Последняя осень

1 серия, сериал, детектив, триллер

ТИЗЕР

МАЛЬЧИК

Мы видим, как в темноте быстро двигается силуэт ребёнка. Это МАЛЬЧИК (10) убегает от кого-то. Слышно его хриплое прерывистое дыхание. Под его ногами хрустит то ли песок, то ли мелкие камни. Мальчика разглядеть трудно, он задыхается от бега Вот он спотыкается, падает во весь рост. Ему больно. Но лежать некогда. Он вскакивает, снова бежит, хромая. Плачет, оглядывается. Мы не можем разглядеть его лица. Мальчик смотрит назад, поэтому не видит впереди стены. Натыкается на стену, всё - бежать некуда.  Мальчик вжимается спиной в стену и кричит от ужаса. Теперь мы только слышим крик и видим темноту.

НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ НА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ КАДРАХ ХРОНИКИ ТЫЛОВОГО ГОРОДА: ДЕТИ И ЖЕНЩИНЫ ЗА СТАНКАМИ НА ВОЕННОМ ЗАВОДЕ, САНИТАРНЫЙ ЭШЕЛОН НА СТАНЦИИ, РАЗГРУЗКА БОЛЬНЫХ, ВЫДАЧА ПРОДУКТОВ ПО КАРТОЧКАМ.

ТИТР: СЕНТЯБРЬ 1944 ГОД

1 акт

ИНТ. ГОСПИТАЛЬ. МЕДКАБИНЕТ. УТРО
ГРЕЧИШНИКОВ, ВРАЧ

Светлый кабинет прямоугольный кабинет со столом напротив большого окна без штор и занавесок, белёные стены. Справа от  стола шкаф с документами, слева глухой медицинский белый шкаф. Мы видим, у стола стоят двое: ВРАЧ (50, невысокого роста, худощавый, сутулый, коротко стриженый) осматривает голого по пояс ГРЕЧИШНИКОВА (30, офицер-разведчик, высокий, статный, привлекательный, брюнет, гладко выбрит), на его груди большой шрам и несколько небольших. Врач сосредоточен, Гречишников выглядит бодрым. 

ВРАЧ
Поднимите руки.

Гречишников поднимает руки.

ВРАЧ
Сделайте очень глубокий вдох.

Гречишников шумно набирает воздух носом, замирает от боли на мгновение, продолжает вдох.

ВРАЧ
Вам больно?

Гречишников мотает головой.
ИНТ. КОММУНАЛКА МУСАТОВА, УТРО
МУСАТОВ, ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА, ХМУРАЯ ЖЕНЩИНА, МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА, ДЕВОЧКА, ЧЕРНЯВАЯ ЖЕНЩИНА, МУЖЧИНА В ОЧКАХ

Просторная, но довольно мрачная из-за давно не белёных стен и потолка кухня: шесть столов, стоящих вдоль стены по три напротив друг друга, над столами полки и шкафчики, грязное окно без занавесок, под потолком протянуты бельевые верёвки, на них висит застиранное тряпьё. В углу у окна умывальник, рядом на табуретке алюминиевый бачок с водой. Мы видим, как одной рукой умывается ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА (60) без левой руки и  с красным лицом. На столах шумят горящие примусы с кастрюльками, сковородками, ковшами. Слышно звяканье посуды. У столов суетятся: ХМУРАЯ ЖЕНЩИНА (50) седая, в длинной юбке и ситцевой блузке, расстёгнутой на груди, громко помешивает ложкой содержимое кастрюли; МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА (25) шатенка с длинной косой, закрученной на затылке в большой калач, снимает с огня кастрюльку, разливает кипяток в две кружки, за подол её платья держится худенькая ДЕВОЧКА (3)с тоненькими косичками; невысокого роста юркая ЧЕРНЯВАЯ ЖЕНЩИНА в стареньком платье(35) режет на столе лук, вытирает слезящиеся глаза. МУЖЧИНА В ОЧКАХ с толстыми линзами(45) лысый, в клетчатой рубашке и воинском галифе достаёт ложкой яйцо из кастрюли, роняет яйцо на пол.

МУЖЧИНА В ОЧКАХ
Чёрт!

Мужчина в очках пытается поднять катящееся по полу яйцо.

ЧЕРНЯВАЯ ЖЕНЩИНА
Ой, Сергеич, вот же ж руки у тебя! Как тебя на заводе-то держут?

Мужчина с красным лицом оборачивается, с интересом наблюдает, как мужчина в очках догоняет яйцо. Громко смеётся.

ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА
Слева заходи, слева!

ХМУРАЯ ЖЕНЩИНА
Тебя не спросили, ну.

Девочка тянет молодую женщину за подол, хнычет, молодая женщина проливает на руку кипяток. Вскрикивает, шлёпает девочку, та заливается плачем. В кухню входит МУСАТОВ (38 майор милиции, следователь, высокий, стройный, волосы рыжие (тёмная медь), красивые кисти рук, смотрит с прищуром) с пустым чайником, останавливает ногой яйцо, мужчина в очках поднимает яйцо.

МУЖЧИНА В ОЧКАХ
(скомканно)
Бладгодарю…

Все замолкают, молодая женщина шикает на девочку, девочка мгновенно замолкает. Мусатов направляется к бачку с водой. Слышно, как яростно стучит нож по доске (Чернявая женщина режет лук). В полной тишине Мусатов наливает ковшом воду из бачка в чайник. Мы слышим, как вода льётся из ковша.

ИНТ. МЕДКАБИНЕТ
ГРЕЧИШНИКОВ, ВРАЧ, ТАТЬЯНА

Спиной к окну за столом сидит, склонившись на бумагами, врач. Слева от врача на стуле сидит голый по пояс Гречишников. Врач пишет в карте. Мы видим стоящую у медицинского шкафа Татьяну, она перекладывает коробки с медикаментами из тележки в шкаф. Гречишников смотрит в окно. В окне видны берёзы с зелёной вперемешку с жёлтой листвой. Врач поднимает голову, смотрит на Гречишникова. Гречишников поворачивается к врачу, на лице ожидание. Врач внимательно смотрит на Гречишникова.

ГРЕЧИШНИКОВ
Что скажете, доктор? Когда освободите?

ВРАЧ
Александр Павлович… голубчик, свобода - это состояние внутреннее… да и здесь не тюрьма…

ГРЕЧИШНИКОВ
По мне так тюрьма и есть…

Татьяна, возится с коробками, но поглядывает на тело Гречишникова. Звук падающей коробки - Татьяна загляделась на Гречишникова и уронила пачку с лекарствами. Врач морщится и смотрит укоризненно на Татьяну.

ВРАЧ
Танечка, что ж такое! (Гречишникову) На фронт рвётесь? Там ваша свобода?

ГРЕЧИШНИКОВ
Что скажете, доктор?

Мы видим как врач пишет в медицинской карте: «состояние удовлетворительное».

ВРАЧ
Отменный вам организм достался, вот что я скажу. Образцовый.

ГРЕЧИШНИКОВ
И когда?

ВРАЧ
Ну-ну! Не гоните, Александр Павлович. Недельку ещё полечитесь, а там судьбу вашу комиссия решит. Одевайтесь, голубчик.

ГРЕЧИШНИКОВ
Что это значит?

Врач встаёт из-за стола, встаёт и Гречишников, надевает серый больничный халат. Татьяна закрывает шкаф.

ВРАЧ
Не надо волноваться, я думаю, всё будет в порядке. Отправитесь куда вам надо… Ступайте, ступайте…

Гречишников выходит из кабинета. Врач смотрит в окно, опершись ладонями об подоконник. Татьяна берётся за тележку, катит её в сторону двери.

ВРАЧ
Осень… опять.

Татьяна останавливается, в недоумении оглядывается на врача.

ТАТЬЯНА
Опять?

Врач поворачивается к Татьяне.

ВРАЧ
Да, Танечка… удивительное дело, как быстро теперь сменяется пейзаж за окном…

ТАТЬЯНА
А мне так не кажется! Ещё тепло постоит, увидите!

ВРАЧ
Да-да

Врач снова поворачивается к окну. За окном ветер качает деревья.
ИНТ. КОРИДОР ГОСПИТАЛЯ
ГРЕЧИШНИКОВ, ВРАЧ, ТАТЬЯНА, САНИТАРКИ, РАНЕНЫЙ

Гречишников идёт по длинному коридору. Из дверей САНИТАРКИ (женщины неопределённого возраста с уставшими невзрачными лицами, в белых халатах и косынках) вывозят каталку с РАНЕНЫМ (30) без сознания, накрытым простынёй. В тихом коридоре слышен стук колёс каталки. Каталку провозят мимо Гречишникова, он смотрит на лицо раненого. Из-под простыни висит рука раненого, рука бледная, как и лицо. Гречишников провожает взглядом каталку, смотрит вслед. Мы слышим, как стук колёс нарастает, становится оглушительным, видим, как движение каталки становится замедленным. Гречишников зажмуривается, плотно закрывает уши руками и начинает кричать и раскачиваться. На крик выбегают из кабинета врач и Татьяна. Врач подбегает к Гречишникову. Гречишников дышит порывисто, захватывая ртом воздух. Татьяна замирает у кабинета, прикрыв ладошками рот и расширив глаза.

ВРАЧ
Александр Павлович, голубчик!

Гречишников не реагирует. Врач обнимает Гречишникова крепко, стараясь зафиксировать его положение. Гречишников открывает глаза, продолжая хватать ртом воздух, как рыба.

ВРАЧ
Дышите, дышите спокойно… Вот так: вдох…

Гречишников пытается успокоить дыхание.

ВРАЧ
Выдох.

Гречишников повторяет команды врача.

ВРАЧ
Вот так, хорошо… Теперь пойдём в палату потихоньку… Таня!

Татьяна бежит к врачу, берёт Гречишникова под руку.

ВРАЧ
В палату.

Гречишников делает шаг и валится на пол без сознания. Татьяна не успевает удержать его.

НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. ДЕНЬ
ВАНЬКА, ДЕТИ МАССОВКА, ОДНОКЛАССНИК ВАНЬКИ

Двухэтажное деревянное, когда-то зелёного цвета,  здание школы. Во дворе школы клумба, заросшая пожухлой травой и несколько деревьев.  Слева у двери табличка «школа №15». На улице тихо. Мы видим, как распахивается дверь, с криками вываливаются ученики, сбивая друг друга и, застревая пробкой в дверях. Ватага, сбежав с крыльца, рассыпается на группки. ВАНЬКА (10, сын Татьяны,  тщедушного телосложения, на лице веснушки, уши оттопырены), подволакивая левую ногу, выходит из школы последним. На ходу надевает кепку, через плечо перекинута на длинной ручке холщовая сумка, сшитая из когда-то добротного мешка. На Ваньке потрёпанный, великоватый на пару размеров пиджачок, штаны с заплаткой на колене и растоптанные ботинки, зашнурованные грязными полосками бинта. Ванька осторожно спускается с крыльца, идёт через двор один. В спину Ваньке прилетает камешек. Ванька ойкает, озирается по сторонам. Из-за дерева выглядывает ОДНОКЛАССНИК ВАНЬКИ (10, рослый) с маленькими глазами и толстыми обветренными губами, одетый в чёрный, перешитый из взрослой одежды сюртучок. За ним стоят трое ШКОЛЬНИКОВ, они корчат рожи Ваньке и свистят. Ванька, втянув голову в плечи, ковыляет через двор.

НАТ. БЛОШИНЫЙ РЫНОК. ДЕНЬ
ЛОЛА, ТОЛСТЫЙ СПЕКУЛЯНТ, ПЯТЬ ЦЫГАНОК, МАССОВКА

Ряды шумных разношёрстных торговцев и менял с товарами. Вот тётка крестьянского вида с крынками молока и шматками сала, разложенными на деревянном ящике. Вот ушлого вида поджарый мужичок держит на растянутых в стороны руках солдатские брюки и женское крепдешиное в яркий цветок платье. А по ряду идёт, настороженно оглядываясь, мутный тип, распахивая пиджак. Он показывает свой товар, торчащий из внутренних карманов: красочные металлические банки с надписью «Swift*s bacon». Здесь же сморщенный дедок в валенках и старой кепке держит у ног небольшой мешок килограммов на пять с зерном пшеницы. Человек с деньгами может найти здесь многое: от пирожков до книжного шкафа. По рядам толкаются покупатели, подходят к торговцам, прицениваются, уходят ни с чем или покупают товар и уходят. Слышно, как торговцы зазывают покупателей. С разных сторон слышны выкрики:

ГОЛОС1
А вот обувка! Сапоги-ботинки-лучше чем картинки!

ГОЛОС2
Пирожкииии с картоооошкой, с капууустой, с бруснииикой! Ктооо желает?

ГОЛОС3
Подходи, не мешкай, покупай орешки!

В конце ряда появляется небольшая группа цыганок в цветных длинных юбках, в мятых, не слишком чистых из тёмного сукна жакетах и мужских пиджаках. Среди них ЛОЛА (22), дочь цыганского барона. Красивая, смешливая). Она одета побогаче и опрятнее своих товарок. Длинные смоляные кудри доходят до пояса, на голове алая косынка. Торговцы, завидя цыганок, суетятся, прикрывают товар. Цыганки смеются, пристают к прохожим.

ЦЫГАНКА 1
(ЗАМУЧЕННОЙ НА ВИД ЖЕНЩИНЕ СРЕДНИХ ЛЕТ)
Куда торопишься, красавица? Дай ручку, нагадаю тебе счастья!

ЖЕНЩИНА СРЕДНИХ ЛЕТ
Я тебе сама нагадаю, сколько хочешь.

ЦЫГАНКА 2
Ээ, зачем сердитая такая?

Цыганки смеются. Женщина сплёвывает в сердцах, удаляется по ряду. Лола подходит к толстому спекулянту с отрезами ткани, рассматривает, трогает ткань.

ЛОЛА
Что просишь, голубь?

Толстый спекулянт расплывается в улыбке.

ТОЛСТЫЙ СПЕКУЛЯНТ
Потолкуем.

ЛОЛА
Сколько?

ТОЛСТЫЙ СПЕКУЛЯНТ
Четыре сотни за метр. Бери, красавица, товар что надо. Хоть на кофту, хоть на платье…

Толстый спекулянт жадно смотрит на грудь Лолы.

ЛОЛА
Жадный ты, голубь. Ой, жадный.

Толстый спекулянт манит Лолу пальцем. Лола подходит ближе.
ТОЛСТЫЙ СПЕКУЛЯНТ
А и скинуть могу… если договоримся…

Толстый спекулянт протягивает руку к талии Лолы. Лола невозмутимо наклоняется к толстому спекулянту. Толстый спекулянт тянется лицом к лицу Лолы. Лола шепчет ему на ухо.

ЛОЛА
Голубь мой, слушай, что скажу тебе. Только запоминай хорошо.

Толстый спекулянт мелко и быстро кивает.

ЛОЛА
Жить будешь сыто, но недолго. Сдохнешь в постели своей и в блевотине. Страшно тебе будет, но никто не поможет. Верное слово тебе говорю. (Улыбается)Голубь.

Толстый спекулянт шарахается в сторону. Лола смеясь, отходит. Толстый спекулянт вытирает пот со лба, мелко крестится.

ТОЛСТЫЙ СПЕКУЛЯНТ
(В СПИНУ ЛОЛЕ)
Курва…

Толстый спекулянт сплёвывает.

ИНТ. ОТДЕЛ МИЛИЦИИ. КАБИНЕТ НАЧАЛЬНИКА. ДЕНЬ
МУСАТОВ, ТИМОФЕЕВ, ТРОШНЕВ, КОТОВ, СОТРУДНИКИ

Тимофеев (55, начальник милиции, полковник, плотный невысокого роста, седой)в милицейской форме сидит за столом. На столе лампа, стакан с бледным чаем в металлическом подстаканнике, пепельница, полная окурков. На стене за спиной коменданта портрет Сталина. Справа у стены шкаф с папками документов. Тимофеев курит папиросу. Рядом лежит пачка папирос и спички. Тимофеев курит непрерывно, прикуривая новую папиросу от старой. За спиной Тимофеева внушительного размера железный сейф.  Вдоль стен на стульях в штатском сидят Мусатов, Трошнев (30, капитан, следователь, среднего роста, среднего телосложения, блондин с усами), Котов (28, лейтенант, помощник следователя, худой, высокий, с непропорционально длинными руками) и другие сотрудники милиции. На столе перед Тимофеевым лежит открытая папка-скоросшиватель. На листе бумаги напечатано: «дело о грабежах продовольственных складов» ниже от руки пером вопросительные знаки.
ТИМОФЕЕВ
Мусатов, вы там, спите, мать вашу?! Меня начальство живьём съедает, уже четвёртый  за месяц!

МУСАТОВ
Два дня.

ТИМОФЕЕВ
Сутки! Даю сутки! Город без припасов останется!

МУСАТОВ
Два дня. И можете готовить дырку под орден.

Тимофеев грозит Мусатову кулаком.

ТИМОФЕЕВ
Я тебя на передовую отправлю, если… Нет, в канцелярию сядешь, до пенсии будешь бумажки перекладывать!

Тимофеев прикуривает новую папиросу от старой, делает затяжку, у него приступ кашля. Натужно кашляет. Сотрудники смирно пережидают. Тимофеев берёт стакан, пьёт. Кашель утихает.

ТИМОФЕЕВ
(спокойно)
А что пацанами?

МУСАТОВ
Ищем, товарищ полковник. Пока ничего.

Тимофеев расстроенно качает головой. Закрывает папку.

ТИМОФЕЕВ
Ладно. Свободны.

Мусатов, Трошнев, Котов и сотрудники встают с мест.

ИНТ. КАБИНЕТ МЕДКОМИССИИ. ДЕНЬ
ГРЕЧИШНИКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ, ВРАЧИ: ЖЕНЩИНА, ДВОЕ МУЖЧИН

Просторный кабинет, посредине стоят три стола в линейку. Позади два окна с закрашенными белой краской нижними половинками. За столами сидит комиссия: в центре ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ (70, седой в очках сухой старичок)листает медкарту. Мы читаем «Гречишников Александр Павлович, 1914 г.р.»  Слева от него в белых халатах и колпаках сидят ЖЕНЩИНА (50), справа двое МУЖЧИН (40 и 60). Комиссия смотрит на Гречишникова. Гречишников сидит на стуле перед столами, держа спину прямо, вид напряжённый. Смотрит на председателя комиссии.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ (НЕ ПОДНИМАЯ ВЗГЛЯД)
Как вы себя чувствуете, Александр Палч?

ГРЕЧИШНИКОВ
Отлично.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Встаньте, пожалста.

Гречишников встаёт.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Вытяните вперёд руки, смотрите на меня.

Гречишников выбрасывает перед собой руки, смотрит на кончики пальцев, руки не дрожат.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
На меня.

Гречишников смотрит на пожилого врача. Председатель комиссии смотрит на руки Гречишникова. Руки не дрожат.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Александр Палч, вам необходимо продолжить лечение…

ГРЕЧИШНИКОВ
Почему?! Я здоров…

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Сядьте, Гречишников.

ГРЕЧИШНИКОВ
Какая-то ерунда!

ПОЖИЛОЙ ВРАЧ
(ЖЁСТКО)
Сядьте.

Гречишников садится, сцепляет руки в замок перед собой. Пожилой врач снимает очки, протирает их краем халата, надевает. Нога Гречишникова мелко подрагивает от напряжения. Председатель комиссии делает запись в медкарте. Председатель комиссии поворачивается к коллегам слева, что-то говорит. Они кивают. Поворачивается к коллегам справа. Женщина что-то тихо говорит председателю комиссии. Председатель комиссии откашливается. Гречишников не сводит глаз с председателя комиссии, большим пальцем правой руки с силой массирует точку в центре левой ладони. В кабинете тихо. Слышно, как бьётся муха в стекло.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Как бы вам объяснить… это травма. Военная травма… Вы можете думать, что привыкли к смерти, что вас ничем не напугать… но иногда такая травма проявляется позже… как у вас.

ГРЕЧИШНИКОВ
Не понимаю… я здоров! Я чувствую себя отлично!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Человеческая психика - штука тонкая…

ГРЕЧИШНИКОВ
Вы что хотите сказать? Я сумасшедший?!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Ну-ну, об этом никто не говорит. Так можно, знаете ли, каждого второго в сумасшедшие записывать. Назовём это контузией, так вам понятнее будет?

