Мысли о песне Россия жива

Тут опять по поводу всплыла песня "Россия жива". Ранее я писал о ней в статье "Вначале было слово. Что будет в конце?", http://www.proza.ru/2016/05/16/1640
Однако, как мне кажется, представляет интерес выделить материал в отдельную статью, что здесь и делаю.

Давайте посмотрим на выдающийся образец по сути антинародной, а через это и антигосударственной, пропаганды, маскирующейся под народную песню, которую, как мне представляется, надо разоблачать. Страна от этого только выиграет. Толчком к такому анализу послужили комментарий читателя, представившегося как Новиков, на мою статью в Альманахе "Лебедь", http://lebed.com/2013/art6358.htm, и присланная ссылка на песню "Россия жива", которую исполняет Людмила Николаева. Вот что написал Новиков: "Только такие издатели востребованы. Без «Главлита» не пропустят объективного анализа состояния страны, его гибельных причин. Пока что за 20 лет такого не появилось. Зато надуманы десятки ложных факторов географических, климатических, особенностей русской души, «страна рабов, страна господ», «соборность», «общинность», тоска по сильной руке и прочая муть, мешающие осваивать опыт передовых стран. Будущего читателя стараются вырастить дебилом с раннего возраста непрерывными «реформами образования», «компьютеризацией», отменой экзаменов, спортивными и другими зрелищами. Любая гадость преподносится под лукавым и преступным лозунгом: "Таковы запросы населения!"".
Полностью согласен с этой мыслью. Вместо нормального анализа положения дел в стране и причин имеющихся проблем, людей норовят увести в сторону, переключить их внимание на второстепенные вещи, используя расхожие стереотипы. Раньше я писал о вреде такого отношения, в частности о знаменитой строчке Тютчева, "Умом Россию не понять…". Ему, может, действительно трудно было понять, после того, как он двадцать два года за границей прожил. Как поэтический образ, для красного словца, пусть существует - пожалуйста! Но в том-то и дело, что идею норовят привить всему народу, отчего для страны и её государственности только вред. На самом деле, все можно понять, если руководствоваться здравым смыслом и не заниматься самолюбованием и не кичиться своей несуществующей исключительностью. Все это бесплатные приманки в ловушках для дураков. Но не стоит забывать, что, как любит повторять один из сыновей, бесплатным бывает только сыр в мышеловке да мясо в капкане. Пока одни "дербанят" что ещё есть в стране, другим в качестве утешения всучивают мифы об их особенности. И в этом плане упомянутая песня едва ли не эталон.
Слов нет, артистка - молодец! Она свое дело туго знает, и немалая часть звания народной артистки страны обязана её голосу. С нее спрос небольшой - артистка, отрабатывает свое, и только. Похоже, она сама не понимает, что поет. Но нас интересуют слова - слова! - которые так мастерски внедряются в подсознание на фоне завлекательной музыки. По пунктам, самым тщательным образом, перечислены все недостатки и пороки, которые действительно присущи части народа (но только части!), и все они оправдываются - мол, вот такие мы, и более того, люди поощряются быть такими! (Я насчитал около двадцати непривлекательных черт - умудриться втиснуть такое количество в одну песню - совсем неплохо!) У меня множество знакомых, которые не подпадают под это описание. Но нет, те, кто здраво пытается размышлять, не в чести. Дотошность и пунктуальность в составлении списка пороков просто изумляет! Прямо справочное пособие! Кто-то очень хорошо знал, что делал, считай, ни одного изъяна не пропустил в списке, все оправдал! Мол, давайте так и дальше, в том же духе. Вот так, весело, и может накрыться страна "медным тазиком". Очень многим этого хочется, и они не покладая рук работают, работают! И песня, как это не прискорбно говорить, суммарно льет воду на мельницу врагов страны, способствует разрушению её государственности. Людям нужны разные песни, слов нет. Но по ситуации, учитывая вопиющее имущественное неравенство и многие другие проблемы, народу сейчас больше нужны другие песни! Не успокоительные и убаюкивающие. Давно уже пора петь "Вставай, проклятьем заклейменный!"
Итак, песня-композиция "Россия жива". Во-первых, когда кто-то пытается уверять в таких вещах, сразу появляется подозрение, что как раз с этим у страны проблемы. Слова "свободный" обычно фигурирует там, где свободой не пахнет, "равенство" становится расхожей монетой, где с ним неблагополучно, "демократическими" называют себя тоталитарные режимы, и так далее. У кого что болит, одним словом. Как я не пытался узнать, кто автор, так и не смог. Да и не думаю, что фамилия о чем-то могла сказать - песня запросто могла быть написана под псевдонимом. Тоже, кстати, как-то странно - известная песня, а автор слов нигде не упоминается. Казалось бы, ему-то как раз сплошная выгода от такой известности. Но нет, скромно уходим в тень. Не томя читателя, сразу скажу - на то у него есть веские причины. Он-то как раз отлично понимал, какую бомбу замедленного действия изготавливал, а такое умение не принято афишировать.
Ниже приведены слова песни, а в скобках - мои комментарии.

