Слов роса живая Утешение в скорби

святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
   Святая Истина, Слово Божие говорит: «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14:22). Скорби — особенно удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последнего, участок скорбей по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! Перед Ним, на Его весах всякая скорбь ничтожна, всякая скорбь маловажна, как бы велика она ни была, потому что осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет перед Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Все зависит от Его благодати, а Он милостиво от человека приемлет всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностью, со славословием.
;;;Бог, кого хочет приблизить к Себе, попускает тому скорбь
* * *
Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Все скорби — к нашему спасению

;;;Все скорбные обстоятельства устраиваются к нашему спасению. Господь, как любящий Отец, посылает каждой душе то, что ей на пользу (6, с.106).

* * *

;;;Путем несения скорбей шли все подвижники (Там же, с.107).
Скорби побуждают нас к бодрствованию и исканию Бога

;;;Чем строже живет христианин, тем чаще его посещают всевозможные скорби и неприятности. Но все это бывает не случайно, а по особому устроению Божию. Скорби попускаются людям для того, чтобы они через них находились в постоянном бодрствовании и искании Бога (Там же).

Степень совершенства человека определяется тем, как он переносит испытания
;;;Степень нравственного совершенства человека определяется по тому, как он переносит посылаемые ему свыше испытания (Там же).

Формы скорбей различны
;;;Скорби в жизни человека выражаются в самых различных формах. Это или жизненные условия, или телесные недуги, или клевета, наговоры и досаждения окружающих людей, иногда даже самых близких. Благочестивые люди, которые подобные обстоятельства переносят с терпением и покорностью воле Божией, иногда подвергаются более непосредственным нападениям темной враждебной силы, но и это лишь попущением Божиим и промыслительно (Там же).

* * *
Епископ Феофан Затворник

    За Господом  Крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Это всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, встречающиеся на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни христианина. Такой крест так сращен с христианином, что где христианин, там и крест этот — все то, что тяготит и беспокоит дух и сердце человека в течение всей жизни на истинном пути ко Господу.
Здесь имеются в виду, во-первых, немощи человеческой природы: недалекость ума, вялость чувств, полчища страстей; во-вторых, житейские невзгоды, болезни, несчастья, притеснения и, в-третьих, все, что обязывает нас долг нести ради служения обществу, ближним и родным...
Спасительное несение креста бывает тогда, когда мы, борясь со страстьми и похотьми посредством внешних и внутренних подвигов, благодушно переносим житейские невзгоды, терпеливо и добросовестно исполняем возложенные на нас обязанности каждый в своем кругу. При этих условиях несение жизненного креста приведет нас к вечному покою.

* * *
Преп. Марк Подвижник
Жизненные испытания напоминают человеку о непостоянстве земного благополучия и временности земной жизни, которая должна послужить приготовлением к вечной блаженной жизни в небесном Отечестве

* * *
Скорби, наводимые на нас, очень разнообразны. Одни из них истекают от человеков, оклеветывающих, злоречащих, ласкательствующих, вводящих в заблуждение, обольщающих, оправдывающих, обижающих, ненавидящих, притесняющих, биющих, подвергающих гонению - словом, делающих то зло, которое человеки могут делать человекам. Другие скорби возникают от собственного тела, когда оно бесчинствует, противоборствует духу, ищет неги, впадает в различные недуги и болезни, подвергается падениям, ушибам и прочим разнообразным последствиям немощи своей. Опять иные скорби приходят извне; таковы угрызения псов, ядовитых или плотоядных зверей, также заразительные поветрия, голод, землетрясения, наводнения, морозы, зной, старость, убожество, заточение и тому подобное. Наносятся скорби злыми духами, с которыми мы находимся в войне, по словам апостола, они наблюдают за нашими словами и делами, а по ним заключают о помыслах, которые, естественно, должны быть подобны словам и делам. Справедливо умозаключение демонов!

* * *
Кто сделает дело ради Бога, того непременно постигнет искушение, потому что всякому добру или предшествует, или последует искушение. Даже не может быть прочным делаемое ради Бога, если оно не искусится напастию.

* * *
  Веруй, что все, относящееся до нас, до самомалейшего, состоит под промыслом Божиим, и будешь претерпевать встречающиеся тебе скорби без смущения.
ОБВИНЕНИЕ самих себя, а не кого другого в случающихся с нами скорбях, доставляет нам великое благо, доставляет глубокое спокойствие и значительное преуспеяние. Тем более мы должны так поступать, что ничего не совершается с нами без промысла Божия... По наставлению Отцов, мы должны говорить, если случится с нами что доброе: «Это случилось по усмотрению Божию». Если же случится что злое, должны говорить: «Это случилось за грехи наши».

* * *
Добродетели рождаются обыкновенно от страданий и бесчестий, пороки, напротив, от наслаждения и тщеславия.

* * *
Заведи себе поминание, запиши туда всех ненавидящих и обидящих тебя (живых и мертвых) и ежедневно поминай их.

* * *
Когда страсти взволнуются, ум омрачится и растеряется перед громадностью искушений, помыслы нападут с настойчивостью и неистовством, тогда не только против блудных помыслов, но и против помыслов гнева, печали, уныния, отчаяния, словом, против всех греховных помыслов самое надежное оружие — молитва с участием в ней тела.

* * *
Самое  главное для нас — научиться терпению и смирению: смирением мы победим всех врагов — бесов, а терпением — страсти, воюющие на душу и тело.

* * *
Слелавши что-либо доброе кому, жди о сем скорбного искушения.
* * *
Страшно долго оставаться без скорбей. Стоячая вода обращается в болото, а бури и ветры освежают ее и возбуждают ее производительность.

* * *
Когда отец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя; так когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий. (Свт. Тихон Задонский)
* * *
Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек. (Свт. Иоанн Златоуст)
* * *
Не всенда солнышко светит, бывает и ненастье, когда на душе весело, тогда радуйтесь и благодарите Господа, а когда найдут облака, тогда душа более располагается к сокрушению сердечному, — всему свое время. (Старец Арсений Афонский)
* * *
Благодарить в бедах — заслуга большая, чем давать милостыню.

* * *
Скорби следует переносить в тайне, как всякий подвиг. Тогда мы, не лишимся наград на небе. Только с духовным отцем можно говорить о скорбях, прося его совета и молитв, чтобы терпеливо понести всякое искушение.
* * *
Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло. (Свт. Иоанн Златоуст)
* * *
Для большей части людей за грехи их домашние бывают их врагами.
* * *
Во время скорби пусть лежит на столе развернутое Евангелие, в которое почаще поглядывайте.
* * *
За нетерпение приносите покаяние, а отчаянию врачевство прилагайте — Божие милосердие.
* * *
Святые Силы удаляются во время искушения или для испытания, или для наказания искушаемого.
* * *
Если несешь крест, берегись гордой мысли, что несешь крест.
* * *
Молитва, совершаемая в скорби, скорее может быть услышана Богом.

из книги "Утешение в скорби: избранные наставления Св.Отцов".

Божией благодати читающему,


.


Рецензии