Явное, что было тайным

Выставки .
Тематические  выставки  картин  организаторами  подбираются  сообразно   преследуемой  цели,  именно  поэтому  зайдя  в  зал , ты  уже  понимаешь  к  чему  тебя  подталкивают.  Если  цель  для  меня  противоестественна, то  я  покидаю  зал ,  бегло  убедившись  в  своей  правоте ;  если  выставка   мне  понятна ,  но   в  ней  есть  форма , цель,  но   нет  содержания,-  результат  аналогичен,  но  бывают  выставки  с  которых  буквально  заставляешь  себя   оторваться   и  уходя  физически,  мыслями  и  душой  ещё   наслаждаешься   увиденным,  как  бы  постепенно  удаляясь. Не  я  один  такой. На  выставки,  связанные  с  Одессой  ходят  многие  почитатели, но  немногие  столь  привередливы  как  я,  посему  в  лицо  мы  давно  знаем  друг  друга,   с некоторыми  здороваемся,  иногда   делимся  тем,  что  особо  впечатлило.  Если  на  выставке  у  выбранных  тобой  полотен  находится  несколько  человек,- то  вы  уже  тайные   члены  клуба.  Должна  совпасть   целая  палитра  вкусов ,   взглядов,  личного  опыта,  чтобы  вот – так ,  вдруг,  одно  полотна  Вам  вместе  показалось  таким  близким  и  настолько  интересным.  Нас  было  таких  не  более  десяти,  периодически  пересекающихся,  одна  из  них  породисто  держащая  себя  сильно  пожилая   женщина   меня  поразила  тем,  что  поразительно  точно  к  достойному  полотну  могла   процитировать  стих ,  прозу,  афоризм   или  цитату. Очень  интересный  собеседник ,  но  физически  слабый. Через год,  может  два  я  был  приглашён  к  ней  домой  посмотреть  её  коллекцию  фотографий. Мне  то  же  было  что  показать,  так  и  состоялось  общение.  Старушка  жила  на  Жуковского   в  маленькой  комнатёнке  одна.  Нет,  у  неё  была  родня  ,  но  они  жили  неподалёку ,  но  все  отдельно. Наше  знакомство  переросло  в  общение  интересных  друг  другу  людей,  но  было  недолгим. Бабушка  очень  болела  и  мои  визиты  трудно  было спланировать,  угадав,  когда  она  в  состоянии  «вести  приём». У неё  был  альбом,  который  я  бы  хотел  приобрести,  но  не  она  хотела  продать ,- такой  вот  каламбур. Суть  заключалась  в  том,  что  в  довоенном  альбоме  были  уникальные  фотографии   Одессы -  как  фона ,  на  котором  фотографировались   родственники  и  друзья  её  семьи.  Такое    вот   сочетание  моды  и  фасадов  домов,  взирающих   на   население.  Выставки  собак  и  причёсок  дефилирующих   хозяек. Очень  любопытно.  Фотографы  отличались  большим  вкусом  и  творческим  подходом . В  итоге  наших  переговоров  я  альбом  не  приобрёл,  но   общение  показалось  мне  настолько  важным,  что  я  запомнил  многое.  Она  рассказывала  о   прошлом  города  в  очень  интересном  русле,  так  рассказывают  о  близком  человеке    жизнь  которого  сопереживают  наравне  со  своей.  Конечно,  воспроизвести  можно  только  отдельные  фразы,  но  сам  дух  рассуждений  и главное,  фрагмент  описания  населения  города –   даже  меня  весьма   удивили.
Её  ошибки,   простительны  из -за  возраста   и   множества  перемен  происшедших  в  её  жизни.

Она :
Сейчас     70  год  и  я  фактически  умираю. Вы   ещё   юноша.  Вам  поди  и  сорока  нет ?
- Сорок  три  неполных. 
-  Мне  восемьдесят  два.  1888  года  рождения.  В   революции  мне  было  около  тридцати  трёх  лет.  Вы  видели  мои  фотографии ?  Кто  я  по  национальности ?
-  Думаю  молдаванка.  Может  украинка  с   молдавской  кровью  или  наоброт.
-   Я  еврейка.  Чистокровная  албанская  еврейка.  Все  родственники  в  Албании.  В  Одессу  переехали  мои  родители  со  мной   по  приглашению  дальней  родни ,  которая  испокон  веку  в  Одессе  занималась  торговым  делом.
-«По  здешнему  -  мы  арнауты» -  так  говорила  моя  мать.
Я  прожила  в  городе  с  раннего  детства  по  сию  пору.  Никуда  никогда  не  выезжая.  В  этом  дворе  я  жила  всегда.  Мне  иногда  кажется,  что  ни  я  без  него  не  смогу - ни  он  без  меня. Дореволюционные  кавалеры  ,  ухаживающие  за  мной  приезжали  на  экипажах… Цветы!  И   какие  цветы!!!!   Двор  был  до  такой  степени   чист  и  ухожен ,  что  то,  на  что  вы  смотрите  сейчас  - это  то  что  я  есть  и  то  что  была  в   1912  году,  когда  за  мной  ухаживал  один  военный.  И  как  красиво  ухаживал…. В  мои  двадцать  четыре  года. Но  я  ждала  другого…  А  вышла  замуж  за  третьего.
Вы  видите  мою  шляпку ?  Это  целая  история.  Вот  открытки ,  вот  эта  была  у  меня.  Разве  не  чудо ,  вы  не  находите ?
 
А  вот  эта  шляпка  из  соломы  выполнена  для  моего  спорта.  Я  была  «  спортсменкой   для  себя» -  как  сейчас  говорят.
 

