12 января 2017 Причина временной остановки работы

Какие сложности возникли при работе с романом «Психокуб»?
(полезно будет тем, кто вдруг начнет писать «роман жизни», личный опыт на текущий момент)

    1. Как ни странно не возникло ожидаемых ранее сложностей: набор объемов, проработка персонажей, включая женские, построение самой конструкции, модели «Психокуба». В этот раз все это решилось легко и быстро! Объем в 10 авторских листов (такой объем я планировал на первый вариант текста) в 2006-ом казался гигантским и неподъемным (объем первого варианта романа с трудом набрал три листа).
   2. Персонажи проработали себя сами, точно войдя в структуру сюжета. Например, Коростылев поднялся и по интеллекту и по положению в  обществе: туповатый качек с рынка в роман не вставал. Рахматуллин, напротив, трансформировался в существенно более инфантильную личность. Другие персонажи также претерпели нужные трансформации, чтобы обрести свой новый облик, обеспечивающий динамичный сюжет. Таня, например из глупой и безответственной провинциальной шлюхи превратилась в «матричную девочку», а у Леонида в «реальной жизни» добавилась новая пассия, которая оказалась просто подарком Мельпомены (Валерия Авербах). Т. е. все персонажи сами собой быстро обрели нужный для сюжета облик, свой уникальный язык и вошли в моторику сюжета. Ведущие также стали иными, они стали более похожими на себя. Было в первом варианте «1,5 личности», стало 6+1 нормальных персон, не считая вспомогательных и вторичных. Каждая персона со своим языком, обликом и поведенческой моделью. Свой облик обрели сразу же и 30 вспомогательных персонажей второго плана.
   3. Не возникло в новой ситуации и ни малейших проблем с построением самой конструкции лабиринта и его проработки. Быстро проработались «предметы», «комнаты», основные идеи, на которых построен Лабиринт.
   4. Не возникло проблем с проработкой отдельных сцен. Даже сцены первого контакта Валерии Авербах с Алисой или с Ведущими не оказались сложными.

   К маю месяцу было набрано уже порядка 10 авторских листов или даже более черновиков и еще под 3 АЛ вспомогательных текстов. Объем уже больше «Соляриса» и почти в половину «Идиота». И это оказалось, хотите верьте, хотите нет ПЕРВОЙ проблемой. Текст начал дико разрастаться, непроизвольно расслаиваться и расползаться. Причем до основного сюжета, главной линии по-прежнему было далеко. Разрастались как раз «вспомогательные» сюжетные линии.

  Таким образом, первой проблемой на пути написания романа стало:

   1. Непроизвольное разбухание текста, за которым автор к своему ужасу в какой-то момент утратил контроль. Например, простая идея рассказать о прошлом Коростылева и объяснить его поведение при встрече с Рахматуллиным привело автора к необходимости раскрыть события до появления Рахматуллина перед остальной группой. А это в свою очередь повлекло за собой написание шести (!) новых эпизодов и расслоило первую главу на две! Добавилось 80 тыс. знаков нового текста.
   Необходимость объяснить «способности Валерии Авербах видеть истинный облик Ведущих» потребовала ввести в роман семь эпизодов с ее персоной и гигантский эпизод, рассказывающий об ее детстве – «Зеркало Валерии Авербах». Потребовалось также ввести дополнительно шесть новых персонажей и описать всю семью девушки, в том числе и ее альтерэговый персонаж «Алиса». А сейчас нужен с десяток новых персонажей, которые будут помогать причем, вольно или невольно, Валерии «победить Ведущих». И это все не относится напрямую к основной сюжетной линии внутри лабиринта. При этом каждому из этих персонажей нужно расписать мотивацию и поведенческую логику.

   2. Следующая проблема была связана с легкостью формирования самой конструкции «Лабиринта». Конструкция ясна, задачи в комнатах распределены. Что нужно теперь? Правильно! Описать сами ловушки и головоломки. С первыми легко, вторые пока в работе. К середине лета автор подсчитал, что для всего сюжета потребуется 45-60 головоломок. Причем ловушки и головоломки должны стать непосредственным телом сюжета и основным элементом его динамики. В итоге текст и предполагаемых четырех глав непроизвольно разбился на десять! Решение одной головоломки – 10-15 тыс. знаков, целая миниглава. Текст теперь начал фантастически разбухать внутри основного сюжета.
   
   3. Третья проблема оказалась связана с объяснением прошлого «так хорошо прописавшихся» с сюжет персонажей. Это потянуло за собой и еще объемы текста. Затем встали проблемой две противоположные задачи: приключенческий затягивающий характер самого сюжета и брутальный реализм непосредственно самого текста. Например, сцена, где Таню «не приняли на работу» потребовала 6-7 переписываний, пока не был достигнут уровень реализма в фантастичности. На экране происходит абсолютно фантастическое действие, фокус, волшебство, как сделать так, чтобы это волшебство обрело пугающий и брутальный характер? Только с шестой попытки у меня это получилось. Когда закончил первые две главы, мне сделали замечание, что Коростылев «неубедительно сдает свои права на лидерство Рахматуллину». Он не напуган. Потребовалось переписывание четырех сцен во второй главе.

