Как обстоятельства меняют людей

   
Когда мещанин меняется в зависимости от условий жизни, тому есть масса примеров в художественной литературе, да и в жизни мы это видели не раз. Но вот человек, твой товарищ, коммунист по убеждениям, воевавший за эти убеждения рядом 25 лет, вдруг выясняется, что давно стал другим. В это трудно поверить, но приходится. Мы просто это не поняли раньше, вернее, может быть, и поняли, но не разрешали себе  в это верить. Серьёзный разговор с ним откладывали и откладывали, надеясь, что нам это показалось, и товарищ всё тот же. Но вот разговор состоялся. Всплыли разные и раньше известные моменты  жизни Сергея, на которые мы прежде смотрели сквозь пальцы. Оказалось, что он нам далеко не товарищ. Нет, вроде бы и не враг, но уже положиться, как на самого себя, на него нельзя. Выяснилось, что в опасный момент ещё неизвестно, где он будет…

Слова, что он произносит, вроде бы все наши. Но поступает Сергей так, как ему лично выгодно, общественные интересы откровенно игнорирует, прикрываясь то шуткой, то отговоркой, то просто без всяких объяснений. Когда-то не было ни одной политической акции, на которой бы он ни присутствовал и ни был её активным участником, а то и организатором. Теперь невозможно вспомнить, на какой акции он был в последний раз.

 Прежде этот неглупый человек писал политические памфлеты, стреляя ими не в бровь, а в глаз против нашего общего врага - буржуазии. Теперь он пишет лояльные к власти статейки, получая за них регулярно гонорар. Он стал членом  пропутинского Изборского клуба. И в целом ряде вопросов перешёл на стиль А.А. Проханова, председателя и создателя клуба, далёкий от коммунистического. Он и раньше был человеком самовлюблённым и заносчивым, но это не только не мешало делу, а даже в чём-то помогало. Теперь же, особенно ещё и потому, что он за эти годы защитил диссертацию: стал доктором наук, профессором, его «Я» выросло неизмеримо до всех мыслимых и немыслимых размеров. Теперь единственный авторитет для него – он сам.

Все, кто смеет ему возражать – неразвитые, глупые, ничего не понимающие люди. Слово «товарищ» в настоящем, глубоком смысле для него уже не существует. Увы, он нам тоже уже не товарищ.

Естественно за те 25 лет, что мы были рядом и делали общее дело, много чего помнится о Сергее хорошего, однако всё это, к сожалению, относится к прошлому и ничего общего не имеет с настоящим.

Жаль терять умных, понимающих обстановку товарищей, особенно, когда не смерть их вырывает из наших рядов, к чему привыкнуть нельзя, но приходится принимать, как факт, а житейские удобства, неадекватное себялюбие и просто мещанство. Но как бы сказал мой хороший знакомый, тоже коммунист, «добро и зло ходят рядом». И, увы, одно может перейти в другое.

Зная  возможности Сергея, уважая его умение видеть события по-своему, делать серьёзные выводы их политических ситуаций ещё в 90-е годы его избрали в ЦК нашей партии. А потом все 25 лет на каждом съезде его кандидатуру снова и снова называли товарищи в состав нового ЦК.

И вот теперь мы дожили до того времени, что Сергей перестал посещать Пленумы ЦК, наши Городские конференции, притом его объяснения отсутствия на них были просто смехотворны. Человек поставил себя в какие-то особые условия, которые ему никто из нас не предоставлял и не собирался предоставлять. Разговоры о  дисциплине, Уставе и партийной этике вроде бы его и не касались. Он себе всё разрешил. Понятно, что дело кончилось тем, что у нас не стало не только такого члена ЦК, но и рядового члена нашей партии, мы его перевели в сочувствующие. Обидно, но факт.

 

 

 

 


Рецензии