Харьковская новелла

                1               

      Кручинко Владимир сидел за столом  на диван-кровате против цветного современного телевизора. Телевизор  ЖК, большого формата, в каких-то дюймах и толщиной в три сантиметра. Кручинко гордился этим телевизором, его размерами в сорок девять дюймов с изогнутым экраном и с пятью миллионами цветов. Что это означает, Владимир не понимал, но новинка какая! Друзья завидуют! А как показывает, если еще добавить, что телевизор цифровой. «Знаю я, или не знаю я, что такое цифровой, что такое ЖК и сколько цветов в нём, какая мне разница! Но он шикарный, большой, современный. Вот это главное. И это мой телевизор, не многие такой имеют!» ;  размышлял Крученко.
      Телевизор не молчал. С экрана смотрел Киселев и убедительно говорил: «…. За каждое слово мной сказанное я отвечаю…».
      ; Сколько их развилось, этих ответственных, мать (и т.д.), ; ответил экрану Кручинко, и потянулся за бутылкой «Императорской», стоявшей на столе и до дна еще не опустевшей.
      Герб, с тремя коронами, одной головой и вытянутым языком смотрел в стакан, и наблюдал как лилась водка, а другой смотрел в небо, докладывая  богу. Третья корона не успела упасть.  Бутылка была возвращена в прежнее состояние, орлы словно рассорились между собой, смотрели в разные стороны. Один на Сибирские владения, другой на европейские, а третья корона, претендуя на уральские горы, которые разделяют поссорившихся владык.
      Крученко взял граненый стакан, сохранившийся от времен социализма, посмотрел на экран телевизора с рекламой о «достоянии народа», в которой голубая лента, олицетворяющая потоки природного газа, как змея перемещалась по строительным и природным пейзажам, а голос сурово и торжественно сопровождал достоинствами эту ленту.
      ; Вот! «блин». Достоинство! Только чьё? это достоинство стало…….  ; пробормотал Владимир, и выпил водку, понюхал кусочек хлеба, поморщился, посмотрел на телевизор, ;  сколько можно! водку лить, ; и закончил  диалог с телевизором.
Герб на бутылке «Императорской» вновь наклонился, и последняя струйка  горячительного напитка вытекла в стакан, словно голубая лента. Крученко посмотрел на пустую бутылку и, следуя приметам, поставил ее на пол возле ножки стола, и откинулся на спинку дивана.
      Кадры на экране телевизора сменились. Молодая, симпатичная диктор резким и заносчивым голосом убеждала, что о сказанном должны знать все, и стала перечислять краткое содержание главных новостей: исламисты отрезали голову американскому журналисту; россияне нанесли удар в Сирии по исламистам; обстрелян Донбасс на Украине; волнения в Харькове; Турция сбила Российский военный самолет; катастрофа пассажирского лайнера ; погибли граждане РФ; на строительстве восточного космодрома не выдают зарплату рабочим; на дальнем востоке арестовали мэра, укравшего 1,5 миллиарда рублей.........
      Крученко Владимир выпил водку, переключил канал телевидения и стал смотреть очередную серию детектива, в которой расследуются серийные убийства преступника:
      - Вот это приятней смотреть, привычнее - тихо пробормотал он сам себе.
      На душе не стало спокойнее, тревожили события на Украине.

                2

      Харьков! это город особый для Крученко  Владимира, исторический для его жизни, этот город сыграл главную роль в его фамилии, и из этого города была предначертана его дорога в жизнь. Этот город - предтеча его жизни.
Крученко Кузьма, будущий отец  Владимира, учился в Харьковском университете на историческом факультете и параллельно занимался журналистикой. Играл на бандуре и выступал в составе ансамбля народных украинских песен. Сам Кузьма из кубанского казачества, которое возникло из украинских сечевиков. Родом из  Краснодара (Екатеринодар). Он любил Украину, и всегда старался говорить на украинском языке. Но со временем у него смешался русский язык и украинский, и речь стала гибридной.
Кузьма Крученко участвовал в движении за дружбу России с Украиной, это было в далекие годы, до Отечественной войны. В те годы тоже были трудные времена в отношениях двух республик.
      В движении дружбы украинцев с русскими проводилась акция братания. В знак дружбы украинцы, члены движения, свои фамилии трансформировали в русские, а русские, свои фамилии трансформировали в украинские.  Так  из фамилии Кручнев получилась фамилия Крученко. С такой историей Крученко Владимир в предвоенные годы  родился в Краснодаре. Оккупацию в годы Отечественной войны  пережил тоже в Краснодаре.
      Как все советские дети был октябренком, затем комсомольцем. От отца передалось теплое отношение к Украине. Судьба  отправила Владимира проходить армейскую службу на Украину, под Львовом, в городке с названием Городок.
После службы окончил Ростовский университет и затем поступил на работу, образовал семью. По долгу службы часто ездил в Украину, особенно часто бывал в Харькове.
      Да! Харьков ; великий город. С великим мужественным народом, выстрадавшим, и выжившим в период нашествия фашистов. Город, откуда отступал с боями его отец, город ; который с боями освобождал его отец. Город, в котором много лет спустя, при встрече с боевыми товарищами, от переполняющих воспоминаний и чувств сердце воина не выдержало.  Когда в Харьков приезжал Владимир, то чувствовал, что соприкасается душой с отцом, соприкасается с любовью его к Украине, соприкасается с мужеством отца и беззаветной преданностью воинов Красной армии к родным землям Украины и России.

