Т. Гумбатова Баку-1918г, июнь
1 июня Бакинский СНК издал местный декрет о национализации нефтяной промышленности. До этого были только попытки, так как Ленин, который находился в тесных переговорах с Германией, был против. Шаумян торопился и игнорировал указание центра. 5 июня он получил из Москвы на поддержку нефтедобычи 50 млн. руб. и в этот же день был издан декрет о национализации Каспийского торгового флота, необходимого для срочного вывоза нефти в Россию. Большая часть российской промышленности получала топливо из Донецкой области, но сейчас там шли бои, и вывести оттуда уголь было невозможно. Баку ранее давал одну треть необходимого топлива для России.
6 июня Шаумян от имени Бакинского СНК обратился в Грузию к Н.Жордания с просьбой не пропускать турецкие войска по железной дороге. Взамен он гарантировал им от имени Совнаркома РСФСР автономию после установления советской власти в Закавказье.
7 июня в письме к Сталину в Царицыно он сообщал, что, несмотря на тяжелое положение рабочих в отношении продовольствия (более двух месяцев рабочие просто голодают), « Баксовет чувствуем себя очень прочно и ведет подготовку к походу на Елисаветполь. Если победят, то Баку превратится в образцовую трудовую коммуну».
В селе Алты-Агач собрание жителей (2850 человек) в присутствии муллы Али Ахундова постановили признать советскую власть.
Город пытался жить. В кинотеатре »Колизей» на Торговой улице демонстрировалась драма с участием И.И.Мозжугина » Отцвели уж давно хризантемы в саду». Там же была представлена роскошная картина »Маленькие белые рабыни». Ее демонстрация проходила под флагом Российского общества защиты женщин.
В театре «Экспресс» шла картина »Кира Зубова» с участием В. Холодной и В.В. Максимова, в театре»Форум» - кинодрама «Венок смерти», а в электро-театре »Ампир» представляли драму »Ночь суда и казни» с Зоей Владимировной Карабановой в главной роли.
На бульваре работал »Театр улыбок» под управлением С.Н.Борскова и М.А. Морозовского. Для своего бенефиса Аким Анатольевич Коган выбрал пьесу Шолом- Аша- Бег-Мести.
5 июня в Большом театре Бр. Маиловых концерт знаменитого скрипача. профессора Венской консерватории Иоганна Штейнбаха. 9 июня Народный Музыкальный Дом открыл летние концерты с участием Розалии Павловны Дунаевской, певицы Фени Самуиловны Непорент, скрипача С.Л. Бретаницкого, супругов Доброхотовых : виолончелиста Василия Степановича и пианистки Елены Артемьевны, пианистки Веры Яхлес и др.
На пароходе «Князь Баратынский» состоялось первое морское гуляние на Зых.Там были устроены детские игры, различные развлечения, гимнастические упражнения и пр. Играл духовой оркестр. Звучала азиатская музыка. Работал буфет с прохладительными напитками.
БО Русского технического общества- заседает, работает общество еврейской столовой »Бег-Коэнер-Лехем». Пестрят объявления о приеме врачей: В.К.Филькельштейн, Р.А. Ромуальд, З.Д.Черномордиков, М.А.Гухман, Б.В.Сэрр (женщина-гинеколог), Самуил Израилевич Копелиович, Карл Э. Марки и т.д. Склад наследниц М.М.Берне предлагает корабельные, технические и оптические принадлежности.
13 июня персидский консул М.Саедольвезаре приглашал всех персидско-подданных граждан прийти на собрание в персидское училище »Иттихад».
До религии руки пока не дошли. В школах продолжали преподавать Закон Божий. Так, католический священник Демуров имел по три урока в неделю в Первой Бакинской мужской гимназии, а в июне преподавал Закон Божий и в Бакинской Мариинской женской гимназии, где имел также по три урока в неделю и получал 15 руб. в месяц.
В ночь с 1 на второе июня в Черногородской больнице от оспы умер почетный гражданин Баку, сотрудник Т-ва Бр. Нобель, бессменный председатель правления БО Русского Музыкального общества, член ревизионной комиссии АО »Электрическая сила», Биржевого комитета и Русско-Кавказского нефтяного общества - Максимилиан Карл-Юлий Маврикиевич Шумахер. О его смерти сообщала вдова Екатерина Яковлевна, дочь Сусана и зять Евгений Степанович Самородовы, а также Александр Яковлевич и Николай Яковлевич Тахателовы. 4 июня состоялся вынос покойного из лютеранской церкви на лютеранское кладбище. Просили по воле покойного венков не возлагать. Тогда считалось, что правильнее отдать эти деньги в качестве пожертвований на добрые дела.
