Лит. соревнование ЧХА 042. О животных

   Заседание №37 от 06.11.15 года. Паршин-Колесников.

   Сегодня мы рецензируем и наблюдаем за поединком:
   «Ветеринарная клиника» Александр Паршин
   и
   «Выставка» Игорь Колесников.


   Олег Фурсин
   
   Сразу, как в холодную воду: голос – Александру Паршину, обо всем остальном потом.
   Говоря по правде, стало сложнее судить. Каждого из нашего тесного круга знаешь теперь уже как человека, какие-то общие, но, верно, немаловажные черты, угадал давно… Люди теперь уже не просто фамилии на странице. Да и тема совершенно особая, мной любимая; писал я о животных мало, зато немало загривков трепал любовно и с нежностью. Мне все нравится, что о собачьей теме, лишь бы только хорошо закончилось. Все остальное – прощу, наверное…
   Не могу сказать, что рассказ Игоря Колесникова не понравился. Живо, хорошим языком написано, представил себе зримо то, чем и сам в юности занимался в качестве собачьего «папы». Но я почему-то плохо понимаю, если повествование ведется от первого лица, и первое это лицо относится к животному. Даже если это столь любимая мной собака. Ну не скажет она, например, что гоняли ее как сидорову козу... Я не знаю, как скажет, знал бы, имел бы (может быть) Нобелевку в кармане. Но что не так – убежден. А когда не знаю, КАК, я несколько затрудняюсь и сам писать, и других читать по этому поводу.
   С точки зрения человеческого повествования о жизни собачьей и другого любого животного – мне проще, понятнее. А у Александра Паршина нашел и философию определенную, базисную. И картинки мне понятные, смешные или грустные. Мне все больше нравится в работах Александра его «живописание» словами. Двумя-тремя словами он создает образ: не перепутаешь с другими. И люди в центре повествования, мне всегда люди во-первых, интересны, а во-вторых, через их отношение к животным понятны. Не могу сказать, что все, кто не умилялся и не радовался при виде собачьей морды, были мной ненавидимы. Я мог понять и нелюбящих, но только не вредящих. И не предающих тем более. Хотя всегда сожалел о тех, кто НЕ ВИДИТ. Это как отсутствие слуха или зрения. «Все живое боится мучения, все живое боится смерти; пойми самого себя во всяком живом существе, не мучай и не убивай, не причиняй страданий и смерти. Все живое хочет того же, чего и ты, все живое дорожит своей жизнью; пойми же самого себя во всяком живом существе». Вот это хороший принцип взаимоотношений и между людьми. То, что редко понимается и тем более применяется отдельными человеческими особями, не лишает принцип справедливости, красоты и внутренней цельности.
   Обоим авторам – спасибо большое. Одному за то, что исследовал душу человеческую, другому – за то, что пытался поведать о собачьей, как мог и сумел…
   Все равно на пространстве рассказов о животных мне уютно, тепло, интересно. Я бы «про это» читал и читал. Даже когда от первого лица. Ладно уж придираться-то…



   Игорь Колесников.
 

