Синие сумерки эссе

Синие сумерки…Город убил их искусственным светом бесчисленных окон, машин, фонарей. Зато вне города, особенно зимой, сумерки длинны и живописны. Акварельные тона гаснущего дня медленно растворяются в мягкой синеве, подсвеченной белыми снегами. В это время в городе серенькая дневная туманность резко сменяется ярко освещенной темнотой вечера.
Мороз кусается все злей,
Снег сыплется из фонарей,
И мгла сгущается сильней
Вокруг людей, в кругу людей…
В памяти вспыхивает «зимнее» воспоминание о детстве в кубанской станице. Выпал снег и отец вернулся с работы вечером не на бидарке (двухколесной рессорной коляске), а в больших грубо сколоченных колхозных санях. В них был впряжен уже знакомый нам, детям, смирный красавец Сигнал с белой метиной на лбу. Пока отец ужинает («вечеряет»), мы с братом, замирая от страха и радости, угощаем коня хлебом, сахаром, капустой. Он деликатно берет еду с маленьких ладошек теплыми губами и вкусно хрупает её большими зубами. Приходит отдохнувший и повеселевший отец, соглашается покатать нас. На сено в санях он стелет пёстрый коврик, устраивает мне и брату «гнёздышко», а сам садится боком на передок. Слегка тряхнув вожжами, отец командует: «Но-о, пошёл!». Застоявшийся конь резво бежит без понуканий. Крупные белые хлопья снега роятся над нами, пытаются догнать сани и не могут – так быстро катим мы по синим-синим сумеркам!
Ассоциативно вспоминается давно прочитанный рассказ японского писателя. Сюжет простой: зимним вечером приезжает в маленький посёлок из Токио молодой человек с женой. В синих сумерках приветливо светятся разноцветные фонарики вдоль улиц. Он радуется знакомым с детства местам и в то же время  тревожится. Его беспокоит встреча с семьёй: как отнесутся они, люди традиционных взглядов, к его избраннице? Ведь она бывшая гейша (это 60-е годы прошлого века). Волнуется и женщина, думая о том же. Но всё складывается хорошо. Финал: молодые любуются ночью из окна спальни залитой лунным светом долиной (дом стоит на окраине). Они в состоянии успокоенности и полного, ничем не омраченного счастья.
Слышится далёкий мелодичный звон. По заснеженной равнине под луной едут сани, запряженные лошадкой, и звон колокольчика приближается, а потом долго затихает. (Оказывается, там тоже ездили в санях да с колокольчиками!) И какая по-японски изысканная символика: долгий жизненный путь впереди, а звон колокольчика – мелодия любви на этом пути.
Вот так синие сумерки завораживают и навевают разные мысли.

2015г.


Рецензии