Альбом  всё  это  отображает.  Всю  цепочку.  Он  не   интересен  для  родни,- они  не  понимают  меня,  он  не  интересен  никому ,  кроме  меня.  Для  меня  же  он  имеет  громадную  ценность. Запечатлённые  этапы  жизненного  пути. Вы  не  представляете  ,  сколько  раз  я  его  перелистывала. Не  представляете… Перелистывала  погружаясь  в  прошлое…  В  светлое  прошлое ,  а  не  в  недоразумение  настоящего.  При  получении  паспорта  меня  убедили  писать  национальность  «по  фактической  принадлежности» ,- значит  русская.  Какая  вы  албанка?  Родители  где ?  Сирота ,  воспитанная  тётей,  чистой  воды  русской.
Тётя  это  одинокая  сестра  прислуживавшей  нам  Шуры,  которая  умерла.  Шуру  я  помню  столько  ,  сколько  помню  себя. Она жила  у  нас  в  доме  и  составляла  часть  его. Моё  детство – это  Шура  в  значительной  степени.
Мне  не  хватит  сил   рассказать  вам  как  бежали  на  судне  мои  родители,  как  толпа  оттеснила  меня  и я  не  села. Как  папа  попытался   прыгнуть   с  трапа  за  мной ,  но  зацепился  за  трос  и  упал. Как  его  в  крови  оттеснили  на  судно. Как  меня  приютила  простая  «баба  Маня»,-  портниха  в    дворе   на  соседней  улице.  Это  целый  роман. Не  состоявшийся  правда  на  бумаге,  но  состоявшийся  в  жизни.
Я  хочу  вам  рассказать  за   разделённую  Одессу.
Когда  вошли  большевики  в  город,  население  затаилось.  Кто  не  успел  уехать-   метались    в  поисках  угла.  Квартиры  массово  покидали,  беря  и  пряча  ценное  и  уходили  в  Дальник, Березовку  и  далее  ,  вплоть  до  Балты. Более  отчаянные,  заселялись  в  какие  то  маленькие   опустевшие   коморки  под  видом   беженцев. Это  район  Молдаванки  и  Мельниц,  убогие  лачуги  на  Фонтане. Расторопные   жители  же  коморок   спешили  занять  комнаты  в  опустевших  квартирах    центра  города.  Смелости  занять  всю  квартиру  ни  у  кого  не  хватило,  потому  занимали  комнаты,  досками  и  занавесками  отгораживая  их.  Советская  власть  принесла  Одессе  внутреннюю   перепланировку   во  всех  старых  приличных  домах  и  дворах.  Это  уже  потом  появились   эти  вызывающие  ужас  балконы  и  железные  лестницы.
Мясоедовская ,  Лазарева  и  иные  улочки  обрели  новых  жильцов,  которые  избегали  прямых  взглядов  и  старались  быть  как  можно  незаметнее  из  за  чего  выделялись  за  версту.  Их  вылавливали  и  отлавливали.  Кого-  то  оставляли,  кого-  то  забирали.
Город  делили. Из  маленьких  двухэтажных  дворов  бедноты  все  переселялись  в  комнаты -  квартиры  в  центре  города,  в  двухэтажные    дворовые  дома ,  с  громадными  потолками  и  ощутимым  барством.  С  полуподвалами  и дворницкой.  С  отделкой  и  окнами  в  полстены.  Потом  вселяли  ответственных  и  заслуженных  работников  и  воинов…  Первые  десять  лет  советской  власти  город  строился  внутри.  Закладывали  и  забивали  ставшие  ненужными  двери  и  окна ,  уменьшали  оконные  проёмы… Тех,  кого  не  арестовали – освоился  в  маленьких  двориках,  деля  его  с  новыми  жильцами  с  провинций.

-  Я несколько  потревожу  Вас,- если  не  затруднит, полейте  на подоконнике  цветы , цвет  горшка  соответствует   кувшинчику  с  водой  и  удобрениями. Настенька  утром  всё    приготовила , вода,  полагаю  комнатной  температуры  и  солнце  уже  не  так  жарит.
- Конечно,  конечно.
- Я  сделаю  паузу  и  немного  передохну,  пока  Вы  будете  поливать.
Есть ,  полагаю,  специальность -  сценический  дизайнер ,  так  вот   интерьером  этой  комнаты  он  бы  гордился. Старина  буквально  прорывалась  отовсюду, изогнутые  носики  экзотических  восточных  кувшинчиков  и  кувшинов  для  поливания  в  зависимости  от  размера  горшка ;  книжные  закладки  на  письменном  столе ; какая – то  своеобразная  подставка  для   очков ,  настольная  лампа   в  полном  соответствии  с  абажуром  у  кресла,-   скажу  Вам  так :  появление  доктора  Фауста  было  бы  весьма  уместно, хотя  и  элементы   спальни   Пиковой  Дамы,- неоспоримо  присутствуют.
Закончив  полив,  я  обратил  внимание ,  что  пыли  нет  и  всё  аккуратно  уложено  и  ухожено,  с  неким  немецким  рационализмом,  если  хотите.
- Там,  на  кухне ,  на  столе    фарфоровая   двойка ,- в блюдце  таблетки,  в  чашке  компот, - мне  неудобно  Вас  обременять,  но  право  слово…
- Даже  не  думайте,-  мигом  несу…
Старушка  медленно  глотала  жидкость,  которая   лениво  сопровождаемая  острым   кадыком  в  сговоре  с  таблетками  должна  была   облегчить  её  страдания.  Полагаю. Пауза  пршла  и  рассказ  был  продолжен :
   -    Вы  не  представляете,  какая  чистка  была  в  конце  тридцатых.  Голод  и  аресты.  Сестра  Шуры ,  баба  Маня,  работала  швеёй    всю  свою  жизнь. Когда  пришли  красные,  её  взял  к  себе  какой-  то  начальник.  Потом  он  уехал  куда  то ,  а  баба  Маня  по -  прежнему  шила ,  но  уже  для  кого-  то  из  их  ЧК.  Ей  дали  паёк. Раньше  социальная  прислужница,  а  теперь  свободная  швея. Нас  избегали  и  проверяющие  и  соседи.  Голод  я  видела  по  окружающим ,  но  не  по  себе. В  этой  самой  квартире,  по  тем  временам  громадной,  мы  вдвоём  и  жили. Здесь  я  её  и  похоронила.
Город  было  не  узнать. Варвары  полностью  подмяли  его.  Новые  безвкусные  памятники,  бредовые  лозунги  и  моя  работа  в  городском  архиве – это  одна  жизнь.  Альбом,  книги  -  другая.
Знаете ,  что  такое  шляхетский  гонор ?  Посмотрите  карту  Польши  до  передела  и  ту  крохотульку ,  что  осталась  перед  войной.
 
