Вера

Сущность веры в исцелении ума,
в освобождении его от покорившей его себе глупости.

Александр Шмеман.

На вопрос: «как ты относишься к вере?», и вообще – «что такое вера?»  люди  обычно отвечают так: «Отношусь хорошо, но я неверующий». Или, что значительно реже: «Я верующий». Достаточно много и тех, кто отвечает  на этот вопрос так, как нас учили при коммунистах: «Вера от незнания….…. Я верю только в одно – в прогресс».
Интересно, что такой ответ выглядит сегодня  глупым, поскольку неожиданно все поменялось с точностью до наоборот. Как раз к вере приходят через знания. Очевидно, что у большинства слово «вера» ассоциируется с религией и верой в Бога. По  апостолу Павлу вера есть знание того, встреча с тем, чего человек сам того, может быть, не зная, ожидает. В этой встрече невидимое становится уверенностью, обладанием и реальностью.
Удивительно, но очень немногие понимают, насколько важно и значимо для человека это понятие. В плане личной жизни что-то представить мы  еще можем. В детстве  верим, что наша мама самая хорошая и красивая, что папа - самый сильный, а  Дед Мороз настоящий и обязательно принесет подарок. Подрастаем и верим, что ждет каждого из нас только любовь и счастье. А когда вырастаем, с удивлением замечаем, что любви-то вокруг не так и много, а счастья и еще меньше, и  вера как-то начинает уменьшаться, а порой пропадает совсем.
Нет сомнения в том, что вера объединяет людей. И как же много в этой жизни того, во что человек может искренне верить!  Вера соединяет небольшие группы людей, а может объединить и целую нацию. Например, вера некоторых людей в то, что главное в жизни -  красивое и сильное тело - объединяет их в группы, занимающиеся культуризмом, или, как сейчас говорят, бодибилдингом. Другие верят в то, что главное в человеке - дух и воля, а тело - просто сменная одежда. Таких людей  мы видим в группах, занимающихся йогой. Вера, пытающаяся ответить на все вопросы, возникающие у человека, способная утолить духовную жажду, быть философией жизни, является самой важной, поскольку определяет жизнь не только отдельного человека, но и нации и даже государства. Такая вера может называться христианством, мусульманством, буддизмом, атеизмом, коммунизмом, фашизмом и т.д.
 О влиянии именно такой веры  на жизнь собственную  мы как-то мало задумываться.  А зря. Оказывается, именно в этой плоскости находится  реальное благополучие и счастье большинства. Именно такая вера определяет жизнь каждого из нас.  Правильно выбранная вера с годами не уменьшается, а только крепнет.   К ней человек стремиться всегда, поскольку имеет духовную жажду и пытается ее утолить. Человек он потому и человек, что имеет эту духовную жажду. Наличие в мире большого количества религий как раз и свидетельствует об этой жажде и духовном искании.  На вере жизнь и держится. Как раз вера дает полноту счастья человека в этой жизни.
Иван Ильин о вере писал так: «Жить на свете – значит выбирать и стремиться; кто выбирает, и стремиться, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то, что они верят, а может быть и то, на каком основании они верят. Другие верят просто, не зная этого за собою и, может быть, ни разу в жизни не подумав, во что же это они, собственно говоря, верят и есть ли у них какие-нибудь основания для этой веры. Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни – совершено независимо от того, понимают люди это или нет. Верят все: и теплопрохладный «свободомыслящий», и воинствующий безбожник, и ожесточенный материалист; верят и социалисты, и коммунисты, и гонители христианства…»
Несомненно, что в странах,  где много суицидов,  мало веры. Сегодня по количеству самоубийств мы  находимся в числе мировых лидеров – в большинстве стран уровень самоубийств  в три-пять раз ниже, чем у нас. Контраст будет еще разительнее, если взять коэффициент, характеризующий добровольный уход из жизни мужчин: они в пять с половиной раз чаще, чем женщины накладывают на себя руки. Значит веры у нас в стране мало-мало, на самом минимуме вера наша.
 Почему же  случилось так, что мы, россияне, загнали себя в тупик? Для этого попытаемся в ракурсе всего одного слова - понятия «вера» рассмотреть историю нашего  государства.
