Система координат... или слово о том, как нам выбр

Христос посреди нас!

Падения происходят постоянно и с каждым из нас. Хорошо, если мы после того поднимаемся, отряхиваем пыль грехов и заживляем ссадины и более глубокие раны, ими учиненные. Много лучше, если мы научаемся быть более бдительными, и уже зная, где лужа или склизко, силимся подобные места обойти стороной.

Часто случается, что нам видится наша духовная жизнь более или менее устроенной, где все идет своим чередом: вечер субботы и утро Воскресения и в Праздники мы за богослужением, Таинствами не пренебрегаем, сирот и вдов не поедаем, постимся если и не в ту меру, что положено Уставом, то, по крайней мере, дни соблюдаем по большей части, вычитываем Правила да еще и присовокупляем к ним некоторые дополнительные молитвословия. Крупные камни грехов, что нас отягощали до воцерковления, мы выкинули, а «бронежелеты» неподъемные, что на нас надеты, не сняли – они к нам приросли уже как кожа…и это не «песочек» незначительных грехов на дне карманов, а многокилограммовые гири. Но с виду они не заметны - сами мы с ними срослись до костей, а окружающим не бросаются в глаза – те многие также в подобных «брониках» расхаживают. И только самые близкие их ощущают, но сделать ничего не могут: воцерковленные нами спасаются и молятся за нас, как за благодетелей, а не воцерковленные еще более отдаляются от воцерковления, видя, что все, что мы не творим, нам сильно не помогает – мы, как и они, а часто и хуже.

Отчего так?



1. Перво-наперво дело в том, что мы весьма ошибочно определяем свое местоположение в духовной жизни, у нас сильно сбился компас и высотомер.
Для начала надо осознать, что если мы все вышеперечисленное совершаем доброе, то это не какие-то вершины нами одолены, пусть и невысокие, а это та глубина ямы нашего падения, ниже которого мы просто не можем падать, потому как ниже уже вовсе и не православие обнаруживается, а невесть что.
Нам не понятны подвиги святых оттого, что мы не в силах даже просто взглянуть на основания этих «гор», потому как со дна ямы не видно их основание.…Прежде надо начать карабкаться из наших колодцев, и когда хотя бы голова окажется на поверхности, то уже будет и великое чудо и огромная польза – вдохнув лишь раз этот относительно свежий воздух у поверхности земли (свежий по сравнению с тем, что заполняет яму), мы получим и силы для дальнейшего вытаскивания себя и опыт: если вновь засмердело, то значит, моя голова опять ниже ватерлинии опустилась. Ну, а тело так и подавно, потому как если умом мы еще иногда можем различать полезное и не очень, то тело это неполезное потребляет только так, безо всякого ума!

2. Случается, что мы даже начинаем осознавать, что свалились в яму и в ней пребываем, а выбраться никак не получается. Это от нашего самомнения и упования на свои собственные силы. Мы рассуждаем так примерно:

- Если мне предпринять бОльшие усилия и усилить делание, то я обязательно выберусь!

И начинаем с большим усердием молитвенное правило, а, может, даже и пост ради своего исправления…

И хотя рассуждения верные – подвиги в меру своих сил и делание нам совершать просто необходимо, но упование и очередность ошибочные.
Уповать следует не на наши собственные силы, а на помощь Божью. У нас у каждого, кто в колодце сидит том смрадном, висит очень крепкая и удобная веревочка, уцепившись за которую мы свободно могли бы выбраться на поверхность, но мы веревки той не увидим, пока не перестанем, сбивая локти и ломая ногти копошиться у стен, тщетно стараясь себя приподнять наверх.

Чтобы узреть тот спасительный канат прежде необходимо немного смириться с тем, что сами себя мы никак не в силах спасти. А коли так, то направлять усилия следует так и там, как о том нам советует Господь и Его Святая Церковь, через святых отцов, через пастырей.

Мы зачастую, слушая себя, а не Церковь, прикладываем усилия огромные, а результат оказывается ничтожным. Мы рассуждаем так:

- Надо усилить молитву, теперь буду читать по два акафиста и еще одну кафизму в день дополнительно, коли эта страсть меня вновь одолевает!

Нам думается, что мы преуспели в молитве (мы же умеем считать, и подозреваем, что молимся много…если считать по секундомеру) и думаем получить больше пользы, если усилим подвиг.
Мы стараемся, выкраиваем время, жертвуем помощью ближним, мучаемся болями в ногах и спине и…не получаем результата. В семье тепла (не говорю уже о любви) не прибавляется, и страсть не отступает. Хотя надо заметить, что небольшую пользу мы все равно имеем – то время, что мы прибавили к молитве, не полностью мы посвятили бы ближним, а некоторую часть провели бы праздно – и вот это нам на пользу. Правда, это примерно такая же польза, как пытаться согреть село или вскипятить воду в море, разжегши огонь в кострище: огня много, пламя высокое и если сидеть близко, то можно и подпалиться даже, а в селе как лежал снег, так и лежит – может быть в ночи даже и подморозило…



3. «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20-21).