Гречишников в упор смотрит на пожилого врача.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Хорошо, что понятно. Ещё пару месяцев…

ГРЕЧИШНИКОВ
То есть я, здоровый мужик, буду здесь валяться два месяца?! Я разведчик!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ (ЖЁСТКО)
А я врач. Послушайте, Гречишников. Вы должны понимать сложность вашего положения. И если нам и вам удастся с этим справиться, вы вернётесь в свою разведку. Если нет - послужите Родине в другом качестве…

ГРЕЧИШНИКОВ
То есть это приговор?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
Я бы не стал драматизировать… да и война на исходе…

ГРЕЧИШНИКОВ
Я понял.

Гречишников встаёт со стула.

2 акт

ИНТ. ПАЛАТА
ГРЕЧИШНИКОВ, ИВАН ТАРАСОВИЧ, РАНЕНЫЕ.

Помещение на двадцать коек. На койках лежат и сидят раненые. На стене у двери висит радиоприёмник. РАНЕНЫЕ слушают сводку.

ГОЛОС ИЗ РАДИОПРИЁМНИКА
8 сентября наши войска пересекли румыно-болгарскую границу на участке Джурджу, Мангалия и, продвинувшись вперёд от 30 до 65 километров, заняли города Русе, Силистра, Добрич, город и порт на Чёрном море Варна…

На кровати сидит одетый в военную форму Гречишников. На погонах звёздочки капитана. На правой стороне груди орден Красной звезды и медаль «За отвагу». На кровати лежит небольшой чемоданчик. На соседней кровати лежит ИВАН ТАРАСОВИЧ (65, подполковник милиции, начальник отдела по борьбе с хищениями соцсобственности,  коренастый мужчина с красивой шевелюрой, широкими бровями, волосы с проседью). Левая рука Ивана Тарасовича перевязана в области плеча.

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Куда теперь?

ГРЕЧИШНИКОВ
Здесь не останусь. В комендатуру пойду. Попрошусь на передовую.

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Смерти ищешь?

ГРЕЧИШНИКОВ
Мне на фронт надо... Это личное.   

Гречишников рукой сметает на пол стакан с водой, стоящий на тумбочке.  Раненые оглядываются на Гречишникова.

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Послушай. Какой от тебя толк, если тебя в первом же бою убьют? С твоей-то головой… Война скоро закончится.

Иван Тарасович поднимается, свешивает ноги с кровати, садится. Гречишников поднимает стакан и держит его в руке.

ГРЕЧИШНИКОВ
Без меня.

ИВАН ТАРАСОВИЧ
С тобой или без тебя. Всё равно придётся…

Гречишников крутит стакан в руках, смотрит в дно стакана.

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Соберись, капитан. Контузию твою подлечат…

В палату входит Татьяна со шприцами в кювете, видит одетого Гречишникова, удивлена.

ТАТЬЯНА
(растерянно улыбаясь)
Куда это вы такой красивый?

Гречишников не отвечает. Татьяна подходит к Ивану Тарасовичу. Иван Тарасович привычным движением освобождает здоровую руку от рукава, протягивает Татьяне. Татьяна садится на постель, готовит шприц. 

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Но ты прав - останешься здесь, раскиснешь.

Татьяна делает укол, прислушивается к разговору. Гречишников поднимается.
ИВАН ТАРАСОВИЧ
Погоди. Поговори с главврачом насчёт режима. Найди комнату…

Гречишников садится, смотрит Ивана Тарасовича.

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Дело найди, тебе голову надо занять…

Гречишников смотрит в пол, раздумывает. Мы видим, что Татьяна сделала укол, встала с кровати Ивана Тарасовича. но не уходит. Делает вид будто занята со шприцами у прикроватной тумбочки Ивана Тарасовича. Слушает разговор. Мужчины не обращают на Татьяну внимания.   

ГРЕЧИШНИКОВ
Здесь дело?

ИВАН ТАРАСОВИЧ
И здесь дел хватает…

Гречишников встаёт. Татьяна и Иван Тарасович смотрят на Гречишникова. Гречишников становится напротив окгна, немигающим взглядом смотрит в окно. Резко разворачивается и садится на свою кровать, смотрит в упор на Ивана Тарасовича.

ГРЕЧИШНИКОВ
А в милицию меня возьмут? В угрозыск?

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Ну, брать бандитов с твоей контузией…

ГРЕЧИШНИКОВ
А улики собирать? Вы ж сами говорите, с моей головой…

ИВАН ТАРАСОВИЧ
А что? И правда. Людей у нас не хватает…  Я потолкую с начальством.

Татьяна отходит от кровати Ивана Тарасовича, подходит по коридору к двери. Гречишников смотрит на Татьяну. 

ГРЕЧИШНИКОВ
Таня!

Татьяна с готовностью оборачивается на Гречишикова.

ГРЕЧИШНИКОВ
Вы мне с комнатой не поможете? Может, у знакомых, каких есть?

ТАТЬЯНА

 Так у меня есть. Если вы не против…

Иван Тарасович удовлетворённо кивает головой. Татьяна улыбается. 

ИНТ. КВАРТИРА ТАТЬЯНЫ. ДЕНЬ
ГРЕЧИШНИКОВ, ТАТЬЯНА, ВАНЬКА.

Квартира из двух небольших комнат, кухни, туалета, крохотного помещения с умывальником и коридором.  Открывается входная дверь в квартиру, входит Татьяна. Она держит дверь открытой, оглядывается.

ТАТЬЯНА
Проходите, Александр Павлович.

Входит Гречишников.

ТАТЬЯНА
Ванька!

Гречишников стоит у порога, в руках чемоданчик. Татьяна, снимает обувь.

ТАТЬЯНА
(громко)
Ванька!

Из комнаты выглядывает Ванька, видит Гречишникова, робеет и прячется в комнату.

ТАТЬЯНА
(Гречишникову)
Он у меня диковатый малость… Ванька, а ну выходи!

Ванька выходит из комнаты, опустив голову и пряча глаза. Татьяна смотрит на Ваньку.

ГРЕЧИШНИКОВ
Ну, здравствуй, Иван.

Гречишников подходит к Ваньке, подаёт ему руку. Ванька, не глядя на Гречишникова, подаёт руку, Гречишников легонько сжимает ладонь.
ТАТЬЯНА
А здороваться кто будет?

ВАНЬКА
(тихо)
Здравствуйте…

ГРЕЧИШНИКОВ
Давай знакомиться. Александр Павлович Гречишников.

ВАНЬКА
Угу…

Татьяна идёт в комнату, из которой вышел Ванька, кричит оттуда.

ТАТЬЯНА
Спать будешь у меня, Александр Павлович пока у нас поживёт, долечиваться будет у нас в госпитале…

Татьяна выходит из комнаты с вещами, смотрит на Гречишникова.

ТАТЬЯНА
Располагайтесь. (Ваньке) Ты знаешь, кто Александр Павлович? Разведчик!

Татьяна уходит в другую комнату.

ВАНЬКА
Ух, ты! Настоящий?!

ГРЕЧИШНИКОВ
(мрачно)
Было такое.

Гречишников уходит в комнату, закрывает дверь. Ванька стоит перед дверью.

ВАНЬКА ВОСХИЩЁННО
(шёпотом)
Разведчик…

Из комнаты выходит Татьяна, идёт к входной двери.

ТАТЬЯНА
(Ваньке)
Я в госпиталь.

Татьяна уходит. Ванька подходит к двери комнаты Гречишникова, прикладывает ухо к двери. Тишина. Ванька тихонько приоткрывает дверь, заглядывает в комнату. Гречишников стоит лицом к окну, чемоданчик стоит на полу у двери.

ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ
ГРЕЧИШНИКОВ, ТИМОФЕЕВ, МУСАТОВ, ТРОШНЕВ, КОТОВ

Мы видим кабинет с двумя большими окнами и четырьмя обшарпанными столами. Два шкафа для бумаг и сейф. Один стол явно не обжит: на столешнице пусто. Стул плотно задвинут внутрь стола. Мусатов сидит за столом, неторопливо и сосредоточенно раскладывает листки бумаги, но пока мы не видим деталей.  Стол Трошнева завален бумагами, поверх бумаг лежит кепка. Трошнев сидит на столе Котова, Котов сидит на стуле за столом, пьёт кипяток. На столе Котова расстелена газета «Правда», на газете кусок хлеба и солёный огурец, стоит алюминиевый чайник.   

ТРОШНЕВ (КОТОВУ)
А она что?

КОТОВ
А она… она ничего… говорит в кино хочет.

ТРОШНЕВ
В кинооо… ? Губа не дура!

Дверь открывается, входит Тимофеев, за ним Гречишников. Гречишников в военной форме, с наградами. Трошнев встаёт со стола, Котов поднимается со стула, смахивает еду с газетой в выдвижной ящик стола. Мусатов невозмутимо возится с бумагами, он даже не поднимает голову, чтобы посмотреть на вошедших. Тимофеев даёт знак оперативникам, чтобы сели. Котов садится, Трошнев стоит у стола Котова.

ТИМОФЕЕВ
Вот, знакомьтесь. Капитан Гречишников, офицер разведки. По обмену опытом… К вам в помощь.

Трошнев и Котов подходят к Гречишникову, уважительно жмут руку. Мусатов смотрит в свои бумаги на столе.

ТРОШНЕВ
О как! От помощи не откажемся. Отчёты писать будешь, капитан? А то мы зашиваемся тут бумажки марать.

ТИМОФЕЕВ
Отставить. Капитан будет… как это… вашим мозгом…

ТРОШНЕВ
Не понял! А мы тогда кто?

КОТОВ
Ноги…

ГРЕЧИШНИКОВ
Будем знакомы…

Мусатов меняет местами бумаги, что-то пишет.

ТИМОФЕЕВ
Отставить! Капитан займётся аналитической частью, планированием операций… передаст, так сказать, свой боевой опыт…

ТРОШНЕВ
Вопрос можно?

ТИМОФЕЕВ
Нет.

Тимофеев смотрит на безхозный стол.

ТИМОФЕЕВ
А вот и место ваше.

ГРЕЧИШНИКОВ
По-моему отличное место.

Трошнев и Котов многозначительно переглядываются. Гречишников направляется к столу. Тимофеев смотрит на Мусатова.

ТИМОФЕЕВ
А ты что молчишь?

Мусатов поднимает, наконец, голову, смотрит Тимофеева.

