Донской монастырь

      Много в нашей столице Москве замечательных памятников культуры, в том числе и духовной. Многочисленные музеи и монастыри, ныне возрождённые и действующие, такие как, Даниловский, Алексеевский, Новодевичий, Андроников и другие. Но когда я посещаю Москву, мои пути- дороги всегда ведут к Донскому монастырю. Видимо, срабатывает древний инстинкт – «любовь к родному пепелищу, любовь к родительским гробам». На новом Донском кладбище покоится прах моих родителей. Каждый раз, отдав дань памяти родителям, я направляюсь в Донской монастырь, вхожу в Тихвинскую надвратную церковь и меня охватывает необъяснимое чувство покоя и благодати. Почему, не знаю! Наверно, это свойство замкнутого пространства древних стен, а может быть  и само присутствие святых мощей святителя Патриарха Московского и всея Руси.
     В 2011году исполнилось 420 лет со дня основания Донского мужского монастыря и двадцатилетие возрождения в обители монашеской жизни. Его основал царь Фёдор Иоаннович в 1591 – 1593 годах в благодарность за избавление  Москвы от нашествия крымского хана Казы – Гирея. На этом месте находился стан русских воинов, готовившихся  вступить в бой с татарскими полчищами. Когда крымский хан был уже на подступах к Первопрестольной, царь повелел совершить крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы вокруг городских стен, а потом поместить её в походной церкви преподобного Сергия Радонежского посреди русского стана. По преданию, царь провёл бессонную ночь в молитве перед иконой и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти сутки, и в самый разгар её татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле брани убитых и раненых и весь свой скарб- «обоз», как тогда говорили. Отчего монастырь в старой Москве называли, « что в обозе». По преданию,
 8 сентября 1380 года ( на праздник Рождества Пресвятой Богородицы),                во время Куликовской битвы, что вблизи Дона на реке Непрядве, эта икона вдохновляла русских воинов на победу. Ею преподобный Сергий Радонежский благословил князя Димитрия на битву.
     В память о славной победе на Дону князь нарёк её «Донской» и перевёз в Москву. Ныне святыня, автором прообраза которой является Феофан  Грек, хранится в Третьяковской галерее.
     Донской монастырь при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче становится « богомольем царей», здесь совершаются крестные ходы, в которых принимают участие Государи. Продолжается его строительство. В 1698 оду освящён величественный Храм – Большой Собор, посвящённый Донской иконе Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны фресками итальянца Клаудио; был установлен роскошный восьмиярусный иконостас с иконами « фряжского письма».
     С 1 июля 1745 года монастырь получил статус ставропигиального. «Ставропигия» - по гречески – водружение креста. Теперь он подчинялся непосредственно Патриарху или Синоду. Неоднократно монастырь подвергался разграблению и разрушению. В Смутное время – поляками, в 1812 году – французами. С приходом Советской власти в 1918году монастырь формально был закрыт.
     В Донском монастыре провёл последние годы своей жизни Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Он значился в списке врагов Советской власти под номером один, поскольку не мог оставаться равнодушным зрителем совершаемых властью репрессий против духовенства и разграбления святынь.
 Он не раз обращался к советским властям со словами обличения и увещевания. На него было совершено несколько покушений. В марте 1922года Святейшего Патриарха Тихона арестовали  и привлекли к суду. С подворья Сергиевой Лавры он был перевезён в Донской монастырь под «домашний арест». Под давлением властей в 1923году он был вынужден подать просьбу о помиловании с признанием возведенных на него обвинений. После этого ему было разрешено совершать службы в различных храмах Москвы и Подмосковья, в том числе в Большом храме Донского монастыря. Но здоровье Патриарха ухудшалось, и 25 марта 1925 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы на 61-ом году жизни Патриарх Тихон скончался. Его похоронили в Малом Соборе Донского Монастыря при бесчисленном множестве народа, собравшемся на монастырском дворе. В 1929 году монастырские храмы были закрыты для богослужения; в 1934 году в монастыре был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР, что фактически спасло его от уничтожения.
    В 1991году Донской монастырь был передан Московской Патриархии и в нём возобновилась монашеская жизнь. По поводу сохранности могилы Патриарха Тихона  в Малом соборе ходили разные слухи. Одни считали, что могила могла быть разграблена, другие – что Патриарх Тихон был тайно перезахоронен монахами. В 1992 году начался ремонт Малого собора, где по всем документам должен был захоронен Патриарх. Братия обители обратилась к настоятелю Патриарху Алексию11 с прошением о поисках мощей святителя Тихона. Святейший благословил на эти труды. В праздник  Сретения Господня после совершения молебна у гробницы святителя приступили к раскопкам. Склеп был расчищен, но  оказался пуст. Возможно это был ложный склеп, чтобы ввести в заблуждение власти. По благословению Патриарха решили продолжить раскопки на том же месте. После обследования всего подземного сооружения был обнаружен настоящий склеп Патриарха. Когда подняли одну из плит, взорам открылся изысканный розовый дубовый гроб с мраморной табличкой  «Патриарх Московский и всея Руси». В присутствии Патриарха Алексия подняли крышку гроба и перед присутствующими предстали нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией. Тело Патриарха Тихона, пролежав в земле 67 лет, сохранилось почти полностью. Ныне святые мощи Патриарха Тихона почивают в Большом соборе Донского монастыря.
     Вокруг соборов Донского монастыря находится некрополь выдающихся деятелей российской истории и культуры, таких как А.П.Сумароков, М.М. Херасков, В.Л. Пушкин, П.Я.Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский и др. 6 августа 2003года в некрополе Донского монастыря захоронен всемирно известный писатель и общественный деятель – А.И. Солженицын. На его могиле установлен скромный  памятник – чёрный мраморный крест.
     В настоящее время по благословению предстоятеля Русской церкви Донской монастырь стал центром казачества, а день Донской  иконы Божьей Матери – 1 сентября  отмечается, как праздник православного казачества. Каждый год к этой дате знаменитая Донская икона проделывает один и тот же путь – из Третьяковской галереи в Донской монастырь.
     Поистине , «возвращается все  на круги своя!»
                Использованная литература. «Донской ставропигиальный мужской монастырь. Святитель Тихон Патриарх Московский и всея Руси»


Рецензии