Р4. О культуре

Небольшое предисловие к статьям размышление. Все статьи с индексом «Р» опираются на выводы, которые были сформулированы в «Науке о Человеке».
Ключевым моментом является то, что  человеческая деятельность предопределена только врожденными и приобретенными инстинктами, а сам человек состоит из двух сущностей – биологической (для краткости БИО) и психологической (для краткости ЛЕО), т.е. ЧЕЛОВЕК = БИО+ЛЕО.
Подробнее эти выводы поясняется в короткой статье «Лабиринты сознания» и в первой статье  с индексом «Р1».

Рассуждения о культуре представляют собой самый  сложный и неоднозначный процесс по определению его смыслового  содержания и предназначения. Если потребность в питании и здоровье человека, есть оправданная целесообразность – производство полноценного потомства, то предназначение культуры в жизни человека расплывчаты. Даже само определения значения смысла самого термина «культура» является расплывчатым. Толи это нечто целесообразное, проявление возвышенности и духовности, толи это еще нечто….

Как не парадоксально, но эта «культура» играет самую главную роль в жизни человеческой популяции. Ни в одной дикой популяции нет подобного процесса. Там вся жизнь построена на способности вида, производить потомство в соответствии с их генотипом. У них, практически, полностью отсутствует психологическая составляющая – ЛЕО, состоящая из приобретенных инстинктов – привычек. Человек же переполнен этими привычками настолько, что его ЛЕО не только существует в теле БИО, но и доминирует в нем настолько, что для БИО, его задача по производству потомства, уходит на второй план. БИО оказывается в полном подчинении у ЛЕО.

 В идеале, набор привычек ЛЕО должен бы быть способен повышать надежность выживания БИО, оптимизируя его жилищные условия, семейные заботы, работу и многое другое, что преподносят нам капризы природы.  Так и было у наших далеких предков. В борьбе за выживание БИО, ЛЕО изобрел различные орудия труда и охоты, помог БИО освоить огонь и строить жилища и многое другое. Постепенно, этот процесс привел к появлению у человека больше свободного времени – досуга, когда можно было ничего не делать. Однако, мышление, как постоянно функционирующая врожденная система организма, не могла прекратить свою работу. Мышление  не может не мыслить! И мышление стало формировать для досуга соответствующие привычки, которые загружали БИО своеобразной «мыслительной» деятельностью. 

На базе этого класса привычек, стала зарождаться технология заполнения досуга. БИО был вынужден исполнять эти новые, приобретенные привычки ЛЕО, предназначенные для досуга. Песни, танцы, обмен житейскими событиями и т.п. Время досуга проходило незаметно и с определенной пользой для БИО. Он расслаблялся физически, был удовлетворен и мышление, что благотворно отображалось на повседневной деятельности ЛЕО.

Семейные заботы, работа и плодотворное  проведение досуга превратились в своеобразные морально нравственные каноны, которые стали определенной жизненной нормой. Вот эти процессы постепенно превратились в необходимую жизненную норму, для КУЛЬТУРНОГО человека. Если бы не одно но!

Эти нормы состоят из привычек приобретенным ЛЕО, качество которых полностью зависит от окружающей действительности. Каждый ЛЕО считает «культурным» (приемлемым, верным) те морально нравственные нормы, которыми обуславливаются его набором привычек. Вот этот набор привычек заставляет  БИО «изображать» всем своим телом этот «культурный» процесс.

Это, особенно, хорошо получается у элиты, у которой досуг является основным видом деятельности. Они стали обладателями не просто целесообразными привычками для досуга, а эти нормы стали признаками духовными,  эстетическими, возвышенными и т.п. Их ЛЕО отделился  от основной части общества, считая их ЛЕО не способными к «возвышенным чувствам».

Тем не менее,  ЛЕО основной  масса общества с успехом заполняет свое свободное время. То, что их набор привычек (к танцам, музыке, живописи и т.п.) иной, чем у элиты, не означает, что  они получают  меньшее от них удовлетворение, чем элита.