Лютеранская церковь глубоко переживала постоянные потери прихожан, так много сделавших для церкви, города, людей. 28 июня отпевали трагически погибшую Иду Августовну Нюрнберг, а 30 июня в 6 часов вечера на старом лютеранском кладбище прошла панихида в годовщину со дня смерти Берты Карловны Вишневской.
1 июня (20 мая) в Баиловском соборе - панихида в годовщину смерти отставного генерал- майора флота Виллиана Фердинандовича фон –Ритчера. 11 июня хоронили Василия Павловича Рожкова, племянника Анны Гавриловны Матиовской. 23 июля в Рождественской церкви возле Сабунчинского вокзала отпевали Наташу фон Вихман, о чем сообщали ее сестры Вера, Люба и брат Юра.
12-го тихо скончался статский советник Владимир Николаевич Гладыревский. Отпевание проходило в АН соборе. Там же 27 июня отпевали Елену Симоновну Лиадзе, о чем сообщали родители, брат и сестра.
Католики 28 июня прощались с врачом 6-го батальона Кавказской Красной Армии Сигизмундом Станиславовичем Зигмунтовичем.Во время мартовских событий молодой врач оказывал особые услуги пострадавшим, облегчал судьбы раненых и лечил зачастую безвозмездно. Будучи мобилизованным в советские войска ,он серьезно заболел и безвременно скончался. Да будет маленьким утешением для его семьи сострадание тех, кто лично знал его…
18 июня 1918 года Бакинский СНК опубликовал декрет о конфискации помещичьих земель и передаче их трудящимся крестьянам. Народным комиссаром по земледелию был М. Везиров, народным комиссаром по продовольствию -И.Цыбульский. Размещались они в гостинице »Метрополь» (музей Низами). СНХ занял дом Гаджинского на Набережной.
На чрезвычайном заседании Баксовета 18 июня обсуждался вопрос создания Кавказской армии для обороны Баку от турецких и азербайджанских войск. Сил явно не хватало. Призывали создавать советские батальоны. Некоторые предлагали пригласить англичан. Присутствовавший там Бичерахов предостерег Баксовет от того, «чтобы вешаться на шею англичанам. У них есть свои выгоды и прежде всего Баку важен для них как путь в Туркестан и Индию. Нужно принять все меры, чтобы англичане здесь не появились». Выступил Шаумян и рассказал о заговоре. Якобы 30 мая на Морском бульваре его собирались арестовать и вместо него поставить некого члена партии правых эсеров Иванова и механика канонерской лодки »Ардаган» Кириченко. 12 июня эти лица были арестованы, но как выяснилось, не имели никакого отношения к этим событиям. В дальнейшем он так и не смог подтвердить заявленный им карикатурный заговор.
К концу июня была достигнута договоренность об участии отряда казаков под командованием полковника Л. Ф. Бичерахова в наступательных операциях Кавказской Красной армии. 24 июня был объявлен призыв граждан всех национальностей, родившихся в 1893-1897 годах и проживающих в Бакинском градоначальстве. За уклонение от армии грозили суровыми наказаниями по революционным законам.
Ситуация в городе была непростой. Между большевиками и меньшевиками не было единого мнения. Меньшевики и эсеры давно уже призывали к помощи английские войска. Россию представлял армянин Шаумян, Великобританию - меньшевики во главе с армянскими дашнаками, Германию - Турция и ее войска.
22 июня в Баку из Тифлиса прилетели два немецких офицера на германском аэроплане. Их смелость всех озадачила. Они имели мандаты и приехали для того, чтобы проведать германских и австро-венгерских военнопленных. Центральная коллегия миссии по делам военнопленных располагалась на пароходе »Крюгер». Комиссаром по делам военнопленных был армянин Багдасаров. Шаумян дал возможность немцам пообщаться и отправил их к Ленину, вдруг пригодятся!?