МУСАТОВ
Что?

 ТИМОФЕЕВ
Введёшь в курс по последним делам, обстановка… Короче, сам знаешь.   

Тимофеев выходит.

КОТОВ
(Гречишникову)
Перекурить это дело надо, да?

ГРЕЧИШНИКОВ
Не курю.

ТРОШНЕВ
Это настораживает. Хоть пьёшь, разведка? 

ГРЕЧИШНИКОВ
Зависит от обстоятельств.

ТРОШНЕВ
Ну, с обстоятельствами-то у нас дюже богато… 

Трошнев кивком показывает Котову на дверь, Трошнев и Котов выходят из кабинета. Гречишников отодвигает стул, садится. Выдвигает ящик стола. Там пусто. Гречишников задвигает ящик, кладёт руки на стол. Смотрит на руки, поворачивает голову в сторону Мусатова. Мусатов смотрит на стол. Мы видим, что на столе Мусатова разложены бумажные квадраты: восемь штук в ряд (размером примерно 5 на 5 см). На квадратах надписи: Рябов  12 (з), Кольцов  11; Тарута  9; Моисеев 12 (з), Кусакин 7; Маруда 14 (з)(м); Кузьменко 10; Просвиркин 14 (з)(м). Три карточки без пометки (з) Мусатов выбирает из ряда и откладывает их в отдельную группу слева. Из обеих групп берёт две карточки с пометкой (дд), отодвигает вниз. Смотрит на новую комбинацию из карточек.

НАТ.УЛИЦА У ОТДЕЛЕНИЯ МИЛИЦИИ
ТРОШНЕВ, КОТОВ, ГРЕЧИШНИКОВ

Красное кирпичное трёхэтажное здание с парадным крыльцом, выходящим на улицу.  Слева от двери табличка «Наркомат внутренних дел управление милиции  г. Омска».   Трошнев и Котов стоят у крыльца. Трошнев щелчком выбрасывает окурок. Котов гасит окурок сапогом на тротуаре. Выходит Гречишников. Котов заходит в управление.

ТРОШНЕВ
(насмешливо)
Что? Познакомились? 

 Гречишников отрицательно качает головой. Трошнев смеётся.

ТРОШНЕВ
Ага. Не повезло тебе с товарищем… Пасьянс раскладывает?

ГРЕЧИШНИКОВ
Не понял…

ТРОШНЕВ
Задачку решить не может… Не складывается. Дело тут одно странное. Пацаны пропадают.  Первый случай ещё в сорок втором был. После третьего Мусатов  себе взял дело, хоть и ни его профиль. Прям вцепился. А два месяца назад ещё один пропал…

ГРЕЧИШНИКОВ
Неужели никаких следов? Быть не может.

ТРОШНЕВ
Бабы местные про колдовство бают. Ну, колдовство - не колдовство…

Из дверей выходит Мусатов. Трошнев замолкает. Мусатов проходит мимо, не обращая внимания ни на Трошнева, ни на Гречишникова. 

ТРОШНЕВ
Ладно. Сегодня всё равно не до тебя. Операция вечером.

ГРЕЧИШНИКОВ
Что за операция?

ТРОШНЕВ
Узнаешь, если начальство решит.

Трошнев уходит. Гречишников стоит у крыльца. Смотрит на улицу. По проезжей части проезжает автомобиль, за рулём хмурая тётка в косынке.

ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ ТАТЬЯНЫ. ВЕЧЕР
ГРЕЧИШНИКОВ, ТАТЬЯНА, ВАНЬКА

Небольшое помещение с окном и белыми занавесками из простыни. За окном сумерки. Посреди кухни стоит стол, накрытый белой простынёй, в уголке простыни синий штамп госпиталя. На столе в алюминиевой кружке ветки берёзы с зелёными и жёлтыми листьями. Три табуретки. На столе графинчик из стекла с отбитым краем горлышка, в нём на два пальца прозрачная жидкость; два стакана, три разных фаянсовых тарелки, ложки. На большой тарелке три ломтика чёрного хлеба и разрезанная луковица, в блюдце лужица подсолнечного масла, соль в старой солонке. В маленькой кастрюльке на спиртовке кипят несколько картофелин. Татьяна ножом прокалывает картофелину, проверяя готовность. В кухню заглядывает Ванька.

ВАНЬКА
Ма, скоро есть будем?

ТАТЬЯНА
Зови Александра Павловича.

Ванька исчезает. Татьяна двумя тряпками снимает с горелки кастрюльку и сливает воду. Кастрюльку ставит на горелку, выключает спиртовку. В кухню быстро ковыляя, входит Ванька, за ним входит Гречишников. Ванька плюхается на табуретку, берёт кусок хлеба, отламывает по малюсенькому кусочку и отправляет в рот. Татьяна поправляет выпавшую прядь, застенчиво улыбается.

ТАТЬЯНА
Надо бы отметить… новосельеце…

Гречишников кивает и садится напротив Ваньки. Татьяна усаживается, вскакивает тут же.

ТАТЬЯНА
Картошка!

Татьяна берёт кастрюльку и переворачивает её над миской, миску ставит на стол. Ванька быстро хватает рукой картофелину, бросает себе на тарелку. Татьяна даёт подзатыльник Ваньке и улыбается Гречишникову. Гречишников сидит перед столом, руки держит на коленях.

ТАТЬЯНА
Небогато, конечно… ну, вы ешьте, ешьте.

ГРЕЧИШНИКОВ
Спасибо.

Гречишников берёт хлеб. Ванька макает картошкой в блюдце с маслом, солит. Татьяна берёт графинчик. Гречишников забирает графинчик у Татьяны, наливает в стаканы на треть, ставит графинчик.

ГРЕЧИШНИКОВ
Спирт?

ТАТЬЯНА (КИВАЕТ)
Чистый. Ну, с новосельецем!

Гречишников опрокидывает стакан в рот, одним глотком выпивает спирт, ставит стакан на стол, не поморщившись. Берёт из миски картофелину, солит. Татьяна подносит ко рту стакан, шумно выдыхает в сторону и мелкими глотками, сморщившись, пьёт. Втягивает носом воздух, берёт хлеб, подносит к носу, вдыхает. Ванька доедает вторую картофелину.

ГРЕЧИШНИКОВ
Спасибо, вам, Таня, за приют. Надеюсь, долго я вас стеснять не буду.

ТАТЬЯНА
Ой, что вы! Какое там! Живите долго…

Татьяна смотрит на Гречишникова, осекается.

ТАТЬЯНА
То есть… сколько вам потребуется… (Ваньке) Поел? Дуй отсюда!

ВАНЬКА
Ну, мам… можно я …

ТАТЬЯНА
Кому сказала?!

Ванька нехотя поднимается из-за стола, уходит. В дверях оглядывается.

ВАНЬКА
Дядь Саш, а можно я потом к вам…

ТАТЬЯНА
Ещё не хватало! Уроки сделал?

Ванька шмыгает носом и уходит.

ТАТЬЯНА
Ещё по одной?

Гречишников разливает спирт.

ГРЕЧИШНИКОВ
Строго вы с пацаном…

ТАТЬЯНА
А как же! Их распускать нельзя… По математике вот двойки носит, учиться совсем не хочет. Я уж и бью его, а всё без толку… ой, да что я! Давайте (поднимает стакан)… за победу!

Татьяна и Гречишников пьют, закусывают в тишине.

ТАТЬТЯНА
А… дети?

Гречишников поднимает голову, вопросительно смотрит на Татьяну.

ТАТЬЯНА
Дети есть?

ГРЕЧИШНИКОВ
Есть.

ТАТЬЯНА (УЛЫБАЯСЬ)
Мальчик, девочка?

Гречишников не отвечает, смотрит на пустую стопку.  Встаёт.

ГРЕЧИШНИКОВ
Вы меня простите, Таня. Спасибо за ужин…

Гречишников выходит. Татьяна смотрит вслед Гречишникову. Наливает себе спирт, выпивает залпом, морщится.

НАТ. ГОРОДСКОЙ ПУСТЫРЬ. НОЧЬ
МУСАТОВ, ТРОШНЕВ, КОТОВ

Деревянный дом на отшибе города с закрытыми ставнями. Из щелей виден свет. К дому подходят с оружием в руках Мусатов, Трошнев, Котов. Мусатов впереди. Неподалёку стоит милицейский фургон.

ИНТ. ДОМ-СКЛАД БАНДИТОВ. НОЧЬ
МУСАТОВ, ОПЕРАТИВНИК КОТОВ, ОПЕРАТИВНИК ТРОШНЕВ, СЛОН, ДВОЕ БАНДИТОВ, ЖЕНЩИНА.

Просторная комната, справа, слева ближе к выходу белёная печка, помещение освещают две керосинки. На стенах с облупленной штукатуркой висит в тёмной рамке небольшой семейный потрет мужа и жены, журнальное фото Сталина на гвозде. У печки сидит ЖЕНЩИНА неопределённого возраста в цветастом платке, стареньком мужском пиджаке и застиранной юбке. Перед женщиной стол, на столе листы сероватой бумаги большого формата, поделенного на маленькие квадраты. Женщина самодельным деревянным штампом наносит на прямоугольники оттиск «ХЛЕБ IX 200 граммов». Мы видим, что в центре комнаты за столом ест СЛОН (45, главарь банды), на крупных кистях рук наколки: на левой череп, на правой на каждом пальце перстни. На столе плошка с чёрной икрой, миска со сметаной, батон белого хлеба, блюдце с кусками сахара, открытая и неполная бутылка водки, стакан. Слон большой ложкой зачерпывает икру, наливает полстакана водки, глушит залпом водку, выдыхает, закусывает икрой. Облизывает полные губы. Позади Слона у стены стоят картонные коробки в два ряда и в три этажа. На коробках этикетки «масло сливочное», «сахар», «говядина тушёная», «Swift*s bacon», «Baker*s cocoa». БАНДИТ 1 (30 коренастый, невысокого роста) открывает коробку с тушёнкой, достаёт две банки, одну передаёт стоящему рядом БАНДИТУ 2 (25 среднего роста, худой, бледный). Бандит 2, вынимает из голенища нож, точными ударами вскрывает банку и передаёт её бандиту 1, тот берёт открытую,а закрытую отдаёт бандиту 2. Слон отправляет в рот полную ложку икры. Слышится удар в дверь, дверь распахивается. Женский крик.

