Про ворон
Об их уме, наблюдательности, шалостях и юморе. Когда работал на тепловозах, то порой по нескольку часов считал ворон в ожидании работы. Серпухов станция большая была в 80-е годы, работало одновременно четыре маневровых машины и одна вывозная и бывали случаи невыхода одного из составителей поездов. Тогда сам Бог велел полсмены ворон считать. Но всё началось с детских наблюдений. Дом, в котором мы жили, стоял недалеко от сельского храма. Когда-то, ещё до моего рождения храм был обнесён оградой и с трёх сторон был окружен вековыми деревьями. С южной стороны был ряд берёз, с севера ряд елей, а с востока ряд тополей. Тополя периодически обрезали, чтоб они не ломались под собственным весом и случайно никого не покалечили, а ели и берёзы никто не трогал, Поэтому, по весне на берёзах всегда селилась колония грачей. На чердаке храма жили голуби и галки, а семья ворон поселилась на одной из ёлок, но выбрала ель такую, чтоб с неё можно было видеть всю колонию грачей и наблюдать за их поведением. Забор вокруг церкви разобрали вскоре после того, как в церкви разместили военнопленных немцев. Потом была амнистия, и квартиранты уехали, а храм переоборудовали под зернохранилище местного колхоза. После этого колония грачей только выросла. А вот вороны так и жили одной парой, каждое лето для выведения потомства использовали одно и то же гнездо. Только почистят, наведут косметику и снова на своём наблюдательном пункте. Если грачи поутру будили своими криками все окрестности, то вороны вели себя тихо и скромно. С рассветом на берёзах поднимался гвалт, и когда он доходил до определённого уровня громкости – вся стая срывалась и летела куда-то за пропитанием. Было похоже на утреннюю планерку в бригаде дворников и сантехников местного ЖЭКа. Поорали, распределили наряды и помчались по местам работы.
Вороны молча за всем наблюдали и никуда не летели. У них были свои точки, где можно без проблем разжиться едой. Почти все местные жители в хозяйствах держали собак и перед уходом на работу кормили их. А, вернее, выставляли возле собачьей будки миску с едой. Собаки тоже умные. Знают, что до вечера никто им больше жратву не принесёт, утреннюю пайку всю сразу не съедали, часть оставляли на обед, так вот, вороны прилетали сразу вдвоём. Одна отвлекала собаку, а вторая в это время успевала наглотаться из собачьей миски. Другое, когда вороны сделали кладку и сидели на яйцах. Тут вдвоём было никак нельзя, так прилетала одна, причём выбирала самую трусливую шавку, и лихо на неё молча пикировала, загоняла в будку, а сама успевала ухватить немного еды из миски. При этом вставала в угрожающую позу и громко каркала. Потом летела в гнездо и подменяла супруга, который во время отсутствия благоверной сидел на кладке. Почему самка летела за едой первая? А я их различал, самец был крупнее, и у него в хвосте отсутствовало несколько перьев. Однажды бабуля выкинула во двор ягоды из вишневой настойки. Конечно же, этим воспользовались утки и смели всё моментально, но не всё, ворона, вернее, ворон, успел тоже поживиться. Только утки все разметались по двору в живописных позах, а ворон весело полетел на гнездо, прихватив для супруги несколько ягод в клюве. На ёлке состоялся скандал! Самка выгнала мужика с гнезда и не давала ему несколько дней даже приближаться к месту жительства. Так и ночевал бедолага на соседней ели. Конечно же, после, мужа простила. Да там случай помог. Один из птенцов выпорхнул из гнезда, а на неокрепших крыльях с земли взлететь не мог и папаша его несколько дней опекал на земле. Никого к нему не подпускал, набрасывался на прохожих, атаковал всех, кто смел приблизиться, а мать в это время приносила еду и кормила детёныша пока тот не научился самостоятельно летать.
Потом, через пару лет такой семейной жизни пару эту выжили с такого удобного места жительства. Кто-то из соседей прикупил несколько десятков инкубаторских цыплят. А когда они начали пропадать, то первая мысль – вороны утащили. Может те вороны и не виноваты совсем, но мужик взял ружьё и снёс всё гнездо с ёлки, выстрелив в него дробью сразу из двух стволов. Кстати, после этого, грачи тоже покинули свои гнёзда и больше на берёзах уже не селились.
В 1977 году я вселился в общежитие 6-го троллейбусного парка г. Москвы. То, что на улице Бажова. А через неделю мой сосед женился и привёз свою молодую жену в столицу. Со всем приданным, куда входили постельные принадлежности, тарелки, ложки, кастрюли, но я всего перечислять не буду, дабы не растекаться мысью по древу, скажу одно. В приданное, так же, входила пятилитровая банка из под болгарского овощного ассорти. А в той банке проживал ХОМА БРУТ. Серый мордастый хомяк. Ох, и влетел же он мне в копеечку!
