Гусарская баллада. Двадцать лет спустя

Гусарская баллада. Двадцать лет спустя.
Двухактная пьеса для артистов театра среднего и пожилого возраста.
Пьеса исполняется строго в стиле 19 века. Нарушения приравниваются к нарушению авторских прав.
Действующие лица:
Александра Андреевна Азарова, помещица, 40лет
Наталья Кирилловна, её тётушка, пятьдесят семь лет
Марья Петровна, своячница Натальи Кирилловны, шестьдесят лет
Аграфена, кормилица Азаровой, шестьдесят лет
Иван, слуга Азаровых, шестьдесят пять лет
 полковник Ржевский Пётр Александрович, брат покойного мужа, пятьдесят лет
Милитриса, купеческая дочь, сорок лет
Сваха, от пятидесяти лет
Купец Дормидонтов, от пятидесяти лет
Отец Леонидий, от пятидесяти лет
Дьяк, от шестидесяти лет
Алексей Михайлович Шмелёв, молодой поручик, 23 года
Василий Денисов, герой войны, друг покойного мужа Азаровой, 45 лет
Надворный советник Миклачевский, его помощник, кредиторы, домашняя челядь, цыганки - все среднего возраста.

Акт первый.

Гостиная в доме Азаровой, обстановка по моде 1835 года. Сбоку висит большое зеркало во весь рост. На диване лежит хозяйка, Александра Андреевна Азарова. Входит Аграфена, напевая «Томную заботу». Ставит на столик возле дивана поднос со стаканом и графином.
Александра, накрывшись одеялом, громко стонет.
Аграфена – Что это ты, мать моя не ко времени расхворалась? На-ко, отварчику попей! (наливает и подносит стакан ко рту)
Александра, отворачиваясь – Ну его, не хочу!
Аграфена – Это что ещё за капризы, ваше сиятельство?  Хотите ещё неделю в постели пролежать?(подносит стакан с другой стороны)
Александра, выпивая  – Вот ещё! Прикажи седлать Звёздочку, поеду кататься, всё и развеется!
Аграфена – Ишь, ты! Развеется! Вам уже сорок годков стукнуло, а Вы всё кататься! А потом опять с кашлем да насморком, и глаза на мокром месте!
Александра шмыгает носом.
 Ну вот, я же говорила!-гладит по плечу хозяйку- Опять, мы плачем, опять слезки льём, а чего льём – сами не знаем!
Аграфена вынимает платок, утирает ей нос, как маленькому ребёнку.
Александра– Скучно! Тоска!
Аграфена, садясь рядом  – И-и-и, милая! Хозяйство, да дом держать надобно, а она – скучно! Это тебе не на войне, хранцузов бить!
Садится рядом и поглаживает её по плечу.
Александра, вскакивая  – Эх, сейчас бы хоть одного француза, я бы…
Аграфена – Что бы?
Александра – Я бы хоть по-французски поговорила, в этой глуши же, не с кем!
Аграфена – Ты, ма шери, не сумлевайся: ежели слушаться не будешь, да лечиться, я тебе такой алягер ком алягер закачу, что мало не покажется! Мне твой дядюшка, покойный барин Азаров, завещал мою кровиночку беречь, и я свой долг выполню!
Звенит колокольчик.
-Пойду, узнаю кто там.
Уходит. Александра поспешно приводит в порядок свой туалет.
Входит полицейский пристав с помощником и двое кредиторов.
Пристав - Прошу простить, сударыня, не Вы ли являетесь хозяйкой этого дома, Александрой Андреевной Азаровой?
Александра – Это я. С кем имею честь беседовать?
Пристав -  Коллежский ассесор, Миклачевский Андрей Иванович. А это…(указывает на кредиторов)
Аграфена – А этих господ представлять не нужно, мы с ними уже знакомы. Давеча приходили скандальничать.
Пристав, к Александре – Известно ли Вам, сударыня, что согласно долговым распискам Вашего покойного супруга, за Вами числится задолженность в размере сорока тысяч рублей?
Александра, пожимая плечами – Я эти долговые расписки вижу во второй раз. Первый раз мне господа кредиторы их почему-то  показали через два года после смерти мужа. И как это понимать?
Кредитор 1 – По великому счастию, существует закон, согласно которому, если в расписке не указана дата платежа, то ответчик её может предъявить в любое время.
Кредитор 2 – Ваш супруг подписал документы, где не указана точная дата платежа, обязавшись выплатить долги в течение двадцати лет своему приятелю и партнеру в карты Василию Денисову. Однако деньги заимодавцу понадобились сейчас, и незамедлительно.
Александра -  Я хорошо знаю Василия, он часто навещал меня после смерти Дмитрия Александровича, но никаких разговоров о долгах у нас не было. А сейчас он в Италии, и перед отъездом он ни о чем меня не предупреждал. Если ему так нужны деньги, почему он не известил меня заранее?
Аграфена, зловещим шёпотом – Ох, чую я – дело темными  нитками шито! Придется старым методом воспользоваться! (убегает).
Пристав Александре – Не волнуйтесь, сударыня! Если денег у Вас сейчас нет, то можно вызвать полицию и составить опись имущества.
Александра – Господин Миклачевский, я закон знаю, так что не пытайтесь морочить голову слабой женщине. Я, будучи одинокой вдовой, к тому же без родственников, могу в суде просить об отсрочке платежа, если, конечно, расписки не липовые!
Кредитор 1 – Да где ж, липовые? Вы разве не узнаёте руку своего покойного мужа?
Кредитор 2 – Посмотрите, госпожа Ржевская, подписи схожи, это могут и свидетели подтвердить!
Протягивает бумаги.
Александра, прочитав расписки, – Подписи, может и его, но он мог не знать, что он подписывает, тем более, что Василий Денисов сейчас во Флоренции, и ничего сказать об этом не может!
Пристав – Ну что ж, придётся действовать другими методами, раз должница платить не хочет!
 Помощнику:За Грызодубовым послал?
Помощник – А как же с?! Сейчас опись составим, и дельце сделано!
В это время по полу начинает ползти дым. Раздаются громкие крики челяди.
- Караул! Пожар! Горим!
Выбегает Аграфена.
Аграфена - Александра Андреевна, сарай дровяной кто-то поджёг! Сейчас на дом огонь перекинется!
 Загораются занавески с краю, кредиторы и пристав с помощником, затыкая носы, пятятся к выходу.
Александра – Выводи людей из дома! Конюшню открыть! Крестьян к водокачке! Баб и детей в лес, немедленно! Где Звездочка?
Аграфена – Во дворе! А Вы, господа, помогите пожар тушить, вызывайте своих!
Пристав, помощник, кредиторы  молча отмахиваются от дыма и убегают.
Александра подбегает к окну, свистит и выпрыгивает. За окном слышно ржание и топот копыт.
Аграфена – Иван!
Входит Иван.
Иван – Ушли Ироды?
Аграфена, смеясь – Да ещё как припустились! Ишь, прощелыги! Думают, если женщина одна, так её и грабить можно! А за бедную вдову никто и не вступится!
 Дует на занавеску
Иван – Ничего, мы уж тут сами себя защитим от нехристей! Сил хватит! Огонь потушила?
Аграфена - Да много его было!? Одна занавеска, и то, я её ещё вчера молоком смочила, чтоб дальше не пошло! Сейчас поменяем, и дело с концом!
 Снимает занавеску и уносит.
Иван – Мы с тобой, мать, этот пожарчик в лучшем виде исполнили! Молодцы мы с тобой, вот что я скажу!
Подходит к зеркалу и красуется.
 - Ай да ты! Ай да я! Ай да мы! Обманули дураков!