МУСАТОВ
Лечь на пол лицом вниз, руки за голову!

В дом врываются Мусатов, Трошнев и Котов. Бандит 2 падает на пол, бросая пистолет. Падают коробки, содержимое вываливается.  Бандит 1 бросает банку с тушёнкой, бьёт ногой в окно, стекло рассыпается, ставни закрыты. Котов стреляет в ноги бандита 1,он вскрикивает от боли и падает. Женщина распласталасьна полу у печки, руки за головой. Слон сидит за столом, невозмутимо жуёт. Мусатов идёт к Слону, держа его на мушке. Трошнев кивает Котову на лежащего бандита 1. Котов идёт к бандиту 1, обыскивает его, забирает нож и пистолет. Тот стонет, держась за простреленную ногу.  Трошнев в это же время скручивает бандита 2, обыскивает его, поднимает с пола пистолет.  Трошнев подходит к коробкам, присвистывает от удивления.

МУСАТОВ
Кончай жрать, руки за голову.

СЛОН (СПЛЁВЫВАЯ НА ПОЛ)
А мне, начальник, торопиться некудааа.

МУСАТОВ
Тебе, Слон, скоро и жрать будет некуда. А ну, вставай, гнида.

Мусатов наставляет на Слона пистолет. Слон медленно поднимается, руки складывает за голову. Мы видим лицо Слона, когда он встаёт и исподлобья смотрит на бандита 1, одновременно загораживает его спиной от Мусатова. Котов смотрит на еду на столе, сглатывает.  Трошнев листает бумаги с фальшивыми карточками.

ТРОШНЕВ
Мать твою! У них тут целая типография… Вот суки, сладко устроились…

Котов отходит от бандитов, идет к столу, отламывает кусок батона, захватывает куском икру и отправляет в рот. Бандит 1  медленно опускает руку из-за головы. Мусатов удивлённо смотрит на Котова, тот поглощён едой, не замечает реакции Мусатова.

МУСАТОВ
Котов, ты охренел что ли!

 Слон видит, что Мусатов на него не смотрит. Слон делает шаг в сторону, открывая Мусатова бандиту 1, тот метится из пистолета в Мусатова. Мусатов мгновенно переводит оружие со Слона на бандита1 и стреляет в голову. Слон срывается с места бежать к двери, Мусатов делает Слону подножку, тот с грохотом падает лицом вниз. Мусатов заламывает руки Слона на спине. Слон поворачивает разбитое от удара лицо.

СЛОН
Сука…

Трошнев бросается к бандиту 2. Котов с набитым ртом растерянно смотрит на Мусатова.

МУСАТОВ
( Трошневу)
Давай, в машину их. 

Мы видим, что Мусатов смотрит на полумёртвую от страха лежащую на полу женщину.

МУСАТОВ
Вставай, руки за голову, выходи.

Женщина поднимается. Мусатов оглядывает комнату, в поле зрения попадают валяющиеся коробки. Из одной коробки выпали не банки, а тряпьё. Мусатов видит эту коробку.

МУСАТОВ
(    женщине)
Стоять.

Мусатов подходит к коробке, наклоняется, переворачивает коробку, освобождая её от тряпья. Разбирает тряпки. Мы видим женскую шёлковую блузку, шляпку, почти новые женские модельные туфли. Мусатов сбрасывает вещи обратно в коробку. И тут он видит в куче одежды явно не мужские брюки, они сшиты на подростка. Мусатов снова копается в тряпье и достаёт такого же размера рубаху. Мусатов разглядывает её и видит на рукаве и по низу бурые пятна, засовывает рубашку за пазуху.   

 3 акт

НАТ.БЛОШИНЫЙ РЫНОК, ДЕНЬ
ВАНЬКА, СТАРУХА-ЦЫГАНКА, ТОРГОВКА ПИРОЖКАМИ, ТОРГОВКА САЛОМ, ПОКУПАТЕЛЬ САЛА, МАССОВКА

Ванька идёт вдоль ряда торговцев продуктами, идёт бойкая торговля. Ванька проныривает между двумя тётками с кошёлками, останавливается у лотка со шматками сала. Здесь же стоит ПОКУПАТЕЛЬ САЛА (40) в военной форме.

ПОКУПАТЕЛЬ САЛА
Сколько просишь?

ТОРГОВКА САЛОМ
Недорохо прошу, полторы за килохрамм (тараторит), мил человек, сало во рту тает, с чесночком… честнАя цена, на, покушай.

ТОРГОВКА САЛОМ(55) отрезает тоненький ломтик, протягивает на ноже Покупателю сала, тот кладёт сало в рот, смакует. Ванька смотрит на Торговку салом.

ВАНЬКА
Тётенька, дайте мне покушать, я мамку приведу.

ТОРГОВКА САЛОМ
Я щас дам тебе покушать, умоешься! А ну, пшёл, пшёл отседова! Кохда вы все нищие передохните!

Ванька отходит от прилавка с салом, переходит на другую сторону ряда. Здесь ТОРГОВКА ПИРОЖКАМИ(40) освобождает укутанную старым ватником большой чугунок с пирожками. Ванька водит носом, вдыхая запах пирожков.

ТОРГОВКА ПИРОЖКАМИ
Пирожкииии с картоооошкой, с капууустой, с бруснииикой! Ктооо желает?

Ванька приближается к пирожкам, смотрит на аккуратненькие румяные пирожки, не отводя глаз.

ТОРГОВКА САЛОМ
(кричит)
Панка, а ну хони этаха дармоеда!

Торговка пирожками поворачивается к Ваньке, Ванька спешит прочь от пирожков. Ванька быстро ковыляет в конец ряда, поворачивает к выходу, оглядываясь назад на пирожки, наталкивается на кого-то. Поворачивается и видит страшное лицо СТАРУХИ_ЦЫГАНКИ (60, мать Баро, бабка Лолы, невысокого роста, худая, с седыми косами). Вздрагивает, смотрит во все глаза на старуху. Старуха прищуривается.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Тэ явэс, чаворо…

Ванька отшатывается от старухи, но она крепко хватает его за руку костлявой рукой. Ванька замирает, открывает рот, чтобы закричать. Старуха запускает руку в складки юбки, вынимает баранку, протягивает Ваньке баранку, отпускает его руку. Ванька, не отводя от старухи ошалелых глаз, подносит ко рту баранку, откусывает.

ВАНЬКА
(не переставая жевать)
Спасибо.

Старуха кивает, гладит его по голове. Ванька убегает, старуха смотрит ему вслед, прищурившись.

ИНТ.КВАРТИРА ТАТЬЯНЫ, КУХНЯ. ВЕЧЕР.
ТАТЬЯНА, ВАНЬКА, ГРЕЧИШНИКОВ

За окном темно. Татьяна лупит Ваньку полотенцем по спине, по заду. Ванька стоит, съёжившись, терпит.

ТАТЬЯНА
Я тебе что говорила?! Что говорила! А?

ВАНЬКА
( поскуливая)
Я не буду… не буду… не буду, ма…

Татьяна попадает полотенцем по голове, Ванька прикрывает лицо руками. Звук открывающейся входной двери. Татьяна бьёт Ваньку. В дверном проёме появляется Гречишников, видит сцену, подбегает к Татьяне, отбирает полотенце, Ванька тут же убегает из кухни. Татьяна обессиленная опускается на табуретку, плачет.

ГРЕЧИШНИКОВ
Что случилось?
ТАТЬЯНА
Сколько раз я ему… а он! Господи!

Татьяна рыдает. Гречишников берёт стакан со стола, наливает из крана, подаёт стакан Татьяне, та судорожно пьёт, держа стакан обеими руками. Гречишников ждёт, когда она успокоится. Татьяна ставит стакан на стол.

ТАТЬЯНА
Опять на рынке болтался, а там цыгане…

Татьяна поднимает взгляд на стоящего Гречишникова.

ТАТЬЯНА
Прикармливают!

ГРЕЧИШНИКОВ
Не понимаю…

ТАТЬЯНА
Дети-то пропадают! Уходят из дома, и всё! Были и нет!

ГРЕЧИШНИКОВ
А причём здесь цыгане?

Татьяна берёт стакан, допивает воду.

 ТАТЬЯНА
Ну как же! Они ж детей воруют!

ГРЕЧИШНИКОВ
Ерунда какая-то…

ТАТЬЯНА
Не ерунда! Все говорят! Вон и Валька с соседнего дома рассказывает: пацана-то того, недавнего тоже… С цыганами видели. И всё! Нету! Сгинул пацан!

ГРЕЧИШНИКОВ
Он же не младенец?

ТАТЬЯНА
Неет. Годов десять…

ГРЕЧИШНИКОВ
Как можно такого украсть? И прятать ещё так, чтоб без следов?

ТАТЬЯНА
А не знаю как, а только сгинул!

Татьяна снова плачет. Гречишников с сомнением качает головой. Татьяна поднимает взгляд на Гречишникова.

ТАТЬЯНА
Заманивают. А потом убивают.

ГРЕЧИШНИКОВ
Зачем?

ТАТЬЯНА 
Не знааююю…

Татьяна плачет. Гречишников смотрит на Татьяну, взгляд задумчивый. Татьяна прекращает плакать, поднимает голову, смотрит на Гречишникова.

ГРЕЧИШНИКОВ
Таня, мне бы штатское… Может, у вас что есть? На время…

Татьяна вскакивает, вытирает слёзы, быстро кивает.

ТАТЬЯНА
Я щас…

Татьяна торопливо выходит из кухни, Гречишников садится на табуретку.

ИНТ. КВАРТИРА ТАТЬЯНЫ.КОМНАТА ГРЕЧИШНИКОВА. ВЕЧЕР
ГРЕЧИШНИКОВ, ВАНЬКА

Гречишников сидит на кровати, надевает свои сапоги, заправляя в них тёмные брюки. На нём просторный свитер с высоким воротником, военная форма лежит на кровати рядом. Мы слышим скрип двери. Гречишников поворачивает голову к двери, в проёме стоит, насупившись, Ванька.

ГРЕЧИШНИКОВ
Тебе чего?

ВАНЬКА
Ты зачем папкино…

ГРЕЧИШНИКОВ
А… Ну, ты, извини. Я верну.

Ванька шумно забирает носом воздух и поворачивается, чтобы уйти.

ГРЕЧИШНИКОВ
Подожди, иди-ка сюда.

