О пушистых друзьях

В нашем обществе существует два "лагеря" по вопросу отношения к домашним животным. Одни - ярые противники, вооруженные теориями и исследованиями, у других питомцы есть. Все мы относимся к мохнатым обитателям квартиры по-разному, я могу с уверенностью сказать это, даже глядя на свою семью. Но пропасть между теми, у кого дома живет маленький друг, и теми, кто против самой идеи заведения зверушки, поистине необъятна.

Я очень люблю животных, это чувство присутствовало во мне всегда, хотя обстоятельства позволили ему раскрыться только пять лет назад. Друзья считают меня кошатницей, но это не совсем правда. При всей любви к самому популярному в народных массах семейству млекопитающих мне и собаки нравятся, а еще обожаю попугаев. В каждой поездке мы стараемся посещать зоопарк, если таковой имеется в зоне отдыха, это моя личная традиция с детства. Правда, если говорить о Петербургском зоопарке, то это практически одна сплошная печаль. Но не будем о грустном. Когда-нибудь и у нас каждое животное будет поддерживаться частным лицом, как это принято в той же Москве. По крайней мере, мне хочется в это верить.

Люди, любящие животных, в том числе, и держащие их в своих домах, обычно не представляют никакой угрозы для окружающих. Бывают, конечно, крайние случаи, когда отдельные индивидуумы превращают свои квартиры в огромные псарни, держат более десяти взрослых особей в замкнутых условиях, но о них не хотелось бы говорить. Гораздо интереснее попробовать разобраться с основными претензиями противников домашних животных.

Чаще всего, когда речь заходит о моей питомице, я слышу слова: "Лучше бы ребенка завела". Если в них вдуматься, становится жутко. Произнося такую фразу, говорящий уравнивает ребенка со щенком или котенком, если не хуже. Завести можно машину, а ребенка, мне всегда казалось, зачинают, ждут, рожают и потом растят, вкладывая в него душу и все самое лучшее, что есть в родителях.
Еще одно популярное расхожее мнение - наличие тех или иных психических отклонений у любителей домашних животных. Это могут быть фобии касательно общения с людьми, половые проблемы или любой другой "сдвиг по фазе". Подобные заявления граничат с оскорблением, но нет никакого смысла вступать в полемику. Ведь очень сложно объяснить таким людям, что дело может быть просто в любви к жизни и природе в целом, а к зверушкам в частности.

Лично мне с детства хотелось иметь пушистого друга. Вначале я мечтала о щенке, потом о котенке, но по многим причинам не сложилось. Все непривычные к животным люди опасаются изодранных обоев, обкусанной мебели, характерного запаха и неистребимой шерсти. Но даже в этом случае кошка видится наименьшим из зол, потому что с ней не надо гулять, и вообще, как известно, она сама по себе. Ведь если думать не только о своем удобстве, но еще о живом существе, за которое берешь ответственность, важно помнить, что оно именно живое. А значит, ему понадобится уход, забота и элементарное внимание. Если вы бываете дома только рано утром и поздно вечером, то животное, особенно столь общительное и жизнерадостное, как собака, обречено на страдание. Не говоря уже о том, что собаке нужно большее жизненное пространство, желательно - свежий воздух, а то притупляются основные органы чувств, еще лучше - возможность побегать в траве или снегу, и не часик.

В моей жизни присутствовала одна прекрасная, добрая и мудрая собака. Звали ее Радой, это была лайка в доме моей крестной. Раду регулярно брали на охоту, поэтому городскую жизнь она переносила вполне терпимо. Она с удовольствием общалась с детьми и взрослыми, хотя и не навязывалась.

Помню, как-то раз Раду привезли к нам на дачу. Моему счастью не было предела. Я была карапузом дошкольного возраста, весьма упитанным на бабушкиных блинчиках. В Раде меня тогда особенно привлекали два момента - возможность покататься, как на лошадке, и странный закрученный колечком хвостик, который у любой нормальной собаки должен висеть вниз. Должен - а все равно закручивается обратно, как ни распрямляй, даже если изо всех сил тянуть вниз, чем я и занималась, сопя и пыхтя, часы напролет.

Взрослые наблюдали за этой забавой, всерьез опасаясь, что Рада в конце концов меня цапнет. Но собака мужественно терпела, не убегала, не подавала голос и даже помогала мне ее оседлать. Когда родители решили вмешаться и отогнать меня от несчастного, совершенно замученного животного, их остановил удивительно человеческий, мудрый взгляд собаки, как будто говоривший: "Ну что вы, это же ребенок. Пусть играет". Гавкнула Рада на меня только когда я наступила ей на лапу. И то не убежала, а просто отошла в сторону, позволив мне дальше себя гладить ее и раскручивать непослушный хвостик в "правильную" сторону.