Тысячу лет назад  принял русский народ христианскую веру под названием – православие. Пожалуй, «принял» - это не точно, а правильнее, наверное, так – дана была эта вера Богом народу русскому. Одна из важнейших основ православия – любовь к ближнему и терпимость. Живший этой верой народ оказался настолько привлекательным, что десяткам соседних народов было комфортно жить рядом, и даже под управлением и защитой русских. Практически сама собой, естественно, почти без завоеваний и с минимумом насилия, появилась на земле могучая Российская империя. Территориально самая крупная  за всю историю человечества и единственная в северных широтах. Империя, построенная не на насилии, а на принципах уважения и бережного отношения к национальным меньшинствам.
Шли годы. Христианская вера в Европе постепенно начала меняться на веру в мамону. Бурно развивающийся капитализм усилил европейские армии. Россия во главе с императором  Петром I  вынуждена была принять вызов. Успешное противостояние Западу стоило нам очень дорого. Основная часть русской аристократии переориентировалась на западные ценности и оторвалась от народа, потеряла с ним духовную связь.  Власть  растерялась и стала делать стратегические ошибки, например, навязывать стране ценности непригодные  для нашей национальной почвы или неправильно трактовать понятие - «противление злу». Носители власти понятие  «непротивление злу» распространили  лично с себя  и на Власть.  Засомневалась она можно ли ему, этому злу, противиться насилием.
Бес тут же почувствовал эту слабость и начал испытывать власть, проявляя по отношению к ней насилие все в большей и большей мере (только на жизнь  императора Александра II покушений было целых восемь!).  Власть, преисполненная христианской идеей терпимости и всепрощения, терпела и отвечала на зло неадекватно, в основном увещевала и прощала. Так, например, смертельно раненный, террористкой Спиридоновой Луженовский отдал последний приказ: «Не убивайте!», а затем, узнав, что в него стреляла женщина,  перекрестился и произнес: «Господи, прости ей. Не ведает, что творит». Суд отнесся к ней мягко, сохранив жизнь. Расстреляли свои, коммунисты, в 1940 году.
Великая княгиня Елизавета Федоровна посетила в тюрьме убийцу своего супруга генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича,  передала ему образок и сказала: «Я вас прощаю, Бог будет Судьей  между Князем и вами, а я буду ходатайствовать о сохранении вам жизни».
Конечно, как христиане они поступали правильно, но как представители власти, очевидно, что  оторвались от народа, не понимали его, и легко спутали беса с народом русским. Агрессивная, радикально настроенная прослойка общества, находящаяся между народом и аристократией, не воспринимала эти поступки адекватно как красивые и благородные, а видела в них только слабость. Своим мягкосердием власть, по сути, поощряла терроризм, который в начале двадцатого века расцвел в России  пышным цветом (с 1906 года по 1917 в стране было отстреляно около 20000 граждан отстаивающих традиционные ценности России).
Убедившись  в этой слабости,  злые силы, в том числе в лице части аристократии находящейся у трона опорочили  Веру  и Императорскую власть  в глазах  населения России. Они, используя  детскую доверчивость народа, полученную как раз от веры,  обманули  его. Убедили они народ, что все неудачи не от их бездарного управления, а от монархии, и нужно  Царя свергнуть, а власть отдать им.
Свергли, власть получили и всего за полгода продемонстрировали  не только полную свою неспособность управлять, но и бессилие удержать в руках эту власть. Они ее просто уронили. Бесы, тут как тут, власть подобрали и предложили народу  все земные блага  силой отнять у имущих, разделить и наслаждаться ими – это-то наслаждение и будет счастьем для них на века. И легко искусилась непутевая часть нашего народа, и приняла  веру под названием – всеобщая пролетаризация. Отняли, нарушили Божественный уклад жизни, и… остались ни с чем. Стало еще хуже.  Красоту порушили, а богатство  досталось бесам и их подручным.