Русь моя ты воля и неволя, (Признается, что в стране не все благополучно, но призывают принимать это как нормальное, извечно существующее явление)
Не понять умом мне этот край. (Старая песня, "умом Россию не понять…", это мы уже слышали, с тем же рефреном страна уже не раз "пролетала, как фанерка над Парижем", и читатель Новиков говорил в своем комментарии о том же желании эксплуатировать несуществующую исключительность народа.)
Если три дорожки в чистом поле,
Нам всегда кривую подавай. (Вообще-то несколько неразумное поведение, мягко говоря, чем уж тут гордиться.)
Круто хлеб замешан и посолен, (Набор слов. Что хотят этим сказать, непонятно, но видно явное апеллирование к подсознательным ассоциациям с хлебом-солью, к "крутизне", и само собой, все это очень хорошо.).
Каждый, вечно, сам себе указ. (Но это плохо, и свидетельствует о социальной незрелости, неспособности и отсутствии желания искать компромисс)
Но набату белых колоколен
Сердце отзывается тот час. (Религиозность, набожность… Но дело в том, что народ-то - по сути - не сильно религиозный в России, особенно в смысле "не укради" и порицания таких поступков.)

Пр. На том стояли и будем стоять. (Скорее всего, имеются в виду все пороки и недостатки, перечисленные в песне. В любом случае, интересная, но не жизнеспособная "концепция".)
И эту землю у нас не отнять. (Судя по тому, как и с какой скоростью "раздербанивается" казна страны, кому принадлежат природные ресурсы и самые лакомые куски, да и вся страна, и как народ все больше отчуждается от управления страной и общественной жизнью и опускается, процесс отнятия уже давным-давно идет полным ходом, и чтобы не видеть этого, надо быть очень наивным человеком.)
И как молитву, твержу я слова:
Пока мы живы, Россия жива. (Это просто заклинание. А когда начинают заниматься заклинаниями? Верно, когда проблемы с предметом священнодействия.)