Воспоминания об этой замечательной лайке не покидают меня до сих пор. Но вернусь к кошкам и, в частности, к моей. Кошачьими я восхищалась с детства, с удовольствием смотрела зоологические фильмы и читала энциклопедии, выбирая те разделы, что касались красивых Кошек, а также любовалась ими в зоопарках. Царь зверей Лев, его азиатский родственник Тигр, стремительный Гепард, невероятная Пума, обманчиво вальяжный Леопард, его грациозная "сестра" Пантера, а также таинственные Барс, Ягуар, Рысь и зверь с почти эльфийским именем Оцелот... Всех не перечислишь. Каждый из этих зверей прекрасен по-своему, каждый несет в себе особую "изюминку", сочетая опасность, стремительность, царственность и достоинство.

В древности Кошкам поклонялись, в Средние Века - сжигали вместе с рыжеволосыми женщинами на кострах. Что ж, и по сей день они не лишились своей мистической роли. Особенно любят кошачью тему психологи, утверждая, что по отношению мужчины или женщины к кошке можно судить о предпочтениях в жизни, сексе, работе и далее, далее, далее. Оставлю авторитетные мнения и оригинальные теории экспертам, с уверенностью в наши дни можно говорить лишь о том, что касается тебя самого.

Итак, моя рыжая кошка Минуша уже пять лет обитает в моей квартире и не перестает удивлять свою хозяйку, в первую очередь, какой-то "некошачьей" преданностью, отходчивостью и терпеливостью.

Никогда не забуду, как принесла ее в дом. Она была крошечной, напуганной, несколько дней сидела там, где посадили - на моем диване, не смея сделать и шага самостоятельно. Кормила я ее тоже в комнате, до лоточка носила сама, справедливо волновалась, что маленькое существо заблудится. В конце концов, она успокоилась и стала осторожно обследовать трехкомнатную территорию. Еще через день рыжий комочек обрел шарообразную форму и кубарем помчался по квартире, смещаясь с траектории на поворотах. Вдоволь набегавшись, шарик улегся перед нами и, после минутного размышления, неожиданно превратился в колбаску, показал нам животик и даже разрешил потрогать. Так мы поняли, что новый жилец почувствовал себя дома.

Первый год нашей совместной жизни был непростым. У Минуши резались зубки и росли коготки, а мы, начинающие "котоводы", не смогли приучить ее к когтеточке. Впрочем, сразу обозначились и безусловные плюсы. Малышка оказалась совершенно не привередливой в еде и не мешала спать ночами, особенно если разрешить ей улечься рядом с человеком.

Минуша сразу прониклась к своим хозяевам и взяла на себя функцию ночного телохранителя. Это было забавное и трогательное зрелище. Иду я в душ или на кухню в поисках ночного бутерброда, и тут же из соседней комнаты вываливается Рыжик. Лапки заплетаются, глазки слипшиеся, отчаянно зевает, но неизменно плетется следом, ждет под дверью и провожает до спальни. Убедившись, что теперь я точно не потеряюсь в ночной тьме, кошка с чувством выполненного долга отправлялась спать - до следующего выхода в караул.

Конечно, она стала своеобразным членом семьи. Когда все собираются в гостиной, через пару минут там материализуется и Минуша. Она не лезет, не требует внимания, но неизменно находится рядом, внимательно слушает разговоры и вторит голосам тихим урчанием. Когда обитатели квартиры распределяются по разным комнатам, кошка периодически делает обход, проверяет, все ли на местах, на каждого внимательно смотрит, как будто сканируя, и отправляется по одной ей ведомым делам.

Минуша реагирует на любые изменения в микроклимате нашего дома. Едва услышит в разговоре повышенные тона - моментально перестает дремать, подбирается ближе и аккуратно заглядывает в глаза говорящим, пытаясь понять, не ссорятся ли. Оценив положение, как серьезное, она спрыгивает на пол, падает на бочок и перекатывается, демонстрируя свой пушистый животик. Так моя кошка переключает внимание спорщиков на себя, заставляя улыбнуться или засмеяться, и по достижении результата довольно укладывается на место.

Преданность животного имеет цену. Когда хозяева далеко, кошка скучает и тоскует. Уже в первый год Минуша поняла, что открытый чемодан предвещает отсутствие кого-то из семьи, и потому всячески мешала его собирать. То внутри разляжется и когтями вцепится, то спрячется в вещах, когда чемодан уже наполовину собран, то просто сидит и смотрит такими грустными глазами, что становится невыносимо. Зато настоящий праздник наступает, когда мы возвращаемся... или болеем. Хозяйский больничный - кошачье счастье, ведь можно целый день спать вместе, топтать безжизненное человеческое тело пушистыми лапками, урчать и изо всех сил стараться вылечить. Если я болею с высокой температурой, Минуша не отходит ни на минуту, даже не просит еды, пока кто-то другой из семьи не вернется с работы, и она не сдаст меня с рук на руки.

