Ремонт в севастополе
Заканчивает теплоход «Сормовский» работу в Каспийском море, в июле исте-
кал срок годности судовых документов, а для их продления необходим ремонт
и предъявление судна инспекции Регистра. Пароходство запланировало ремонт
на Севастопольском СРЗ. В то время ремонт судов за границей, в частности на
Украине, был выгодным для судовладельцев. Он производился более качест-венно, быстрее и дешевле, чем на российских СРЗ. Конечно, позднее владельцы российских судоремонтных заводов спохватились, что деньги уплывают от них за границу и правительство России ввело таможенные пошлины на ремонт и на используемые в этом ремонте материалы и запчасти. После этого ремонт наших судов за границей резко сократился.
Капитан со старшим механиком подготовили ремонтные ведомости. Пред-стоял ремонт корпусной части судна и механизмов. Особенно много было заявлено по ремонту механической части судна. Старший механик любил свое заведование и старался, чтобы все у него работало без сбоев. Ремонтные ведомости были отправлены для утверждения в Пароходство.
В июне выполняется последний рейс перед ремонтом. Погрузка пиломате-риалов в Астрахани на греческий порт Халкис. Неожиданно в Астрахань приез- жает на замену новый старший механик – однофамилец штатного механика. (Потом, эта одинаковая фамилия, не раз становилась помехой в работе штатного добросовестного стармеха). Связывается капитан с отделом кадров Пароходства:
- В чем дело, почему перед ответственной работой в ремонте, меняете стар-
меха? Евгений Александрович готовился к этому ремонту, никто лучше его не знает, что необходимо сделать в машинном отделении. Новый стармех на этом судне не работал, да и потом он с этого судна уйдет, т.е. контроль ремонта с его стороны будет неполный. Прошу оставить на судне штатного стармеха.
Из отдела кадров отвечают, что производят замену старших механиков по просьбе механико-судовой службы Пароходства.
- Все ясно. –Говорит Евгений Александрович. – Механики-наставники уви-
дели ремонтную ведомость, видят, что работ по машине предстоит много,
знают, что я к выполненным заводом работам отношусь очень ответственно и
подписываю только те работы, которые выполнены, как положено. Наверняка
будут стараться экономить на ремонте, а я был бы помехой для них.
Закончили грузовые работы в Астрахани. На борту осталось мало топлива
и Пароходство дало указание взять 10 тонн на рейде Астрахани с пароходского
однотипного судна, а остальной бункер получить на рейде Красноармейска (перед Волго-Донским каналом). Вечером на рейде ошвартовались к судну для получения 10 тонн топлива. Оговорили с капитаном порядок бункеровки и новый стармех перешел на бункеровщик для более детального разговора со своим коллегой. Капитан «Сормовского» ушел в каюту отдыхать, распорядился разбудить его сразу, как только закончат принимать топливо. В пять утра капитан поднима-ется на мостик, спрашивает вахтенного старпома:
- Когда закончили бункеровку и почему не будите?
- Стармех мне не доложил, а второй механик говорит, что приняли только
одну тонну.
Капитан звонит по судовому телефону в каюту стармеха, к телефону никто
не подходит. Спускается капитан в каюту стармеха, тот спит мертвецки пьяный.
Вызывает капитан вахтенного штурмана с бункеровщика, просит его разбудить
капитана, чтобы тот вышел на свой капитанский мостик для разговора. Выходит
капитан бункеровщика:
- Доброе утро.
- Доброе утро. Что с бункеровкой, почему выдали только одну тонну?
- Проснется мой стармех, буду с ним разбираться. Они вчера вместе с твоим
напились, начали ругаться, потом дело и до драки дошло. Мой старпом их разни-
мал. Сейчас со стармехами разговаривать бесполезно. Будешь ждать?
- Нет, у меня время поджимает. Я первого июля должен прибыть на Севасто-
польский СРЗ, а у меня еще выгрузка в Халкисе. Давай будем расходиться.
- А, как ты объяснишь Пароходству, что просили 10 тонн топлива, что без
него не можешь дойти до Красноармейска?
- Ну, что делать? Как - нибудь объясню.
Отошел т/х «Сормовский» от бункеровщика, проследовал вверх по Волге к
Красноармейску. Там получили необходимое количество топлива и продолжили
рейс в Халкис. В Халкисе благополучно сдали груз и в начале июля встали на ремонт в Камышовой бухте СРЗ Севастополя. Подняли судно в плавучем доке для
ремонта корпуса. Камбуз вывели из эксплуатации, экипажу по колдоговору нача-
ли выплачивать командировочные в валюте. Украина – это уже заграница. Своих
помощников капитан распределил для обеспечения нормальных ремонтных ра-
бот следующим образом: старший помощник следит за ремонтом в дневное вре-
мя, второй помощник несет вахту с 20.00 до 08.00 и третий помощник с08.00 до
20.00. У всех помощников, согласно должностным инструкциям, ненормирован-
ный рабочий день и они получают за это надбавку к зарплате, ну, и плюс к этому командировочные в валюте. На судне во время ремонта производится большой объем сварных работ и в обязанности старпома входит обеспечение пожаробезопасности судна. Каждое утро в 07.00 он обязан подписывать разрешение на производство сварных работ, которое выдает противопожарная служба завода. В этом разрешение указывается, что ремонтируемым судном выполнены все необходимые меры противопожарной безопасности. Без этой бумаги запрещены на судне сварные работы. Через некоторое время начались у старпома серьезные нарушения трудовой дисциплины. Тот снял в городе квартиру, вечером уходит с судна и возвращается то в 9, а то и в 10 утра. Приходится капитану бежать в пожарную часть и подписывать за старпома разрешение на производство сварных работ.