                3

      Владимир открыл глаза и потянулся рукой к столу, но увы! «Императорская» отсутствовала на столе. Скосил глаза вниз. Пустая бутылка стояла у ножки стола с двуглавым орлом, дразнившим  своими длинными языками.
      По телевизору канал НТВ  передавал события  об антитеррористической операции (АТО)  на Украине у аэропорта города Донбасс и на подступах к Луганску. Сколько лет после войны! И вот двадцать первый век, а на Украине гражданская война. Невероятно! Как кошмарный сон! Одни хотели в Единую Европу с мечтой о свободной и сладкой  жизни, которую, по убеждению оных, должна обеспечить им Европа, а другие не хотят попадать под зависимость Европы, хотят своим трудом создавать справедливую свою жизнь. В Киеве в жестокой схватке сошлись на майдане разночинцы. Оружием против власти стали:  камни; бутылки с зажигательной смесью; автомобильные покрышки; кулаки; снайперские винтовки. «Очистительный огонь» в Доме профсоюзов в Одессе! Ужас!! Сгорели люди, как это было у фашистов в печах, как было в белорусской Хатыни! Драка «демократическая» по Украински! с криками: «Москаляку на гiляку», «Хто нэ скаче той москаль». Но причем тут Москва, русские!?.........
      Затем госпереворот! Закон, принятый новой Украинской властью о  «lustratio», позволил обезумевшей толпе очищать чиновников поверженной власти, помещая их в мусорные баки, что воспринималось как развлечение. И это Украина?! с удивительными песнями, историей, великой культурой и Героями Советского Союза, повергшие фашистов. Украина! на земле которой пролил кровь отец Владимира, и которую любил. Украина! которую любили русские братской любовью, и вдруг ; русских на виселицу.  Украинцы убивают друг друга, а россияне виноваты!? Где бог?.... А может ему некогда?!.... Он схлестнул украинскую церковь с российской, и теперь пылают огнем купола увенчанные православными крестами.
      В  комнате слышна работа швейной  машины. Это жена Владимира что-то творит из ткани. Ее отец погиб в Великую отечественную на Украине. Похоронен в братской могиле, в селении Полтава, вместе с украинскими солдатами, погибшими за свободу родной Украины. Теперь в могиле он чужой?! Оккупант?! Певучая, прекрасная, свободная Украина, кто тебя заставляет идти в вассалы ЕС?    
      Экран телевизора моргнул, и появилась  реклама, сообщающая как усилить мужскую силу. «Наверное, украинские организаторы «Революции достоинства»  превысили дозы мужской силы и перевозбудились, и полезли в Европейский Союз» ;  подумал Крученко, и пошёл  на кухню.
      Вернулся с открытой бутылкой пива «Арсенальное» и вновь уселся на диван. Мысли увели его в прошлое и стали рисовать картины воспоминаний девяностых годов. Швейная машинка продолжала строчить строчками времени.

