О читателях и писателях

                Борис БЕМ

     Записки публициста

     Пишу эти строки,а в голову навязчиво просится старый, заезженный анекдот:
   «Идет вступительный экзамен в  педагогический институт по литературе.      

      -Скажите,пожалуйста ,абитуриент Тулим,кто написал роман «Как закалялась сталь? -И в чем историческая ценность этого произведения? 
  Студент, нервничает ,он в замешательстве:
     -Чукча не читал этого романа!
   -Ну, тогда скажите, друг любезный, что вы знаете о произведениях социалистического реализма?- Вы, наверное, читали роман «Мать?»-Кстати, кто написал это яркое произведение ?
  Абитуриент достает носовой платок и вытирает  от волнения вспотевший лоб:
       - И этот труд чукча тоже не читал.
  Профессор от удивления выпучил глаза:
   --Так что же читал достопочтимый чукча?
  Абитуриент  с обидой выдохнул:
  --Чукча не читатель, чукча—писатель!

       К чему это я клоню? Известное дело, что с приходом интернета в наш повседневный быт,  компьютер стал незаменимой вещью, практически в каждой семье. Почти каждый день во всемирной паутине то появляются,то исчезают разные литературные порталы. Наиболее живуч среди своих собратьев-литературный портал «ПРОЗА.РУ» На сегодняшний день этот ресурс посещают свыше двухсот пятидесяти тысяч авторов, а количество опубликованных опусов приближается к шести миллионам. Просто можно позавидовать такому успеху!
    О качестве литературного письма я в этой статье говорить не буду,этой проблеме уже многократно уделялось внимание. Я лично несколько раз поднимал эту тему, однако, меня никто не услышал, точнее, не захотели услышать. Да ну ладно! Сегодня я хочу поговорить о культуре чтения. Опускаю даже вопрос рецензионного письма,о котором тоже много говорилось ранее. И меня не столько удивляет количество читателей на сайтах многих авторов, сколько бешеное количество бездарных отзывов и пустых рецензий. Я даже провел такой интересный эксперимент. Многие свои большие работы для облегчения чтения я разбил по небольшим главам.. Чего греха таить! Читать книги на бумажных носителях для глаз комфортнее. А вот читать длинные тексты на мониторе,действительно,утомительно. И вот, пробежавшись мышкой  под списком читателей на своем сайте,да и на страницах других авторов, я обнаружил следующую картину. Читатели не особо утруждают себя вниманием. Мало того, что они читают первые две строчки, потом перебегают  глазами в середину текста, и завершают чтение последним абзацем. И я не перестаю удтвляться тому,что при всем при этом, они умудряются писать друг другу «хвалебные» оды.
    Для удобства чтения  я специально выставил публикации, сверху вниз, сознательно, пронумеровав главы. И что Вы думаете? Читатели соблюдают эти элементарные правила чтения? Отнюдь нет!  И опять начинается старая картина. Читатель заглядывает в конец повествования, потом в середину, и на этом его «запал» заканчивается. И наоборот! Чем короче «опус»,и что характерно, чем меньше в нем литературных достоинств, тем охотнее он читается, а количество похваляшек,порой, достигает просто безумных цифр.
   Я уже в своих статьях, да и на своем сайте, предупреждал авторов портала о том, чтобы они внимательно и вдумчиво читали те или иные работы. И только в том случае, если текст их взволновал, оставляли свои осмысленные отзывы. Хочу отметить, что, мне стали меньше писать всякой ахинеи, да и количество словесного мусора заметно поубавилось, чем я очень доволен. Однако, очень удивляет один парадокс! Почему так получается, что чем интереснее и колоритнее авторская работа, тем меньше она находит своих читателей? Ответ находится на поверхности. Литературный портал ПРОЗЫ уже давно перестал быть литературным, превратившись полностью в социальный проект: здесь тебе и центр полезных советов, и ярмарка тщеславия, и ристалище графоманов за, так называемое, первенство на олимпе славы. У меня складывается   впечатление, что такое положение устраивает всех: и администрацию портала,и графоманское большинство, и  литераторов-профессионалов. Абсолютно никому нет никакого дела до возникших проблем. Все молчат, а молчание, как известно,это знак согласия большинства. Других мыслей в голову не приходит.
    Еще раз  повторяю! Мне нет дел до рейтингов и до отзывов-пустышек! Мне вполне достаточно, чтобы мои работы просто  вдумчиво  читались. Вот и рассуждай теперь: писатель пишет для читателей, а не для самого себя, любимого. Впрочем, и такое бывает, что графоман пишет лишь в стол ,теша себя надеждой на то, что его «нетленки» будут востребованы в будущем.
    И , если он выставляет свою работу на массовое обозрение, то обрекает себя,по любому, на читательский суд. А как же читатель может адекватно судить о той или иной работе, если  он ее просто не читал, а лишь формально пролистал «глазами». Оказывается, что писателем по большому счету быть нелегко,да и читательская доля тоже сложная Нельзя заставить человека читать все подряд. Читатель, если он, действительно, книголюб, и имеет свой вкус к литературе,обязательно разберется, и сможет отличить зерна от плевел. Одна беда! Статистов в интернете-несметное множество, а вот хороших, вдумчивых и благодарных читателей на порядок, и даже несколько , меньше.
   Учитесь, господа, читать! Культура чтения прививается с детства. И я Вас уверяю! Читать  двух-трехабзацные опусы-дорогого не стОит! Не ленитесь думать, и больше рассуждайте про себя. А хорошую и толковую литературу от «макулатуры» отличить можно, это я смело заявляю. Повысьте к себе требования, как к читателю, и будьте с одной стороны терпеливее, а с другой, не будьте скоры на читательскую оценку. На портале ПРОЗЫ много интересных и многообещающих авторов. Только их труды смываются мощной графоманской волной. Далеко не всегда читательские отзывы абсолютного большинства являются мерилом высокого литературного качества. Помните об этом!

2016 год, июнь.


Рецензии
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.