На Севастопольский СРЗ Пароходство направило из России специалистов – дефектоскопистов для замеров остаточных толщин обшивки корпуса. Приходят
они к капитану с жалобой на старпома:
- У нас дорогое оборудование и в нем используются радиоактивные элемен-
ты. Мы живем в гостинице и каждый день таскать это оборудовании тяжело, а
оставить на судне без присмотра не можем. Просим старпома выделить для хра-
нения этого оборудования какое – нибудь помещение, а он не дает и ставит какие – то свои условия, что-то от нас требует.
Вызывает капитан старпома:
- В чем дело? Мы обязаны организовать на судне все для облегчения и уско-
рения ремонтных работ, а вы не можете простую помощь оказать дефектоскопис-
там.
- А, я не обязан сторожить их инструмент.
- Вам не надо ничего сторожить. Выделите им помещение для хранения и
дайте им ключи. Вот и все. И еще, в очередной и последний раз вам говорю: вы обязаны приходить на судно вовремя. Я не обязан за вас подписывать бумаги. Вас сюда на судно направили работать, а не на курорт отдыхать.
Такие разговоры со старпомом происходят частенько. Списать с судна стар-
шего командира сложно, да и потом замучишься объясняться с отделом кадров,
почему не смог найти с ним общий язык.
Закончился рабочий день и решил капитан сходить на пляж искупаться. Ря-
дом с СРЗ, четыре остановки на автобусе, находится пляж «Онега». Искупался,
идет по пляжу на выход, навстречу старпом:
- Алексеич, все хочу с вами поговорить. Вы не обижайтесь, просто у меня
характер такой. Сначала что – нибудь ляпну, а потом уже соображаю, что не то
сказал, не так сделал. А, может, в Кафе зайдем, пить охота?
Зашли в открытое Кафе, их много на этом пляже. Заказывает капитан бокал
сухого вина и апельсин. Старпом заказывает коньяк и шашлык.
Посидели, поговорили, пора расплачиваться. Старпом заявляет:
- Алексеич, у меня денег нет.
- А, зачем же вы меня в Кафе затащили, да к тому же еще и коньяк с шаш-
лыком заказывали?
- Я думал, капитан, у него деньги должны быть.
- Вы бы сначала спросили у меня, а потом и заказывали. У меня есть 500 гривен, я обменял доллары. Завтра утром надо посылать повара за продуктами на обед.
Так как судно выведено из эксплуатации и стоит в доке, камбуз не работа-
ет, деньги на коллективное питание не выделяются. Считается, что экипаж дол- жен сам питаться за свои деньги, на это и выдаются командировочные. Но на
судне организовали питание по минимуму. Лето, жарко. На обед вместо супов и
второго - окрошка. Также простенький завтрак и ужин. Деньги повару на продукты выдает капитан из командировочных экипажа. Все это было оговорено на
общесудовом собрании экипажа.
Ремонт в самом разгаре, завод начал работать в две смены. На судне уже
четвертый день не появляются старший механик и старший помощник – загуляли
ребята. Звонит на судно начальник отдела Кадров Пароходства:
- Леонид Алексеевич, срочно отпустите на время старпома. У него жена по-
пала под машину, сейчас лежит в больнице в тяжелом состоянии.
- Да, я его не на время, а совсем спишу с судна. Заодно и старшего механика. Сейчас у завода очень напряженный график работ, а вот уже четвертый день стармех и старпом на судне не появляются.
- Как не появляются, почему, и какие вы приняли меры к их поиску?
- Не появляются на судне, потому что загуляли. А, какие меры я могу принять для их поиска? Заявить в милицию? Так мы находимся в Украине, т.е. заграницей.Тут и консульский отдел будет тогда задействован.
- Нет, в милицию не заявляйте, попробуйте через судового агента.
К поиску подключился заместитель директора агентской фирмы, которая обслуживала судно в Севастополе. Этот товарищ, по его рассказам, ранее служил
на военно-морском флоте. Но по его действиям сразу стало видно, что он не
простой флотский офицер, а имеющий специфические знания и умение. Для начала он опросил членов экипажа, затем охрану порта. Узнал адрес, где могут
находиться старпом и стармех. Звонят капитан и агент в двухкомнатную квартиру
в девятиэтажном доме. Открывает дверь неопрятная женщина, возрастом за пятьдесят. По квартире ходит нетрезвый старпом, на кухне сидит бомжеватого
вида мужичок и на диване лежит и стонет, страдает с похмелья старший механик.