                4

      В девяностые годы Владимир был в командировке в городе Харькове. Прекрасный украинский город. С чистыми улицами и площадями. Приезжих всегда привлекал большой, лучше сказать гигантский, центральный  Универмаг. Недалеко от него большая площадь Ленина, обсаженная ухоженными липами. В глубине площади большой памятник Владимиру Ленину.
      В свободное время от служебных дел Крученко пришел на площадь отдохнуть и полюбоваться архитектурой площади. Но площадь Ленина оказалась людной и шумной. Под тенью лип, недалеко от памятника Ленину, стояла небольшая инициативная группа. Оратор, высокий и худой джентльмен в белой одежде, с электронным рупором у рта выкрикивал фразы со скоростью стрельбы  пулемета «Максим». Рядом с оратором, слева, стоял другой мужчина и держал в руках древко, упирающееся в асфальт, на древке  был плакат ; «Группа 24 августа», а справа ; мужчина с костылём и перевязанной головой,  свободная рука была забинтована и подвешена на повязке через шею. Одна нога,  согнутая в колене, была в гипсовой повязке.
Крученко пробрался сквозь толпу поближе к оратору, который выкрикивал призывы. Владимир прислушался к оратору, который, краснея от напряжения, кричал: «Независимая Украина!»……; «Долой большевистский режим!»; «Москали нас объели, раздели, хватит работать на них!»; «Мы свободный народ и будем процветать своими богатствами!»…… .
      После каждого лозунга группа начинала аплодировать, оратор, чтобы громче было слышно, микрофон рупора  направлял на ладони своего помощника слева, и тот, что есть силы, хлопал и повторял:
      - «Свободу народу от большевиков!» ..... Слава Украине!...... . 
      Народная толпа подражая «Группе24 августа» аплодировала и нестройно вторила: « Героям слава!». ........ 
      Стоящий рядом с Владимиром мужчина активно кричал и аплодировал, лицо его выражало ликование, красный галстук на белой рубашке контрастно выделялся, периодически он доставал белый платок из кармана брюк и тщательно вытирал пот с лица и шеи.
      Оратор не унимался:
      -  Українці! доколе нарід буде терпіти москалей?! Геть їх з України!
      Из толпы слышались крики: «Геть!»...…., «Долой коммуняков»!..... .
      Эхо разносило выкрики по площади. Толпа двигалась, кричала, подымались руки. Кто-то поднял желто-голубой флаг и размахивал им. Листья деревьев под напором ветра шелестели, словно помогая кричащей, обезумевшей толпы. И только  В. И. Ленин, стоящий на высоком ступенчатом, гранитном пьедестале, был неподвижным, и молча взирал на толпу, и продолжал указывать рукой верный путь к счастливому будущему, за которое веками, тысячелетиями боролись те, потомки которых составляли толпу на площади. Толпа не видела жеста, их взгляд был направлен на группу активистов митинга и на бедного несчастного человека, перевязанного бинтами и орущего: «Слава Украине!».
      Оратор призывает к тишине и кричит:
      - Сейчас перед вами выступит пострадавший от гнёта москалей!
      Пострадавший, опираясь на костыль и беря в перебинтованную руку рупор, начинает кричать:
      - Громадяни, граждане незалежною Украины. Посмотрите, что сделали со мной московские пособники и коммунисты.
      Сделал паузу, видно для того, чтобы его хорошенько рассмотрели. Затем продолжил:
      - Я на минулою неделе был здесь, на мітингу! Я выступал с одного из выступов памятника вот этого вождя більшовизму, -  он рупором указал на памятник В.И. Ленину,  и продолжал, - я призывал к свободе, независимости!  Закликав до щасливого життя!
      Вновь сделал паузу. Оратор налил в кружку воды (может водки) и услужливо подал пострадавшему. «Несчастный» зажал рупор перебинтованной руки под мышкой, взял кружку и жадно выпил.  Затем вернул кружку и вновь взялся повествовать:
      - За правду! За призывы быть счастливой родной Украины! Меня!... рабочего, выступающего за счастливое будущее, за демократию.........
      Пострадавший закашлялся от интенсивного крика, затем вновь продолжил:
      - А они!...... пособники «тотальтаризму», меня стащили с памятника. Они меня избили! Пошкодили  голову! Вот смотрите, сломали руку, сломали ногу, пошкодили ребра. Меня! ...... ; Перешёл на украинский язык  и прокричал. ; Прибічника демократії комуністи трохи меня не відправили на той світ! Я......
      Оратор, видно решил, что такой яркой речи достаточно, и забрал рупор, глубоко вздохнул, и рупор закричал во всю свою мощность:
      - Долой насильников над свободным, демократическим народом Украины!
В толпе послышались крики: «Долой насильников!»......, «Свободу народу!...., «Геть комунiстив!».......
      Сосед Крученко Владимира оживился и заорал как утренний петух:
      - Долой оккупантов, Украине сво-о-о-бо-о-оду от коммунистов! - затем стал аплодировать толи себе, толи оратору.
      Оратор  кричал:
      - Хватить грабить Украину! Треба комунiстив повісити на деревах, щоб їх було стільки, скільки листків на деревах!
      Вновь раздались выкрики из толпы и аплодисменты. Сосед Владимира активно продолжал аплодировать. Крученко обратился к своему активному соседу и спросил:
      - Извините, можно вам задать вопрос.
      - Пожалуйста.
      - Вы состоите в Коммунистической партии?
      Сосед, видно, еще не успел выйти из состояния своего участия в удивительном психологическом единстве толпы и спокойно, по привычке, с достоинством ответил:
      - Да, я партийный.
      - Так чего же вы стоите здесь, идите и лезьте на дерево. - Несколько раздраженно сказал Владимир.
      - Это же зачем? - недоумевал сосед.
      - Вы, только что аплодировали «великим словам» - «… повесить всех коммунистов на деревьях…», следовательно, восхищались, соглашались с этим жутким предложением. Вот идите и вешайтесь, ведь вы коммунист. Коммунисты должны быть в первых рядах! -  Сосед с недоумением взирал на Крученко, затем вежливо выматерился и, протискиваясь сквозь толпу, удалился.
      Оратор, словно видел эту сцену, кричал:
      - Геть всiх ворогів з землі Української.  Стерти з землі про них пам'ять гранітну....

