Удерживающий зло

Архиепископ Аверкий (Таушев).


Самодержавный Государь – Удерживающий зло.

Когда придет антихрист?

День и час его прихода неизвестен точно так же, как неизвестен день и час Второго Пришествия Христова. Но Священное Писание указывает нам признаки, имеющие предварить его приход. Приход антихриста будет постепенно подготовлен в течение очень долгого времени. Это от того, что антихрист явится из моря, или из бездны грехов человеческих – в нем как бы сконцентрируется все то зло, которое накопится веками в человеческом роде и достигнет максимальной силы своего напряжения. Это постепенное подготовление святой апостол Павел называет "тайной беззакония", уже действующей, и "отступлением" (с греческого: апостасия) (2 Сол. 2, 7 и 3). Под этим отступлением, как это видно из последних речей Господа (Мф. 24 и др.) и из посланий апостольских (2 Петр. 3; Иуд. 18-19 и др.), надо понимать отступление от истинной веры в Бога, оскудение любви, умножение пороков, упадок нравственности, которые, усиливаясь все более и более, ко времени Второго Пришествия Христова и кончины мира доведут человечество до крайней степени безбожия и нечестия. В частности подготовителями прихода антихриста явятся его предшественники – люди особенно нечестивые и богоборчески настроенные. Это именно те "антихристы" в широком смысле слова, о которых говорит в своем соборном послании святой Иоанн Богослов (1 Ин. 2, 18).

Важным признаком близости прихода антихриста будет, по словам святого апостола Павла, взятие от среды "Удерживающего" и "Держащего" (2 Сол. 2, 6-7). Святые Отцы под "Удерживающим" понимали Римскую Империю, а под "Держащим" – Римских Императоров; в широком смысле слова под этим выражением понимались законный государственный правопорядок на земле и представители его – законные Государи как обуздывающие на земле проявления зла. Великие Отцы и угодники Божии нашей Российской Церкви понимали под этим Российское Государство и Российских Государей как законных правопреемников Римской, а потом Византийской Империи ("Москва – Трети Рим"). Если принять во внимание, что Россия после падения Византии осталась на земле единственным могущественным государством, которое было подлинным оплотом единой истинной Православной веры на земле, а Российские Государи – покровителями и защитниками Православной Церкви во всем мире, то такое толкование представляется вполне разумным и естественным.

Так именно думал и великий праведник, молитвенник и чудотворец нашего времени приснопамятный протоиерей отец Иоанн Кронштадтский. Вот как ясно говорит он об антихристе и о том, кого надо подразумевать под "Удерживающим":

"Чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее. И величайший злодей мира, который явится в последнее время – антихрист не может появиться среди нас, по причине Самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать Самодержавная власть. "Тайна бо уже деется беззакония", но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас Державный: дондеже держай ныне от среды будет, и тогда явится беззаконник, которого Господь убиет убиет духом уст Своих (2 Сол. 2, 7-8). ("Новые слова, произнесенные в 1902 году, изд. 1903, стр. 47). А в другой проповеди, произнесенной в том же году, отец Иоанн решительно говорит: "Когда возьмется от земли Удерживающий (Самодержец), тогда придет антихрист".

Что еще можно к этому прибавить?

"Имеющий уши слышати да слышит!" (Мф. 11, 15)



Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том. I. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, Нью-Йорк. 1975 г. – Из проповеди "Придет ли антихрист и когда". С. 68-70.


Рецензии