 
Так  вот  шляхта, это  их  дворянство,  сохранило  гонор   владельцев  Европы,  по - сути  являясь  жалким  придатком. Так  и  новоявленные  одесситы.  Те,  кто  заняли  комнаты  и  обжились,  подражали  былому  величию  дореволюционных  горожан  здесь  проживавших.  Эта  амбициозность  не  вылилась  в  желание  учиться  или  получить  образование. О,  нет!  Нисколько. И  пролетарская  культура  прошла  рядом  ,  но  мимо. Их  главное  величие  было  в  слове  Одесситка. Личное  имя  и  название  улицы  проживания  ставило  водораздел  между  возможными  собеседниками  уже  изначально.
Арвиль  с  Театральной. А? Ну  не  варварство  в  православном  европейском  городе  давать  своим  детям  какие  то  племенные  клички ?  Арвиль,  полагаю  вы  не  знаете – это  Армия  В.И. Ленина,-  в  сокращённом,  так  сказать,  варианте. Дамир – да  здравствует  мир.
Вилорк — В. И. Ленин — организатор революционной коммуны, Винун — Владимир Ильич не умрет никогда,  Пятвчет — пятилетку в четыре года, Далис — Да здравствуют Ленин и Сталин, Даздраперма — Да здравствует первое мая,   Даздрасмыгда — Да здравствует смычка города и деревни. 
Я  вам  всё это  так  подробно  объясняю,  потому  что,  не  поняв  этого,  вы  не  поймёте   хронологию  изменения    населения города. Не  одесситов -  населения. Мой  начальник -  молодой  бойкий  парень  с  именем    Дележ  -  «Дело  Ленина  живет». Очень  символично.  Вы  позволите ?
Она  взяла  со  столика  блюдечко  со    стаканом   воды  и  сделала  несколько  незаметных  глотков.  Поставила  всё  это  на  место,  вытерла  губы  салфеткой  и  проронила:
-  Вы  не  возражаете,  я  продолжу?!
Жители  старого  города  к  концу  тридцатых   считали  себя  элитой   Одессы  и  по  сути  таковой  и  являлись  в новом  пролетарском  городе,  который  почему  то  не  переименовали  в  отличии  от  улиц.  Языческое  безумие  как  деградация  культуры.  Немыслимый  снобизм,  немыслимые  одежды  и  ощущение  своей  исключительности,-  вот  что  я  видела   у  обитателей  ,  у  новых  обитателей  квартир  в  Центре..
Я  ездила  к  подруге  в  Дальник,  куда  она  скрылась  с  родителями. Когда - то  ухоженный   пригород  стал  запущенным  селом.  Прогрессирующе  запущенным.
Так  и  во  всём.  От  понимания  величия  русской  литературы,  переделанной  грамматики до  утверждения  новых  культурных  канонов,  придуманных  за  пару  лет.
/ Это  уже  моя  вставка/
«ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА» — основной теоретический орган Всероссийского совета Пролеткульта (см.), издавался в Москве в 1918—1921 под редакцией П. И. Лебедева (В. Полянского), Ф. Калинина, В. Керженцева, А. Богданова, А. Маширова-Самобытника. Всего вышел 21 номер. Помещались статьи А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, В. Полянского, Ф. Калинина, С. Кривцова, А. Богданова, В. Керженцева, В. Плетнева; стихи В. Кириллова, А. Гастева, М. Герасимова, А. Поморского. Журнал уделял основное внимание вопросам пролетарской культуры, в частности поэзии, критике, театру. В отделе библиографии систематически рецензировались провинциальные пролеткультовские журналы. Значительное внимание уделялось творчеству начинающих рабочих-писателей, культурному строительству в стране.
       Развертывая борьбу с капитулянтским троцкистским отрицанием пролет. культуры, «П. к.» явилась одним из первых боевых пролетарских журналов, проводивших принципы классовости культуры и искусства; «П. к.» давала отпор идеалистам, теоретикам буржуазного искусства (Волькенштейн), критиковала мелкобуржуазные влияния в поэзии (футуризм), выступала против представителей кулацкой лирики (Есенин, Клюев), противопоставляя им борьбу за создание классово-заостренного, идейно насыщенного искусства пролетариата

Я  перестала  ходить  в театр. Дело  и  репертуаре,  и в  зрителях,  и  в  труппе  то  же. Жующие  конфеты  дамы во  время  театрального  действа,  перешёптывания  и    эти  немыслимо  ужасные  манеры,  которые  с  таким  пафосом  имитируют  вчерашние  жители  Молдаванки  и  Мельниц.

И  вы  знаете,  скажу  последнее,  горло  пересохло  и  сильно  устала,- эти  вот   обжившиеся  новые  жители  Старого  Города  во  всю  мощь  пролетарского  сознания  презирали  жителей  своих  бывших  дворов  и  районов,  считая  их  людьми  второго  сорта.  Не  везде,  но  в  большинстве  случаев.  Исключение  -  когда  часть  двора  уехала,  а  часть  осталась.  Тогда  дружеские  и  родственные  связи  не  позволяли  осуществиться  расколу. Но  в  принципе  город  был  жёстко  поделён.  Советские  дворяне центра   и обслуживающие  окраины.
Это  всё.  Сейчас  придёт  сестричка  и  я  не  хочу,  чтобы  вы  пересекались. И  мне  отдохнуть  надо  перед  ней.  А  за  альбом  я  вам  своё    окончательное  решение  в  пятницу  оглашу.  Приходите  утром.
- Спасибо.  Обязательно  приду. Вам  что  то  принести 7
- Нет,  я  не  в  чём  не  нуждаюсь.  И  сама  хожу  и  на  заботу  родни  грех  жаловаться. Прощайте.


