Эдвард Мунк и его Крики

Эдвард Мунк - интересный художник. Его картины по цветовой гамме мне импонируют(смотрите на аву), но..в тоже время вызывают какое-то неприятное чувство, которое ранит, колет и заставляет волноваться. Почему? - задалась я вопросом. Известно, что картины - это отображение души художника. Значит нужно заглянуть в душу Мунка, почитать его биографию.

"Много пил, страдал депрессиями, лечился в клиниках у психоаналитиков, был социопатом. Жил и творил в лесной, холодной глуши. Бросал свои неудавшиеся полотна из окна, потом через полгода находил их и дорисовывал. Он был: молчаливый и нелюдимый, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, сомневающийся и бескомпромиссный, - трудно сходился с людьми. И хотя у него было достаточно много друзей, предпочитал одиночество и одновременно все-таки стремился быть среди них..."

Все ясно. Типичный гениальный шизофреник. Вот почему во всех его творениях я чувствую безумие, замаскированное под сине-фиолетовую сказку. При всех своих психических отклонениях Мунк оставил потомкам немалое наследие - это более 1000 работ маслом, более 15 000 гравюрных оттисков, почти 4500 рисунков и акварелей. Оно поистине стало национальной гордостью Норвегии. Однако значение Мунка-художника не только в многоплановости его искусства, а в и особой философии мастера, в его способности неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк неоднократно говорил, что он изображал не просто то, что видел, а то, что пробуждало в нем философскую реакцию. Такое видение мира стало определяющим и для Мунка-живописца, и для Мунка-графика.

Он был одержим работой и сам об этом говорил так: "Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать". В основе почти всех его произведений всегда лежат личные переживания и неповторимое восприятие жизни. Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма.

Крик (ранее Отчаяние). Самая мощная его картина. Самая противная. И самая притягательная. Чем же она так манит? Вопросами. Что, какое событие/состояние/осознание изуродовало человеческое лицо страхом? И человеческое ли? Отчего он кричит? И что это за люди, стоящие позади него? Может это они его испугали? Или все намного сложней и драматичней?

Вообще, Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

- В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
- В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Она написана маслом.
- Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

"Удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости "Крика". Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого", - пишут знатоки.

На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу..."


Рецензии