О Колокольчиках и не только

«Мне хочется, чтобы люди понимали, что Башлачев – это не просто данность череповецкая. Это такое задание. Это высокая честь – быть земляком этого человека. Это организует пространство, не только культурное, сам воздух здесь другой, потому что здесь был Башлачев. И я поддерживаю мнение Инны Желанной, что Башлачев – безусловно, великий поэт. Он - колоссальная фигура, масштаба которой, многие не понимают", - рассказывал на пресс-конференции Захар Прилепин, писатель, музыкант и ведущий концерта «Время Колокольчиков – 2016».

Да, согласна, что Башлачева многие не понимают, не слушают, не принимают, но на концерты, посвященные его памяти, ходят с удовольствием. И замечательно, что они у нас проходят, и горожане, посредством таких мероприятий, узнают о личностях, которые закладывали свои кирпичики в фундамент музыкально-поэтической прослойки и творили историю Череповца.

О «Колокольчиках-2016». Что понравилось, мурашками пронеслось, в душе отозвалось.

Зрители. Запомнились те, кто зачарованно и статично сидел/стоял в зале. Люди слушали. И это было важно. Потому что с Башлачевым иначе нельзя. Пролетишь мимо. Не ухватишь самого главного слова.

Захар Прилепин. В первую очередь для меня он знатный писатель с выверенным живым слогом и прямой позицией: «Думаю, что пишу и пишу, что думаю». Честный, открытый, многогранный, обаятельный. На пресс-конференции мне его было мало. А ему, по- видимому, было много, что нам рассказать. И о Башлачеве, в частности. Похвально, что есть люди, настоящие почитатели творчества череповецкого поэта, которые способны нас увлекать и просвещать.
«Точную дату не назову, но было мне тогда лет примерно 14-15, - вспоминает Захар. - И первое стихотворение, которое я прочитал называлось «Грибоедовский вальс». Я много читал стихов в то время и жизнь моя юношеская была во многом связана с рок-н-ролом. Поэтому на меня совершенно оглушающим образом подействовало это произведение. А потом, спустя какое-то время, появились и записи. И вот с тех пор всю сознательную жизнь я так с Башлачевым и живу. Помню такой момент. В юности, я в Нижегородской области рос, у нас вся среда рок-н-рольная была. Чиж оттуда и многие еще ребята, покойные уже, к сожалению. И вот Башлачев всегда упоминался в нашей среде, хотя лично его никто не знал, но всегда на любом застолье или встрече о нем говорили. Все эти вещи, связанные с ним: колокольчики, музыка, народные острые темы всегда создавали ощущение некоего родства. Он был камертоном своеобразным. Батюшка мой, царство ему небесное, хорошо владел многими музыкальными инструментами и подбирал мне песни, аккорды Башлачева. И вот собственно с этих песен Башлачева и Гребенщикова я учился играть на гитаре. Сейчас у меня подрастают дети, и я их приобщаю к творчеству Саши. У меня есть специальные сборки, которые я слушаю в машине. И когда мы едем на дачу примерно часа два, то с удовольствием слушаем и Башлачева, и других авторов. Вообще, у меня практически есть все книги о творчестве Саши. Все, кроме одной, я тут недавно заметил. Я и сам много писал о нем и рецензировал. Так что можно сказать, я прям такой «башлачевовед».

Бранимир. Этот зверь пока остается для меня загадкой. Ревел со сцены так, что нервы звенели у меня под платьем. Думала разорвет к чертовой матери своей энергетикой и гитару, и зал. Я слушала его и ранее, но так и не смогла понять, нравится мне его творчество или нет. Но что-то однозначно в нем есть. Такое дикое, необузданное, свободное. Что-то он хочет донести до нас своим рычащим, резким, выходящим за рамки рок-приличия, гласом. Поживем, послушаем. Вот Юрию Лозе, знатному российскому критику, он точно не нравится) По мнению мастодонта отечественной эстрады, Бранимир ни разу не настроил нормально гитару перед выступлением и поэтому не попадает ни в одну ноту. Сдается мне, Юрия давно заждались на передаче "Кривое зеркало", да простят меня все заступники и фанаты мэтра.

Инна Желанная. Загадочная, тонкая, лиричная, глубокая. Местами пронзительно грустная, как поздняя осень, постучавшая последним листком в заплаканное окно. Ее музыка гипнотизирует, вводит в некий философский транс, заставляет думать и пробуждает национальные славянские корни. Интересно, что это ее настоящая фамилия, а не псевдоним.
«Познакомилась с творчеством Саши лет в двадцать пять. И хотя у нас была масса общих друзей, но, к сожалению, нам так и не удалось ни разу встретиться. Что касается его творчества, на мой взгляд это либо один из, либо единственный современный русский великий поэт. Прям вот великий! Потому что настолько он попадает в сердце, настолько с болью он это делает в каждом своем стихе или тексте, что даже, пожалуй, не все я могу читать».