Нашли загулявших, слава богу. Начал капитан выговаривать старпому о его обя-занностях, о звонке из отдела кадров по поводу нахождения в больнице его же-
ны. Тот перебивает:
- Вы ничего не смогли придумать поубедительней, по поводу моей жены?
А отгуливаю я свои заработанные за рейс выходные.
Ну, что разговаривать с человеком, который не дает отчета своим действиям.
- Когда вы оба явитесь на судно, распишитесь у меня в книге приказов о вашем списании с судна за пьянство и прогулы. Билеты на поезд вам купит судовой агент.
Старпом уехал на следующий день, стармех смог придти в себя только через
трое суток, все это время отлеживался на судне, в машину не спускался. Взял бы себя в руки, приступил бы к работе, может, и приказ о списании капитан отменил бы.
Ремонт судна продолжается, капитан произвел на судне перемещения по
службе: второго помощника временно назначил на должность старпома, второго механика на должность стармеха.
Прошло дней десять. Около обеда приходит на судно охранник завода и
говорит:
- Капитан, к проходной на такси подъехал ваш старпом, а денег заплатить
за проезд у него нет. Просил передайть ему деньги.
Капитан обрадовался. Думал новый старпом приехал. Вызывает своего
третьего помощника, дает ему деньги и объясняет ситуацию. Через некоторое
время третий помощник возвращается и отдает деньги капитану:
- Это приехал старый старпом, пьяный. С ним в машине еще какой – то му-
жик. Тот пытался вылезти из машины, но не смог – пьяный в дупель. Деньги я
им не дал.
- Правильно сделали.
Через некоторое время появляется на судне старый старпом. Заходит в каюту капитана:
- Дайте мне триста долларов, я у вас командировочные не получал. И почему
в моей каюте повар живет?
- Вы с этого судна списаны и каюты здесь у вас нет, ведомость на вашу зарплату я отправил в бухгалтерию. Повар живет в свободной каюте, потому что ему приехала замена, а поезд у него только послезавтра. А, вот вы, зачем сюда приехали?
- Я здесь старпом и меня направил начальник отдела кадров.
- Предъявите направление отдела кадров.
- Ничего я вам предъявлять не буду. Вам уже приехала замена, новый капитан сейчас сидит в такси у проходной.
- Ну, вот, когда я передам дела новому капитану, то пусть он и решает, что
с вами делать. А сейчас покиньте судно, не отвлекайте экипаж от работы. Если
вы не уйдете по- хорошему, то я через пятнадцать минут вызываю охрану завода.
Ушел старпом, а после его ухода заходят к капитану сначала новый повар:
- А, что этот старпом работать на судне не будет?
- Нет, не будет работать. Он с судна списан и приехал по своей инициативе.
А, вам какая разница, что вы за него переживаете?
- Он занял у меня 50 долларов. Сказал, что сейчас у вас в кассе денег нет.
С тем же вопросом пришли к капитану боцман и матрос. У них старпом тоже занял деньги.
Через пару дней, в обед пришел на судно незнакомый мужчина, предста-
вился и показал направление:
- Прибыл вам на замену.
- Рад вам. Давно жду замену. Давайте принимайте дела и судно.
- Нет. Дела я приму только тогда, когда вы закончите ремонт и подпишите
регистровые документы. В Пароходстве я все это согласовал. А, что делать с прибывшим со мной старпомом? Возьмите его на судно.
- Этот старпом лентяй и пьяница, работать не любит. Я его списал и все документы на его списание отправил в отдел кадров. Вот примите у меня дела, и тогда берите его к себе.
- Я сейчас приехал без денег. Когда будете передавать мне дела, в судовой
кассе будут деньги?
- Да, сейчас в кассе 700 долларов. А, когда примете судно, то сможете еще
заказать.
- Дайте мне сейчас в счет будущего долларов 100.
И так еще несколько дней, придет будущий сменщик на судно, возьмет
100 или 50 долларов и уходит.
Наступил день окончания ремонта, подписал капитан все судовые регист-ровые документы. Начал передавать судно новому капитану. Тот просит:
- Я решил списанного вами старпома на судно не брать. Направления от
отдела кадров у него нет. Сейчас мы с ним жили вместе на одной квартире,
так он с самого утра уже бежит похмеляться. Надо его отправлять домой. Пока не передали мне судовую кассу, дайте ему денег на дорогу.
- Я ему денег не дам. Я его не просил сюда приезжать. А, вы, уж сами ре-
шайте - давать ему деньги или не давать.
На этом и расстались. Леонид Алексеевич поехал в Нижний Новгород оформлять отпуск и отгул выходных дней. Теплоход «Сормовский» ремонт закончил вовремя и с экономией выделенных на этот ремонт средств. Вышел из завода и продолжил свою работу в море.
Свидетельство о публикации №216053100624