Приплясывая, уходит.
Входит Александра.
Александра – Как же мне всё это надоело! Все кредиторы у меня в доме уже перебывали, да и жулики с ворами тоже! Думают, что если муж пил, так и без ума жил вовсе? Он мне ещё на смертном одре завещал: Александра, никому не верь, как умру – перво - наперво сюда вороньё слетится, чтобы обобрать тебя! И ведь знаю, не просто так вокруг меня жульё крутится, деньги выманивает. Тут чей-то интерес, и интерес очень крупный, три тысячи чертей! За всей этой кучей народа стоит кто-то один, кому имение моё, да земли понадобились. Ну да, ничего! Я и в войне с французами выстояла, и дом восстановила, и имение спасла. Сейчас мне государь пенсию платит как вдове героя войны, жить можно. А когда есть враги, ещё и не так скучно. Жаль, только вот, что приходится в одиночку с ними бороться.
Садится за пианино.
Александра поет романс «Не обмани», затем, бросившись на колени перед портретом мужа, поручика Ржевского, голосит: На кого ж ты меня оставил, сироту бедную?! За кулисами звучит колокольчик.
 Входит Аграфена.
Аграфена - Александра Андреевна, к Вам тётушка из Петербурга пожаловали! С ней отставного полковника супруга-с и своячница! Изволите принять?
Александра – А куда я денусь? От французов сбежать можно, а от родни никогда! Проси.
Аграфена уходит. Александра судорожно утирает заплаканное лицо шелковым платком. Затем подходит к зеркалу.
Александра – На кого я стала похожа? Двадцать три года уж после войны с французами прошло, а я всё не могу никак жить спокойно. Похоронила себя в этой глуши. В высшем свете меня, наверное уже забыли, да и не нужны мне все эти балы со сплетнями, да пустыми разговорами. Дела хочется, дела! Только герой войны, гусар Александра Азарова теперь никому не нужна.
Вбегает Аграфена с озорной физиономией, и, встав в позу солдата, надувает щёки и выпучивает глаза. Показывает глазами на вход, из которого показываются своячница и Наталья Кирилловна, тётушка. Пока Аграфена приняв их вещи, уносит их, затем вновь возвращается, звучит музыка и тетушка поет песенку из популярного тогда водевиля. В руках у нее веер. Закончив петь, тетушка кидается обнимать Шурочку, Наталья Кирилловна – Александра, душенька, безмерно рада тебя видеть! Целуются.
- А это, позволь тебе представить, своячница моя, Марья Петровна.
Александра - Очень рада.
Наталья Кирилловна, вернувшейся Аграфене – Аграфена, покажи Марье Петровне её покои и проводи гостью в сад. Ей моцион нужен, а там и до обеда недалеко. У Азаровых нынче расцвёл потрясающий рододендрон, изволите полюбоваться красотой, Марья Петровна?
Своячница – До красоты я всегда была охотница, особенно мужского полу. Давно это, правда, было, теперь уж разве на цветы любоваться! Пойду я, с вашего позволения.
Своячница и Аграфена уходят.
Наталья Кириловна, оглянувшись на ушедших, - Боже мой, я еле добралась до вашей глуши! Весь экипаж в грязи, кучер пьяный, мон дьё! Послушай, милочка, это уже ни в какие ворота! Что за вид? На тебе лица нет! Так нельзя, мон анж!
Александра – Ну, тётушка!
Наталья Кирилловна – Что, тетушка? Уже по всему Петербургу в высшем свете ползут слухи, что знаменитая кавалеристка Азарова после победы над французами совсем захирела, отошла от дел и ей грозит разорение!
Входит Аграфена с подносом в руках. На подносе сладости и графин с сидром.
- Батюшки-светы! Позор какой! Только этого не доставало! Да как я барину на том свете в глаза посмотрю?!
Накрывает чайный стол: конфеты, баранки, варенья. Разливает сидр из графина.
Наталья Кириловна – Ничего, голубушка! Я тебе мозги-то вправлю! Аграфена, собирайся, мы завтра же едем в Петербург!
 Аграфена бросает поднос и кидается в сторону выхода, подобрав юбки.
Александра, снимая шляпу, - Аграфена, назад! Не поеду никуда! Что я там забыла?
Аграфена бежит обратно.
Наталья –  Аграфена, собирайся! Никаких возражений, ма щер ами, и слушать не желаю!
 Стучит по столу кулаком. Аграфена мечется между ними.
Аграфена – Вот уж нашла коса на камень!
Александра - Чтоб я, герой войны, носитель георгиевского креста, штаб-ротмистр Азаров тратил время на глупые балы со светской болтовней!? Никогда!
Тоже стучит, затем они стучат по столу попеременно, после чего обе нервно обмахиваются веерами, затем садятся с каменными лицами.
Появляется своячница с букетом срезанных роз.
Своячница - Александра Андреевна, душенька, у Вас просто дивный сад! А какие розы! Наверное, из Голландии?
Александра, встав со стула, предлагает знаком руки  гостье присаживаться. – Что Вы, сударыня! Розы наши, российские. Просто здесь двадцать лет назад было сражение с французами. Сколько их, мерзавцев, полегло, столько здесь и похоронили. С тех пор растёт у нас все исключительно хорошо! Даже наш навоз не используем, французского … хватает!
 Аграфена забирает букет и ставит розы в вазу.
Аграфена – Наш пахучей будет, только оне ещё живые пока. Их и победить -то, никакой возможности нет, всё время всплывают!
Многозначительно показывает пальцем вверх.
Наталья, вскинув брови – Что? Это что за речи? А, ну, вон пошла! А ты, душенька, тоже хороша, такое прислуге говорить дозволяешь! Тебе, ма шери, надо явно сменить обстановку! Нет, нет! Немедленно в Петербург! Тамошняя среда на тебе благотворно скажется!
Пьёт сидр из стаканчика.
Своячница, тоже сидя и обмахиваясь веером – А скажите, душенька, Вы и под Бородино воевали?
Александра – Разумеется, мадам! Ох, и жаркое, скажу я Вам, было времечко!
Наталья – Недаром Наполеон тогда сказал: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, а русские - заслужили быть непобедимыми».
Аграфена, продолжая накрывать на стол – Тьфу, на этого антихриста! И чего он на нас попёр? Сидел бы дома, со своей Жозефиной!
Наталья с усмешкой – Ты ещё будешь в большой политик соваться!
Аграфена – Да Вы, барыня, сами посудите: У него, дурака, все было, и баба, и царство, небось, ватрушки каждый день кушали, а туда же! Чего ему дома не сиделось со своей Жозефиной?
Идёт за самоваром. Приносит самовар и ставит на стол.
Наталья – Войны, моя милая, развязываются для того, чтобы что-нибудь урвать, а Бонопарт хотел урвать пол-мира, вот и подавился!
Аграфена, махнув рукой, идёт к шкафчику и достаёт оттуда чайный сервиз. Ставит на стол.
Своячница (к Шурочке) – А скажите, ма шерри, как же Вы там под Бородино вместе с мужчинами сражались? Ведь Вам тогда было всего семнадцать лет?
Александра – А как все и сражалась. Все очень просто, сударыня!
Подходит к столу, берёт одно яблоко и откусывает, ставит на стол. Затем берёт яблоки и конфеты, расставляет их по столу.
Вот мы: от Шевардинского редута по прямой на левом фланге идём через батарею Раевского. Это, чтобы путём активной обороны у французов силы отбить и измотать противника. Бородино по центру, 2ая армия огибает левый фланг за реку, и мы все тупым углом по французам ка-а-а-аа-ак…
Своячница – Боже святый!