Мы думаем, что ненавидеть это только тогда, когда мы желаем ближнему зла, когда готовы причинить ему вред.…Но забываем, что ненавидеть это еще и тогда, когда мы не оказываем ближнему помощь, в которой он нуждается. Отказ в любви – это тоже ненависть.

От того, что мы уповаем на свои силы, Господь и не оказывает нам видимой помощи, ожидая пока мы не обратимся за помощью к Нему и тогда Он с умилением укажет нам на тот канат, уцепившись за который мы сможем выбраться из плена.

Господь говорит:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37-40).

Чтобы возлюбить ближнего своего надо самому стать для него ближним, «оказавшим ему милость» И всегда «поступать также» (ср. Лк. 10: 37).

Иногда случается, что мы собираемся на молитвенный подвиг, а кому-то в семье нужна помощь. Не блажь, не прихоть некоторая, а помощь. Жене- помощь по дому, мужу и детям внимание, невестке или снохе – посидеть с внуком, родителям – не забыть хотя бы позвонить…
Так что же - не молиться вовсе, ведь такого рода забота о ближних нужна практически всегда? Никак нет, но и в помощи торопиться. Если подсказывает сердце, что вот именно сейчас кому-то из них ну очень надо помочь, устал человек, то можно и отложить чтение того или иного правила, ведь помогая ты можешь продолжать молиться. Пусть не запишешь себе «для галочки» очередного акафиста, от того вреда не произойдет – молитву Иисусову, тропари или сугубые молитвы о ком-то из живых или усопших можно творить и в уме и пользы от того, что в этот момент ты отказался от своего (молитвы «для галочки») правила ради проявления заботы о другом будет несоизмеримо больше. Ведь это как раз отщипывание от себя, любимого ради другого – жертва угодная Богу более всех других жертв!



А уж если позднее, когда уже устал и мог бы прилечь или присесть и отдохнуть, посмотрев что-то тебе интересное или почитать, или написать в своем журнале статью, ты отщипнешь еще немного от себя и продолжишь, прерванное глажением белья или приготовлением ужина свое дополнительное правило, то Господь одарит тебя сверх всякой меры.

Случается, что в беседах меня спрашивают:

- Ну, ты говоришь о любви! Ну и как ты себе это представляешь, мне каждый день с букетом домой возвращаться? Как от себя отщипнуть?

Я всегда отвечаю:

- Любишь жену - помой посуду, погладь белье!

У нас дома посудомойка, кажется – какие могут быть проблемы? Но часто случается, что к ночи скопилось грязной посуды ворох, и надо бы её поставить помыться.… Собираюсь ложиться спасть, уже устал…проходя глаз цепляется за эту кучу немытой посуды в раковине. Начинается борьба. Ум и рассуждение говорит, что неплохо было бы все уложить, а потом уже и самому укладываться. Помысел «слева» напротив, шепчет, что дома много кто живет, ты уже потрудился сегодня, оставь другим. И всегда, когда побеждает помысел «слева» мы теряем немного благодати Божьей, когда побеждает рассуждение, Бог изливает её на нас.



4. Делание важно не просто совершать, важно еще совершать его своевременно – то и тогда, когда следует. Не следует в Воскресное утро хватать здоровую внучку у здоровых невоцерковленных детишек, ради того, чтобы они еще поспали – это время для соборной молитвы за Божественной Литургией. Стоит пренебречь беседой с другом или подругой, повествующих о своих бытовых неурядицах накануне Причастия, вежливо, но решительно объяснив о том, что сейчас время для другого. Если и обидятся, беды в том не случится, даже польза для них.
Но и бежать на всенощную, если кто-то из домашних лежит с сердечным приступом тоже не стоит. Духовная жизнь не простая вещь и тут без разумения не обойтись. Добро будет, если есть помощник - духовный отец, который в сложных случаях всегда подскажет и направит. И случись даже, что его подсказка выйдет не самая лучшая, то и в этом случае мы получим большую помощь, следуя ей – помощь от послушания.

Но и имея духовника, и обращаясь к святым отцам, мы помнить должны главное – хочешь получить пользу – урезай себя, а не другого. Самая большая беда, самый большой и опасный противник нашему спасению мы сами, наша всепоглощающая любовь к себе, потакание своим прихотям и сожаление о том, чего хотелось бы, и что не осталось удовлетворенным. Часто это милость Божья к нам, что мы не в силах удовлетворить свои желания, ведь даже просто смиряясь с тем, что мы не реализовали, мы уже получаем пользу. Если к смирению мы приложим немного благодарности Ему за ограничение реализаций наших желаний, то пользы будет еще больше.

Ему же, Господу нашему Иисусу Христу слава и держава с Безначальным Его Отцом и Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий
(http://filin-dimitry.livejournal.com/502783.html)


Рецензии