Конечно, она не святая и вредничает, как всем кошкам положено. Потребовалось четыре года, чтобы Минуша научилась играть без когтей, и даже несмотря на достигнутый успех она до сих пор может цапнуть гостей, если те покажутся ей навязчивыми. Но в целом это очень добрая и ласковая кошка - если сочтет нужным, или если человек попал в элитный список избранных. Я в него точно вхожу, и это главное.

Все владельцы животных по-своему любят их, но, к сожалению, настоящая чуткость и внимательность к маленькому другу - явление редкое. Не многие помнят, что та же кошка может заболеть и не выходя из квартиры во внешний мир. Она может получить инфекцию, которую принесли наши сапоги, может съесть землю из цветочного горшка, поиграть с какой-нибудь выкатившейся из-за дивана пыльной, ржавой, давно забытой вещицей, съесть что-нибудь не то. Как бы банально ни звучало, животное - не игрушка, которую нужно дополнительно кормить. Жизнь наших питомцев полностью зависит от нас, это жизнь, совсем на нашу не похожая, жизнь молчаливая и во многом абсолютно беззащитная, беспомощная. Этой "пушистой жизни" нужно наше искреннее тепло, наша любовь, ее нужно гладить, тратить хотя бы двадцать минут в день на ласку и слова, и тогда есть шанс вовремя заметить перемены.

Моя кошка болела несколько раз, и каждый раз ее недомогания замечала я одна, везла ее к врачу и принимала меры. А мои домашние потом удивлялись, что кошка действительно заболела, а не у меня паранойя на почве заботы о своей "толстушке". Нет, дело не в паранойе. Просто Минушка для меня - близкий, дорогой и очень любимый мохнатый четвероногий друг, не деталь интерьера и не развлечение. А за друзей всегда переживаешь, и хочется, чтобы они были жизнерадостны и здоровы.

В завершение хочу сказать, что моя кошка меня многому научила. Мы "познакомились", когда мне было девятнадцать лет, я никогда прежде не жила с животными в доме и вообще пребывала в пике юношеского максимализма. Поначалу даже к маленькому рыжему комочку я была довольно сурова, практиковала жесткую дисциплину и очень строгое воспитание с серьезными карательными мерами. Моя система имела успех, но в какой-то момент я с удивлением заметила, что Минуша меня боится. Анализируя ситуацию и причинно-следственные связи, я пришла к простому, на первый взгляд, жизненному откровению: лаской, терпением и заботой можно добиться большего, чем жесткими правилами, палочной дисциплиной и кнутом. Мысль, мягко говоря, не новая, но, видимо, пока ее не пропустишь через себя, она остается общими словами.

Есть люди, которые животных любят больше, чем людей, потому что зверушки нас не предают, не говорят плохого и любят безотносительно. Доля истины в этом есть, но у меня, слава богу, такого перекоса не произошло. Напротив, я открыла для себя обратное. Безотносительная любовь, на которую способно животное - именно то, к чему мы должны стремиться в человеческих отношениях. Неужели мы, наделенные разумом, способностью анализировать и выбирать, сравнивать и делать выводы, не можем вот так, по-настоящему любить? Доверять близким, даже если они нас обижали, прощать их и продолжать ценить, несмотря ни на что? Конечно, можем, просто это обычно долгий, многолетний путь проб и ошибок, который длится всю жизнь. До "встречи" со своей кошкой я, как ни странно, в подобное совершенно не верила, а теперь не возникает ни тени сомнения.

Домашнее животное - это огромная, колоссальная ответственность, в которой вы обязательно столкнетесь со сложностями. Пострадает ремонт, потребуется более тщательное внимание к гигиене и продуктам питания, придется чаще заниматься уборкой. Но при этом в доме однозначно становится больше доброты, тепла, уюта, заботы друг к другу. Полностью исчезает одиночество и ощущение временности, его вытесняет смех, лица все чаще посещают искренние улыбки. Лично на мой взгляд, плюсы перекрывают минусы. Подобная связь с живым существом учит многому, даже раскрывает в нас те черты характера, о которых мы могли и вовсе не догадываться.

Я люблю животных и радуюсь, что не одинока в этом. Хорошо, что общество в наши дни привыкает думать не только о собственной семье, но и о жизни вокруг. Состоятельные люди занимаются защитой окружающей среды, спонсируют животных в зоопарках, поддерживают питомники - помимо гуманитарной помощи обездоленным людям, финансирования исследований раковых заболеваний, усыновления детей. Так и должно быть, ведь любовь - явление всеобъемлющее, ее должно хватать и на детей, и на животных, на природу, на произведения искусства, на культуру, на целый мир - все зависит от широты наших собственных душ.

2013 год.


Рецензии