Лицо человека

Как часто взрослых умиляет, развлекает, а порой и раздражает искренность или, как иногда говорят, наивность детей. Невдомек нам, что это и есть голос Бога, голос правды. Как же большинство взрослых не любят этот голос! Как он их выводит из равновесия! Снисходительно оправдывают они ребенка за это «безобразие»: «Ну, ляпнул. Маленький еще, дурачок, подрастет - поумнеет». Подрастет, поумнеет – это значит, пустит в душу беса и станет таким, как все. Исчезнут навсегда открытые всем чистые глаза и искреннее доверчивое лицо, но зато станет он таким, как все. Однако бес Бога победить, конечно, не может, и Бог всегда, но в разной степени присутствует в душе каждого, присутствует в виде совести.
Так и живем мы в этой земной жизни, постоянно совершаем выбор, действуя каждый раз в соответствии с тем, кто в данный момент в душе победил - Бог или бес.
Иногда говорят: «Лицо - зеркало души». И это правда. Особенно это «зеркало» правдиво, если смотреть на лица людей, которые прожили больше сорока лет. С молодыми лицами сложнее. В большинстве душ у молодых борьба Бога с бесом в разгаре, кто возьмет верх – непонятно, и там легко ошибиться. На зрелых же лицах легко читается печать победителя. Хотя если лицо у человека доброе, то это не значит, что беса в его душе нет, он есть, но когда себя проявляет, странным образом становиться ясно, что человек-то добрый.
Мы так устроены, что почти каждый пытается претендовать на более значимое восприятие своей личности в обществе  и для этого невольно использует сложнейшую актерскую игру. Цель ее та же, что и цель женского макияжа, - скрыть негатив, беса, и выпятить позитив – Бога. Способности у людей разные, и удается эта игра каждому тоже по-разному. Возможен даже вариант чистого беса, который, выступая под личиной Бога, сможет обмануть и покорить всех. Евангелие от Матфея предупреждает нас: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные…. По плодам их узнаете их».
Даже в детской сказке «Волк и семеро козлят» присутствует этот сюжет. Правда, из сказки ясно, что если ждать плодов, то, возможно, узнавать-то волка будет уже некому.
Жил-жил я на белом свете и как-то не встречал взрослых людей с выражением лица таким же, как у детей. Да и в литературе встретил всего одного – князя Мышкина. Думал я, что такие люди обязательно должны быть, а не встречаются потому, что заклевывают их, как князя Мышкина, причем еще молодыми, не давая повзрослеть.
В начале 90-х годов в организации, где я тогда работал, был маленький сварочный участок. Как-то, проходя мимо него, обратил внимание на сварщика, внешность которого  заставила меня на мгновение приостановиться. В сознании почему-то возникла ассоциация с обликом Иисуса Христа. Да, рабочий был лет тридцати, стройный, высокий и с бородой, но, несмотря на это, на канонического Христа похож не был. Не давала покоя особая нота, которая резко выделяла его. Образ его преследовал меня целый день как какая-то навязчивая мелодия. В конце концов дошло, что, должно быть, он  не такой, как мы все, внутренне, душа у него сильно отличается от наших душ, и как раз это  отражается в облике. Какой-то он умиротворенный, ясный, и даже кажется, что светится. А ведь мы все  растеряны,  напряжены  и даже порой  агрессивны.
Мне страстно хотелось поговорить с ним или, по крайней мере, постоять рядом. А ведь известно, когда чего-то очень хочешь, оно обязательно случается. Видно, хотел я очень, потому что уже на следующий день увидел у сварочного участка группу людей, и тут же с надеждой  направился туда. Ожидание меня не обмануло. В центре группы был он, и не один, рядом с ним стояла невысокая женщина с маленьким ребенком на руках. Одета она была более чем скромно, но аккуратно. То, что это его жена и его ребенок, сомнений не было. Они  сильно и одинаково отличались от всех нас и вместе составляли очевидную гармонию. Их лица казались одинаковыми, но не геометрией, конечно, а выражением какой-то глубокой доброжелательности, умиротворения, спокойствия. Лица их были похожи на лица детские, на них не было «макияжа».
Совсем нелогичное присутствие жены на его работе меня тогда совсем не удивило. В стране был полный развал, и мы уже привыкли ко всему. Время тяжелое, шоковая терапия, обвал рубля. Что вокруг творится, не понимал никто. Все были обозлены и агрессивны, каждый выживал, кто как мог. Ученые и инженеры торговали на рынках.  Вот и этот странный человек – сварщик, хотя явно к рабочему классу отношения не имеет. Несмотря на то, что все его существо излучало доброжелательность, окружающие доставали его жесткими, порой злыми вопросами:
- Что же твой Бог допустил такую власть, которая дает жить бандитам и гноит нормальный народ? – шумели мужики.
Со стороны казалось, что он здесь полномочный представитель Бога, должен принять от народа претензии  и все им объяснить. К нему, верующему христианину, пришли люди со своими наболевшими политико-экономическими вопросами, за которыми явно просматривалась надежда нащупать хоть какую-то твердь под ногами. Он отвечал очень по-доброму, мягким смиренным голосом:
«Любая власть от Бога;
Бандиты не от Бога, а от наших грехов. Не будем грешить – не будет бандитов;
На то воля Божья;
Потому что живем неправедно;
Болеем - значит, Бог нас не забыл. Станем жить праведно, поправимся».
От его доброты, смиренности и непонятности ответов все быстро успокоились и разошлись. Пошел и я, несколько разочарованный. Показался он мне тогда человеком ортодоксальных взглядов, смотрящим на сложные явления жизни упрощенно, через свою узкую призму.
Прошли годы, и жизнь привела меня в церковь. Там я снова встретил такие же ясные глаза и такие же чистые детские лица без «макияжа», как у того сварщика. Они попадались здесь довольно часто. А самое главное, что такой притягательный и светлый облик был почти у всех священнослужителей.
Священник, читая проповедь, говоря о наших земных проблемах и трудностях, использовал порой те же фразы, которые я когда-то слышал от «сварщика». И я теперь уже не чувствовал здесь никакой упрощенности, а наоборот, ощущал, а иногда и видел глубину, которая в состоянии объяснить абсолютно все, что происходит с человеком на этой земле, и видел мудрость, способную ответить на любой вопрос человека.
Однажды дали мне посмотреть большую групповую фотографию молодых священников. Я взял фотографию и, не успев еще рассмотреть ни одного лица конкретно, явственно почувствовал тепло, от неё исходящее. Ощущение было неожиданное и загадочное. Я стал внимательно рассматривать лица. Удивительно, но  у всех были детские доверчивые лица с открытыми чистыми глазами. Казалось, каждый из священников смотрит в глубину моей души и, совсем меня не зная, уже любит меня так, как никто в жизни не любил. И подумалось, может, глазами священников смотрит на меня всех любящий и всех прощающий Господь.


Рецензии