Я  ушёл,  чтобы  встретиться  снова. То,  что  она  не  вражеский  агент  и  рассказ  передёргивающий  историю  сфабрикован – за  то  я  не  верю. А  ей  зачем  выдумывать ?  И  придумать  столь  логически  увязанный  рассказ  и    последовательно  изложить  в  её  годы -  не   возможно  даже  теоретически.  Тогда  правда ?!   Но  эта  правда  так  радикальна  и  настолько  «режет  слух»  вступая  в  откровенное  противоречие  с  общепризнанным ,  что  невольно  сомневаешься.  Но  и  не  верить ?
Я  шёл  и  думал. До  отъезда  ещё  оставалось  время  и  я  хотел  что-  то  ещё  «нарыть»  на  эту  тему.  Подтверждающее  или  опровергающее.  Копался  в  библиотеках -  всё  тщетно.
Мне  только  удалось  отыскать  информацию  про  Дальник.  Основан  В  1883  году.  Почти  одногодка  бабушки.  С  момента  основания  до  прихода  Советской  власти  ни  одного  упоминания.  Понять  как  создавалось  село, как  строилось  не  возможно. Реальная  информации дана  о  более  позднем  периоде.   
  В Дальнике   размещена центральная усадьба колхоза им. XXI съезда КПСС. За успехи в развитии сельскохозяйственного производства 25 колхозников награждены орденами и медалями СССР. Звание Героя Социалистического Труда присвоено председателю колхоза М. Ю. Кумпану, ордена Ленина удостоены бригадир трактористов Ф. В. Плохотнюк, птичница со стажем работы свыше 20 лет (теперь пенсионерка) А. А. Кумпан; орденами Ленина и Октябрьской Революции награжден руководитель комплексной бригады Н. К. Воробьев, орденом Октябрьской Революции колхозник В. Ю. Патрик.
Я  специально  поехал  в  это  село,  чтобы  самому  всё  увидеть.  По  фотографиям  газет  село  процветает  под  руководством  настоящих  партийцев – хозяйственников.  Вот  никогда  не  мог  перевести  для  себя  значение  этого  словосочетания.
Что  я  увидел ?  Грязь  и  бездорожье. Бедно  одетые  люди  в  резиновых  сапогах.  Асфальтовый  завод  и  отсутствие  асфальта  на  дорогах.  Бедные  хаты  и  не  покрашенные  заборы.  Несмотря  на  осень  ухоженные  огороды  практически  у  всех. Дети,  играющие  у  больших  луж. Тоска  смертельная… Чтобы  дойти  до  трассы  надо  одеть  сапоги  и  брюки,  которые  всё  равно  обляпаются  грязью. А  в  таком  виде  какой  смысл  в  том   что  ты  дошёл  до  автобусной  остановки,  преодолев  бездорожье ?  В  таком  виде – только  домой.  Мыться  и  переодеваться.  В  магазине  сказали,  что  свет  регулярно  отключают.  Печное  отопление.  Отсутствие  колонок  и  колодцы  всяких  типов.  Туалеты  на  улице… Тоскливо.  Очень….
Домой  я  добрался  грязный,  потный  и  ужасно  всем  этим  раздражённый. Настолько  ,  что  не  мог  размышлять ,  а  просто  лёг  спать.
Второй  разговор   состоялся,  но  он  был  краток , хотя  и  содержателен.  Были  ещё  разговоры,  но  если  их  собрать,  то  получится  вторая  часть.
Вторая  часть :
Она:
Прежде  чем  вам  это  сказать  я  много  лет  созревала. Мне, встретившей  революцию  уже  зрелой  девицей,  получившей   воспитание ,-  любое  варварство  кощунственно.  Любое  его  проявление  -  это    проявление  исторической    деградации,  а  значит  недопустимо.  Все  эти  переименования  не  ими   построенных  улиц,  все  эти  парады  и  демонстрации,  выдвигающие  вперёд  людей  без  образования  и  с  ограниченными  умственными  способностями,  но   зато   с  горящими  глазами ,-  всё  это  отталкивало    меня.  Сильно. В  гимназии,  второй  по  уровню  преподавания  в  России,-   нам  объясняли :
- Нет  взрослых  и   нет  молодых ,-  с  точки  зрения  грамотности  это  деление  не  верно.  Есть  умеющие  грамотно  и  последовательно    излагать  свои  мысли  на  бумаге, -  а  есть  не  умеющие. Учились  вы  или  нет -  не  важно.  Важно  -  научились  ли!
Есть  люди,  у  которой  математикой  развито  логическое  мышление  и  интеллект  позволяет  составлять  длинные  цепочки  причинно -  следственных   явлений,-  а  есть  люди  с  плохо  развитым  логическим  мышлением ,  следовательно  и  причинно  -  следственная  связь  окружающих  явлений  им  видится  цепочкой  в  одно -  два  звена.
Пример. Все  приматы  во  время  непогоды  укрываются  от  непогоды. Дождь  и  бедное  животное  мечется  в  поисках  укрытия. И  так  веками.  Они  не  понимают,  что  есть  времена  года,  есть  непогода,  свойственная  каждому  времени  года. Ощущение  холода,  неудобства  и  напряжение мозга,  чтобы  устранить  эту  вводную.  Только  орангутанг    строит  громадные  гнёзда,  готовясь  к  непогоде.  Он  может  логически  увязать  это  явление.  А  шимпанзе, вид,  который   ближе  к  человеку – нет. Не  может.
Здесь  же  всё  наоборот.  Впереди  , как  образец,  именно  те,  у  которых  очень  короткая  эта  самая  цепочка. Приведу  пример. Ребёнок  вытаскивает  нижнюю  конфетку  из  горки  аккуратно  уложенных   сладостей  ,  горка  закономерно  рушится ,  а  ребёнок  плачет  испугавшись. Эти  не  плачут. Эти  ищут  вымышленных  врагов  из - за  которых  горка  рухнула. Ищут  мнимых  -   да  находят  настоящих.
Всё  это  меня  оттолкнуло  от  населения,  и  только  с  годами  я  поняла  величину  потери -  потери  Великого  Города.  Поняла  и  полюбила  его,  отдав  этой  любви  всё  то,  что  осталось  в  душе. У  меня  муж, дочь,  внуки, теперь  правнук. Но  они  продукт  совсем  другого  времени  и  мои  мысли  им  не  понять.  Меня  крайне  удивил  ваш  интерес  к  Великому  Городу.  Откуда  у вас,  родившегося  в  пик  атакующего  коммунистического невежества , такие  познания  и  главное,  такая  любовь  к  городу,  красу  которого  вы  никогда  не  видели ?
Я  вздрогнул.  Она  назвала  Одессу,  как  иногда  и  я  -  Великим  Городом.
Глупо  ждать  от  вас  ответа. Видимо  не  всё  сожжено  и  затаившееся  семя,  спустя  годы  дало  всходы.

