Ремонт в севастополе

               
          
   Заканчивает теплоход «Сормовский» работу в Каспийском море, в июле исте-
кал срок годности судовых документов, а для их продления необходим ремонт
 и предъявление судна инспекции Регистра. Пароходство запланировало ремонт 
на Севастопольском СРЗ. В то время ремонт судов за границей, в частности на
Украине,  был выгодным для судовладельцев. Он производился более качест-венно, быстрее и дешевле, чем на российских СРЗ. Конечно, позднее владельцы российских судоремонтных заводов спохватились, что деньги  уплывают от них за границу и правительство России ввело таможенные пошлины на ремонт и на используемые в этом ремонте материалы и запчасти. После этого ремонт  наших судов за границей резко сократился.
   Капитан со старшим механиком подготовили  ремонтные ведомости. Пред-стоял ремонт корпусной части судна и механизмов. Особенно много было заявлено по ремонту механической части судна. Старший механик любил свое заведование и старался, чтобы все у него работало без сбоев. Ремонтные ведомости были отправлены для утверждения в Пароходство.
   В  июне  выполняется последний рейс перед ремонтом. Погрузка пиломате-риалов в Астрахани на греческий порт Халкис. Неожиданно в Астрахань приез- жает на замену новый старший механик – однофамилец штатного механика. (Потом, эта одинаковая фамилия, не раз становилась помехой в работе штатного добросовестного стармеха).  Связывается капитан с отделом кадров Пароходства:
 - В чем дело, почему перед ответственной работой в ремонте, меняете стар-
меха? Евгений Александрович  готовился к этому ремонту, никто лучше его не знает, что необходимо сделать в машинном отделении. Новый стармех на этом судне не работал, да и потом он с этого судна уйдет, т.е. контроль ремонта с его стороны будет неполный. Прошу оставить на судне штатного стармеха.
     Из отдела кадров отвечают, что производят замену старших механиков по просьбе механико-судовой службы Пароходства. 
   - Все ясно. –Говорит Евгений Александрович. – Механики-наставники уви-
дели ремонтную ведомость, видят, что работ по машине предстоит много,
знают, что я к выполненным заводом работам отношусь очень ответственно и
подписываю только те работы, которые выполнены, как положено. Наверняка
будут стараться экономить на ремонте, а я был бы помехой для них.
     Закончили грузовые работы в Астрахани. На борту осталось мало топлива
и Пароходство дало указание взять 10 тонн на рейде Астрахани с пароходского
однотипного судна, а остальной бункер получить на рейде Красноармейска (перед  Волго-Донским каналом). Вечером на рейде ошвартовались к судну для получения 10 тонн топлива. Оговорили с капитаном порядок бункеровки и новый стармех перешел на бункеровщик для более детального разговора со своим коллегой. Капитан «Сормовского» ушел в каюту отдыхать, распорядился разбудить его сразу, как только закончат принимать топливо. В пять утра капитан поднима-ется на мостик, спрашивает  вахтенного старпома:
   - Когда закончили бункеровку и почему не будите? 
   - Стармех мне не доложил, а второй механик говорит, что приняли только
одну тонну.
     Капитан звонит по судовому телефону в каюту стармеха, к телефону никто
не подходит. Спускается капитан в каюту стармеха, тот спит мертвецки пьяный.
Вызывает капитан вахтенного штурмана с бункеровщика, просит его разбудить
капитана, чтобы тот вышел на свой капитанский мостик для разговора. Выходит
капитан бункеровщика:
   - Доброе утро.
   - Доброе утро. Что с бункеровкой, почему выдали только одну тонну?
   - Проснется мой стармех, буду с ним разбираться. Они вчера вместе с твоим
напились, начали ругаться, потом дело и до драки дошло. Мой старпом их разни-
мал. Сейчас со стармехами разговаривать бесполезно. Будешь ждать?
   - Нет, у меня время поджимает. Я первого июля должен прибыть на Севасто-
польский СРЗ, а у меня еще выгрузка в Халкисе. Давай будем расходиться.
   - А, как ты объяснишь Пароходству, что просили 10 тонн топлива, что без
него не можешь дойти до Красноармейска?
   - Ну, что делать? Как -  нибудь объясню.
     Отошел т/х «Сормовский» от бункеровщика, проследовал вверх по Волге к
Красноармейску. Там получили необходимое количество топлива и продолжили
рейс в Халкис. В Халкисе благополучно сдали груз и в начале июля встали на ремонт  в Камышовой бухте СРЗ Севастополя. Подняли судно в плавучем доке для
ремонта корпуса. Камбуз вывели из эксплуатации, экипажу по колдоговору нача-
ли выплачивать командировочные в валюте. Украина – это уже заграница. Своих
помощников капитан распределил для обеспечения нормальных ремонтных ра-
бот следующим образом: старший помощник следит за ремонтом в дневное вре-
мя, второй помощник несет вахту с 20.00 до 08.00 и третий помощник с08.00 до
20.00.  У всех помощников, согласно должностным инструкциям, ненормирован-