Игорь Растеряев. Парень с гармошкой. Его я впервые услышала год назад. Такой простой, душевный. Очень искренний, родной. Про таких людей обычно говорят - свой в доску. Наслаждалась его переливами и растрепанным чубчиком)
«Я если честно совсем недавно познакомился с творчеством Саши Башлачева. Точнее этой зимой. Мы поехали на хутор Глинище, снимать с Лехой Ляховым клип на песню «Кореш», посвященный моему другу, который умер в 56 лет. Мне вот сегодня сказали, что Башлачеву в этом году исполнилось бы тоже 56 лет. Такое тоже совпадение. И прикупил я в дорогу книгу, которая называлась «Башлачев». Там были все его стихи, песни. И вот так при потрескивании дров в печке я ознакомился с творчеством Саши. А потом пришел мой сосед Вова Буравлев, комбайнер тоже из Глинищей, и экспроприировал у меня эту книгу. Увлекся Сашиными стихами и даже потом приходил и зачитывал понравившиеся наизусть».

Диана Арбенина - нет слов, одни эмоции. Вся на пределе: любви, музыки, жизни. Отдает себя без остатка. Когда она запела, слезы брызнули из моих глаз, так как была еще под впечатлением от ее последнего интервью в журнале "Стори". Спасибо Диана, что выжила. Осталась с нами. То что ты, делаешь, важно для нас, молодых, ветреных. Музыкантам группы - отдельный респект и низкий поклон. Считаю ребят настоящими профессионалами. Рубили в мясо.
— Я посчитала своим долгом спеть песню, которую очень люблю и играю много-много лет. Это песня Александра Башлачева, и вы ее прекрасно знаете. Разумеется, песня о любви. Иначе чем этот фестиваль отличается от других? — сказала Арбенина перед выступлением.

7Б. Самая ожидаемая группа для меня в этом году. Хотелось посмотреть, остался ли порох в пороховницах? Остался, оказалось, да еще и какой) С череповецким хором - это было мощно. Видно было, что ребятам-хористам нравилось то, что они делают, поэтому и пели от души, пытаясь заглушить музыкантов. Но не удалось. Бас и барабаны перекрыли все мужские голоса. Сам Демьян походу ошалел от такого драйва. Я на минуту закрыла глаза на песне "Молодые ветра", волна со сцены прошла через все тело и буквально подбросила вверх. Руки самопроизвольно поднялись и хлопали в такт исполнителям. Мистика) Короче, огромное спасибо Олегу Боркунову и агентству "Бис" за оригинальную фишку. Удивили. Порадовали.
Заинтересовалась названием группы. 7Б – что за ребус такой? Оказалось, все просто. По словам лидера группы Ивана Демьяна, «7Б» — это медицинский код, который обозначает одну из степеней шизофрении. С этим диагнозом Демьян состоял на учёте в психиатрическом отделении больницы. Такие дела)
— Песни Башлачева — такая глубокая классика, которая никогда не исчезнет и будет существовать благодаря тем, кто любит настоящий рок, искренность, честность. Песни проносятся через десятилетия, передаются из поколения в поколение. Башлачевское «Время колокольчиков» остаётся всегда реальным и актуальным". Иван Демьян.

Ю-Питер. Нестареющий маэстро рок-сцены Вячеслав Бутусов внес заключительный аккорд в эту длинную башлачевскую песню. Тонко, лирично прихватил он нас с собой и унес на крыльях апостола Андрея в то время, когда панки и рокеры боролись за свое место под солнцем, где они проповедовали в своих песнях любовь к Родине и мечтали о свободе слова. Где они любили, пили вино и ломали березы...
- Мне посчастливилось познакомиться с Сашей, когда он еще учился в университете города Свердловска. Я знаю его как замечательного человека, как прекрасного поэта, — отметил Вячеслав Бутусов. — Я вас всех поздравляю с днем памяти Саши Башлачева, и передаю огромный привет от Кости Кинчева, который не смог приехать.

Большое спасибо организаторам за насыщенный концерт, интересную встречу с артистами и за хранимую память о Башлачеве. Особая благодарность всем волонтерам и работникам сцены. По опыту знаю, какой это тяжелый труд – сопровождение мероприятия. Но когда это делается с осознанием значимости события и во благо обществу – то это еще и почетно.


Рецензии