Продолжу.
Я  о  своём  противоречии ,  которое  столько  лет    съедает    меня    изнутри.  Во  время  оккупации  я  была  в  Одессе  и  про  это  хочу  рассказать.
 С  одной  стороны  я  ненавижу ,  лютой  ненавистью  ненавижу  фашистов  и  примкнувших  к  ним  румын. И  эта  сторона  очень  велика,  так  как  включает  в  себя  серьёзное  основание  для  столь  радикального  чувства.  Ничем  не  обоснованное  истребление  евреев  по  национальному  признаку.  Для  албанца  еврея  или  не  еврея  более  абсурдного  варварства  и  придумать  нельзя.  Тысячами  уничтожали.  С  остервенением    дикарей  и  такими  же  способами. Детей ,  женщин -  всех.  Всё  время  оккупации  с  первого  и  до  последнего  дня. Как  можно  было   сотрудничать  с  калмыками ?  Как ?  С  этими  азиатскими  палачами ?
- Калмыки  в  Одессе ?
- И  в  немалом  количестве.  Официальные  палачи.  Без   секунды  сомнения  и  доли   сожаления.  Чужие  у  чужих. Калмыки  в  Одессе.  Исполнители  воли  господ.  Я  сама  держала  до  войны  собаку  и  скажу  вам -  кто  дома  будет  держать  психически  неустойчивого  агрессивного  пса  ,  даже  слушающегося  хозяина ?  Кто  будет  искать  или  воспитывать  такую  собаку ?   Только  надзиратель,  конвоир,  следователь  -  для  устрашения,-    или  кто - то   ещё  из  этого  рода. Больше  некому. Зверства  дикарей  не  поддаются  описанию. Наверное  были  и  другие  калмыки,  но  их  не  было  в  Одессе,  а  те,  кто  были,- это  ужас….
Всё  это  порождало  такой  приток  душевного  негодования ,  что  представить  нельзя.