ный рабочий день и они получают за это надбавку к зарплате, ну, и плюс к этому командировочные в валюте. На судне во время ремонта производится большой объем сварных работ и в обязанности старпома  входит обеспечение пожаробезопасности судна. Каждое утро в 07.00 он обязан подписывать разрешение на производство сварных работ, которое выдает противопожарная служба завода. В этом разрешение указывается, что ремонтируемым судном выполнены все необходимые меры противопожарной безопасности. Без этой бумаги запрещены на судне сварные работы. Через некоторое время начались у старпома серьезные нарушения трудовой дисциплины. Тот снял в городе квартиру, вечером уходит с судна и возвращается то в 9, а то и в 10 утра. Приходится капитану бежать в пожарную часть и подписывать за старпома разрешение на производство сварных работ.
    На Севастопольский СРЗ Пароходство направило из России специалистов – дефектоскопистов для замеров остаточных толщин обшивки корпуса. Приходят
они к капитану с жалобой на старпома:
  - У нас дорогое оборудование и в нем используются радиоактивные элемен-
ты. Мы живем в гостинице и каждый день таскать это оборудовании тяжело, а
оставить на судне без присмотра не можем. Просим старпома выделить для хра-
нения этого оборудования какое – нибудь помещение, а он не дает и ставит какие – то свои условия, что-то от нас требует.
     Вызывает капитан старпома:
   - В чем дело? Мы обязаны организовать на судне все для облегчения и уско-
рения ремонтных работ, а вы не можете простую помощь оказать дефектоскопис-
там.
   - А, я не обязан сторожить их инструмент.
   - Вам не надо ничего сторожить. Выделите им помещение для хранения и
дайте им ключи. Вот и все. И еще, в очередной и последний раз вам говорю: вы обязаны приходить на судно вовремя. Я не обязан за вас подписывать бумаги. Вас сюда на судно направили работать, а не на курорт отдыхать.
     Такие разговоры со старпомом происходят частенько. Списать с судна стар-
шего командира сложно, да и потом замучишься объясняться с отделом кадров,
почему не смог найти с ним общий язык.
     Закончился рабочий день и решил капитан сходить на пляж искупаться. Ря-
дом с СРЗ, четыре остановки на автобусе, находится пляж «Онега». Искупался,
идет по пляжу на выход, навстречу старпом:
   - Алексеич, все хочу с вами поговорить. Вы не обижайтесь, просто у меня
характер такой. Сначала что – нибудь ляпну, а потом уже соображаю, что не то
сказал, не так  сделал. А, может, в Кафе зайдем, пить охота?
     Зашли в открытое Кафе, их много на этом пляже. Заказывает капитан бокал
сухого вина и апельсин. Старпом заказывает коньяк и шашлык.
     Посидели, поговорили, пора расплачиваться. Старпом заявляет:
   - Алексеич, у меня денег нет.
   - А, зачем же вы меня в Кафе затащили, да к тому же еще и коньяк с шаш-
лыком заказывали?
   - Я думал, капитан, у него деньги должны быть.
   - Вы бы сначала спросили у меня, а потом и заказывали. У меня есть 500 гривен, я обменял доллары. Завтра утром надо посылать повара за продуктами на обед.
     Так как судно выведено из эксплуатации и стоит в доке, камбуз не работа-
ет, деньги на коллективное питание не выделяются. Считается, что экипаж дол- жен сам питаться за свои деньги, на это и выдаются командировочные. Но на
судне организовали   питание по минимуму. Лето, жарко. На обед вместо супов и
второго  - окрошка. Также простенький завтрак и ужин. Деньги повару на продукты выдает капитан из командировочных экипажа. Все это было оговорено на
общесудовом собрании экипажа.
     Ремонт в самом разгаре, завод начал работать в две смены. На судне уже
четвертый день не появляются старший механик и старший помощник – загуляли
ребята. Звонит на судно начальник отдела Кадров Пароходства:
   - Леонид Алексеевич, срочно отпустите на время старпома. У него жена по-
пала под машину, сейчас лежит в больнице в тяжелом состоянии.
   - Да, я его не на время, а совсем спишу с судна. Заодно и старшего механика. Сейчас у завода очень напряженный график работ, а вот уже четвертый день стармех и старпом на судне не появляются. 
   - Как не появляются, почему, и какие вы приняли меры к их поиску?
   - Не появляются на судне, потому что загуляли. А, какие меры я могу принять для их поиска? Заявить в милицию? Так мы находимся в Украине, т.е. заграницей.Тут и консульский отдел будет тогда задействован.
   - Нет, в милицию не заявляйте, попробуйте через судового агента. 
     К поиску подключился заместитель директора агентской фирмы, которая обслуживала судно в Севастополе. Этот товарищ, по его рассказам, ранее служил
на военно-морском флоте. Но по его действиям сразу стало видно, что  он не   
 простой флотский офицер, а имеющий специфические знания и умение. Для начала он опросил членов экипажа, затем охрану порта. Узнал адрес, где могут
находиться старпом и стармех. Звонят капитан и агент в двухкомнатную квартиру