   Начну с общей части по поводу своего рассказа.
   Собаки умные. Думаю, у них интеллект трёхлетнего ребёнка. Они умеют анализировать ситуацию и принимать решения в зависимости от обстоятельств. У них хорошая память. И у каждой свой характер.
   У меня семь овчарок и один шпиц (чисто поржать, я за собаку его не считаю), и нет ни одной одинаковой. О каждой я могу написать не один рассказ и часто так и делаю, в чём вы, уважаемые рецензенты, сможете убедиться даже в этом мини-турнире. Всё это зарисовки из жизни, воспоминания о каких-то интересных событиях.
   Но впервые мне захотелось описать путешествие глазами своего любимца.
   Как видят мир собаки? Никто не знает, поэтому этот рассказ - только предположение. Какие-то мысли родятся в их мохнатых головах, это несомненно, хотя академик Павлов утверждал, что собаки не думают, а действуют исключительно в соответствии с рефлексами. Думают. Я в этом убеждался неоднократно. При этом, конечно, они не понимают львиную долю того, что видят, особенно, если обстоятельства новы и незнакомы. Здесь они всецело доверяют хозяину.
   Я представил, что видит собака. В рассказе нет терминов. Какие-то слова животное узнаёт, выделяет из речи человека (не обязательно команды), а остальные звучат невнятным "белым шумом". Поэтому я решил дать свободное толкование большинства терминов. Это своего рода загадки - читатель должен угадать, что имеет ввиду автор. Поэтому в тексте намеренно ничего не объясняется - это было бы отступление от замысла. Кеша описывает увиденное с непосредственностью ребёнка, а читатель догадывается: ага, это лифт, это описание разных пород собак (даже можно догадаться каких), это процесс проведения выставки, это награды и т.д. И не беда, что кое-что остаётся под вопросом, суть вещей описана достаточно подробно, хоть и нескольо сумбурно.
   Согласен со всеми в отношении обилия персонажей. Я не стал корректировать текст, просто выложил его в таком виде на портал, потому что он идеально подошёл к теме турнира. Там, где рассказ опубликовался впервые, ни у кого вопросов не возникло, потому что это было в теме питомника, читатели которой прекрасно знакомы (и реально, и виртуально) с нашими собаками, членами семьи и, конечно, осведомлены о процедуре проведения всепородных выставок. Все они знают, что кубки (миски с ручками) там дают только за призовые места в бэстах, где сравниваются лучшие представители всех пород. В тот раз Кеша закрыл звание "Юного чемпиона России", победил в группе и занял второе место в большом юниорском бэсте, но это было ещё самое начало его выставочной карьеры. Сейчас званий у него намного больше, хотя ему не исполнилось ещё и двух лет. Эта собака приковывает взгляд, нравится сразу и безоговорочно. Эксперт на любой выставке замечает его ещё за рингом и сразу отдаёт пальму первенства. У Кеши нехилый фан-клуб, за него болеют, от него фанатеют, ему помогают всем, чем могут. Виной тому не только красивая мордаха и шкурка, при встрече с этой собакой сразу подкупает её необыкновенное человеколюбие, общительность и послушание. Он чрезвычайно любит работать, будь то выставка, дрессировка или катание на лыжах в упряжке. Специалисты-кинологи­,­ фигуранты, судьи - все отмечают удивительную сообразительность кобеля и пророчат ему большое будущее (тьфу-тьфу-тьфу). Он шармовый. Он куражный. Это очень ценно, ведь собака тогда любит показываться, ей нравится побеждать, она старается и выигрывает. Неоднократно на выставках судьи-породники из Новосибирска, Москвы, Германии, Италии говорили мне, что этот кобель достоин предстать на мировом первенстве. В конце-концов, мы и сами в это поверили. Нет, уверовали.
   Ох, не дайте мне сесть на свой любимый конёк! О собаках я могу говорить часами. Да что я, жена говорит о них вообще не переставая. Это ведь её жизнь, её сущность, её судьба.
   Поэтому, лучше отвечу на конкретные замечания.



   Александр Паршин.
 

   Олегу Фурсину
   
   Олег, спасибо за оценку рассказа!
   И за философию. Рассказ изначально задумывался, как притча. На Фабуле он и был притчей. Значит, философский смысл обязан быть. Но когда эта притча превратилась в рассказ, тот получился немного поверхностным.
   Олег, а ведь через три недели наш с тобой поединок.


   Итак, счёт 7:0 в пользу рассказа «Ветеринарная клиника».
   В пятницу 13 ноября в Первой гостиной будем обсуждать поединок:
   «Инстинкт» Михаил Бычков­ и
   «Мама, Муська и блокада» Надежда Лазарева
 

   


Рецензии