Судорожно крестится.
Наталья, сморщившись и затыкая уши – Александра, ты голосишь хуже пьяного гусара, к тому же я всё равно ничего не поняла!
Александра – Да что ж тут непонятного, ма тант? Вот 1ая армия на правом фланге, вот 2ая – на левом, обе занимают позиции по 8 верст, в центре - 4 пехотных корпуса, плюс 3 кавалерийских да Платов, со своими казаками. В результате мы прикрываем московское направление, а затем наносим удары во фланг и тыл французам! Понятно?
Своячница – Вам бы, душенька, генералом быть!
 Наталья - Да замуж ей надо!
Александра – Но Наполеон тоже не дремал! Он, подлец, удумал через захват Бородина овладеть левым берегом реки Колочи и отвлечь наших от главного удара, затем с правого берега, опираясь на Бородино, оттеснить русскую армию в угол и уничтожить!
Своячница и тетушка громко ахают. Входит Аграфена сочередным подносом. На нём пирог.
Аграфена, разрезая пирог и накладывая кусочки на тарелки, – Вот только, шиш, у него что вышло! Наш Кутузов Михайло Илларионович, не будь дурак, все просчитал! Он специально левый фланг послабже сделал, чтобы хранцуз клюнул. Сказал, что когда неприятель употребит все силы на взятие левого фланга, то в спину ему будут тут же резервные войска посланы!
 Все пьют чай и с удивлением смотрят на Аграфену.
Александра – Ты-то, откуда знаешь? На совете лично присутствовала?
Аграфена, отойдя в сторону – А-то! Я вместе с деньщиком вашим, Иваном, как раз под столом сидела, когда совет проходил.
Обмахивается подолом.
Наталья – Это что? Это как? Это на что похоже? Прислуга с деньщиком под столом? Кес ке се?
Аграфена – Да,к , ведь любовь у нас с ним была, барыня, не взыщите! Не могла я Ванечку мого оставить, так при нём всю войну и …
Александра – Постой, постой… А где же ты при нём была? Я тебя на фронте нигде не видела.
Аграфена – А Вы, Александра Андреевна, сундук большой красного дереву помните?
Своячница – Господи! В барском сундуке деньщик всю войну полюбовницу таскал! Каков конфуз!
Александра – То-то я помню, он без сундука этого никак ехать не хотел, пройдоха! А на совете вы с ним как под столом оказались?
Аграфена – Знамо как! Идём, себе, гуляем…Ну…цветочки рвём, видим – домик, в нём тепло, а мы с Ванькой замёрзши, ну и того… Куда деваться, у нас ведь любовь… А тут, голоса раздались, генералов понаехало! Ну, мы под стол и спрятались! Так всю дислокацию ихнюю и узнали!
Александра – Вот так все военные тайны становятся достоянием народа, интересно, что бы было, не будь у наших крестьян инстинкта размножения?
Аграфена – А, ежели б, инкстинкту не было, то не было бы и партизанской войны! Мы ж с Ваней всю информацию на пользу дела: где с тылу подсобить, где в лоб противнику ударить! Помните засаду на смоленской дороге, где двенадцать кирасиров полегло? Наша работа! А как мы возле деревни Задково этих супостатов вздрючили! А батальон французской пехоты под Гжатском?
Своячница – Ты, милая, часом не у Четвертакова ли партизанила?
Аграфена – Так точно, у него самого. Ванька меня информацией снабжал из вашего штаба, ну а я уж…
Все – Ну, каково?!
Наталья – Уж коли у нас вечер воспоминаний сегодня, так не худо бы и рюмочку опрокинуть!
Александра – Аграфена, вели на кухне: ешё ватрушек и ситного. И принеси бутылочку вишневой наливки! (в сторону)  Это уже надолго.
Аграфена уходит.
Своячница – А что, супруг Ваш, Дмитрий Александрович, тоже под Бородино сражался?
Александра – Полковник Ржевский сражался как и я, под Колочью, только в отряде господина Давыдова.
Своячница – Того самого, что занятные стишки писал?
Александра – Да, того самого. Прошу меня извинить, я должна отдать кое-какие распоряжения прислуге.
Встаёт и уходит.
Наталья – Бедняжка! Как только вспоминают имя супруга, Сашенька точно не в себе делается! Хотя, должна заметить: партию она себе выбрала не лучшую!
Своячница – Насколько я помню, Ржевский тогда был в чине поручика и имел славу дон Жуана и драчуна. К тому же, он любил вино и карты.
Правда, был затейник и шутник! И храбр в бою, к тому же! А все что про него говорят – глупые сплетни. Когда я с ним встречалась на балу у Волконских, он показался мне очень милым и вёл себя прилично! Помню,
был как-то случай, когда в Москве, на ярмарке невест, все собрались на бал у Толстых. Там девицы, сидя в отдельной комнате, стали сплетничать и делиться мечтами, а к утру из хозяйского кабинета, по соседству,  весь красный от стыда вышел поручик Ржевский. Он хотел там отдохнуть, ну и ..
Наталья – А я слыхала совсем другое: будто - бы на светском рауте у Бутурлиных Ржевскому приглянулась младшая из княжон, Зизи. Поручик подойдя к ней говорит: Мадемуазель, у Вас в роду случайно гусаров не было? Княжна, потупив взор, отвечала: нет, на что поручик заявил: Ничего-с, скоро будут-с! Позвольте представиться, поручик Ржевский!
Своячница – Глупые сплетни! Что бы ему приглянулась Зизи с её лошадиными зубами! Да и умом девица явно была обделена!
Аграфена, возвращаясь, приносит на подносе  рюмки и бутылку наливки, разливает её в рюмки –  А вот когда барин, Дмитрий Александрович в отряде Давыдова служили-с, так случай был: утром надо ехать к Шевардинскому редуту через лес, холодно. Гусары и спрашивают: Господа, по скольку литров на брата с собой возьмём? Давыдов спрашивает: Может по пятьсот? Нет, ваше благородие, в прошлый раз брали, так штабного писаря забыли!
- Тогда может по литру?
- Нет, в позапрошлый раз по литру брали, так все ружья потеряли.
- А ежели по семьсот?
- А когда семьсот брали, коней где-то оставили.
Посовещались и решили: взять по полтора литра, писаря и ружья собой не брать, с коней не слезать!
Александра, входя в залу – Где ты таких глупостей набралась, Аграфена?
Аграфена -  А что говорить, барин покойный был и выпить не дурак, и по амурной части…
Александра – Ты что несёшь? Дмитрий Александрович после женитьбы никогда себе лишнего не позволял! Всегда после бильярда или партии в покер домой приходил, и трезвый! Просто однажды у княгини Штетц он взял омар не той вилкой, с тех пор она и говорит про него всякие гадости! Будто он по амурной части большим ценителем был!
Аграфена – Не извольте беспокоиться, барыня, мужчина, ежели четыре раза и сходит налево, то по законам геометрии беспременно домой вернётся! Эвклид доказал! А наш - то барин супротив геометрии был - ни, ни!
Наталья – Что-то ты своих слуг распустила, прикажи-ка её выпороть, за излишнее свободомыслие, а то больно умные все стали, Эвклида цитируют!
Аграфена – Меня пороть нельзя, я герой народного ополчения!
Наталья – Ничего! Война уже кончилась, а ты место свое знай!
Аграфена – Правду всё-таки говорят, что правительство положение народа устраивает до тех пор, пока он не разогнулся! Пойду тесто ставить! Недосуг мне, барыня, здесь лясы точить!
Уходит.
. Входит Иван. Пытается что-то сказать. В этот момент раздаётся звон колокольчика.