Нет предела слабости и силе, (С одной стороны, польстили насчет силы, а с другой - оправдали слабость. Какая уж тут сила, если дали сотне человек фактически безраздельно владеть страной.)
Не спешим коней мы запрягать. (Вроде признание недостатка, но подано так, что как бы ничего страшного, мол, а вот такие мы!)
Только, если в драку мы вступили,
На дороге лучше не вставать. (Согласен. Пока ещё найдутся бесшабашные боевые ребята, хотя таких все меньше и меньше, да и за кого драться? За миллиардеров? Но даже если так, проблема в том, что дерутся нынче не кулаками, а высокотехнологичным оружием, а главное - пропагандой и нужной для этого крепостью мозгов и интеллектом).
С пьяну клёну обнимать колени (Поэтически - строчка ниже планки, к слову сказать. Схалтурил подряженный рифмоплет. Какие у клена колени? И в каком месте, позвольте узнать? Но даже если не обращать внимания на поэтический ляпсус, умиляться пьянству не стоит. Спасибо, автор ещё о березе не вспомнил, совсем бы тогда все опошлил.)
И за счастьем по миру кружить. (Надо полагать, не от хорошей жизни в стране, я сам один из таких, но как элегантно и весело это удручающее явление - массовая эмиграция от плохой жизни - обыгрывается, обратите внимание. Да не приди к власти либерасты, и не преврати они жизнь обыкновенных людей в кошмар, чего ради мне было уезжать из страны? Ходил бы себе по сибирским лесам и болотам, жил бы там по неделям, собирал клюкву и бруснику, ловил рыбу. И жил бы не тужил. Кому я мешал? Нет, достали и там либерасты, пришлось убираться. Запустить бы певицу и автора песни по кругам иммиграционного ада, чем для многих оборачивается такое "кружение", по-другому бы запели. Нельзя такое писать и весело петь о страданиях людей, вынужденных покинуть свою родину. Это уж совсем перебор, как говорится, ни в какие ворота не лезет цинизм этих слов. Должно быть стыдно, но некоторым, видать, "плюй в глаза, все божья роса". И тут ещё такой момент. "Кружить" то могут либо у кого деньги есть (но таких немного), либо кто работать может нормально, то есть речь идет о дееспособном населении, которое таким образом поощряется пополнить рабсилу в других странах - что, в своей стране они не нужны? Или может причина в том, что от тех, кто поумней, лучше избавиться? Ведь с умными одни проблемы - обмануть их сложнее, и если основывать политику на обмане и мистификациях, зачем они нужны, верно? А работать за небольшие деньги будут таджики и узбеки. Но проблема в том, что недолго. Как только они "прирастут", быстро устроят такую же жизнь, от которой уехали. Это тот случай, что "сколько волка ни корми, он все в лес смотрит", и можете поверить мне на слово - знаю, что говорю. Наблюдал и продолжаю наблюдать своими глазами. В общем, довольно подлая эта фраза насчет "кружения".)
А потом на храмовых ступенях
Каяться, чтоб снова согрешить. (Обратите внимание, как лицемерно оправдывается целый букет пороков, связанных с таким поведением. Ну и чего стоит тогда так напыщенно превозносимая выше религиозность, если человек не соблюдает её предписаний? Получается, что ломаного гроша не стоят все эти разглагольствования об отклике души на "набаты белых колоколен", если плевать этой ханжеской душе на все заповеди. И обратите внимание на снисходительное отношение к такому, вообще-то аморальному, поведению. Чем-то такое отношение напоминает тарантула из анекдота. Тарантул просит черепаху переправить его на другой берег. Та опасается, говорит, что ты меня укусишь. Но тарантул заверяет, де ну как можно, что уж я, совсем неблагодарная тварь, ты же мне доброе дело сделаешь, неужели я не понимаю. Ну и все в таком духе. Черепаха согласилась, посадила его на спину и переплыла с ним реку. А тарантул, сходя, укусил её в шею. Черепаха, умирая, укоряет тарантула: "Ну зачем же ты это сделал, ты ведь обещал". На что он отвечает: "А вот такое я г...!")