К сожалению, набор привычек для досуга общества и элиты существенным образом зависит от существующих системных взаимоотношений в обществе. Сейчас они основываются на стихийном рынке, власти денег и рекламе. Шоу бизнес рекламирует для наших ЛЕО «целесообразный» образ жизни, в котором способ проведения досуга является главной целью в жизни человека. Наше мышление не в состоянии устоять под непрерывным действием такой рекламы, и легко формируются  привычки «псевдо» целесообразности в такой «культуре».

А основная суть заключается не в том, какая культура более правильная или целесообразная, а  в том, что мы не можем не мыслить. Просто, нужно заполнить свой досуг своими «культурными» ценностями,  не поддаваясь на «массовые, культурные мероприятия» и стремиться к более индивидуальным (в небольших группах) способам наполнения своего свободного времени.

То, что в нашей жизни имеется потребность в проведении своего досуга в массовых спортивных мероприятиях и популярных концертах, говорит не столько об их культурной необходимости, а о наличии в наших ЛЕО таких привычек. Это они требуют от наших БИО посещать эти массовые мероприятия, на которых наши ЛЕО (т.е. их привычки) будут заставлять БИО изображать самые разнообразные эмоции восторга и осуждения. Человек получает определенную разрядку, что  усиливает в нем  привычки подобного рода. Он становится фанатом, поклонником таких мероприятий, что препятствует развитию своих, собственных индивидуальных культурных качеств.

Особые способности человека к живописи, музыке, поэзии и т.п. не свидетельствуют о том, что это является проявлением некой особой духовности и культуры, к которым должны стремиться каждый человек. Этим «даром» наделен каждый человек. Это действие врожденного инстинкта склонности, которым мы все наделены, но не в равной пропорции.

Кроме этого, для превращения врожденной склонности в способности (мастерство, умение и.т.п.), необходимо накопить определенное количество привычек, которые БИО мог бы исполнить. (Так, для музыканта требуется «качественный» слуховой аппарат и кисти рук).

Обладание особыми способностями не свидетельствует о наличии только позитивных морально нравственных качеств человека, которые являются своеобразными «культурными ценностями» и к которым нужно стремиться. Просто, эти одаренные люди (музыканты, писатели, артисты, художники и.т.п.) помогают, не «слишком одаренным», проводить свой досуг, чтобы их мышление наполнилось «приятными мельканиями мыслей», т.е. помогали бы сформировать привычки досуга. Как показывают реалии нашей жизни, эти привычки досуга не всегда бывают позитивными, но воспринимаются конкретными ЛЕО, как некий признак  культуры и духовности.

Реальная, житейская культура сводится к тому, чтобы мы обладали не только культурой досуга, но и культурой питания, профилактики здоровья и, особенно, воспитания нового поколения. Вот всем  этим сферам мы мало уделяем внимание, что  и приводит нас к псевдо культуре.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!

Солидарен с Вашей общей оценкой, но хотел бы остановиться на отдельных моментах.
Прежде всего, "элиты" — это, в основном, самоназвание. Буквальное значение слова — лучшие представители, у нас же по умолчанию подразумеваются наиболее богатые и приближенные к власти, что далеко не одно и то же. Эти люди сами себя "назначили" элитой и всячески внедряют такую интерпретацию среди остального населения. Раньше для обозначения этой прослойки использовалось слово "знать", но "элита" звучит благороднее и престижнее, так почему же не примазаться?
Потому на практике регулярно наблюдаем, как "элитные" отпрыски, имея несопоставимые с обычными гражданами возможности для образования и саморазвития, просто "сходят с ума, потому что им нечего больше хотеть". С другой стороны, можно встретить множество примеров, когда люди, не обласканные богатством и прочими благами, обладают огромной внутренней культурой. И отчего такое? Всё объяснять генетикой представляется необоснованным, а уж воспитанием — тем более. Тут прежде всего какая-то внутренняя врождённая предрасположенность.
Второй момент: формирование массовых привычек в отношении досуга происходит не столько из желания "элиты" выделиться в культурном отношении, сколько из чисто практических соображений: на этом можно неплохо зарабатывать и одновременно держать массы под контролем. Античный принцип "хлеба и зрелищ" для плебса свою актуальность никогда не потеряет, увы.

Благодарю за публикацию, а также за интерес, проявленный к моим публикациям.

