Слово против сторонников модернизма в Церкви...

Христос посреди нас!

В последние годы не стихают разговоры в церковной и околоцерковной среде о необходимости изменений в Церкви, о том, что Церкви должно перестать костенеть в своем устаревшем прошлом и двинуться навстречу тем, кто давно был бы уже на пути ко спасению, однако вечно бывает останавливаемым различными рудиментами, как то желательность юбок и платочков для женщин, отсутствие скамеек и кондиционеров для прихожан, тяготы непомерно долгих богослужений, бесчисленное чтение Псалтыри и самое главное – все это происходящее на непонятном, не родном языке.

Да что говорю – не стихают? Разгораются каждый раз с большой силой и ветром легкомысленности даже наших воцерковленных братий и сестер, разносятся и поджигают сомнениями и рождают неспокойствие в новых членах. Вносят свой вклад в этот губительный пожар и некоторые пастыри наши, мечтающие привести в храмы свои как можно больше новых спасаемых (что, в общем то, вовсе не плохо), для чего полагают необходимым не усилить духовное делание, а заменить его деланием душевным, забывая то, о чем говорил блаженный Павел:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». (1Кор.2: 14).

Отчего называю сие веяние пожаром? И отчего говорю о его губительности?
По той лишь причине, что дает мне так полагать основание, движущее такими разговорами – гордость.

Откуда, скажете гордость в противлении юбкам и платкам?
Но давайте рассмотрим внимательнее суть событий. Кем поднимаются подобные разговоры по большей части? Есть ли надобность в рассуждениях на эту тему у тех прихожанок, что тихо и незаметно стоят в храме в благообразном виде, не вызывая на себя ничьих взглядов, собрав волосы под платочками и осеняющие себя крестным знамением? Много ли подобного услышишь от тех из них, что следят за подсвешниками, убираются в храме? Нет, от них подобных разговоров не начнется, и не подхватят они подобное к дальнейшему рассуждению. Хотя они то порой бывают обижаемы и мужьями своими и даже детьми своими пренебрегаемыми, и современными соседками и подругами осмеяны.
Они даже могут и не знать многие, что синонимом «распущенная» является падшая, гулящая женщина - падшие, гулящие женщины распускали волосы, т.е. были с распущенными волосами, с непокрытой головой. Они могут это не знать, но побоятся зайти в храм, не покрыв голову. Побоятся не людской молвы, не пересуд и не осуждения от людей, а побоятся оскорбить Бога своим видом, их остановит благоговение перед святым местом.



Сторонницы новшеств говорят:

-Почему я должна?!

Видите сидящий корень гордости, в мгновение ока превративший светлейшего ангела в сатану (т.е. борца)? «Почему я…»,- вот что следует вырвать как можно скорее из своего сердца, если желаешь начать идти тесным путем спасения. В противопоставлении своего «я» ближним и Церкви и сидит основание гордости, которая мешает склонить Владыку к себе, не позволяет усвоить благодать Его, делает человека подобным деревянному табурету, который вроде бы и в храме находится и службы не пропускает, и даже дым кадила диакона его пропитывает, но существо его деревянное никак от того не меняется и не приближается к Небесному Отцу.

Что это гордость я покажу на следующем примере еще более наглядно.
Как противопоставляя себя другим сестрам (или, в подобном примере для братьев - например, хождении в храм в ботинках, а не в шлепанцах), говоря: «Отчего я…», так дальше гордость устремляется выше (ибо нет ничего, на чем бы эта губительная страсть насытилась и остановилась), к самой Церкви:

- Если бы в Церкви было по-другому, то я бы туда ходила!

О, сгубившая многих и продолжающая погублять человеков всепоглощающая страсть! Она дошла до того, что и сама Церковь Святая уже не достаточно хороша для того, кто заражен тобой! Да что Церковь? Твое, гордость вознесение мгновенно, как молния – уже и не только Церковь, но и Сам Устроитель её твой соперник и противоратник:

- А где Бог сказал, что в Церкви надо быть в платке?!

Видите, как в мгновение ока страсть разгорелась и с земли достигла своим пламенем Самого Неба? Также стремительно совершается и падение возгоревшегося в пропасть погибели, откуда нет возврата, если не потушить очаг своего возгорания. И чем меньше пламя, тем быстрее и удобнее можно потушить этот пожирающий человека огонь. Наблюдай, как стремительно огонь достиг Неба и оскорбил Самого Бога – также стремительно требуется использовать средства для тушения пламени.

Но отчего, спросите, гордость так быстро овладевает некоторыми людьми?
Это по причине нецеломудренности ума этого человека. Ум целостный держится за Бога, а нецеломудренный разбрасывается по всему, что его окружает, не просто распадаясь на части, чтобы теперь лишь одной из которых краешком ума быть устремленным к Нему, но и вовсе забывая о Нем.
В такой разбитый, раздробленный ум легко и удобно можно войти гордости и устроить свою иерархию, возмутив и перестроив весь ум человека. Да что говорю – перестроить – упразднить его и низложить, сотворив человека слепым и глухим. «Безумные и слепые!» (Мф. 23: 17) становятся те, кто раздробил свой ум и подверг тем самым его погибели. Гордость низвергает из ума страх Божий и лишает человека разума:

«Начало мудрости - страх Господен» (Притч. 1: 7).