То, что у соседей дело молодое, так это я переносил нормально. Посижу во дворе часов до одиннадцати вечера, с мужиками в домино порублюсь, да и домой, а там уже спят мои соседи, натрахались за вечер. Только вот не заметили, как банку опрокинули в порыве страсти и Хома выбрался на свет божий. Первым делом он облюбовал мой чемодан под кроватью, прогрыз в нём дыру, изгрыз в крошку моё зимнее пальто, которое лежало в чемодане, а ещё перетаскал у соседа все газеты с кроссвордами в мой чемодан, предварительно превратив их в клочья. Соседи обнаружили пропажу на четвёртый день, видимо нашли его, но водворили новосёла из моего чемодана обратно в его стеклянное жилище. Мне, естественно, ничего не сказали. А я такое гадство терпеть был не намерен. Когда увидел последствия пребывания гостя в моём чемодане, то сделал просто: вытащил зверя из банки и отправил его погулять по карнизу (жили мы на третьем этаже). Ворона прилетела на тополь возле окна. Долго ругалась, что Хома гуляет на такой высоте без родителей и он поступает нехорошо, даже опрометчиво. А потом выбрала удобный момент и попыталась аккуратно опустить его на землю, но он не стал дожидаться когда она это сделает. Прыгнул с карниза сам. Тогда ворона подхватила его на лету и помчалась с ним на тополь. Долго она его реанимировала. Искусственное дыхание не помогло, так она ему трепанацию черепа произвела и грудную клетку вскрыла. Вскрытие показало, что скончался он от разрыва сердца. Соседи недолго горевали. Вынесли банку на помойку и больше не заводили такой живности, которая в ущерб окружающим.
А уже в 80-х, когда я начал работать машинистом тепловоза, как я уже упоминал, что время было понаблюдать за птичками, обратил внимание снова на ворон. Их легче всего считать, когда наметился перерыв в работе. Что заметил. Взлетают они в любую погоду только против ветра. Очень любят первый снег, ещё сырой и лихо скатываются с откосов на брюхе и даже на спине. Моют перья от летней грязи и пыли. И весной по мокрому снегу катаются тоже, особенно, если на старый, уже подтаявший снег, выпадет свежий. Стараются поселиться вблизи от железнодорожных путей. Там всегда есть чем поживиться, потому, что приближаясь к Москве, нерадивые проводники выкидывают мусор из вагонов на ходу поезда. Да и многие пассажиры тоже этим грешат. А вороны не любят далеко лететь за едой, стараются поселиться там, где есть чем поживиться.
Серпухов, привокзальная площадь, ранняя весна, утро. Тополь около женского туалета ещё без листьев. Моросит дождь, но не очень сильный. Все с зонтами, но их не открывают. Не настолько сильный дождь, чтоб под зонтом укрыться. Подходит электричка из Москвы. В туалет образовалась приличная очередь. На тополе ворона. Смотрю, передвигается по ветке и голову вывернула, как будто прицеливается к чему-то. Так и есть! Облюбовала даму в ярком пальто и ей на плечо сверху – дрись!!! Да так, что сразу и спереди и сзади потекло.
Собака возле здания дежурного по станции лежит и грызёт здоровенную кость. Две вороны прилетели. Одна пытается собаку отвлечь, а другая ухватилась за кость, но не может её поднять, силёнок не хватает. Поменялись местами – то же самое. Тогда обе враз пикируют на собаку, целятся в глаза, та с визгом отбегает и крутится неподалёку. Вороны по очереди засовывают клювы в разбитую часть кости, достают костный мозг, что не смогла достать собака.
У собаки, которую прикормили путейцы, пять щенков. Шустрые такие плюшки, толстоногие, неуклюжие, но уже подвижные. Ворона прилетела с косточкой. Положила на видном месте, вроде бы, как угощает. Только щенки в её сторону помчались, она хватает косточку и на несколько метров переносит поближе к рельсам. И так несколько раз, пока вообще не положила ту косточку внутри колеи. Один из щенков перевалился через рельс и поковылял к ней. Я составителю: вон, стерва, свежатинки захотела! Сейчас поезд пойдёт, щенок замечется и под колёса, а вороне на еду свежатина. Валерка пошёл, забрал щенка и к будке унёс.
Много ещё разных случаев было. Вот только когда начал писать, все мысли разбежались, если что вспомню – допишу.
31 мая 2016. завтра уже лето…
Свидетельство о публикации №216053100660