Ванька входит в комнату, Гречишников встаёт с кровати.

ГРЕЧИШНИКОВ
Помощь твоя нужна.

Ванька вопросительно смотрит на Гречишникова.

ГРЕЧИШНИКОВ
Где табор цыганский стоит знаешь?

Ванька кивает.

ГРЕЧИШНИКОВ
Расскажешь?

Ванька с опаской смотрит на дверь. Гречишников подходит к двери, плотно закрывает дверь.   

НАТ. УЛИЦА, ВЕЧЕР
ГРЕЧИШНИКОВ

Гречишников идёт по пустой тёмной узкой улице между жилыми домами.

НАТ. УЛИЦА. ТАБОР. ВЕЧЕР
ГРЕЧИШНИКОВ, МУЖЧИНА, МАССОВКА ЦЫГАНЕ

Равнина, поросшая по краю берёзовым, вперемешку с соснами лесом. Шатры и палатки: самодельные, накрытые старым тряпьём и пара просторных военных; несколько крытых кибиток. Между ними местами натянуты верёвки, на них развешаны предметы одежды. Неподалёку стоят стреноженные лошади, горят костры. У костров суетятся женщины, бегают дети. К табору неторопливо подходит Гречишников. Дети замечают Гречишникова, показывают на него пальцем, что-то кричат по-цыгански. Из шатра выходит мужчина (40), смотрит в сторону Гречишникова. Гречишников, не замедляя хода, идёт навстречу. Мужчина стоит, внимательно разглядывая Гречишникова. Гречишников подходит, останавливается перед мужчиной.

МУЖЧИНА
Кого тебе, гадже?

ГРЕЧИШНИКОВ
Добрый вечер. Знахарка нужна. Есть у вас?

Мужчина хмурится.

МУЖЧИНА
Тебе?

ГРЕЧИШНИКОВ
Мне.

Мужчина недоверчиво качает головой.

ГРЕЧИШНИКОВ
Не пустишь?

Мужчина окидывает взглядом фигуру Гречишникова, поворачивается и уходит. Гречишников идёт следом. Идут в таборе, за Гречишниковым бежит стайка детей (5-6). Гречишников аккуратно осматривается: вот мы видим пару немолодых женщин, готовящих у костра еду; вот седой мужчина стреноживает лошадь; вот у большой военной палатки стоят двое молодых мужчин, разговаривают. Видят Гречишникова, Гречишников кивает приветственно,они провожают его взглядом. Мужчина подходит к шатру, откидывает старую, выцветшую ткань, открывая вход, приглашает жестом Гречишникова войти. Гречишников наклоняется и входит в шатёр.

ИНТ. ШАТЁР СТАРУХИ-ЦЫГАНКИ. ВЕЧЕР
ГРЕЧИШНИКОВ, СТАРУХА-ЦЫГАНКА

На полу расстелен старый облезший ковёр, на ковре несколько цветных подушек; деревянный небольшой сундук. На ковре сидит та самая старуха-цыганка, угощавшая Ваньку. Старуха смотрит на вошедшего Гречишникова.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Садись, гожо мушр.

Гречишников опускается на ковёр.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
  Позолоти ручку.

ГРЕЧИШНИКОВ
Нет у меня денег.

Старуха-цыганка удивлённо вскидывает брови.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
А чего пришёл, раз платить нечем?

ГРЕЧИШНИКОВ
Денег найду. Времени у меня мало.
Старуха достаёт из складок юбки трубку, кисет и огниво. Набивает трубку табаком, зажигает трубку, закуривает. Протягивает свободную руку к Гречишникову, ладонью вверх, сгибает пальцы, давая знак подать ей руку. Гречишников протягивает левую руку, старуха берёт его ладонь, всматривается в рисунок, неодобрительно качает головой.

ГРЕЧИШНИКОВ
(с усмешкой)
Что? Умру скоро?

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Молчи.
(  пауза)

Старуха поднимает глаза на Гречишникова, смотрит в глаза Гречишникову. Гречишников не выдерживает, опускает взгляд.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Тяжесть на сердце носишь… Обман вижу…

Рука Гречишникова непроизвольно дёргается, но старуха-цыганка крепко держит ладонь Гречишникова.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Шшшь… Некого тебе здесь бояться, мушр.

Старуха-цыганка отпускает руку Гречишникова. Курит, смотрит на Гречишникова.

ГРЕЧИШНИКОВ
Контузию вылечишь?

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Захочешь, вылечу.

ГРЕЧИШНИКОВ
Хочу. Очень хочу.

Старуха-цыганка одобрительно кивает.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Завтра придёшь.

Гречишников поднимается. Старуха курит. 

НАТ.  УЛИЦА У ГОСПИТАЛЯ. УТРО
ГРЕЧИШНИКОВ, ИВАН ТАРАСОВИЧ, МАССОВКА.

Гречишников идёт по аллее к госпиталю. На одной из скамеек видим Ивана Тарасовича в больничном халате. Гречишников сворачивает к скамейке, садится рядом.
ИВАН ТАРАСОВИЧ
ЗдорОво живёшь.

ГРЕЧИШНИКОВ
Как вы? Когда домой?

Иван Тарасович внимательно смотрит на Гречишникова. 

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Оставим формальности.

ГРЕЧИШНИКОВ
Что вы знаете о пропавших детях?

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Ага, Мусатов, значит, к делу не подпускает… Ну-ну.

Иван Тарасович встаёт со скамейки, Гречишников тоже поднимается.

ИВАН ТАРАСОВИЧ
Давай-ка пройдёмся.

Гречишников и Иван Тарасович не спеша идут по аллее.

НАТ. УЛИЦА У ТЕАТРАЛЬНОЙ ТУМБЫ. ДЕНЬ
ВАНЬКА, СЫРОК

Ванька идёт по улице, смотрит по сторонам, читает афиши на театральной тумбе. На другой стороне улицы видит собаку, быстро идёт через дорогу, не смотря по сторонам. Справа на него несётся грузовик. Буквально перед самым носом автомобиля, Ваньку кто-то оттаскивает с дороги за руку, роняет его на тротуар. Ванька поднимает голову. Это Сырок.

СЫРОК
Дурак! Жить надоело?!

Ванька встаёт, прихрамывая. Отряхивается.

ВАНЬКА
Не заметил…

СЫРОК
Глаза разуй. Ты кто?

ВАНЬКА
Ванька.

СЫРОК
Сырок.

ВАНЬКА
Почему сырок?

СЫРОК
Не твоё дело. Ты чо, убогий?

Ванька обиженный уходит.

СЫРОК
Стой.

Ванька останавливается.

СЫРОК
Обидчивый больно… Домашний, значит.

Ванька стоит, набычившись, смотрит на Сырка.

СЫРОК
Мать есть?

ВАНЬКА
Ага. А у тебя?

СЫРОК
А я человек свободный. Пошли.

ВАНЬКА
Куда?

СЫРОК
К тебе. Жрать есть? Со вчерашнего дня не ел. Я ж тебя спас.

ВАНЬКА
(мнётся)
… Ко мне нельзя.

СЫРОК
Вот так делай добро… Лежал бы сейчас тут с кишками наружу.

ВАНЬКА
 Я принесу! Сюда! Ладно?

СЫРОК
Валяй, только быстро. 

Ванька разворачивается и убегает. Сырок, смачно сплюнув, смотрит по сторонам и приваливается спиной к стене дома. 
ИНТ. КВАРТИРА ТАТЬЯНЫ. КУХНЯ, ДЕНЬ
ВАНЬКА

Ванька в кухне шарит по шкафу. Находит один кусок хлеба и три варёных картофелины. Рассовывает по карманам еду и быстро уходит.

НАТ. УЛИЦА У ТЕАТРАЛЬНОЙ ТУМБЫ. ДЕНЬ
ВАНЬКА, СЫРОК, МАССОВКА

Ванька быстро ковыляет по улице. Свист. Ванька вертит головой по сторонам. Сырок выглядывает из подворотни, Ванька радостно идёт к Сырку.

СЫРОК
Принёс?

Ванька кивает.

СЫРОК
Пошли.

Сырок заходит в двухэтажный дом, Ванька за ним.

НАТ. КРЫША ДОМА. ДЕНЬ
ВАНЬКА, СЫРОК

На крыше открытое чердачное окно. Из окна вылезает Сырок, за ним выбирается, держась за раму, Ванька. Оба стоят на крыше. Ванька робеет, не отходит от чердачного окна. Сырок бодро проходит по крыше.

СЫРОК
Сдрейфил?

ВАНЬКА
Вот ещё!

Сырок делает колесо, Ванька замирает, смотрит восхищённо на Сырка. Сырок садится на крышу недалеко от карниза. Ванька осторожно приближается. Запинается, но стоит на ногах. Садится рядом с Сырком, вынимает еду, отдаёт Сырку.

СЫРОК
Не густо.

Сырок берёт еду, одну картофелину Ваньке. Ест, но не жадно, а степенно. Ванька смотрит по сторонам на крыши домов, несъеденная картофелина так и лежит в руке. 

ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ
МУСАТОВ, СЛОН

В кабинете двое: Мусатов сидит за своим столом. На столе стопка чистых листов бумаги, чернильница-непроливайка. Один лист Мусатов заполняет. Пишет каллиграфическим почерком «протокол допроса. 15 сентября 1944 г. 14 часов… ». Мусатов смотрит на часы на руке и пишет в протоколе «37 минут». Напротив сидит на стуле хмурый Слон, его руки в наручниках за спиной. Лицо Слона в ссадинах, нос распухший, ботинки без шнурков. Слон разглядывает свои ботинки. Мусатов смотрит на Слона.

МУСАТОВ
Фамилия?

СЛОН
(ухмыляется)
Чья ещё фамилия?

Мусатов берёт ручку, пишет в протоколе «Чернов Пётр Петрович, 1919 г.р.» Слон смотрит в протокол, криво усмехается.

СЛОН
Красиво вышиваешь.

Мусатов откладывает ручку.

МУСАТОВ
А я тебе и крестик вышить могу. Во весь рост.

Слон отворачивается от Мусатова, демонстративно смотрит в потолок. Мусатов выдвигает ящик стола, достаёт детскую рубашку в пятнах крови, которую он нашёл в блат-хате. Задвигает ящик, рубашку разворачивает.   

МУСАТОВ
Откуда это?