   И т. д. и т. п…

   В итоге было принято два решения:

   1. Отдохнуть и подумать, а потом полностью проработать до всех мельчайших подробностей сюжет от начала до конца. Метод «самонаписания произведения» оказался для романа такого типа НЕэффективным. Сюжет должен быть проработан до последней запятой! Когда только будет проработан сюжет, станет понятно, какие сцены нужно усилить, или что сократить. Станет понятен, сам объем текста и его пределы. Пока осторожная оценка объемов текста – 20-25 АЛ. 10 глав и 60-70 подглав внутри самого текста. Каждая подглава – 1-7 внутренних эпизодов (сцен). Это уже ЖУТЬ, но меньше сделать будет трудно. Потребуется борьба за каждую тысячу знаков! Жуть, жуть, жуть… Пока только три слова. В романе будет порядка 30-35 основных и второстепенных персонажей и около сотни эпизодных. Меньше тут также не получается. Будет 12 основных и 60 вспомогательных головоломок, описывающих движение группы Рахматуллина по «Лабиринту».
 
   2. Чтобы настроить мозги на эффективную работу, автор решил сначала:
Вычитать и закончить все старые произведения, рассказы и повести, начиная с 2001-года. Нет ничего за спиной – можно идти дальше!
   После завершения вычитки всех прежних текстов, автор запланировал небольшую по сюжету новую повесть в качестве «тренировки» перед «Психокубом». Этой «тренировкой» и будет повесть «шаХИки», а к ней самой тренировкой был рассказ «Игруны в супермаркете». Это потребуется, чтобы настроить голову на работу над «основной линией» сюжета «Психокуба».

   В итоге до конца 2017 го будут дорабатываться прошлые тексты и будет работа над повестью «шаХИки», а также статью по литературе, истории и т. д. Или мелкие рассказы. По роману «Психокуб» пока будет просто проработка сюжета и подготовительная работа (сочинение головоломок). Возвращение к написанию романа – 2018г.
 
ЗЫ: просто чтобы написать первый эпизод повести «шаХики» автору потребовалось:
   1. просмотреть 10-15 видеозаписей шоу мыльных пузырей.
   2. прочитать около десятка статей по физике и геометрии тел из Википедии и других источников.
   3. узнать все про «рамки» и «азот» и т. д., т. е. Прочитать статьи про приготовление мыльных пузырей.
   4. найти в Интернете словарь лагерного жаргона, каталог татуировок и их расшифровок.
   5. а также прочесть пару статей по юриспруденции.
   Это всего лишь для одного эпизода объемом 18 тыс. знаков. (0,4АЛ)

   Общий текст повести «шаХИки» будет вероятно в пределах (автор ну очень постарается!!!) не более 4,5-5 АЛ.
   Так что, чтобы написать нормальную повесть в жанре близком к научной фантастике в нынешнее время нужно прочесть 25-30 книг (а лучше 40-50).

http://www.proza.ru/2017/08/14/507


Рецензии
Здравствуйте, Лев!)

У меня когда-то была такая же проблема, как у вас. Как это называют: "впихнуть невпихуемое" :-) Темка там тоже не ахти была, с церковно-религиозным уклоном.

Что тут можно сделать?

Ну, наверное не впихивать всё в одну историю, а всё-таки попробовать её разделить на 2, а то и 3, книги. Понимаю, что "любимое детище, заботливо вынашиваемое в голове" резать по частям жалко, аж до "не могу". Но стоит ведь пожалеть и читателя тоже. Он же будет продираться через ваши "60-70 подглав и 35-100 персонажей", пытаясь тоже также "впихнуть невпихуемое", но уже в свою голову. И врядли у всех ваших читателей поголовно это выйдет...

Кроме этого, читателям ведь не обязательно расписывать каждую мелочь в подробностях. Кое-что люди понимают чисто интуитивно, составляя цельную картину из образов, описанных вами в произведении. Вам просто нужно определиться, что важно в вашей работе изобразить досконально, а что можно и не так подробно.

Надеюсь, вы найдёте оптимальный выход из вашего затруднения и "Психокуб" будет полностью завершён!) А я пожелаю вам терпения, удачи и неугасимой творческой энергии для достижения этой важной цели :-)

Юлия Ломтева   15.09.2017 01:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия

Ну в принципе тут уже проблема разрешилась.

сюжет написан:
http://www.proza.ru/2015/07/21/222

и со старой прозой также разобрался.
так что все по плану.

но совет интересный.

Лев

Лев Вишня   15.09.2017 14:56   Заявить о нарушении
Вот и хорошо!) Можно приступать к чтению)

Помню фильм был "Куб". Весьма интересный. Смотрела все части. Люблю головоломки)

Юлия Ломтева   15.09.2017 15:37   Заявить о нарушении
Юля, мы можете почитать, можете покритиковать.

Это пока просто скелет будущего романа, на который уже будет накладываться мяса.
Возможно кое-что по ходу написания поменяется и не раз.

Так что можете там высказать любое мнение.

Оно в любом случае мне будет полезно и пойдет в копилку.

с уважением,

Лев

Лев Вишня   15.09.2017 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.