Большая часть военнопленных(в основном турков) находилось на острове Наргень. Сумрачный, как старый »морской волк», он хранил величественное молчание. Не без основания он заслужил печальную репутацию. Там содержались жертвы человеческого эгоизма, алчной наживы, ненависти и злобы людей. Ужасную картину их жизни описал доктор N. «Люди, как тени бродят по острову. Они страшно голодают там, едят сырую рыбу с костями, орехи со скорлупой, обыкновенную траву и пр. Бывают случаи, они обворовывают своего соплеменника на несколько грошей, а затем, под покровом ночи ведут его за шиворот к берегу моря, который скрывает все следы преступлений. Остров смерти презрительно смотрит на мещанскую жизнь небольшого города, где суетливая толпа на бульваре думает только о том, как бы отсюда дезертировать…»
30 июня Ленин отправил секретную телеграмму Сталину, где сообщал, что немцы согласны принудить турок прекратить военные операции дальше брестских границ. Они обещают не пускать туда турок, но желают получить нефть. «Постарайтесь поскорее передать это Шаумяну, ибо теперь есть серьезный шанс удержать Баку. Часть нефти, конечно же, мы дадим».
В другой части Закавказья шли иные события. Новые независимые республики, в надежде на помощь, готовились к подписанию договоров «О мире и дружбе» с Императорским Отоманским правительством. До этого нужно было решить территориальные вопросы. Но на каком основании: этнографическом или историческом?! На Кавказе проживало такое количество этнических групп и народностей, что этнографический фактор был явно неприемлем. В этом случае, Грузия, к примеру, должна была бы лишиться ряда уездов Тифлисской губернии.
Исторический принцип также был очень трудным, так как каждая из закавказских национальностей в разные периоды занимала разное положение. В историческом плане Грузия не имела бы права на Батумскую область, Ахалцызский уезд и пр. земли, которые были присоединены в 19 веке русским оружием.
Дашнакская Армения претендовала на весь юго-восток Закавказья, на всю Карскую область ( в которой преобладал исключительно тюркский элемент), на ряд уездов Тифлисской губернии(Ахалкалакский и большую часть Борчалинского уезда), на шесть турецких вилайетов, а также требовали в районе Трапезунда выход к Черному морю.
Азербайджанцы претендовали на все Восточное Закавказье: Бакинскую, Елисаветпольскую и часть Эриванской губернии вместе с нагорьями Малого Кавказа. Три республики пытались договориться непосредственно между собой, без вмешательства Турции. Проходили консультации азербайджанского и армянского национальных советов.
Этот процесс сопровождался жесточайшими национальными трениями и конфликтами. Армяне обвиняли Грузию в предательстве » своих армянских друзей, так как те бросили весь армянский народ в объятия турецко-мусаватистских шакалов».
Но там командовала Турция, которая, подобно Сталину, решила освободиться от надоевших ей армян и помочь им осуществить их болезненную идею о «Великой Армении». Она решили ее создать, но не на своей земле, а на территории б. Российской Империи. Известно, что по мольбам и просьбам турецких армян Российская Империя переселяли их на пустующие земли Кавказа, но там никогда никаких армянских государственных структур не было.
Турки ранее предъявляли Закавказскому Сейму ультиматум с требованием оторвать часть от своих земель и передать их этим нищим бедным армянам. По словам Насиббек Усуббекова, им пришлось пойти на территориальные компромиссы. Это касалось в первую очередь Эривани. Депутаты от Эривани были против и просили подождать с этим решением. Но их не услышали и 16 голосами из 28 членов Аз Нацсовета, они уступили его армянам. И это было еще не все… Газета «Кавказское слово» от 27 июля 1918 года писала: «…часть представителей Азербайджана, приняв во внимание последние турецкие завоевания, признала, что было бы несправедливо оторвать от Армении 250-ти тысячное население Шуши, Зангезура и Сисиана, принося его таким образом в жертву 400 дымам айрумских курдов. Эти представители Азербайджана согласились присоединить Карабах к армянской территории».
Дискуссии продолжались до 4 июня, когда между Арменией, Грузией и Азербайджаном с одной стороны и Турцией – с другой, был подписан договор.Согласно договору между кабинетом министров АдР и турецкими военными, турки получили в свои руки нефтяную промышленность, суда каспийской флотилии, нефтепровод Баку - Батуми и ряд других предприятий промышленности. Но Германия не признала этот договор, так как согласно договору между московскими большевиками и Берлином от 27 апреля 1918 года, Азербайджан был введен в сферу влияния Германии.
Территориально у Турции остались Александрополь, Карская и Батумская губернии. Ратификацию договора должны были осуществить в течение месяца в Константинополе.
4 июня Азербайджанский национальный Совет объявил о создании АР. Это и есть юридическая дата.
8 июня в Грузию вошла Германская армия. 10 июня немцы ввели отряд в Тифлис, где прошел совместный германско-грузинский парад. Одновременно в грузинском порту Поти высадился трехтысячный немецкий отряд под командованием представителя германской военной миссии на Кавказе генерала Фридриха Кресс фон Крессенштейна, главной задачей которого было не допустить турок к бакинской нефти.