Слон поворачивается к Мусатову, смотрит на рубашку, потом на Мусатова.

СЛОН
Не узнаю.

МУСАТОВ
А ты глаза разуй. Внимательно смотри. Тебе маловата будет, да?

Слон отворачивается.

МУСАТОВ
Рожу поверни.

Слон нехотя поворачивается к Мусатову. Мусатов подносит рубашку к лицу Слона.

 МУСАТОВ
Ну?

Слон расплывается в гнусной ухмылке.

СЛОН
А что… Детишек я люблю. Глупые они, пальцем помани…

 МУСАТОВ
Чья рубашка?

Слон убирает ухмылку с лица.

СЛОН
Ты ж умный, да. Ты и поищи.

Мусатов убирает рубашку в стол, подходит к Слону вплотную, смотрит на него в упор. Слон держит взгляд. Мусатов бьёт кулаком Слона в челюсть. Голова Слона откидывается, Слон открывает глаза, поводит нижней челюстью, смотрит на Мусатова. 

СЛОН
Думаешь, зачирикаю? Устанешь, начальничек…

Слон начинает насвистывать, нагло глядя в глаза Мусатову. Мусатов бьёт Слона кулаком в нос.   

ИНТ. ОТДЕЛ МИЛИЦИИ, КОРИДОР У КАБИНЕТА ОПЕРАТИВНИКОВ.
ГРЕЧИШНИКОВ, ТРОШНЕВ

Длинный узкий коридор. Налево и направо двери кабинетов. Вдоль стен стоит пара скамеек. У одной из дверей на скамейке сидит Трошнев, вытянув ноги и закрыв глаза, руки скрещены на груди. По коридору в направлении кабинета оперативников идёт Гречишников. Гречишников подходит к Трошневу. Трошнев открывает глаза, смотрит на Гречишникова. Гречишников протягивает руку Трошневу для приветствия. Трошнев отвечает на рукопожатие, кивает головой на место на скамейке рядом, приглашая сесть. Из-за дверей слышны удары и сдавленные корики Слона. Гречишников берётся за ручку двери. Трошнев смотрит на Гречишникова, неодобрительно качает головой.

ТРОШНЕВ
Не советую. 

ГРЕЧИШНИКОВ
Так я вроде не спрашивал совета.
Слышно, как тело вместе со стулом падает на пол.  Гречишников распахивает дверь в кабинет.

ИНТ.ОТДЕЛЕНИЕ МИЛИЦИИ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ
МУСАТОВ, СЛОН, ГРЕЧИШНИКОВ, ТРОШНЕВ

На полу без сознания лежит Слон, Мусатов яростно избивает ногами Слона. Гречишников оттаскивает Мусатова, замечает лежащую на столе окровавленную детскую рубашку. За спиной Гречишникова появляется Трошнев.

ТРОШНЕВ
(  спокойно)
Убил.

НАТ. КРЫША. ВЕЧЕР.
ВАНЬКА, СЫРОК

Солнце садится. Ванька так и сидит с картофелиной в руке, смотрит на закат. Сырок смотрит на Ваньку, усмехается. Разжимает ладонь, там кусок хлеба.

СЫРОК
Смотри.

Сырок крошит хлеб, бросает на крышу неподалёку. Тут же слетаются голуби, клюют хлеб.

ВАНЬКА
Ух, ты!

Сырок протягивает ладонь с крошками на руке. Голуби садятся на руку. Ванька смотрит, улыбается. Сырок неожиданно накрывает голубей кепкой, быстро прижимает их к себе, резким движением сворачивает головы голубям. Ванька ахает.

ВАНЬКА
Ты чего?

СЫРОК
Жарить будем, пошли.

Сырок поднимается.

НАТ. УЛИЦА. ПУСТЫРЬ. ВЕЧЕР.
СЫРОК, ВАНЬКА

В сумерках виден костёр, Ванька и Сырок сидят у костра на деревянных ящиках. Ванька ёжится.

ВАНЬКА
Мамка, наверное, потеряла меня…
СЫРОК
Бить будет?

ВАНЬКА
Не. Она ни разу… и не орёт никогда.

СЫРОК
Добрая, значит…

ВАНЬКА
Добрая. А твоя мамка какая?

СЫРОК
Не твоё дело. Давай, домой вали.

Ванька встаёт.

ВАНЬКА
Ну, я пошёл…

Сырок сидит, не оглядываясь на Ваньку. Ванька уходит.

СЫРОК
Завтра приходи. Друга тебе покажу.

ВАНЬКА
Друга? Твоего друга? Ага! Я тогда сразу после школы!

Ванька убегает, приволакивая ногу. Сырок смотрит на огонь.

НАТ. ТАБОР. ВЕЧЕР
ГРЕЧИШНИКОВ, ЛОЛА, ЛЕКСА, МАССОВКА

Лола сидит у костра, обхватив колени, смотрит на огонь, тихонько напевает. Неподалёку бегают дети, задирают друг друга, визжат. К Лоле подходит ЛЕКСА (20, жених Лолы, высокий, физически крепкий) в тёмном пиджаке, чёрных брюках, хромовых сапогах. В руке держит упряжь.  Присаживается рядом с Лолой. Лола не поворачивает голову в его сторону.

ЛЕКСА
Скучаешь, красавица?

Лола поводит плечами.

ЛОЛА
Вот ещё!   

ЛЕКСА
Покатаемся?

Лола поднимается, расправляет юбку, поправляет волосы.  Выпрямив плечи, лёгкой и быстрой походкой Лола направляется к паре лошадей, стоящих неподалёку. Лекса обгоняет Лолу, подходит к лошадям, поочерёдно набрасывает упряжь на лошадей. Подводит одну к Лоле. Лола рукой подбирает юбку, поднимая подол (из-под юбки видны узкие брюки), ставит ногу в стремя и легко взбирается на лошадь. Лекса седлает вторую лошадь. Лола натягивает поводья, лошадь под ней встаёт на дыбы. Лекса подбегает к Лоле, пытается взять лошадь за поводья. 

ЛЕКСА
Лола! Осторожнее!    

Лола отбрасывает руку Лексы.

ЛОЛА
Не трожь!

Лола поворачивает голову и видит стоящего у шатра старухи-цыганки Гречишникова, смотрящего на неё во все глаза. Лола свистит и пришпоривает лошадь. Лекса видит Гречишникова, бьёт лошадь кнутом и гонит лошадь за Лолой. Гречишников входит в шатёр.   

4 акт

ИНТ. ШАТЁР СТРУХИ-ЦЫГАНКИ. ВЕЧЕР
ГРЕЧИШНИКОВ, СТАРУХА-ЦЫГАНКА

Гречишников, наклонившись, входит в шатёр. Старуха сидит на полу, перед ней раскинута для гадания колода потёртых карт, в зубах трубка. Старуха поднимает голову, показывает рукой на место рядом с собой. Гречишников садится. Старуха собирает карты, откладывает колоду. Рукой двигает к себе сундук, открывает его. В сундуке маленькие свёртки и мешочки, склянки. Старуха-цыганка вынимает из сундука склянку с тёмной жидкостью, протягивает Гречишникову.   

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Будешь пить по ложке на ночь.

ГРЕЧИШНИКОВ
Что это?

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Деньги принёс?

ГРЕЧИШНИКОВ
Нет. Но могу отработать.

Старуха-цыганка, прищурив глаза, смотрит на Гречишникова. Гречишников держит взгляд.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Какой от тебя толк?

ГРЕЧИШНИКОВ
Ну, мало ли…

Старуха-цыганка затягивается табаком, закрывает глаза. Гречишников смотрит на старуху-цыганку. Она открывает глаза и  машет рукой на выход, Гречишников встаёт, поворачивается к выходу.

СТАРУХА-ЦЫГАНКА
Должок за тобой теперь, значит, гожо мушр…

Гречишников оборачивается на старуху-цыганку, кивает и выходит.

ИНТ. КВАРТИРА ТАТЬЯНЫ.КОМНАТА ГРЕЧИШНИКОВА. НОЧЬ
ГРЕЧИШНИКОВ

Тёмная комната. Гречишников сидит в трусах и майке на кровати, в руках держит склянку от цыганки. Вертит в руках, открывает, осторожно нюхает, морщится, закрывает склянку. Смотрит на склянку, снова открывает и делает глоток.   

НАТ. УЛИЦА У ПРОХОДНОЙ ВОЕННОГО ЗАВОДА. РАНЕЕ УТРО.
ГРЕЧИШНИКОВ, ОХРАННИК, ОСИПОВ, МАССОВКА

На улице ещё темно, горстка хмурых заводчан идёт к воротам. Гречишников подходит к будке ОХРАННИКА, стучит в стекло, охранник поворачивает голову к Гречишникову, открывает окошечко, Гречишников достаёт из кармана корочки, показывает охраннику.

ГРЕЧИШНИКОВ
Мне нужен Осипов. Не проходил ещё?

Охранник смотрит на записи в журнале.

ОХРАННИК
Не, не было.

ГРЕЧИШНИКОВ
Дайте знать.

Охранник кивает. Гречишников отворачивается от будки, наблюдает за растущим потоком заводчан, вглядывается в лица рабочих. В основном это женщины непонятного возраста с серыми, усталыми лицами; зевающие подростки, съёжившиеся от утреннего холода, редкие пожилые мужики.

ГОЛОС ОХРАННИКА   
    Товарищ капитан!

Гречишников поворачивается на голос. Охранник жестом подзывает, Гречишников подходит. Навстречу Гречишникову идёт пожилой невысокого роста, седой мужчина - ОСИПОВ. Гречишников прикладывает руку к фуражке.

ГРЕЧИШНИКОВ
Капитан Гречишников, здравствуйте.

ОСИПОВ
В чём дело? Я на смену…

ГРЕЧИШНИКОВ
До смены ещё пятнадцать минут минут, успеем. Отойдём.

Гречишников и Осипов отходят в сторону от проходной.

ГРЕЧИШНИКОВ
Пётр Алексеевич, я по делу пропавших…

ОСИПОВ
(пожимая плечами)
А что теперь-то? Уж, почитай, год прошёл.

ГРЕЧИШНИКОВ
Но дело не закрыто. Двое из пропавших работали под вашим началом?

ОСИПОВ
Ну.

ГРЕЧИШНИКОВ
А что вы об этом думаете?

ОСИПОВ
Что я думаю, никого не интересует.