С  другой  стороны,  я,  одесситка,  полностью  окунулась  в  дореволюционную  атмосферу  нашего  города.  Вся  это  правящая  накипь  пустых  людей  ушла  и  пришли  по  настоящему  интеллигентные  люди  с  умными  глазами.  Женщины  и  мужчины   перестали  делиться  только  по  половому  признаку,  появились  дамы.  С   осанкой,  с  породой,  с  чувством  собственного   достоинства  в  достойных  одеяниях . Появились  и  кавалеры,  умеющие  ухаживать,  обладающие  благородством  манер   и    чувством  чести. Такой  чистоты  и  такого  порядка  я  не  видела  со  времён   оных. Торговки – торговали,  дворники -  мели  улицы,  стражи  порядка – охраняли  этот  самый  порядок.  Ухоженные  деревья  и  газон,  работающие  кафе  и  кондитерские,  театры  и  концертные  залы.  Вы  себе  представить  не  можете -  кто  только  здесь  гастролировал. Боже,  как  читали  Фета!!! Есенина….  Не  перечислить…  А  романсы…  Настоящие  русские  романсы,  без  которых  Россия  не  Россия.  Театры  давали  цивилизованные  пьесы  в  постановках  без  новшеств .  Фасады  мыли!  Нет,  вы  представляете  в  Одессе  мыли   фасады.   Чистота  и  порядок.  В  считанное  время  устранили  все  последствия  разрухи  и  восстановили  жалование  более  того,  что  было  при  советской  власти. Это  мыслимо ?  А   разнообразие  продуктов  поражало.  В  ходу  были  немецкие  марки,  румынские  леи  и  советские  рубли.
Из  центральной  части  выселили  советских  выскочек  и    заселили  почтенными  людьми,  которые  снесли  эти  дробления  и  превратили  соты  в  квартиры. Работали  учёные,  дети  учились  в  школах,  работали  предприятия.  Какую   то  волшебную  идиллию   совершила  менее  чем  за  год  чья-  то   чудодейственная   воля.  Вы  не  представляете -   как  звучал  в  этой  чарующей  чистоте  военный  оркестр!  Город  пел!
Появились  и  горожане.  Появились  те,  кто  фанатично  спешил  сделать  что-  то  доброе  и  нужное  родной  Одессе.  Таких  было  множество.  Меня  удивило,  что  очень  состоятельные  люди  приехали  сюда,  в  свой  родной  город,  чтобы  насладиться  им.  Не  заработка  ради,  а  меценатства  для.   Ухоженные  палисадники  и  клумбы,  сеяный  песок  в  Аркадии…  Отремонтированные  дороги  и  ритмичная  работа   городского   транспорта. Покрашенного,  чистого  городского  транспорта.  Чистые  стёкла  окон в  трамваях!  И  главное  -  лица.  Лица  умных,  воспитанных  людей.  Из   старых,  дворянских  домов  города  выбрасывали  рухлядь  и  перегородки,  восстанавливали  окна  и  двери.  Дворники  в чистых   фартуках  открывали  и  закрывали  ворота  дворов.  Ворота ,  которые  десятилетия  не  открывались  и  не    закрывались,  превратившись  в  ржавый  металл. Металл  чистили  от  ржавчины  и  заново  красили. Мне  казалось,  что  ещё  несколько  лет  и  я  увижу  мою  Одессу!  За  месяцы  город  на  глазах  преображался,  просыпаясь  от  подмешанного  снадобья.  Я  просыпалась  и  засыпала  с  чувством  происходящей  справедливости,  попранной  революцией.
Слёзы  усталости,  либо  старости,  либо  чувственные  проявления,-  заставили  её  умолкнуть. Вы  знаете,  бывает  тишина,  которая  говорит.  В  моём  воображении  стояли  картины,  которые  она   описала  и  я,  зачарованный  невиданной  доселе  жизнью,  остолбенел  не  в   силах  не  только  говорить  ,  но  и  слушать  далее.  Ко  мне  пришло  осознание  моей  ограниченности   и   полного  непонимания  Великого  Города, потому  как  мной  схвачены  верхушки,  островки  и  не  понятно  устройство    фундамента  и  архитектурная  красота.
Красноречивое  молчание  длилось  вечность,  а  может  быть  всего   мгновение  вместило  эту  вечность,  приоткрыв  особое,  одесское  измерение  для  посвящённых. По  железной  лестнице  кто – то  прошёл  тяжёлым  шагом,  подтолкнув  нас   к  продолжению   погружения в  неведомое.
Она , глотнула  воздух , и спокойно   продолжила :
-   Всё  вернулось  на  круги  своя.  И  в  этом   была  надежда. Жестокое  наследие  уйдёт,  сохранив  цивилизацию  и  одесситов,  без  фанатичного  нацизма.  Крайности  падут,  город  останется! Не  судьба!
Низверглось  всё в   44  году.  Уходя,  румыны  обеспечили  эвакуацию  всех  желающих,  понимая,  что  тот,  кто  хоть  как то  восстанавливал  город,  будет  обличён  в  предательстве  и  пособничестве  и  репрессирован,  как  и  его  семья. Последними  отходили  они  сами.  Кто  хотел  уйти  -  уже  ушёл. Город  опустел,  пребывая  в  грязи  и  мусоре. Опять  хаос.  Опять  всё  заново.
Освобождение  города  отмечалось  почти  неделю  всеобщей  пьянкой  и  занятием  квартир. Всё  повторилось  как  под  копирку. Опять  занятие  комнат,  отгораживания, забивание  дверей  и  уменьшение  окон.  Опять  поток  вселяющихся  ,  производящих  ремонт  по  созданию  квартирной  коммуны.  Вот  уж  действительно  наглядная  картина  предстоящего  коммунистического  общежития  на  примере  коммунальной  квартире.  Коммунальная  от  слова  коммуна ,  а  не  коммуникации.  Опять    возвращённый  типаж  лиц,  опять  жители  пригорода  и  иногородние,  опять  заслуженные  и  ответственные  работники  с  их  семьями.  Ветераны  войны,  геройски  проявившие  себя  на  фронтах,  до  войны  жившие  под  Орлом  и  Тулой,  в  глуши  Алтайского  края  и   Сибири.   Новых  одесситов  расселяли  строго  по  иерархии.  Нам  ещё   повезло ,  что  вернулся  милиционер  которого  жену  обшивала  моя   баба   Маня. Старушка  могла  только  делать  лекала ,  а шить  уже  нет.  Это  устроило  милиционершу  то же  и   мы   сразу  же  начали  получать  паёк.  Меня  устроили  в  библиотеку  школы  милиции,  где  я  и  трудилась,  понимая  ,  что  это  единственный  способ  не  потерять  квартиру, питание  и  свободу.

Вот  таких  два  противоречивых  чувства ,  с  которыми  не  справиться  мне.