Тётушка – Кого там Бог послал? Что-то нехорошо мне, предчувствия дурные! И голова кружится, где моя нюхательная соль?
Иван начинает обмахивать её ручником. Та отмахивается.
Тётушка – Отстань, чудище! И без тебя тошно!
Вваливается без всякого приглашения с диким хохотом полковник Пётр Александрович Ржевский. С ним цыганки. Он шлепает по заду одну, затем другую обнимает за талию, при этом со смехом посылает воздушный поцелуй тетушке.
Наталья – Явился - не запылился!
Полковник Александре– Ну, матушка моя, утомился я пока до тебя доехал! Принимай гостей!
Александра, язвительно – Прошу любить и жаловать, брат покойного мужа, Ржевский  Петр Александрович, полковник в отставке. Зачем явился?
Ржевский –  За что ж, меня родня моя так не любит?! Я ведь нраву кроткого! Сроду мухи не обидел!
Наталья – Кроткого, кроткого! Когда спишь, упившись, после игры в карты! Безбожник!
Ржевский – Ма тант! Ну, зачем Вы так? Я ведь к Вам с почтением!
Александра – Петруша, ты тут зубов не заговаривай! Говори, зачем пришёл!
Ржевский – Да что ты, мать, так с ходу-то? Дай дух перевести!
 Наливает себе стакан наливки и залпом осушает.
- Ну, вот теперь можно и поговорить!
Пьяным голосом поёт ариетту из оперетты. Тётушка пытается его усадить на стул, но тот увёртывается и не даётся, продолжая повторять бессмысленный мотивчик, и заигрывая с тётушкой. Та, махнув рукой, пытается выйти, но Ржевский преграждает её дорогу и машет рукой цыганкам.
 - Красотки, милашки, ну-ка спойте-спляшите, развлеките хозяйку дома!
Цыганки поют и пляшут.
Полковник, развалившись в хозяйском кресле, снова хватает стакан и наливает себе –  А я, ведь, к Вам, Александра Андреевна, по делу. Дом твой ветшает, имение потихоньку разоряется, того и гляди по миру пойдёшь. Входит Аграфена.
Александра– Вы это, братец, к чему?
Полковник – А к тому, что женщина ты ещё в соку, да и я ещё - ого-го! Ну, чего нам канителиться? Давай свадьбу сыграем, и в Петербург!
Выпивает стакан залпом, Аграфена отбирает у него стакан, тот хватает бутыль. Аграфена становится напротив, руки в бока. Тот ставит бутыль на место.Аграфена забирает бутыль и ставит в шкафчик.
Наталья – Ишь, чего захотел! Моя Сашенька сама, кого хочешь, окрутит! Там, в Петербурге, жениха и найдём!
Александра – Да Вы с ума все посходили! С меня братца твоего, поручика Ржевского достаточно! Уж лучше я останусь вдовой, чем жить с мужем – повесой!
Полковник – Почему сразу повесой!? Не монах, конечно, но ведь я же мужчина!
Наталья, с грустью - Шурочка, девочка! Ведь я потому и приехала, что дела твои плохи! Тебе замуж надо!
Полковник – За меня!(тычет себя в грудь)
Наталья – Да помолчи ты, Петруша! (к Сашеньке) Управляющий твой, скотина, проворовался в конец! Имение спасать надо!
Полковник – Надо! Я и говорю!
Наталья – Да ты его пропьешь или в карты проиграешь, женишок!
Полковник – Ну, зачем же Вы так, ма тант? Перед дамами  хоть меня не конфузьте! Хотя имения не имею, а пропить очень хочется! Ой! Что я несу!? (пытается закрыть себе рот)
 За кулисами звук падающего подноса, разбивающейся посуды, истошные крики и ругань: «Где этот мерзавец? Старый дон Жуан! Сейчас я ему последние  волосы оторву, чтоб не смел честных женщин бросать!»
Полковник прячется за вешалкой. Вбегает Милитриса. Поет куплеты.

Куплеты Милитрисы.
Наказал Господь судьбою злой,
Ненавистен стал мне род мужской!
Я за соблазнённую красу
Всех мерзавцев в щепки разнесу!
 
Припев :  Их коварству нет предела, 
                Жизнь такая надоела,
                Я теперь горю в пучине ада!
                Потому что все мужчины,
                Потому что все мужчины
                Гнусные поборники разврата,
                Потому что все мужчины,
                Потому что все мужчины
                Мерзкие обманщики и фаты!

Он слова любви мне говорил
Пряники с цветочками  дарил
 А теперь    остыл любовный пыл,
И мерзавца даже след простыл!
 Припев:  Я ищу его повсюду,
                Остаётся бить посуду,
                Он ушел, и что тому причина?
                Потому что все мужчины,
                Потому что все мужчины
                Злые похотливые скотины!(2р)

Милитриса, направляясь к полковнику, вытаскивает его из-под груды одежды – Вот ты где! Я его по всему Питеру ищу, а он тут с цыганками развлекается! Кто мне обещал, что жизнь беспутную бросит?
Генерал – Мими, ангел мой…
Милитриса – Молчать! Я тебе слова не давала! У меня из шкатулки старый прабабкин перстень с сапфиром пропал, да пятьсот рублей! Куда дел, подлец?
Генерал – Ну, мимочка, я хотел отдать долг за проигрыш в преферанс Семёну Ильичу, ты же понимаешь – долг чести!
Милитриса – Вот она где, честь-то твоя! В кабаках ты её оставил, с девками гулящими!
Наталья – По аккуратней в выражениях, мадам! Здесь приличный дом!
Милитриса – Я, сударыня, это вовсе не в Ваш адрес! Вы дама почтенная, к тому же годитесь мне в матери…
Наталья – Я в матери? Да мне ещё пятидесяти нет! Муж же мой третий, на десять лет меня младше. А Вы, я полагаю уже в летах, а все в девицах?
Милитриса – Я возрасту ещё довольно свежего, а с моим папашей и моим богатством любому счастие могу составить! 
Своячница – И много претендентов на такое счастие? Впрочем, одного я уже вижу! А что, все бегут от Вас, как черт от ладана?
Милитриса, дает генералу оплеуху, – Я ему покажу, как бегать! Кто под венец меня вести обещал? Я на тебя двадцать лет потратила! А ты теперь от меня по провинциям шляешься ко всяким…дамочкам?
Полковник – Мими! Как ты можешь?! Это же родня!
Своячница с издевкой – Если отнять те двадцать лет, то, похоже, Вы, сударыня, вошли в возраст невесты лет, эдак, с шести? Или может уже с младенчества?
Аграфена – Да Шурочке нашей она ровесница, я ж вижу, у меня глаз наметан!
Полковник, держась за щеку, – Милитриса, позволь представить тебе, моя родственница, Александра Андреевна Азарова-Ржевская!
Милитриса, язвительно – Ах, это родственница? Прошу прощенья! То-то я смотрю, у вас веселье с плясками, и ты разряжен как петух! Не иначе как свататься приехал! Вы, сударыня, не удивляйтесь, что я обо всем догадалась: он когда-то и меня так соблазнил: цыгане, цветы, шампанское рекой! Все тот же трюк!
Александра – Весьма признательна за участие, да я сама не слепая. Петруша у нас жених хоть куда, вот только слишком быстро жёнины денежки промотает.
Милитриса – Понял, милый?  Сдается мне, ты уже порядком надоел хозяйке дома! Ты не считаешь, что нам уже пора?
Полковник – Куда?
Милитриса -  Как куда? В церковь, вон уже батюшка в карете ждёт.
Полковник, размазывая пьяные слезы– Ну, Мимишенька, я ещё не готов!
