Rockовый рейс Михаила Лермонтова

ROCKОВЫЙ РЕЙС "МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА"
16 февраля исполнилось тридцать лет с того дня, как в новозеландском заливе Порт-Гор затонул флагман Балтийского морского пароходства, пассажирский лайнер "Михаил Лермонтов". Случившаяся авария и, самое главное, причины, по которым она произошла,  до сих пор остаются загадкой, а если документальные ответы на эти вопросы и существуют, то они глубоко сокрыты от общественности в папках с грифом "совсекретно".
Построенный в 1972 году в немецком Висмаре, и получив в начале 80-х, как сейчас говорят, "полный апгрейд", "Лермонтов" считался жемчужиной советского пассажирского флота, и был ориентирован исключительно на иностранных туристов. В то время, о котором идет речь, лайнер совершал рейсы по Средиземноморью и северу Норвегии с заходом на Шпицберген летом, а зимой уходил в "кругосветку" — через Панамский и Суэцкий каналы, с заходами в порты Центральной и Южной Америки, на острова Океании, в Новую Зеландию, Австралию, Юго-Восточную Азию и Индию. "Лермонтов" пользовался у иностранцев бешеной популярностью, и билеты на круизы раскупались за год вперед.
16 февраля 1986 года в 15:00 "Михаил Лермонтов" вышел из порта Пиктон и взял курс на западное побережье острова Южный новозеландского архипелага. На борту находились 330 членов экипажа и около четырехсот пассажиров. Проводку лайнера осуществлял опытный лоцман, знающий Мальбороские проливы как свои пять пальцев, один из трех лоцманов в Новой Зеландии, которые имели лицензии на проводку крупнотоннажных судов в акватории Фьордленда. День был пасмурный, но безветренный, море спокойное.
Что случилось потом, объяснению не поддается. В 16:30, проложив курс в обход мыса Джексон, капитан Владислав Алексеевич Воробьев покинул мостик, предупредив лоцмана, что вместо него остается старший помощник. При подходе к мысу лоцман неожиданно изменил оговоренный курс и направил теплоход в узкий пролив между мысом и скалистой отмелью. Как потом лоцман рассказывал на суде, его решение было спонтанным и он просто хотел дать пассажирам полюбоваться на живописный вид находившегося там маяка. Старпом лоцмана в его решении не остановил, судно шло полным ходом, и в 17:38 «Михаил Лермонтов» напоролся на подводные скалы.
Капитан сразу же устремился на мостик, началась спасательная операция. Никто не думал, что лайнер может затонуть - ведь пароходы гибнут в шторма посередине океанов, а тут до берега полмили, и глубина - метров пятьдесят. Тем не менее, пробоина была большой, вода начала поступать в помещение главного распределительного щита, и судно обесточилось. Насосы перестали работать, двигатели встали. Теперь от людей ничего не зависело. В 22:40 «Лермонтов» затонул на глубине 33 метров с креном 85° на правый борт.
Во время эвакуации с тонущего судна многие туристы и члены экипажа получили травмы, но жертв, практически, не было. По трагической случайности единственным погибшим стал рефрижераторный механик Павел Заглядимов - в момент аварии он находился на своем рабочем месте, и его отсек оказался мгновенно затопленным водой. Его тело так и не нашли, Павел Алексеевич ушел вместе с судном...
Потом были расследования, долгие судебные разбирательства, и десятки вопросов "почему?". Мнения "пароходского" народа разделились. Одни считали, что к крушению привели происки конкурентов, которые подкупили лоцмана, чтобы тот угробил судно. Ведь на данном маршруте работали несколько круизных компаний, и советский лайнер, предлагающий то же удовольствие, но за гораздо меньшие деньги, был им как кость в горле. Другие были уверены, что лоцман был завербован ЦРУ, и посадка лайнера на мель была спланированной политической акцией, целью которой был подрыв авторитета всего советского пассажирского флота. Ну, а третьи винили во всем капитана, который так не вовремя покинул мостик, оставив вместо себя старпома, не имеющего опыта хождения в новозеландских фьордах. Официальная же версия кораблекрушения так и не была озвучена.
Но какой бы ни была правда, судна давно нет, а люди... люди остались. На протяжении трех десятилетий 16 февраля на Серафимовском кладбище, у памятной плиты рефмеханику Заглядимову, собираются моряки. И каждый год трагедия "Лермонтова" повторяется вновь, теперь уже в воспоминаниях экипажа, и вряд ли кто-нибудь из них сможет забыть те минуты, когда судно, с которым у многих была связана вся жизнь, уходило под воду.
Вот и в этом году на Серафимовское пришли больше ста человек. Пришли, чтобы отдать дань памяти "Лермонтову", поклониться экипажу "Механика Тарасова", погибшему в этот же день четырьмя годами ранее, своему товарищу Павлу Заглядимову, знаменитейшему балтийскому капитану Араму Михайловичу Оганову, работавшему и на "Михаиле Лермонтове". К сожалению, их много, таких имен, и с каждым годом становится больше. Но люди помнят, а значит, они живы, как жива в памяти целая эпоха под названием Балтийское морское пароходство.

"Михаил Лермонтов" — советское восьмипалубное пассажирское круизное судно класса "Иван Франко", проект 301, немецкое обозначение Seefa 750. Построенное по советскому заказу на верфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в 1972 году. В 1983 году прошло модернизацию. Водоизмещение - 18696 т, длина - 176 м, ширина - 23,6 м, осадка - 7,8 м, двигатели - 2 семицилиндровых дизельных двигателя Sulzer-Cegielski, скорость хода - 20,5 узлов, экипаж - 347 чел., максимальная пассажировместимость - 1334.

P.S. На фото: памятник капитану Араму Михайловичу Оганову.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.