Про  послевоенное   заселение  Одессы  новым  народонаселением,  судя  по  возрасту,  вы  не  можете  не  знать. Евреев  не  осталось,   патриоты,  проявившие  себя  ушли  с  румынами,  затаившиеся  -  остались.
Совершенно   другой  день,  недели  две  спустя.
Несколько путанно  поменялась  тема,  но  бабушка  дряхлела  на  глазах  и  очень  хотела  передать  то  сокровенное,  что  хранила  десятилетия. Я  внимал  с   усердием  ученика, фанатично  преданного  учителю. Я  был  приглашён  на  чай.
Так  как  она , -  чай  никто  не  пил  из  моего  окружения. Ложечки,  ситечки,  блюдечки,   печенье -  варенье  всё  в  изобилии  было  на  столе.  Ела  она  очень  виртуозно   используя  всякие  приспособленьица  ,   мною  доселе  не  виданные. Чай  она  не  пила,   она  им  наслаждалась,  как  впрочем  и  всей  остальной  пищей,  уместной  к  чаю.
Она :
Не  хочу  вам  поведать  старушечьи  рассказы  о  семье  и  людях  ,  с  которыми  столкнула  меня жизнь.  Будут  силы  и  желание  -  поведаю.  Надо  быть  оптимисткой ,  рассчитывая  свои  силы. Останутся  силы -  продолжу  рассказ.
До  революции  одесского  наречия  я  не  знала.  В  нашем  окружении  никто  так  не  разговаривал.  Ни  один  человек.  Может  на  рынках  или  ещё  где ,  но  не  у  нас.  Такой  речи  я  не  слышала.  Нет,  мне знакомы  и  слова  и  выражения  ,  я  понимаю  речь,  но  до  Революции  это  как  то  прошло  мимо  меня.
После  революции  эта  речь  расцвела.  Времена  НЭПа  по  -  моему.  Времена  создания  одесской  речи,  культуры  языка ,  если  хотите.   Цветастое  время   породило  новый  этап  в  становлении  одесской  логики  речи  и  языка  как  её  проявления. Ничто  не  могло  помешать  этому  процессу.
В  послевоенное  время  язык  начали  распространять  именно  коренные  одесситы  фронтовики.  Награждённые.  Гордость  города.  Именно  они  вернули  городу  его  язык.  Им  подражали  пришлые,  пытаясь  утвердиться  в  городе.  Пообжившись  они  же  потом  и  отвергали  эту  словесность.  Теперь  язык  во  взвешенном  состоянии  ,  как  и  все  мы  кричащие ,  что  маршируем  вперёд,  понимая ,  что  катимся  в  бездну. Какой  коммунизм ?  Кто  из  коммунистов  верит  в  коммунизм ?  Условность,  основанная  на  мировоззренческой  беспринципности.
Вы  знаете,  заходите    ко  мне  чаще,  но  на  меньшее  время.  От  долгого  повествования  я  очень  устаю  и  давление  скачет.  А  рассказать  вам  так  много  хочется,  мне  кажется  вы  умеете  слушать…
Я  заходил,  но  состояние  её  сильно  ухудшалось.  Она ,  даже  в  постели  должна  была  встретить  посетителя  ухоженной.  Без  элементарной  косметики,  причёсанных  волос  никакой  визит  был  не  возможен,  а  на  это  ей  уже  не  хватало  сил.
Я  перерыл  всё  в  библиотеке,  порасспрашивал  всех  кого  было  возможно -  решительно   никто  ничего  не  слыхивал  про  калмыков  в  Одессе.  Не  то,  чтобы  не  знал, а  даже  и  не  слышал. Не  могла  она  ошибиться.  Не  могла. Старческий  маразм  её  не  настиг -  уж  это  точно.  Но  не  могли  бесследно  исчезнуть  деяния  калмыцкого    племени    в  Великом  Городе. Шли  годы,  я  состарился,  но  желание  найти  «калмыцкий  след»   ничем  не  увенчались.  Читал  мемуары  и  романы -  повести  про  освобождение  города,  листал  подшивки – нет  калмыков  и  следа. Нет  и  не  было.  Осталась  вера.  Не  могла  она  врать  не  могла.  Не  способна.  Да  и  зачем  ей  эта  ложь ?
Я  несколько  раз  ещё  заходил,  но  потом  это  стало  настолько  утомительным  уже  для  меня ,  что  я  потерял  интерес.  У  неё  довольно  большая  любящая  семья  и  чужаки  знакомцы  им  не  нужны,  как  не  нужны  мне  и  они.  А  волновать  глубоко  старого  человека  и   я  не  захочу  и  мне  никто  не  позволит.  Итак  много  интересного  узнал,-  спасибо.  Вот  только  с  калмыками -  загадка.
Ещё  она  убеждённо  говорила  о  преследовании  евреев,  как  национальности.  После  того,  что  делал  фашизм,  это  совсем  глупо  звучало  и  я  обратился  ко  всем  источникам,  до  которых  мог  дотянуться.  Выдержки  привожу  ниже,  сим  и  заканчиваю     повествование   ибо   тема  исчерпана и  картина  ясна.
Да, счёл  уместным  дополнить :
Спустя   годы,  летом,  я  вспомнил   ту  старушку,  с  альбомом. Я  был  на  лужайке  у    реки. Трава  была  необычайно  сочной  для  этого  времени  лета. Сквозь  середину  коровьей  лепёшки  пророс  и  расцвёл  одуванчик  удивительно  нежным  жёлтым  цветом. Он  с  удивлением  и  интересом  рассматривал  граничащую  с  ним   траву  и  полевые  цветы,  изолированные  от  него   радиусом  воротника    лепёшки. Воротника  ,никогда  не  позволяющему   цветку  целоваться  и сливаться  с   себе  подобными. «Обречённый   на  одиночество»,-  только  женского  рода. В  хорошей   одесской   семье  родилась   красивая  счастливая  девочка, созданная  для  цветения  в  цветущем  красивейшем  городе.  Созданная  ради   цветения  среди  цветущих. И  цветок   расцвёл. Но  на  лужайку  пришло  пастись  стадо  коров и   травяная  идиллия  закончилась.  Поляну  уничтожили,  долгим  пребыванием    стада.  Вытоптали,  перемешав  в  единую  «кашу». Цветок  одуванчика  чудом  сохранился. Не  восстановиться  в  этом  году   на    лужайке   однолетней  траве.

 
 
 

 

калмыки
О "еврейском вопросе" в освобождённой Одессе.allin777June 30th, 2011
Генеральному секретарю ЦК КП(б)У Н.С.Хрущеву об антисемитских настроениях в послеоккупационной Одессе

Слева вверху собственноручная резолюция Н.С.Хрущева: «Т. Колыбанову. Срочно наведите порядок и сообщите в ЦК КПбУ. 31/V- 44 г. Н.Хрущев»

 
Уважаемый Никита Сергеевич!

Вынуждена обратиться к Вам, т.к. не понимаю, что делается в моем родном городе.