Милитриса, вливая ему в рот остатки наливки -  Что ты, миленький, ты теперь как раз полностью готов! Векселя твои мой папаша скупил, имение твое уже на моё имя переоформлено, чтоб тебе заложить больше было нечего! Так что не волнуйся, это совсем не страшно: кольцами в храме обменяемся и все! Мой пончик! (чмокает его в щеку, тот шмыгает носом) Ты все понял, мерзавец?
Полковник, продолжая шмыгать – Понял: свободы мне уже не видать!
Милитриса- А зачем тебе эта свобода? Что ты с ней делать будешь? Её под процент не положишь, в залог не отдашь, не продашь, не купишь!
Наталья – Вы, барышня, рассуждаете, как торговка!
Милитриса – А я и есть торговка, и горжусь этим! Мой отец купец второй гильдии, Фома Фомич Парамонов! И богатство себе не через бабу, а тяжким трудом нажил! А этот прохвост думал, что всю жизнь на дармовые денежки по кабакам пробегает? Шалишь! Я, миленький согласна с твоей помощью стать дворянкой, папаше в деле герб тоже не помешает, а если не хочешь – иди на свободу! А оттуда в долговую яму! Там свою свободу хоть ложкой ешь!
Полковник, рыдая – Как ты жестока, Мими!
Милитриса, поставив на колено полковнику свою ногу в ботинке, и схватит его за подбородок – Так я услышу предложение руки и сердца или нет?
Полковник– Дай мне подумать!
Милитриса – Две минуты!
Полковник, зажмурившись – Господи! Спаси и сохрани!
Аграфена – Эвона, когда о Боге вспомнил!
Своячница – Вот это дамочка, её бы во Францию в 1812  году отправить, и войны б не было!
Наталья – Потому что от Франции бы ничего не осталось!
Милитриса – Спрашиваю последний раз, при свидетелях: свадьба или тюремные крысы в холодной камере?
Полковникс ужасом, - Свадьба! Свадьба!  Мими, я твой навеки!
Милитриса – Так ты согласен?
Полковник, с закрытыми глазами подает её руку - Согласен, где кандалы?
Милитриса  - Пьерчик! Мон дье! Всё так неожиданно, право! Я приятно удивлена! Поздравьте меня господа, Пьер сделал мне предложение!
Своячница – Да уж, при таком огромном выборе!
Александра и все остальные беззвучно хихикают.
Милитриса, Александре, нарочито вежливо кланяясь, - Сударыня, прошу простить меня за столь неожиданный визит!
Хлопает по плечу полковника.
 – Ну, что, суженный – ряженный?! Смир-р-р-р-но! Кругом! Венчаться аллюром шагом марш!
Генерал и Милитриса маршрируя уходят с песней «Солдатушки, бравы ребятушки».
Александра смотрит на цыганок, сиротливо сидящих на полу – Ушли, слава богу! А этих куда?
Аграфена – У этих больно личности знакомые, кажись, где-то видела. Они ведь не цыганки, а актёрки из французской оперетты, их эскадрон Давыдова  когда-то у французов отбил. Вы что ж, бабоньки, так до сих пор по России и мыкаетесь? То монашками прикидываетесь, то пастушками, то цыганками?!
Александра – Прикажи их на кухне покормить.
Аграфена – Пошли, чавеллы! Заодно двор подметёте!
Цыганки-француженки с криками «Мерси, мадам»  танцуют канкан.
  Из под цыганских юбок, во время задирания ног, торчат кружевные чулки и панталоны. Все остальные к  ним присоединяются.
         
                Конец 1 ого действия.

Действие 2ое.
Большая гостинная Азаровой. Наталья и своячница  гадают на картах за столиком. Шурочка читает книгу. Накрыт отдельно обеденный стол. Аграфена, сидя неподалёку, вяжет носки. Звучит тихая спокойная музыка( только 19 века).
Наталья – Ну, откуда у меня может быть трефовый король? Я блондинов люблю!
Своячница – Так трефовый, может и блондином быть, ежели при военном чине.
Наталья – Уж лучше б ты нам с Шурочкой денег нагадала, да, побольше! А при деньгах женщина и так королева!
Своячница – Да говорю же, что через пикового короля, очень важную персону, Шурочкины дела и поправятся. А ещё будут ей через бубнового пустые хлопоты. А тебя ждёт дальняя дорога и новые знакомства.
Наталья– Женихов для племянницы моей, жаль, не предвидится.
Шурочка – Я в гадания не верю.
Своячница – Всему своё время, не спеши. Будет к ней сватовство пустое, не по любви, да так ничем и кончится. Я сейчас на тебя раскладываю, так слушай: муж твой по службе из-за пикового короля сильное расстройство иметь будет, а тебе через то – слёзы и казённый дом, но это ненадолго. В скорости всё в вашу пользу выгорит и будет тебе облегчение сердца и деньги, но небольшие. Зато трефовым королём сердце успокоится.
Звон колокольчика.
Аграфена – Кого ещё черт принес?
Входит сваха с песней «Вдоль да по речке» .
Сваха – Дому сему благоденствие и здравие! Принимайте сваху! (Кланяется).
Аграфена – Здрасьте Вам, пожалуйста! Не успели одного женишка спровадить, так другие тут как тут!
Наталья – Перестань грубить, Аграфена! Вы по какому делу, милейшая?
Сваха - У Вас товар, у нас купец! От Дормидонтовых я.
Плюхается за обеденный стол.
Наталья – От каких ещё Дормидонтовых?
Сваха – Соседей ваших.
Наливает себе стопку и выпивает залпом.
Александра – Соседями у нас испокон веков были графы Ягужинские, а справа Колчины.
Сваха, закусывая – И, матушка, и те, и другие уже давно разорились. Ягужинский граф моему барину Артамон Силычу Дормидонтову своё имение в карты проиграл, а Колчин свое имение продал. И твое имение Артамон Силыч за долги купит, и тебя с потрохами! Так что, милая, не кочевряжься! Иди-ка ты за Артамон Силыча замуж! Ты уже барынька в летах, ну кто тебя ещё возьмёт?
Продолжает выпивать и закусывать, Александра выбегает из комнаты.
Своячница - До чего мы дожили! Потомственную аристократку купчина сватает! Позор! Мо ве тон!
Сваха – Отчего ж, мо ве тон? Артамон Силыч мужчина видный! В груди поболе аршина будет, а живот впереди него в дверь заходит! А взор соколиный, как глянет, так из тебя и дух вон! А голос как подаст, так в церкви колокол слетает! Подать - говорит – мне невесту, чтоб манеры, и хранцузский, и на фортепианах играть умела! А вы, хвала создателю, соседи. И земля у Вас рядом, а там, глядишь - может, и детишки пойдут! А что, у нас в деревнях бабы и в сорок пять рожают! Так всей округой владеть будете вместе с лесом. А лес – это вам не шутки! Лес – это …ого-го!
Азарова входит со шпагой и пистолетом .
Сваха – Э! Э! Мать, ты чего это?
Алескандра - Манеры, значит, купчине твоему понадобились вместе с землями в придачу? Сейчас я покажу ему манеры!
Стреляет, сваха вскрикивает вместе с остальными, Александра размахивает шпагой.
 - Вот вам лес! Вот вам, земля! А вот это твой Артамон Силыч видел? (выделывает фигуры шпагой) Я Вам покажу Кузькину мать! От меня француз, как поросенок, бегал, а вашего Дормидонтова я с кашей съем! Вон отсюда!
Сваха – Да погоди ты, дай закусить-то сначала!
Александра приставляет к груди свахи пистолет.
Тихо, всё поняла! Сама уйду!
