А слона-то мы и не заметили

Выходим с дочерью  из подъезда и видим такую картину: двое мальчишек играют в «войнушку». «Все я тебя убил, дыщ-дыщ», – кричит один, наставляя на другого, пластмассовый автомат. Второй падает и притворяется мертвым. Подобные игры я наблюдала много раз в своей жизни, и они меня, мягко говоря, напрягали. Почему?  Я вижу в них первые ростки откровенного насилия, но еще в такой бессознательной форме. Меня пугает их перспектива. Что будет дальше с этими мальчиками, во что они станут играть, будучи взрослыми? Нужна ли такая игра детям? Мое мнение – не нужна, и я против любых игр с применением оружия.

Сейчас в СМИ проходят яркие обсуждения инициативы Общественной палаты РФ  о запрете игрушек – копий настоящего оружия.  Общественники предложили председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко изменить законодательство, регламентирующее производство и продажу детских игрушек. Они не должны быть реалистичными «копиями единиц огнестрельного и иного оружия». К слову, психологи считают, что чем менее реалистичной будет игрушка-пистолет, тем лучше. Якобы такая игрушка будет оказывать менее негативное воздействие.

Но авторы инициативы руководствовались другими причинами. Собственно, про детей и влияние игрушечного оружия на их психику, воспитание они и не вспоминали. Зато общественники учли негативный опыт США, а именно случаи, когда подростки убивали своих одноклассников и родителей. Ограничения по игрушечному оружию действуют во многих странах. В Нью-Йорке и Нью-Джерси запрещено продавать реалистичные копии оружия. Согласно законам этих штатов, игрушечные пистолеты должны быть изготовлены из прозрачной пластмассы или быть раскрашенными в яркие цвета. В Венесуэле законодательно запрещена продажа «правдоподобных копий огнестрельного и холодного оружия, которые в силу схожести с настоящими образцами могут использоваться для совершения преступлений». Какое это отношение имеет к России? Прямое. Дети везде одинаковые и игры, в которые они играют с оружием, – тоже.

Закон о запрете, видимо, будет еще долго обсуждаться, а игрушечное оружие так и лежит на прилавках в свободной продаже. Ассортимент подобных игрушек расширяется – дети становятся агрессивнее, а родители  не осознают проблемы, покупая своему ребенку очередной пистолет.  Если подумать, то сейчас назревает еще более серьезная проблема: все больше и больше взрослых людей само оружие воспринимают, как игрушку.

Вечером, по настоянию знакомой, смотрим со старшей дочерью фильм «Слон». И снова тема оружия и насилия встает перед глазами. В картине показаны будни обычной американской школы. Все идет своим чередом до момента, когда двое учеников заказывают по Интернету огнестрельное оружие, а затем приходят в школу и хладнокровно расстреливают учащихся вместе с директором. Также было показано, что они увлекались сетевыми играми-стрелялками. Что самое страшное - этот фильм основан на реальных событиях трагедии, разразившейся в штате Колорадо (США),  в шко;ле «Колумба;йн» в 1999 году.

- Что скажешь? – спрашиваю я дочь, затихшую в кресле. Увиденное на экране, ее явно шокировало и заставило глубоко задуматься.
- Оказывается, купить автомат и убить людей – это так просто.
- Ну не совсем, конечно. В России вряд ли подросток сможет так легко купить автомат. У нас немного другие законы. А в США, в некоторых штатах, оружие легализовано. Но знаешь, меня не это беспокоит. А то, что их заставило пойти на этот шаг? Как думаешь?
- Ну не знаю, ненависть возможно.
- Какая ненависть? Ведь в школе из никто не задевал, не обижал?
- Тогда скука. А ты как думаешь?
- У меня есть мысли. Но я не уверена, насколько полно они отражают картину видения. Помнишь, в фильме было показано, как они играли в стрелялки. Тупо, монотонно, как профессиональные солдаты. А в игре же сама понимаешь - один клик мышкой решает все. Был человек и вот его уже нет. Все просто. Поэтому скрытую угрозу я вижу в любых играх с оружием. Это как бомба замедленного действия. Никогда не знаешь, когда взорвется.
- Так что запретить все эти игры? И люди перестанут убивать?
- Запретить – да. Не перестанут, но, по крайней мере, это сократит количество потенциальных преступников. Ты посмотри, мальчишкам чуть ли не с пеленок пихают игрушечные пистолеты в руки, затем все эти виртуальные игры. Зачем? Разве нет выбора и мало других игрушек?
- Парень должен уметь себя защищать. А то вдруг кто-то нападет на его семью или там война.
- Хорошо. Пусть учится защищаться по-другому. Кулаками, например. Есть куча спортивных секций и школ. А держать оружие в руках по необходимости научат и в армии.
- Не знаю. Я не парень и не играю в такие игры. Поэтому мне сложно, что -либо сказать. Но, то, что было показано в фильме – это страшно. Страшно представить, что такое вообще возможно, что можно просто так взять и убить кучу невинных людей.
- Верно. Поэтому я поддерживаю всех, кто выступает за запрет продажи оружия, даже игрушечного. Потому что все начинается  с детства. Если ребенок прекрасно понимает, что в его руках игрушка, а не оружие, то вот будучи взрослым, он может так и остаться с таким восприятием.
- Кстати, я так и не поняла, почему фильм называется «Слон»? Там же и в помине не было никакого слона.
- Хороший вопрос. Я тоже не додумалась, пока не погуглила в Интернете.  Знаешь, есть такая известная притча про слона. Где в комнате собрались шесть мудрецов и начали ощупывать слона, чтобы описать его. Один потрогал ухо и сказал: Слон – это веер, другой потрогал  хобот, сказав - это змея, третий потрогал хвост и сказал - слон похож на веревку, остальные тоже сравнили с чем-то еще. Они ругались, спорили и доказывали каждый свое.  Каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
- Хорошая притча. Но как она относится к фильму?
- Сложно. Но постараюсь объяснить. Мы ведь с тобой так и не поняли, почему эти мальчишки пошли убивать? Нет однозначного ответа. Но есть предположения. Я вот увидела причину в компьютерных играх. Ты  - в скуке. Может какой-то психолог увидит причину в родителях, которые безразлично относятся к своим детям. И у каждого будет свое видение. Но, слон-то огромен. Проблема подросткового насилия выросла до размеров слона, а мы не видим ее, так как слепы, недальновидны. И нужно скорее прозревать и что-то делать.
- Что?
- Хотя бы начать замечать, во что играют наши дети. На самом деле это многогранная проблема. Проблема всего общества. Возможно, я воспитаю тебя порядочным человеком, но ты попадешь в среду, где игры с оружием  - это норма, где люди рожают детей, даже не задавая себе вопросов: «Зачем я это делаю и что я могу дать своему ребенку?», где меркантильные интересы производителей детского оружия ставятся, выше, чем сами дети. Нам нужно скорее увидеть все это. Иначе слон нас раздавит.


Рецензии