Но, конечно, еще более губительными являются разговоры о долгих богослужениях и неродном церковно-славянском языке. Потому что внешняя неустроенность еще имеет возможность к устроению при надлежащей работе духовной, а внутренняя нет, так как лишает себя этого живительного источника духовного и, пребывая всегда голодной, неминуемо погибнет от истощения. Что мы видим на примере многочисленных протестантских течений (да и у католиков та же наблюдается подмена), где в крайнем оскудении источника духовное прекратилось и заместилось душевным (социальном) деланием. Как тут не вспомнить блаженного Павла:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор. 12:14).

А надобно было и второму уделять время и первое не оставлять. И понимать первое важнейшим и основным, как и Мария это приняла и не смотря на укорения сестры своей не оставила Живого Источника, Который и угасил укор Марфы:

«Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозe, едино же есть на потребу; Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10, 41–42).

К подобным разговорам подталкивает человека укоренившаяся в нем гордость и развившаяся от подобного укоренения слепота духовная.
А то, что это слепота и что болезнь вызвана гордостью, мы сейчас рассмотрим на простых примерах…

Какие основные аргументы мы слышим от тех, кто стремится модернизировать богослужение, объясняя это тем, что надо бы дать возможность спасаться и тем, кто еще не в Церкви по причине долгих служб и неродного непонятного языка?

Первой причиной называют нехватку времени и утомляемость от службы.

- Откуда, - говорят, - столько времени найти для долгих служб? Вот, если бы полчаса служба шла, тогда всенепременно мы были бы в храме и спасались! А так обречены мы пропадать.

Но когда Церковь предписывает чадам своим собираться с собрания и возносить хвалы Господу? В дни Воскресные, праздничные и вечер, накануне Воскресения или праздника. То есть, по большей части речь идет о раннем утре Воскресном и вечере субботнем. Но скажите - какие неотложные дела, раз за разом отвлекают вас от богослужения и мешают вам присутствовать в собрании?

- Как же! – говорят, - у меня сегодня театр, а у другого кино. Соревнования спортивные и битвы единоборцев.
- Меня брат позвал на свой праздник, не могу ему отказать!
- У меня самого сегодня много дел хозяйственных, не в силах перенести…

Но разве не на пир зовет Господин наш Небесный, когда совершается Божественная Литургия?
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26: 26-28).



И от этого пира отвращается противящийся, избирая пир иной – у друга, у знакомого, у родни…
Но чудное дело, если этого же человека позовет в на встречу его начальник или кто-либо из властьимущих, то он с радостью разделит с ним трапезу, будет сидеть на том месте, что ему укажут распорядители пира и кушать ту трапезу, что предложат ему. А пир Господина, сотворшего одним Своим Словом всю Вселенную он не находит ни времени, ни сил посетить, ни Господина удостоить своими благодарностями. И оказывается среди тех, кто отрекся быть избранным, хотя бы и был званным:

«…человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи. И посла раба своего в год вечери рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся. И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих, и имам нужду изыти и видети е. Молю ти ся, имей мя отречена. И другий рече: супруг воловных купих пять, и гряду искусити их. Молю тя, имей мя отречена. И другий рече: жену поях, и сего ради не могу приити. И пришед раб той, поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия, и бедныя, и слепыя, и хромыя введи семо. И рече раб: господи, бысть якоже повеле, и еще место есть. И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой. Глаголю бо вам: яко ни един мужей тех званных вкусит моея вечери, мнози бо суть звани, мало же избранных». (Лк. 14: 16-24).

Не по нехватке времени, а по раздробленности, нецеломудренности ума человек такой отказывается от Пира Господня, предпочитая пир брата или просто даже знакомца. Причина в самом человеке, а не в длительности богослужения. Уничтоженный гордостью ум человека безумствует и выстраивает новую, богопротивную иерархию, где низвергается Владыка Небесный с недосягаемой вершины и поставляется туда тварь – человек, князь, сродник, дитя или даже какой-то далекий знакомец может при посредстве действия человекоугодничества в погибшем уме заместить собой Бога и ему будет уделено почтение и пир его тленный не останется без посещения, в то время как пир нетленный, духовный, будет пренебрежен к посещению, как маловажный или вовсе того хуже – обременительный, отнимающий время от важных дел.

Говорят далее безумцы:

- И ходил бы я на богослужения, если бы мне все было понятно. А то вовсе все не могу разобрать на этом неродном для меня языке!