Сваха с визгом убегает.
Наталья – Зря ты так, Шурочка! У Дормидонтова этого все векселя наши выкуплены, как бы не пришлось тебе с ним в Божий храм в белой фате! И ещё в ногах у него валяться, чтоб взял!
Александра – То есть как, векселя?
Наталья – А вот так! Векселя на сорок тысяч рублей!
Рыдает. Сашенька падает без чувств, своячница обмахивает её веером.
Своячница - Не бывать тому, да чтоб нашего лебедя белого да за этого пузатого! Тьфу, на него!
Аграфена подходит со стаканом и брызгает на Сашеньку водой, та поднимается.
Из дверей показывается сваха.
Сваха – Зря вы так! Еще пожалеете! Артамон Силыч Вас всех в бараний рог скрутит!
Аграфена кидается на неё с метлой и прогоняет.
Наталья – Да что ж делать? Племянница у меня герой войны, а в карманах пусто! По миру пойдем!
 Прижимаясь друг к другу, поют с Александрой  «Разлуку».
Из окна распахиваются створки, высовывается рука с букетом роз.
Александра – Ещё один женишок в окно лезет! Ну, я сейчас тебе!
Подбегает к столу, хватает графин с водой и с разбегу выливает содержимое на высунувшуюся голову. Из окна на сцену выпадает юный поручик Шмелёв. Он судорожно отряхивается, а Шурочка и женщины вскрикивают.
Шмелёв – Не бойтесь меня, милые дамы! Я здесь не по порочным надобностям, а из романтических чувств! Я ни в коем случае не причиню вреда ни очаровательной хозяйке дома, ни её гостям! Право, не знал, что Вы не одна, Александра Андреевна.
Александра – Боже мой, Алексис, Вы всех перепугали, да и Ваш костюм изрядно пострадал! Бедный мой мальчик!
Шмелев – Не называйте меня так, прошу Вас! Я не ребенок!
Протягивает букет, встав на колено, и целует её руку.
Встав с колен,  - Мэдам! Позвольте представиться, поручик Шмелёв! Алексей Михайлович!
Наталья – Какой милый молодой человек! Шурочка,  а он в тебя, кажется, влюблён!
Александра – Перестаньте, ма тант! Я гожусь ему в матери!
Шмелёв(обращаясь к Наталье) – Увы, мадам, Вы чрезвычайно прозорливы: я влюблён! Влюблён в эту женщину, страстно и безответно, потому что её сердце навсегда отдано покойному  супругу, которому она хранит верность. Александра Андреевна, эта дама сказала Вам то, что я не решался сказать уже много лет!
Александра – Мальчик мой, Вы так молоды, уверяю Вас, Вы ещё встретите свою любовь!
Шмелёв( становится на колено и протягивает букет) – Александра Андреевна! Выслушайте меня, я прошу! Конечно, я не богат, не слишком умён и возможно не очень красив… (Опускает в смущении голову)
Наталья – Он просто душка!
Шмелев – Но я люблю Вас, и только Вас! И хочу спасти от брачного мезольянса, от назойливых кредиторов и мошенников. Александра Андреевна! Будьте моей женой!
Своячница -  И как же Вы собираетесь её спасти, позвольте Вас спросить?
Шмелёв – Можно продать имение, и уехать. У меня есть дом в деревне с садом. Там такие яблони!
Александра – Алексис, имение заложено, и чтобы его продать, его надо сначала выкупить. Да ещё и кредиторы с долговыми расписками каждый день чуть ли не в окно лезут.
Шмелёв – А кредиторов я всех вызову на дуэль! Они не посмеют… Если они честные люди…
Александра (прижимая его к себе по матерински) – Шшшш! Век благородных рыцарей уже давно прошел, а сейчас время дельцов, мой милый!
Шмелёв – А я все равно найду выход, и Вы будете моей женой!
Лезет в окно.
-  До свидания, медам!
Все – Куда? Вон же выход в дверь!
Шмелёв – Пардон, медам!
Раскланявшись, выходит в дверь.
Шурочка, с улыбкой глядя ему в след – Господи, какое он ещё дитя!
Все снова садятся за карты.
Наталья – Эх, будь я чуть-чуть помоложе!
Свояница, метая карты – Милая моя, достаточно того, что твой бедняга Мишель младше тебя на десять лет! А ты ещё и изменяешь ему напропалую!
Александра – Да уж, тетя! Каждый Ваш новый супруг был моложе предыдущего.  Вы по аккуратнее, а то в четвертый раз выйдете замуж за младенца!
Александра – Так ведь жизнь прожить надо в радости и любви! Чтоб было, что на том свете вспомнить!
 Своячница – Ты гляди, как бы не пришлось на том свете маслицем запасаться, а то в сухую поджариваться не сподручно!
Наталья– А ну, тебя! Когда там буду, специально за тебя словечко замолвлю! И за твоего адьютанта! Представляешь, Александра,  муж приходит домой, а любовник – шасть, на балкон, в чем мать родила, и с разбега мимо лошади прямо в бочонок с медом! Потом отмывали всем гарнизоном!
Своячница – Да сколько  можно уж вспоминать!? Двадцать лет прошло!
Наталья – Двадцать пять, ма шери!
Раздаётся снова звон колокольчика.
Аграфена – Опять гости, Александра Андреевна.
Александра – Небось, очередной прощелыга жаждет денежки с меня содрать. Поди, скажи, что я не принимаю!
Раздается пение псалмов. Входит отец Леонидий, с ним дьяк.
Аграфена – Кажись, поздно уже! Этих в дверь гони, так они в окно вломятся, или в щель вползут! (низко кланяется) Здравствуйте, Батюшка! С чем пожаловали?
Отец Леонидий осеняет всех крестным знаменем.
Леонидий – Мир дому сему!
Александра - Кажется, разговор намечается серьёзный…
Леонидий  протягивает руку Сашеньке для поцелуя – Как живешь-здравствуешь дочь моя?
Александра, чуть склонияет голову и не прикладывается к руке, вместо неё руку чмокает тётушка.
Александра – Да живу потихоньку, батюшка! За мужа Бога молю, упокой душу его грешную!
Аграфена – Это всю жизнь молись – не отмолишь! Все кабаки, да бордели…
Наталья – Цыц, пошла вон, дура! В барские дела встревать!?
Аграфена, обидевшись, с ревом убегает.
- Какими судьбами Вас, отец Леонидий, в наши края?
Леонидий – По воле Божией решил я благое дело сотворить.
(Дьякону) Евпимий, огласи!
Дьякон, раскрыв листок, читает заунывным противным голосом:
- Сподобился слуга Божий, Леонидий, и отцы пресвятой церкви, не своим соизволением, но Божьим  разумением, в селе Епанчино создать приход с храмом и женской обителью…
Леонидий – Ты не умничай! К Александре - Проще скажу тебе, дочь моя! Будем храм ещё один строить и монастырь женский, как раз неподалёку от твоего имения… А то в нашем-то уже мест не хватает, от послушниц отбоя нет!
Своячница – Что, такая тяга к Богу у местных девок?
Александра – Да нет, скорее отвращение к семейной жизни. Уж лучше монастырская келья, чем муж-пьяница, да свекровь злющая.
Наталья – Соседями, стало быть, будем, батюшка!
Александра – Дело, конечно, благое, да от меня какой Вам спрос?
Аграфена, высунувшись из-за занавеса – Ясен пень! Интерес коммерческий: уж больно, взгляд у Вас, преподобный, благостен!
Снова прячется.
Леонидий – Имение твое, дочь моя, слыхал я, в залоге. А векселя у раба божьего Дормидонтова. Так вот, я мог бы эти векселя у него выкупить, через церковную казну.