в девятиэтажном доме. Открывает дверь неопрятная женщина, возрастом за пятьдесят. По  квартире ходит нетрезвый старпом, на кухне сидит бомжеватого
вида мужичок и на диване лежит и стонет, страдает с похмелья старший механик.
Нашли загулявших, слава богу. Начал капитан выговаривать старпому о его обя-занностях, о звонке из отдела кадров по поводу нахождения в больнице его же-
ны. Тот перебивает:
   - Вы ничего не смогли придумать поубедительней, по поводу моей жены?
А отгуливаю я свои заработанные за рейс выходные.
     Ну, что разговаривать с человеком, который не дает отчета своим действиям.
   - Когда вы оба явитесь на судно, распишитесь у меня в книге приказов о вашем списании с судна за пьянство и прогулы. Билеты на поезд вам купит судовой агент.
     Старпом уехал на следующий день, стармех смог придти в себя только через
трое суток, все это время отлеживался на судне, в машину не спускался. Взял бы себя в руки, приступил бы к работе, может, и приказ о списании капитан отменил бы.
     Ремонт судна продолжается, капитан произвел на судне перемещения по
службе: второго помощника временно назначил на должность старпома, второго механика на должность стармеха.
     Прошло дней десять. Около обеда приходит на судно охранник завода и
говорит:
   - Капитан, к проходной на такси подъехал ваш старпом, а денег заплатить
за проезд у него нет. Просил передайть ему деньги.
     Капитан обрадовался. Думал новый старпом приехал. Вызывает своего
третьего помощника, дает ему деньги и объясняет ситуацию. Через некоторое
время третий помощник возвращается и отдает деньги капитану: 
   - Это приехал старый старпом, пьяный. С ним в машине еще какой – то му-
жик. Тот пытался вылезти из машины, но не смог – пьяный в дупель. Деньги я
им не дал.
   - Правильно сделали.
     Через некоторое время появляется на судне старый старпом. Заходит в каюту капитана:
   - Дайте мне триста долларов, я у вас командировочные не получал. И почему
в моей каюте повар живет?
   - Вы с этого судна списаны и каюты здесь у вас нет, ведомость на вашу зарплату я отправил в бухгалтерию. Повар  живет в свободной каюте, потому что ему приехала замена, а поезд у него только послезавтра. А, вот вы, зачем сюда приехали?
   - Я здесь старпом и меня направил начальник отдела кадров.
   - Предъявите направление отдела кадров.
   - Ничего я вам предъявлять не буду. Вам уже приехала замена, новый  капитан сейчас сидит в такси у проходной.
   - Ну, вот, когда я передам дела новому капитану, то пусть он и решает, что
с вами делать. А сейчас покиньте судно, не отвлекайте экипаж от работы. Если
вы не уйдете по- хорошему, то я через пятнадцать минут вызываю охрану завода.
     Ушел старпом, а после его ухода заходят к капитану сначала новый повар:
   - А, что этот старпом работать на судне не будет?
   - Нет, не будет работать. Он с судна списан и приехал по своей инициативе.
А, вам какая разница, что вы за него переживаете?
   - Он занял у меня 50 долларов. Сказал, что сейчас у вас в кассе денег нет.
          С тем же вопросом пришли к капитану боцман и матрос. У них старпом тоже занял деньги.
     Через пару дней, в обед пришел на судно незнакомый мужчина, предста-
вился и показал направление:
   - Прибыл вам на замену.
   - Рад вам. Давно жду замену. Давайте принимайте дела и судно.
   - Нет. Дела я приму только тогда, когда вы закончите ремонт и подпишите
регистровые документы. В Пароходстве я все это согласовал. А, что делать с прибывшим со мной старпомом?  Возьмите его на судно.
   - Этот старпом лентяй и пьяница, работать не любит. Я его списал и все документы на его списание отправил в отдел кадров. Вот примите у меня дела, и тогда берите его к себе.
   - Я сейчас приехал без денег. Когда будете передавать мне дела, в судовой
кассе будут деньги?
   - Да, сейчас в кассе 700 долларов. А, когда примете судно, то сможете еще
заказать.
   - Дайте мне сейчас в счет будущего долларов 100.
     И так еще несколько дней, придет будущий сменщик на судно, возьмет
100 или 50 долларов и уходит.
     Наступил день окончания ремонта, подписал капитан все судовые регист-ровые  документы. Начал передавать судно новому капитану. Тот просит:
   - Я решил списанного вами старпома на судно не брать. Направления от
отдела кадров у него нет. Сейчас мы с ним жили вместе на одной квартире,
так он с самого утра уже бежит похмеляться. Надо его отправлять домой. Пока не передали мне судовую кассу, дайте ему денег на дорогу.
   - Я ему денег не дам. Я его не просил сюда приезжать. А, вы, уж сами ре-
шайте - давать ему деньги или не давать.
     На этом и расстались. Леонид Алексеевич поехал в Нижний Новгород оформлять отпуск и отгул выходных дней. Теплоход «Сормовский» ремонт закончил вовремя и с экономией выделенных на этот ремонт средств. Вышел из завода и продолжил свою работу в море.

      
         

   
 

 


Рецензии