Тогда российскому народу силой навязали новую веру.  Суть ее в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели равные права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно счастливыми. Называется эта вера социализмом. Однако быстро проявилось очевидное, что и люди все разные, и потребности у них разные, да и отдача от каждого разная.  А еще через некоторое время выяснилось, что  руководящая и управляющая прослойка населения сразу отделилась от массы и опять обманула народ, искусственно держала его в нищете, заставляя при  этом напряженно трудиться на светлое будущее, а большую часть созданного людьми богатства тратила на мировую революцию, танки, бомбы и ракеты.   Спряталась новая аристократия от народа своего за высокими заборами и делила там между собой потихоньку что-то, в очередной раз, потеряв с ним духовную связь. И эта вера для народа нашего оказалась ложной.
  Таким образом, люди русские, обманом и силой, отлученные от веры отцов и дедов, постепенно духовно деградировали и потеряли привлекательность у народов, живших веками рядом с ними под их опекой и защитой. И стало государство Российское легко и быстро разваливаться.
В этот момент либеральные демократы  искусили нас возможно последний раз ценностью западной под названием  общество потребления. И как же эта ценность заманчива, ведь в центре ее человек, который выше всего; и Бога, и нации, и государства. Это общество базируется на сумме двух вер - мамонизм  + гедонизм.
Гедонизм – это вера   в наслаждения, и  особенно в чувственные.  Это - важнейшее в жизни, это  цель, это  путь, ради этого нужно жертвовать всем остальным.  Чтобы отчасти разочароваться в этом искушении и понять, что не прививается эта «прививка» у нас, так легко как в других странах, русскому человеку понадобилось всего двадцать лет.
Оказалось, что последнее наше искушение уже привело современный западный мир к духовному кризису.  Иван Ильин еще полвека назад объяснил это тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками нечувственного опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими.  Ослепленное успехами естествознания и техники, охладевшее к религиозным глубинам жизни, оно всецело доверилось чувственным ощущениям. Вследствие этого люди нового времени изощрились в изучении материальной природы,  в технических изобретениях и незаметно оказались в состоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта, духовной очевидности и духовных умений. Преодолеть этот кризис можно только одним способом: вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта, пробудить их и творчески зажить ими.
Однако западный мир слишком далеко  зашел по  ложной дороге и вряд ли ему удастся преодолеть  кризис. Другое дело – русские.  Мы, как ни одна нация на Земле перепробовали за последние сто лет все ложные веры;  и социализм, и атеизм, и астрологию, и дианетику, и рерихианство, и протестантство, похожее  сегодня на рядовое сектантство. А, перепробовав все это, многие разочаровались и, потеряв почву под ногами,  начали тонуть. Возможно, мы в своем падении уже опустились до дна, оттолкнулись от него и теперь всплываем.
Ведь совсем не случайно  именно сейчас понемногу приходит к нам понимание, что истинная вера для нас русских та,  которую завещали нам наши предки и от которой мы так  легко отказались в 1917 году – православная вера. Только возврат к ней приведет к возрождению и русскую нацию, и государство Российское.
 Возврат этот уже невозможно не заметить. Власть всех уровней присутствует на богослужениях. По всей стране возрождаются старые приходы, строятся новые храмы. Вера появляется, наконец, все в большей и большей степени  у интеллектуальной части населения. Спрос на православную литературу растет почти в геометрической прогрессии, а самое успешное в России периодическое издание сегодня – православный журнал «ФОМА». Причем совсем не случайно, более красивого, доброго и умного журнала мне в своей жизни встречать не доводилось. Одни из самых успешных и читаемых писателей в России – священники. Думаю, что  многие  читали книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона или книги протоиерея Андрея Ткачева.
Формула России - Жрец-Воин-Пахарь. Все девяносто лет лихолетья Жрец у нас был от беса, он был ложным. И Россия разваливалась  потому, что нарушил он формулу России, унизив Воина и Пахаря. Все это время сомнения и недоверие одолевали  русских Воина и  Пахаря. Очевидно, что в этой триаде главный – Жрец и именно он сейчас возрождается. Возрождается в виде управляющей элиты нашего общества, поворачивающейся, наконец, к православию.  Завоюет  Жрец  доверие у Воина и у Пахаря, заработает формула России и возродиться она.


Рецензии