ГРЕЧИШНИКОВ
Меня интересует.

ОСИПОВ
(  усмехается)
И напрасно.

ГРЕЧИШНИКОВ
Почему?

ОСИПОВ
Потому что я так скажу - лучше бы вам закрыть это дело. Мало ли людей в войну пропадает… На то и война.
Извините, я на смену опоздаю. Я всё уже рассказывал вашим товарищам.   

Осипов уходит, Гречишников смотрит на уходящего Осипова.

ИНТ.ОТДЕЛЕНИЕ МИЛИЦИИ.КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. УТРО
ГРЕЧИШНИКОВ, МУСАТОВ

Гречишников входит в кабинет, Мусатов стоит перед открытым сейфом. 

ГРЕЧИШНИКОВ
Доброе утро.

МУСАТОВ
Уверен, что доброе?

Мусатов вынимает из сейфа папку с документами, закрывает сейф. Гречишников идёт к своему столу, наблюдая за Мусатовым, садится.

ГРЕЧИШНИКОВ
Ну, у Слона точно нет.

Мусатов не реагирует на провокацию, садится за свой стол, открывает папку.    

ГРЕЧИШНИКОВ
За что ты его? 

МУСАТОВ
А ты что, внутреннее расследование ведёшь?

ГРЕЧИШНИКОВ
Думаешь, он к пропаже детей причастен?

Мусатов вскидывает резкий взгляд на Гречишникова.

ГРЕЧИШНИКОВ
Рубашка…

МУСАТОВ
Наблюдательный.

ГРЕЧИШНИКОВ
Не жалуюсь.

Мусатов читает документы, всем своим видом показывая, что не собирается поддерживать разговор.

ГРЕЧИШНИКОВ
А почему Осипов этот… с завода хочет, чтобы дело закрыли?   

Мусатов резко оборачивается на Гречишникова.

МУСАТОВ
Какого хрена?! Тебе пулю  из башки вытащить забыли? Я здесь командую, ты понял?      

Гречишников встаёт и подходит к столу Мусатова.

ГРЕЧИШНИКОВ
(спокойно, но с нажимом)
А я контуженный, понял? Ты же ничего не нашёл, да? До сих пор ничего нет, да?

Мусатов молчит.

ГРЕЧИШНИКОВ
И людей у вас не хватает. А я тебе помочь могу. Ищейка из меня хорошая выйдет. Ну?

МУСАТОВ
Здесь тебе не фронт, понял?

ГРЕЧИШНИКОВ
Понял, не дурак. Не пойму только, чего ты кобенишься. Думаешь, я на славу твою нацелился, так это мне по хрену…

Мусатов протягивает папку с документами Гречишникову.

МУСАТОВ
Ну, почитай. Посмотрим, какой ты умный.

Гречишников берёт папку, идёт к столу, садится, открывает дело, погружается в чтение. Мусатов выходит из кабинета.       

НАТ. УЛИЦА У ТЕАТРАЛЬНОЙ ТУМБЫ. ДЕНЬ.
ВАНЬКА, МАССОВКА 

То же место на улице, где Ванька и Сырок встретились в первый раз. По тротуару идут прохожие, по дороге проезжают автомобили. Ванька торопливо приближается, останавливается, смотрит по сторонам, ищет глазами Сырка. Сырка не видно.

НАТ. УЛИЦА У БАРАКОВ. ДЕНЬ
ГРЕЧИШНИКОВ, МАЛЬЧИК, БАБА ПАША.

Одноэтажные серые некрашенные деревянные бараки, стоящие параллельно друг к другу, названия улицы нет, только белые неряшливые номера домов (№3, №4), намалёванные крупной кистью. Между двумя бараками дворик, заросший пожелтевшей травой.  Дверь в барак рапахнута. Рядом с дверью самодельная лавочка: на двух пнях лежит широкая необструганная доска. У барака МАЛЬЧИК (6, худенький, белоголовый) гоняет палкой ржавую консервную банку. К бараку №3 подходит Гречишников, мальчик видит Гречишникова, останавливается, смотрит с интересом. 

ГРЕЧИШНИКОВ
( кивает на барак)
Здешний?

МАЛЬЧИК
Да.

ГРЕЧИШНИКОВ
Просвиркиных знаешь?

МАЛЬЧИК
А вы кто им будете, дяденька? Вы с войны пришли?

ГРЕЧИШНИКОВ
Из милиции. В какой квартире живут?

МАЛЬЧИК
Там только баба Паша сейчас, позвать?

Мальчик, не дожидаясь ответа, поворачивается к окнам барака и громко кричит.

МАЛЬЧИК
Баба Пашааа! К вам из милиции!

В нескольких окнах появляются лица. В одном из окон испуганное лицо БАБЫ ПАШИ (65) в тёмном платке. Мальчик машет ей рукой, чтобы выходила на улицу. Гречишников смотрит на окно с лицом бабы Паши и прикладывает ладонь к фуражке. Лицо Бабы Паши исчезает. Мальчик возвращается к своему занятию. Гречишников ковыряет носком сапога траву. Из подъезда выходит Баба Паша (в тёмной длинной широкой коричневой юбке, вылинялом синем жакете), Гречишников идёт навстречу.

ГРЕЧИШНИКОВ
Здравствуйте, капитан Гречишников. Я по поводу Бори Просвиркина…

Баба Паша ахает в изумлении закрывает ладошкой рот.

БАБА ПАША
Нашёлся!

ГРЕЧИШНИКОВ
Нет… Но ищем.

Баба Паша сникает, и без сил опускается на скамейку. Гречишников садится рядом. 

ГРЕЧИШНИКОВ
Простите, что я…

БАБА ПАША
Сон седне такой… Поле пшеничное, солнце… тёпло так… Встала, вот, думаю, хорошее будет…
(пауза)
Пошто пришёл-то?

ГРЕЧИШНИКОВ
Заводских ребят трое пропало. Все в цехе отработали не больше трёх месяцев…
(пауза)
Думаю вот, тяжело так у станка  по двенадцать часов.

БАБА ПАША
Ой, лишенько… Придёт, бывало со смены, валится с ног, поесть сил нет. Жалко, сердце рветься… Какой с него работник?

Баба Паша всхлипывает, концом платка промокает слёзы.
ГРЕЧИШНИКОВ
Как с больших спрашивали?

Баба Паша поворачивает лицо к Гречишникову.

БАБА ПАША
(тихо, но зло)
Вона, Пашку-то Акимова на пять лет небось на Колыму! А за шо? Мать неделю дома не була, в хоспитале с ранеными, а яго и разбудить некому… А яму - пять лет лагерей! А яму ишшо и пятнадцати не было! Так из дому и увели…

Баба Паша и Гречишников молчат.

ГРЕЧИШНИКОВ
Скажите… А с цыганами Борю не видели?

Баба Паша вопросительно смотрит на Гречишникова.

ГРЕЧИШНИКОВ
Ну, может, интерес какой, мальчишки любят такое… Вы же слышали, что в городе говорят? 

БАБА ПАША
Некогда мне, паря, разговоры-то чужие слухать.
(пауза)

А только к табору все они бегают… Есть на что зенки пялить. Ладно, не взыщи уж, пойду я. 

Баба Паша встаёт со скамейки, прихрамывая, уходит. Гречишников сидит, задумчиво смотрит на мальчика, гоняющего консервную банку.

НАТ.УЛИЦА У ТЕАТРАЛЬНОЙ ТУМБЫ.ДЕНЬ.
ВАНЬКА, МАССОВКА

Ванька стоит, опёршись спиной о стену дома. Сырка нет. Ванька переходит дорогу, встаёт у дома напротив, смотрит по сторонам.

НАТ. НЕПОДАЛЁКУ ОТ ТАБОРА. ДЕНЬ
ГРЕЧИШНИКОВ
Гречишников идёт по тропинке через редкий лесок к табору. Не доходя до табора метров двести, останавливается на краю леска, выбирает место, с которого хорошо просматривается дорога в табор, но его самого незаметно, и садится в траву лицом к табору.   

НАТ. УЛИЦА У ТЕАТРАЛЬНОЙ ТУМБЫ. ВЕЧЕР.
ВАНЬКА

Солнце садится. Ванька стоит у того же дома, переминается с ноги на ногу.  Наблюдает за воробьями. Воробьи улетают, Ванька  поднимает голову, смотрит в небо. Начинается дождь. Ванька тяжело вздыхает и ковыляет прочь.

НАТ. НЕПОДАЛЁКУ ОТ ТАБОРА. ВЕЧЕР
ГРЕЧИШНИКОВ, ЦЫГАН1, ЦЫГАН2

Накрапывает дождь, сумерки. Слышно, как капли стучат по листьям деревьев. Гречишников сидит без движения, не сводя глаз с табора. Слышно ржание лошади. Гречишников встаёт, всматривается вдаль. Из табора выходят двое мужчин (ЦЫГАН1 и ЦЫГАН2), за плечами одного из них полупустой мешок.  Гречишников отходит дальше, чтобы оставаться незамеченным. Мужчины проходят мимо, тихо переговариваясь. Гречишников идёт следом, не приближаясь, но и не выпуская их из вида.  Цыгане, не выходя из леса, сворачивают с тропинки влево.

КВАРТИРА ТАТЬЯНЫ. КУХНЯ. ВЕЧЕР
ВАНЬКА.

В кухне темно, за окном, моросит дождь. Слышно, как капли бьют по оконному стеклу. На подоконнике сидит, обхватив колени, Ванька. Ванька беззвучно плачет.

НАТ. ГОРОДСКОЕ КЛАДБИЩЕ. ВЕЧЕР.
ГРЕЧИШНИКОВ, ЦЫГАН1, ЦЫГАН2, НЕИЗВЕСТНЫЙ

Стемнело. Лес заканчивается, видна граница городского кладбища: могилы с крестами и памятниками, одиночные деревья. Гречишников останавливается, чтобы оценить обстановку. Цыгане направляются прямиком на кладбище. Идут мимо могил, осматриваясь. Останавливаются. Гречишникову плохо видно, что происходит, он осторожно приближается. Теперь видно по силуэтам цыган, что один из них достал лопату и начал копать. Второй наклонился. Гречишников делает шаг вперёд… Чья-то сильная рука захватом перекрывает шею Гречишникова, в его левый бок упирается нож.      

КОНЕЦ СЕРИИ


Рецензии