Августин Летописец   01.09.2018 20:05     Заявить о нарушении
Августин. Мне нравится та цель, которую Вы преследуете своими статьями – заинтересовать человека в познании реалий окружающей нас природы. Вот я один из таких, которые пытаются определить место человеческой популяции в нашем Мироздании.

Так родилась моя версия «Науки о Человеке», по мере рождения которой пришлось «поглубже» внедриться в микромир. На этой базе, я пытаюсь в своих статьях под рубрикой «Р» - «Размышления», найти практическую пользу от своих «научных» предположений, в надежде, что в них есть и нечто реальное.

Сейчас, в своих последних статьях, пытаюсь сформулировать, и заключительную часть своих «научных» трудов - принципы оптимизация жизни социума.

Вольно или невольно, появилась цель, познакомит всех со своими «открытиями». Захожу на странички, на которых освещается подобная тематика, и пытаюсь эту же тему объяснить в рамках своих представлений.

У Вас интересная статья о языке и особенно полемика с Сергеем Гороховым 2. Зашел и на его страничку и понял что все «языковеды» нашли хороший способ выживания. Для этого они обосновали особую целесообразность:

\\\ Язык создают, отлаживают, усовершенствуют люди, и конкретные люди. Желательно чтоб этом деле знающие толк. Для этого всегда имелись и в современное время тоже имеются. Институты, организации, системы образования и прочее в этом роде, занимающиеся этим не простым делом. \\\

Язык же сделали наши предки, на базе нашей врожденной способностью к имитации звуков. Соответственно мы имеем определенную конструкцию голосового аппарата и, как популяция общественная, мы не можем не общаться. Вот на базе этих генетически обусловленных предписаний и рождался язык общения. При этом в каждом племени свой язык и его окраска, и этот язык, к 3 -5 годам, почти в полном объеме усваиваются нашими детьми, а потом все нюансы этого языка передаются ими следующему потомству.

Что касается этой моей статьи. Конечно, в ней нет особой нужды пояснять свои представления с помощью условных БИО и ЛЕО. Главная суть сформулирована в этих абзацах:

\\\ Особые способности человека к живописи, музыке, поэзии и т.п. не свидетельствуют о том, что это является проявлением некой особой духовности и культуры, к которым должны стремиться каждый человек. Этим «даром» наделен каждый человек. Это действие врожденного инстинкта склонности, которым мы все наделены, но не в равной пропорции.

Реальная, житейская культура сводится к тому, чтобы мы обладали не только культурой досуга, но и культурой питания, профилактики здоровья и, особенно, воспитания нового поколения. Вот всем этим сферам мы мало уделяем внимание, что и приводит нас к псевдо культуре. \\\

Ну, а самыми ключевыми элементами в моих представлениях, являются свойства эфира, свойство мышления, свойства инстинктов, свойство свободного времени и то, что все атомы и молекулы представляют собой ПЛОСКИЕ (а не шарообразные) структуры.

Владимир Плетнёв   01.09.2018 22:06   Заявить о нарушении
Благодарю за столь развёрнутый комментарий. Однако моя цель несколько скромнее: не столько заинтересовать в познании, сколько обратить внимание на то, что привычный взгляд на окружающий мир может от истинных реалий существенно отличаться. Отсюда и моё нежелание категорически отрицать существование некой субстанции более тонкого уровня, чем изученный на сегодняшний день микромир. Называть ли эфиром или как-то иначе — вопрос терминологии, но рано или поздно настанет время и для её изучения.

Августин Летописец   01.09.2018 22:20   Заявить о нарушении
Ваше замечание привело к своеобразному «мельканию мыслей» в моем мышлении, которое сводится к тому, что вся «субстанция более тонкого уровня» расположена в нашем же мышлении. Но, с другой стороны, появляются на полях различные рисунки, которые пока не находят объяснения в научном мире.

В тоже время, продолжается наша жизнь, наполненная явными не целесообразными заблуждениями, что негативно действует на нас самих и мы, порой, не догадываемся о причинах, которые обуславливают подобные процессы. По этой причине, я и предлагаю, в первую очередь, изучать «субстанцию более тонкого уровня» в нашем собственном мышлении, конечно не забывая и про окружающую нас среду обитания.

Владимир Плетнёв   02.09.2018 09:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.