Ответь мне, друг, при непонятности английского языка, отчего ты упорствуешь и изучаешь его в школе, университете, на курсах, часто даже привлекая репетиторов, расходуя на них средства? Не только сам, но и детей своих заставляешь усердствовать и много печалишься, если они не преуспевают в изучении…

- Как же! Без знания иностранных языков не прожить сейчас, не устроится на работу хорошую, не пробиться в начальствующие…

Вот безумство гибнущего нецеломудренного ума! Столько сил и даже еще и средств и времени и усердия приложено для земных достижений, а для спасения своего ты и малость не готов потерпеть!
Много ли понимает первоклассник, впервые выслушавший урок в школе? А если к тому же он по ошибке окажется на уроке среди старших классов?
Нет, весь в слезах возвратится он домой. И будет утверждать, что и без школы он спокойно проживет и не нужно ему все это и не понятно и никогда понятно не будет… Но ты будешь его увещевать и убеждать в необходимости учебы, в том, что то, что по началу утомительно и непонятно, потом будет и понятно и интересно и полезно. И даже, если чадо продолжит упорствовать, ты возможно вынужден будешь применить розгу для большего внимания к твоим словам.
Но что же сам, как тот школьник, ты упорствуешь и говоришь его же словами? По истине, лучше было бы применить к тебе самому розги, так было бы много удобнее для твоего спасения!
Помню, как прихожанка жаловалась священнику на то, что мало разумеет при чтении Псалтыри и от того смущается и беспокоится о бесполезности делания…

- Не смущайся, что не понимаешь Псалтырь. Продолжай читать! Ты не понимаешь, зато бесы хорошо понимают и бегут от тебя в трепете!

Так и на богослужении не стоит смущаться того, что мало что понятно первое время. Довольно с тебя того, что ты хорошо разумеешь «Господи, помилуй!» и молишься этими словами вместе со всем собранием. Большое начинается с малого. И поначалу малопонятное действие с течением времени раскрывается для верующего и обретает смысл и понимание. А если приложить хотя бы малое усердие (не сравнимое с тем усердием, что прилагается при изучении языков программирования или иностранных языков), то в скором времени богослужение раскроет множество скрытых доселе граней и явит тебе свою духовную красоту. И этот непонятный, неродной язык станет тебе роднее и милее того, который ты ранее полагал родным и понятным. Оттого он и не был родным, пока дух твой был враждебен ему. А когда дух смирится и устремится в Богу, то и станет тут же этот язык тебе родным по духу и понятным для разумения.

Церковно - славянский язык это твердыня, на которой стоят духовные основания нашего народа. О необходимости беречь его говорили наши великие святители и духовные старцы: святитель Тихон, патриархи Пимен и Алексий II, прп. Макарий Оптинский, архимандрит Софроний (Сахаров), старец Иоанн Крестьянкин и многие другие. И великая есть гордость в том, чтобы говорить об изменении времен, о перемене нравов и самих людей и по этим причинам делать утверждения о том, что старцы ошибались, что время другое и слово их ныне не актуальное.



Оттого и еще более важным становится уберечь церковно - славянский язык, что времена изменились и нравы стали другими. Если бы преизобиловала любовь и гоним и презираем был грех, то не столь бы и важен был подобный разговор. Но по причине умножения греха и оскудения любви в людях напротив, вопрос этот становится одним из основных, поскольку содержание тех духовных традиций, что пронизывают нашу Святую Церковь позволяет ей не размываться в конформистских потоках, в которых размылись уже до основания и даже само уже основание тех церквей, что оторвались от ствола Церкви Спасительной. Неминуемо потакания таким зовам к упрощению большей доступности, к легкости ко всякого рода толерантности, приведет к обмирщению и потери духовного в угоду душевному, а «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия».

Говорят об усталости, о болях в спине, в ногах…
Но кто долгое уже время живет в ограде Церкви может свидетельствовать, что боль и усталость не перестает быть, но появляется терпение к перенесению и усталости и боли и посылается Благодать. Служба идет, усталость накапливается, спина ноет… и удивительное дело – по окончании службы происходит необъяснимое (безумное, для человека душевного): ноги гудят, спина болит, а сердце радуется и ликует!
Говорю это не как духовный человек, но и мне, недостойному, даже худшему тех, кого увещеваю, Господь дарует эту радость и ликование не по причине заслуг, которых нет, а по милости Своей за понесенное с терпением неудобство.
Потому и Вас прошу не уподобляться тем, кто желает всякого рода новшеств, как то легких и коротких богослужений, скамеек и кондиционеров в храмах, отказа от традиционного языка служения, упрощения пения, уничижения Псалтыри. Нет легкого и удобного пути в Небесное Царствие. Путь туда узкий и тернистый, полный скорбей, неудобств и требующий терпения и смирения.
Не размашистыми шагами туда шагают, превращая богослужения в зажигательные танцы и пения под гитары, заканчивающиеся раздачей печенюшек в клубах по интересам, а «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е» (Мф. 11: 12).

Так будем мы идти тем путем, что является удобным для восхождения на Небо – путем узким, путем смирения, в согласии со Святой Церковью, без которой нет спасения и в которой единственно только во всей своей полноте пребывает благодать Господа нашего Иисуса Христа, от Которого и через Которого все мы спасены. Ему же Славу воссылаем, со Безначальным Его Отцом и Всесвятым и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков! Аминь.


С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/119420.html)


Рецензии