Надо ли, не надо правду рубим, (В относительном смысле - довольно глупое поведение для взрослого человека. Но даже если так, не мешало бы позаботиться и о том, чтобы был какой-то эффект. А так, пар спустить, что толку.)
Днём одним единственным живём. (Откровенно говоря, любой нормальный человек скажет, что такая "стратегия" свидетельствует о глупости и беззаботности.)
Если мы жалеем, значит любим, (Может, нашему рифмоплету пришлось заплатить слишком большой "откат", так что ему совсем мало досталось и поэтому он произвел на свет откровенную халтуру? Не знаю, что и подумать, но логически строчка - бессмыслица.)
А в тоске и в радости поём. (Есть такое. Некоторые народы ещё и пляшут. А одно африканское племя после еды всегда танцует. Что касается формы, то я никак не возьму в толк, почему "а", какая связь между предыдущей строкой и этой? По-моему, её нет, и воткнута частица чтобы сохранить метр стиха. Ну нельзя же такую откровенную поэтическую халтуру гнать. Кто эту работу принимал, куда глядел?)
Мы живём от смуты и до смуты, (Признание, но, в разудалом контексте песни, также и оправдание неспособности наладить нормальную жизнь.)
Рядом стужа и палящий зной. (Ну и что хорошего-то?!)
И сама не знаю, почему-то,
Не хочу себе судьбы иной. (Не верю в искренность этих слов, после описанных выше условий жизни. А если так, то просто жалко таких людей, которые понимают, что живут плохо, но не хотят улучшить свою жизнь. Но вообще-то, думаю, что сейчас многие не согласятся с таким советом. Иначе зачем народ разбегается из страны?)

Топорная, загульная крылатая, (У меня прямо вертятся на языке другие, более адекватные реальному положению дел, рифмы, но не буду говорить. Что касается "загульной", то автору песни лучше было бы промолчать, но понимаю, что надо же продвигать интересы компаний, производящих алкоголь, да и вообще, население, пропившее мозги, можно брать голыми руками. А насчет "топорная", так это просто перл глупости. Понятно, что идея была оправдать дикость и дремучесть, но реализация получилось просто ниже планки.)
Жестокая, ленивая, распятая, (Насчёт "распятой" - в точку. Но только надо уточнить, что распятой не на кресте и не на колесе, а на другом предмете, и тогда многое станет понятным. Вопрос: зачем же оправдывать жестокость и лень, как это делает песня? А затем, что такой народ намного легче "кинуть". Подобные "ларчики" обычно просто открываются.)
Берёзовая, тонкая, красивая (Страна действительно красивая, в отличие от жизни. Тонкая? В каком месте, или в каком аспекте? Я как не напрягался, не смог придумать. По-моему, абсолютно беспардонная лесть. "Березовая", это попытка стереотипной ассоциации. Но грубо, грубо. Ни в пропагандистском плане, ни тем более в поэтическом, строка, прямо сажем, на шедевр не тянет.)
Какая есть, ты вся моя любимая. (В общем, закрываем глаза на все пороки и любим что есть. А что есть, если внимательно присмотреться и допустить, что все сказанное - правда, "ну хотя бы на треть"- мягко говоря, не радует. Совсем.)

Вот такой, совершенно непривлекательный, образ взбалмошного, скандального, недисциплинированного, лицемерно-набожного, пьющего (а алкоголь разрушает мозги), неумного человека встает за словами песни, у которого из достоинств отмечена любовь к пению. И нам им предлагают восторгаться. Как-то не хочется. Но люди песню воспринимают эмоционально. Слова под ритмичную музыку проникают сразу в подсознание, напрямую, без всякого критического осмысления, в этом проблема. И в этом сила искусства, в данном случае направленного, по сути, на разрушение страны и оболванивание народа. А для чего, понятно - чтобы в итоге в очередной раз "кинуть", ограбить этот народ, может быть, на сей раз уже окончательно, и продать страну. В общем, грустно, девицы. Конечно, мне могут возразить, обвинить в предвзятом подходе и беспочвенных фантазиях. Я и сам, откровенно говоря, сомневался, так ли уж верно интерпретировал "высокое искусство".  И, чтобы внести ясность, дал просто послушать песню сыну, ничего не говоря о своих мыслях. Вот его мнение: "У-жас! Что за св… такое сочинила!" Как говорится, "устами младенца… ".