Своячница – С чего бы такое бескорыстие у слуги Божьего?
Аграфена, снова высунувшись – Знамо дело, землица-то нынче дорожает! Наталья– Александра, душенька, прикажи, наконец, эту дуру выпороть! Сил моих с ней  нет! А Вы, батюшка, присаживайтесь, в ногах правды нет!
Леонидий садится за обеденный стол.
Александра – Аграфена, голубушка, принеси нам чаю, а святому отцу водочки!
Аграфена исчезает.   
 - Так, я не поняла, батюшка, Вы хотите векселя мои выкупить, а для чего? Какой Вам интерес?
Леонидий, глаза его бегают -  Смертен человек, дочь моя! А по грехам и воздастся ему! Ты, конечно, голубица чистая, и нищим помогаешь, и сиротам, и мне, грешному, что говорить! Только вот, о душе подумать надобно, ты не девица уже!
Аграфена приносит чай и водку с закусками. Ставит на стол.
Александра – Да, слава Богу, двадцать лет с мужем прожила!
Леонидий – Да я не об этом! Я к тому, что не знает человек, когда ему срок придёт, а потом уже и поздно! А дорогу в царствие небесное при жизни мостить себе надобно!
Дьяк при этом начитает петь псалом, батюшка цыкает на него.
Своячница, язвительно – Высокие материи затрагиваете, батюшка!
Аграфена в сторону – Коли речь о царствии небесном пошла, значит, деньги нужны немалые!
Тетушка замахивается на неё, но та увёртывается и убегает.
Леонидий – Мы со святыми отцами тут посоветовались… Вот, кабы мы векселя все твои выкупили, а ты бы церкви всё отписала, так бы и душа бы твоя успокоилась и муженьку твоему грешному на том свете легче было бы! Ты ведь одинокая, детишек нет, зачем тебе маяться? Хозяйство вести – дело хлопотное! А я за тебя Всевышнему помолюсь!
Александра – А самой-то мне куда?
Леонидий – Так ведь мать Манефа с радостью в обители тебя примет!
Своячница, в сторону– Ага, сговорено уже, видать! И Манефа в доле!
Александра -  Значит, земли отцам отдать, а самой к Манефе послушницей?!
Наталья – Это нашу Сашеньку, умницу, да красавицу, в монастырь? Да, лучше я схиму приму!
Захлебывается рыданиями.
Своячница – Тебе, ма Шери, лучше сразу в мужской!
Леонидий – Да что ты говоришь, дочь моя? Опомнись!
Своячница – Так, говорю, потому что хорошо её знаю!
Вбегает Иван.
Иван – Матушка, Александра Андреевна, там, в огороде только что девки болтали, будто разбойник  какой-то на церковном луге своих коз пастись пустил! (Делает вид, что только заметил Леонидия), Ай, простите, батюшка! Девки, может, и ошиблись, да только видал кто-то, будто в монастырском саду племянница Ваша, Лизавета с кузнецом Василием променат совершает!
Леонидий, хватаясь за сердце, -  Лизавета, порочное существо! С кузнецом, с Васькой! За что, Господи?!  А там, на лугу… На святой земле… Козы, они же все травы лечебные пожрут!
 Опрометью выбегает из дома, дьяк выбегает за ним, падает, зацепившись за стул, затем уползает со сцены.
Иван, кланяясь в спину батюшке, - Дай Бог внучатых племянничков Вам побольше! Молодожёнам – совет, да любовь!
Аграфена, выходит – Ну вот, ещё одного «благодетеля» спровадили! Молодец,  Ивашка! Ишь, чего удумали – мою Сашеньку в монастырь! Да я этим иродам не токмо коз на луг, я им второй Вавилон устрою!
Грозит кулаком.
Входит Василий Денисов.
Василий – Что за шум, а драки нету?
Наталья – Ба, Васенька, красавчик мой!
Василий – Александра Андреевна, голубушка, все хорошеете?
 Целует Александре руку.
-  И Вы, ма тант, здесь? Какими судьбами?
Чмокает тётушку в обе щёчки, оглядывает её с ног до головы .
- Совсем не изменились, всё также прелестны!
Кланяется своячнице.
Тетушка игриво хохочет, слегка прижавшись к Денисову плечом.
- А ты, Базиль, всё такой же жуир и ловелас!
Василий – Супругу Вашему, Николай Сергеевичу, моё почтение!
Наталья резко отскакивает от Денисова и начинает нервно обмахиваться веером.
Своячница – А мы полагали, что Вы в Италии красотами любуетесь!
Василий – Любовался, уважаемая Марья Петровна, аж, четыре месяца! Да только надоело мне там все хуже горькой редьки! От пищи тамошней у меня изжога, народишко там болтливый, да ленивый!
Александра – Ну, у нас в России тоже все болтают, да работать не хотят!
Василий – Ай, не скажите, ма шерри, все познаётся в сравнении: у этих – чуть жара, они сразу отдыхать – сиеста, видите ли! Как холодно – они опять не работают! Изнежены так, что плюнуть хочется! Девки их, с красотой слащавой  – чисто конфетки, один раз поел – второй уже не хочется. Ей богу, Александра Андреевна, соскучился я по Вашему острому язычку!
Александра -  Голубчик,  Васенька, хотела о деле я с тобой поговорить, как старый фронтовой товарищ. Сколько тебе муж мой задолжал по картежному делу?
Василий – Да, Господь с Вами, ма шери, какие долги? Все что меж нами было, давно быльём поросло. Все долги были выплачены.
Аграфена – Я так и думала, не мог наш свет Василий Андреевич так с моей кровиночкой поступить!
Рыдает, вытирая слёзы.
Василий – Да что стряслось-то?
Александра – Известное дело, мошенники, да воры хотели меня за горло взять. Воспользовались тем, что мужа моего уж нет в живых, так и давай наведываться. Насилу отбилась. А тут ещё купчина долги мои перекупил, да замуж зовёт.
Своячница – Купчина венчаться зовёт, а батюшка в монастырь дорожку протариваает!
Наталья – Одно другого не слаще! А выход –то где?
Василий – Ну, выход, серьёзный человек всегда найдёт. Я здесь, хвала Вседержителю, и вдову моего покойного друга в обиду не дам!
Александра – Да, и приходили кредиторы с документами, якобы моим Дмитрием подписанные.
Василий – А фамилия у одного из них не Миклачевский, часом?
Аграфена – Точно, он! Нехристь!
Василий – Прощелыга и вор, каких мало! Не иначе, как кем-то подослан.
Своячница – Тут уж нас столько гостей посетило! И Петруша, деверь беспутный, и сваты наведывались, и батюшку местного на сладенькое принесло! Всё земли Сашенькины, да дом не дают покоя!
Василий – От кого, говоришь, сваты были?
Аграфена – Какой-то Дормидонтов-купчина, от любви сохнет, по дворянскому титулу.
Василий – А вот это уже серьёзно. Дормидонтова знаю хорошо. Он скупкой векселей занимается, известный кровопийца! Этот не отступится. А что за батюшка?
Тётушка – Отец Леонидий Сашеньке к матери Манефе предлагал идти.
Василий – Сдаётся мне, что всё это одной цепочки звенья. Кто-то за этим стоит.
В этот момент из окна появляется бородатая рожа Дормидонтова.
Наталья – Васенька, друг сердечный,  подскажи что делать, научи уму-разуму! Как Шурочкины векселя у Дормидонтова выкупить?
Дормидонтов, высунув голову с бородой в окно – А никак! Или замуж, или шишь с маслом!