9 июня «Бакрабочий» сообщил о крупном успехе Армянского национального совета: «благодаря Турции заветная мечта дашнаков создать собственное царство над армянским народом под флагом национального патриотизма осуществилась. Делегация Армянского национального совета подписала мирный договор с Турцией, согласно которому к ней отходит Нахичеванский, Ахалцыгский и Ахалакакский уезды, а также часть Эчмиадзинского. Эчмиадзин, Эривань, Ошакан, Аштарок, Бюраки и Проби остаются в пределах Армении».
Армянский национальный совет объявил себя верховной и единственной властью армянских областей. Совет взял временно на себя функцию армянского правительства, образование которого было отложено до ближайшего времени. Были прекращены боевые действия и население завоеванных областей могло вернуться к своему местожительству. Они освобождались от воинской повинности.
Еще 27 апреля 1918 года большевики центра заключили договор с немцами о том, что Азербайджан вводится в сферу влияния Германии. Поэтому договор от 4 июня с турками, особенно в части нефтяной промышленности, Германия не признала.
5 июня пятая турецкая Кавказская дивизия во главе с командующим Кавказской мусульманской армией генералом Нури-паша Киллигиль(1881-1949) вступила в Елисаветполь. Туда же 15-16 июня 1918 года было вынуждено переехать из независимой Грузии первое временное правительство Азербайджана и Национальный Совет Азербайджана. Мост, разделивший город на две части охранялся аскерами. Полицмейстером был курдский офицер.
Турецкое командование сразу же выдвинуло два требования: роспуск Азербайджанского Национального совета во главе с М.Э. Расулзаде, который , по их мнению, «не имел всенародной поддержки». 17 июня Совет был распущен. Второе требование касалось организации нового правительственного кабинета, «в противном случае, как сообщил Гасанбек Мешади Гусейн Агаев, турки не будут поддерживать правительство».
Одни»во имя сохранения народного контроля над деятельностью Правительства», стояли против роспуска АзНацсовета. Другие (большинство), учитывая политическую ситуацию и желание предоставить Правительству всю инициативу в ликвидации анархии и последствий бакинских событий, сочли за благо его распустить.
18 июня было организовано новое (второе) правительство АДР во главе с Ф. Х.Хойским, которое проработало до 7 декабря 1918 года. Министерство просвещения под руководством мусаватиста Н. Усуббекова стало одновременно и министерством вероисповедания. Министром внутренних дел был назначен Бехбудбек Джаваншир, который ранее достаточно близко общался с Шаумяном. Военное министерство было упразднено. Войска объединились в "Кавказскую исламскую армию", командование которой было возложено на Нури-пашу.
По утверждению газеты «Кавказское слово» правительство АДР практически возглавил генерал Нури-паша. При его штабе было организовано Управление гражданской частью во главе с его политическим советником Агаевым,который еще в 1910 году получил турецкое подданство. Места для М. Э. Расулзаде в правительстве не нашлось. Он остался в Стамбуле.
Теперь необходимо было донести информацию об образовании АР всем ведущим странам мира с целью признания ее независимости. В переписке с зарубежными корреспондентами, чтобы не раздражать Иран, стали употреблять термин:«Кавказский Азербайджан».Правительство Азербайджана хотело установить дипломатические отношения с Россией и иметь нормальные отношения с Москвой, но не получилось.
Для всех главной целью оставался Баку. Турки строго выполняли германо-советский Брестский договор и делали все, чтобы предотвратить появление в Бакинском регионе английских войск, которые так давно рвались к нефти.
19 июня 1918 г. Постановлением Совмина, ввиду чрезвычайных обстоятельств, территория Азербайджана была объявлена на военном положении. 26 июня образовали Закатальскую губернию. 27 июня государственным языком Азербайджанской Республики был объявлен тюркский язык. 30 июня Елисаветполь вернул историческое название – Гянджа. Город был объявлен временной столицей АР до установления контроля над Баку.
В июне шли ожесточенные бои между Кавказской Красной армией и Кавказской Исламской армией. 27 июня войска Совнаркома в сражении с Кавказской исламской армией потерпели поражение под Геокчаем. Это был тяжелый удар. 30 июня началась осада Баку турецкими войсками и спустя три недели турки были уже под Баку.
фото- Фридрих Кресс фон Крессенштейн
Свидетельство о публикации №216053100358