Город был небольшой, Ольга знала его хорошо, и внимательно выслушав  их возмущенный рассказ, засмеялась:
   - Девоньки, так вы же в химчистку зашли. Что же вы хотели? Чтобы вам чужие вещи продавали?-
      Вера с Таней переглянулись . 
  -Кванто коста, кванто коста...- 
передразнила подругу Таня.
И, вспомнив еще историю с импортным" шампунем",  они долго еще смеялись над своими оплошностями.
   А что было удивляться? Это было нормально для двух приехавших из далекой,
полуразрушенной,еще не отошедшей от фантазий коммунизма, страны. 
   А они еще долго и долго удивлялись всему в этой милой,  в форме сапога,  стране. 
 А потом они привыкли. И перестали удивляться. И все принимали, как должное.
   И через два года уехав в отпуск на родину, они удивлялись уже там. С возмущением. 
К хорошему ведь так быстро привыкаешь...

февраль - апрель 2016 г


Рецензии