Сваха, появляется рядом в окне – А они нами брезгуют! Пренебрегают!
Дормидонтов – Это ничего, тут одна аристократочка из Питера за купца Селиверстова замуж вышла. Тоже сначала кочевряжилась, а потом, как ей хвост поджали мужниными долгами, так она с писком да воём в церкву аж, вприпрыжку побежала! Я, Ляксандра Андреевна, терпеливый! Я подожду!
Сваха – Мы подождём!
Александра хватает первую попавшуюся вазу и швыряет её в окно. Голова свахи тут же исчезает. Дормидонтов же вваливается с подоконника в комнату. Его тут же хватает за грудки Василий.
Василий – Слышишь ты, мешок с…. деньгами! Покинь этот дом немедля!
Дормидонтов, сохраняя невозмутимость – Отчего же это я свой дом покидать должон? У меня и документик уже имеется.
Все ахают.
Дормидонтов – Так что, Ваше сиятельство? Пойдёте за меня замуж, или в долговую яму?
Дамы хватаются за сердце, Василий в сердцах шипит: «Мерзавец!»
Из окна снова высовывается сваха.
Сваха - Артамон Силыч, не забудь мне комиссионные выплатить, когда с этой фифой под венец пойдёшь!
Сашенька хватает вторую вазу и снова кидает в окно. Голова свахи исчезает, а потом высовывается.
Сваха – И Вам, барыня, доброго здоровьечка!
Дормидонтов свахе – Иди, милая, иди! Я тебя не забуду!
Сваха – И пойду я, пойду! Скоро вечерню служить начнут! (Исчезает.)
Раздаётся звон колокольчика, входит гонец. Подходит в Василию и что-то шепчет. Тот радостно хохочет. Гонец передаёт ему толстый конверт и уходит.
Василий – А что, денежная сума, много тебе невеста- то нареченная должна?
Дормидонтов самодовольно - Сорок тысяч.
Василий – А векселя при тебе?
Дормидонтов – А тебе-то что?
Василий – На, забирай свой долг и проваливай. Господа, вы свидетели! Я при всех оплачиваю долг вдовы моего друга Ржевского! Здесь ровно сорок тысяч!
Все  снова ахают.
Наталья шепчет – Чудеса! Так не бывает!
Василий  забирает векселя и рвет их на кусочки, а Дормидонтов с досадой сует деньги за пазуху и уходит.
Александра – Откуда же такие деньги, Василий?
Василий – Карточный долг получил от Великого князя.
Александра – Я, конечно, тебе премного благодарна, но ты же понимаешь, что быстро вернуть тебе такую сумму не смогу!
Василий – Не извольте беспокоиться, сударыня! Денег Ваших мне не надобно, да и помочь благородной женщине мой святой долг! Окажите мне всего одну лишь милость: подарите мне Зулейку, уж больно она мне приглянулась!
Наталья– Господи прости! Ты, Васенька, уже на басурманок перешёл? Она брюнетка, блондинка или шантретка?
Василий мечтательно – Она рыжей масти! Необыкновенной красоты кобыла! Как её увидел, так дар речи потерял!
Александра – И только –то? Да она твоя! Только не стоит она столько.
Василий – Стоит, ещё как стоит. Мне князь Чавчавадзе за неё, если приведу, пятьдесят тысяч обещал, только я не такой дурак. И за сто не отдам, дудки!
Своячница – А Вы, батенька, прохиндей!
Василий – Да, к, ведь сейчас без этого нельзя! Кто нынче с копейки рубля не имеет, тот и слаб, и виноват кругом! Ну, мне пора! Прощайте, Александра Андреевна, не поминайте лихом! А кредиторов я от Вас отважу, ей Богу, отважу! (выпрыгивает из окна, слышно ржание и топот копыт)
Александра – Уехал! Храни его Господь!
Наталья – Авантюрист, конечно, но до чего хорош! А благороден!
Своячница – Ну, ма шер, теперь, как я понимаю, ты свободна от долгов, и можешь жить, как тебе заблагорассудится. Только кто же мог так лихо дельце обделать, и кредиторов на тебя натравить?
Аграфена – Кви продекс!
Все – Что?
Аграфена – Это по латыни: ищи, кому выгодно.
Александра – То есть? Объясни нам, коли ты самая умная!
Аграфена – Кому лучше всего станет, если земли Ваши, Ляксандра Андреевна, свободны будут? Отцу Леонидию, чтоб храм с монастырём строить. А кто Вас лучше всех знает и уверен, что замуж за купчину Вы не пойдёте? Отец Леонидий. А какой прок Дормидонтову с Ваших земель, если они ему достанутся? Никакого. А вот если Дормидонтову их Леонидию отдать, да себе тем самым грехи отмолить? Ну, и чья собака мясо съела? У них же всё сговорено было! А скупить Ваши векселя – дело нехитрое!
Снова звон колокольчика.
Аграфена – Кого ещё Бог послал?! (выходит).
Все переглядываются. Входит Иван и пытается что-то сказать Александре.
Наталья– Ещё одна плохая новость, и я не выдержу.
Пытается упасть в обморок.
Иван подбегает и подхватывает её.
Иван – Что это Вы, барыня, не ко времени чувств лишаетесь? Обедать пора!
Наталья, глядя на склонившегося к ней Ивана, томно дышит - Уйди, нехристь бородатый! Ухватил ручищами своими слабую женщину, дышать невозможно!
      Вырывается из рук Ивана и поправляет сбившиеся волосы. Своячница, глядя на всё это, с ухмылкой качает головой.
Александра, подавая тётушке стакан воды – Тётя, успокойтесь. Думаю, что плохие новости уже позади. Иван, пойди на кухню и прикажи подавать обед.
В сторону:
И кто мог подумать, что эти два прохвоста так спелись!
Своячница – А дурное дело нехитрое!
Аграфена вбегает с пакетом.
Аграфена – Матушка, Александра Андреевна, нарочный прислал срочно из Петербурга!
Азарова вскрывает пакет, читает -  За особые заслуги перед отечеством в войне 1812 года штабс-ротмистра Азарову приставить к награде – второму георгиевскому кресту и в срочном порядке просят прибыть в столицу для особо важных поручений при дворе его Величества! Черта с два теперь замуж! Еду в столицу! Где мой мундир?
 Подбегает к зеркалу: Господи! До чего ж, я полна стала! Ещё и в мундир не влезу! Вот она спокойная сельская жизнь!
Аграфена – Ты, матушка, уже в годах! Так что, плепорции у тебя соответствующие, а на сельскую жизнь нечего пенять!
Александра хватает вышитый ручник и в шутку гоняется за Аграфеной. Та игриво визжит.
Аграфена, увернувшись,  – Побегайте, барыня, побегайте! Хватит уже на диванах лежать! Вот жирку и нагуляли!
Отбегает в сторону.
Наталья – Всё - таки пора её выпороть, распустилась совсем!
Александра в изнеможени плюхается на диван.
Своячница – Ничего, душенька, на балах всё спустите, в Питере Вам каждый туалет в такую копеечку встанет, что придется экономить на питании, не до жиру будет!
Наталья – Ну вот и славно! Ура героям войны, главное теперь спасти имение и дела поправить!
Аграфена – И по быстрее, а то герои нашему отечеству нужны только когда помирать нужда! Живые –то, они без надобности!
Александра, вскакивая с дивана – Перестань, Аграфена, русскому офицеру честь отечества всегда дорога. Каким бы оно ни было! Завтра же, поутру немедля запрягать лошадей! В Петербург, на службу государю и России, вперед!
Все – Едем!
Звучит гимн из оперы Глинки «Жизнь за царя». Общий поклон.


Рецензии