      Крученко ушёл с площади и направился в универмаг посмотреть радиотовары. Когда он возвращался в гостиницу, встретил «Группу 24 августа». Впереди шел оратор. В руке нес бутылку водки. Рядом с ним шел пострадавший, державший костыль под рукой и бодро наступал на забинтованную ногу. Забинтованной рукой нес отдыхающий электронный рупор, активно что-то обсуждал. 
      Крученко подумал, что следы их затеряются во времени навсегда!......

                5

      «Как же! Затерялись следы...., а вот же взошли. Инкубационный период закончился….» ; подумалось Владимиру.
      Крученко  поднес бутылку пива ко рту........
      - Владимир, не пролей пиво на диван! - Раздался голос жены из соседей комнаты.
      Мысли вернулись из прошлого.
      По телевизору шли новости: «....На востоке Украины, у аэропорта города Донецка  идут ожесточенные бои..... Есть убитые и раненые с обеих сторон;.... Ночью были минометным огнем разрушена школа и электрическая подстанция;....... ВСУ на подступах к Луганску атаковали повстанцев;...... Порошенко, президент Украины, заявил, что его мирный план окончательно установит мир, и Украина достигнет воссоединения с Европейским Союзом».
      На экране телевизора появляются картины: с погибшими жителями донбаса; с разрушенными зданиями; со стариками и детьми с текущими из глаз слезами…..
Диктор телевидения сообщает, что Порошенко начал процесс декоммунизации. Сносятся памятники коммунистических вождей и памятники Советским воинам Второй мировой войны. Переименовываются города и улицы.  Появляются портреты  С. Бендеры, Р. Шухевича. На формах воинских отрядов нашита стилизованная фашистская символика. Развиваются красно-черные флаги. Украина готовится вступить в союз с Единой Европой!
      Крученко допил пиво.
      - Пойду, пройдусь, что-то мне душно. - Сказал он жене.
      - Только ненадолго!
      Мирные улицы города Ростова встретили Владимира обычной мирной суетой. Шел 2016 год! Ветер с Украины нес запах крови человеческой.....
      Прозаседавшиеся «миротворцы» ООН пьют коньяк, отдыхают в дорогих гостиницах и по мобильным позолоченным  телефонам признаются своим женам и детям в своей любви к ним.......
      На западе потемнели облака, и яркие стрелы Зевса ударили в землю. Неужели опять пойдет свинцовый град. Запад богат на такие дожди с градом.
      А в сознании, из истории II-го Великого Собора украинских националистов проходившего в апреле  1941 года и на котором вождем был избран Степан Бандера, возникают слова пароля участников Собора: «Слава Украине» - ответ: «Героям слава». Такие же выкрики звучат и сейчас не только из бандеровских зубастых ртов, но раздаются из уст президента и депутатов Украины......
      Владимир с тревогой в душе медленно возвращался домой.


Рецензии
Уважаемый Юрий!
Поддерживаю Вас!
Харьковчанка, славянка, дочь погибшего в Киевском военном округе военного врача.
http://www.proza.ru/2012/09/27/195
" Военное детство. Поиски отца"
Эмма Жарикова

Жарикова Эмма Семёновна   10.08.2017 04:06     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку и внимание.

Юрий Катаенко   10.08.2017 22:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.