Пожурив таким образом песенный опус, не совсем адекватный задаче воспитания гармонично развитого человека, устремленного в светлое будущее и к значимым общественным и личным достижениям, зададимся вопросом - а какие песни тогда сочинять? Искусство должно работать, приносить пользу, а не развращать народ. Думаю, однозначно не надо сочинять песни, которые воспевают пороки и недостатки, призывая не только смириться с ними, но и поощряя их наличие. Тем более, когда это делается на деньги этого же народа-налогоплательщика (почти наверняка рассмотренная песня появилась на свет таким образом, учитывая уровень исполнения и оформления). Можно обратиться к лучшим народным песням, чтобы черпать там вдохновение, к истории. Например, к славному историческому прошлому Руси. Идеи можно почерпнуть, например, из материала, опубликованного в статье "Белые пятна" или "белая" история России и Руси?, http://lebed.com/2013/art6313.htm, обновленная и дополненная версия на http://www.shestopaloff.ca/archive/069IstoriyaRusi.html. Великие, эпохальные, без всяких преувеличений, стройки в Сибири, освоение Севера, Арктики, успехи в образовании, медицине, нравственном воспитании, и много что ещё хорошего было в поливаемом ныне грязью прошлом страны. Как начинает доходить до многих, хулимом совершенно напрасно. Разработка добычи нефти, газа в Сибири. Строительство Норильска и норильского комбината - это же все труд народа. Можно даже пойти дальше и поведать, например, в былинном песенном стиле, что потом результаты этого труда были узурпированы, как Геннадий Зюганов вполне справедливо назвал их, кучкой упырей. И уже в бодром ритме выразить непоколебимую уверенность, что придет время, и богатство страны, её недра, снова будет принадлежать народу, если страну раньше не распродадут, с народом. А такие времена придут, это даже не вопрос. Слишком много ухватили "упыри", не по чину; чересчур много зла принесли и сотворили несправедливостей, чтобы им это с рук сошло. В какой форме они ответят перед народом, не знаю, но отвечать придется. Просто других вариантов прогрессивного развития общества нет. Все остальное - тьма, дремучесть, дикость, вот это надо народу понять в конце-то концов. Сейчас всех "купили" на то, что мол в западных странах народ чудесно живет, и вы, охламоны, со временем будет тоже хорошо жить. Терпите, мол, быдло. Это сказочка для дураков. Народ на Западе некоторое, весьма короткое время, жил более-менее благодаря противостоянию с Советским Союзом, когда, чтобы свой народ их не скинул, глядя на Советский Союз, пришлось немного поделиться с ним, и определенным переходным процессам в экономике. Но теперь-то необходимости делиться нет! Теперь им море по колено, и об народ можно вытирать ноги, что и наблюдается повсеместно. Так что при этой общественно-экономической формации народ ни на Западе, ни в России никогда не будет жить хорошо, в принципе. Как говорится, "оставь надежду всяк сюда входящий". Ну чем не тема для песенного и литературного творчества? А Людмила Николаева заразительно споет такую песню, вдохновляющую народ на труд и подвиг, и действительно станет стопроцентной народной артисткой.
Я вполне понимаю, что найти сегодня воодушевляющую народ тему для песен и другого творчества сложно, потому что сама среда, хищнический капиталистический способ производства, основанный на эксплуатации и экономическом и политическом бесправии людей, давит, уничтожает на корню все благие порывы и общественные устремления, а они-то и являются самыми благодатными темами. К слову сказать, так дело обстоит во всех капиталистических странах - все они испытывают дефицит примеров и тем, которые бы действительно могли, с одной стороны, затронуть какие-либо народные струны, и в то же время быть совместимыми с непреложным законом капитализма "человек человеку - волк". Но все равно, даже в такой ситуации сейчас есть достойные для подражания примеры.


Рецензии