Я старая сотрудница Одесского порта, прибыла в начале мая в Одессу из эвакуации из Средней Азии и сразу окунулась в гущу рабочих в порту. Считаю своим долгом сообщить Вам свои наблюдения и соображения, т.к. все попытки разрешить мучающие меня вопросы здесь, на месте, ни к чему не приводят. Для Вас, очевидно, не секрет, что на территории Одесской области румынами и немцами была проведена колоссальная агитация против евреев. В настоящее время одесское население очень серьезно настроено против их. При проезде через Харьков в Одессу я была проинформирована, что евреев временно на Украине на руководящую работу не берут, т.к. немцы и румыны еврейский вопрос использовали в своих фашистских целях. Вопросом этим я очень интересовалась, т.к. у меня муж также еврей. Что же я застала на месте по приезде. Антисемитизм в городе поистине жуткий. Это я почувствовала в первый же день. Когда вернулась на свою старую квартиру, где прожила 13 лет, то мои соседи встретили меня словами: «Где же ты бросила своего жида (думается, мой муж) или пока боишься привозить сюда? Да и не советуем, т.к. мы уже от жидов успели отвыкнуть». Меня это, конечно, больно задело. Но дело не в моем, личном. Выйдя на работу в порт, я столкнулась с еще более неприятными, вернее просто погромными настроениями среди моряков и грузчиков. Причем, дело в том, что, к сожалению, они имеют некоторые основания. У нас помощником начальника Одесского порта работает некто Гольдин, по национальности еврей, работавший зам. Пред. Горсовета в период осады Одессы и прославившийся, как крупнейший взяточник и махер. В период оккупации города он ведал выдачей посадочных талонов на пароход и продавал их по цене от 3000 до 5000 руб. за штуку. В частности, мой двоюродный брат заплатил за талон на эвакуацию лично этому самому Гольдину 3,5 тыс. рублей. На этих «делах» Гольдин нажил себе крупную сумму и в 1941 г. вывез из Одессы буквально чемоданы с деньгами. О его махинациях знает почти вся Одесса. Начальником ОРС’а Черноморского пароходства работает некто Бродский, не менее известный жулик и проходимец. В результате – все торговцы в торговых точках ОРС’а также евреи. Все это вызывает большое возмущение среди портовых рабочих. Идут разговоры следующего порядка: «Правду говорили немцы и румыны, что с возвращением большевиков нас снова отдадут в кабалу жидам»; «посмотрите – носить камни не хотят, а торговать, воровать за наш счет и обвешивать – они первые»; и несколько похуже: «если советская власть не позаботиться избавить нас от них, придется самим взяться за это дело».

Мне кажется, что если бы на эти должности были назначены даже евреи, но такие, которые себя оправдали, то даже это было бы лучше. Но самое лучшее было бы временно запретить им въезд, а уже приехавших изъять из торгующей сети (это вызывает наибольшее возмущение). А также временно не допускать на руководящую работу.

Другой пример, который сейчас волнует всю Одессу – это распределение жилой площади и опись и изъятие мебели. Эти вещи в Одессе превращаются в политическую проблему. Мало того, что при распределении квартир наблюдается масса злоупотреблений (очень много управдомов - евреи), то к этому гл. инженером зам. начальника горкомхоза и горжилуправления назначен некто Брейтгурд, который в делах протекции и жульничества охулки на руку не кладет.

Одновременно в городе идет опись т.н. «безхозяйственной» мебели. Приходят на квартиру работники горФО и райсовета и если узнают, что в квартире есть даже на хранении чужая мебель, описывают ее вместе с хозяйской мебелью и назначают к продаже. При этом дело без различных махинаций и злоупотреблений не обходится. А за пианино идет буквальная охота и владельцам пианино и др. ценных вещей приходится проводить десятки свидетелей, чтобы отстоять свои вещи. Одновременно проводится такое мероприятие: всем дворникам дано распоряжение не выпускать из своих домов ни одной вещи. В результате такого положения люди, реэвакуированные с Востока, не могут получить обратно своих вещей, т.к. у них из-под носа вывозят их какие-то еврейчики, успевшие их «купить» через горпромторг.

Все эти вещи вызывают огромное количество нареканий, которые приводят к подрыву авторитета партийных и советских организаций.

Необходимо также указать, что большое количество евреев уже успело появиться в городе после занятия его нашими частями и ведет себя очень вызывающе по отношению к остававшимся на оккупированной территории людям, обещая посчитаться с ними, разделаться и т.д. Учитывая, что проведенная румынами и немцами агитация дала все же большие плоды (я говорю о еврейском вопросе), а советская власть по этому вопросу никакой агитации и разъяснительной работы не ведет, создается весьма щекотливое положение.

Обо всех этих вопросах работники порта и грузчики собираются писать Вам коллективное письмо.

Ставя Вас в известность о создавшемся положении, я хочу просить об одном, чтобы мое письмо не стало известно пом. нач. порта Гольдину, ибо тогда я буду съедена.

Мой адрес: г. Одесса, Шиглица 4.

Остаюсь глубокоуважаемая Вас, тов. Никита Сергеевич,
И.А.Онищенко

Если что-нибудь не так написала, то прошу извинить, т.к. большой политической грамотностью не владею.

ГАОО, ф. П-11, оп. 11, д. 66, лл. 6-8

Учитывая конфиденциальность изложенных в письме фактов, подлинные фамилии автора и фигурантов дела не воспроизводятся.


Информация секретаря Одесского горокома КП(б)У Фролова секретарю Одесского обкома КП(б)У Колыбанову по проверке фактов, изложенных в письме И.А.О. генсеку Н.С.Хрущеву

Совершенно секретно

 В соответствии с Вашим поручением, нами проделана проверка фактов, указанных в письме гр. Онищенко, посланного на имя секретаря ЦК КПбУ Н.С.Хрущева. Проверкой установлено, что факт, указанный в заявлении о наличии большого процента использования на руководящей работе в Одесском торговом порту и на заводе А. Марти, тов.тов. еврейской национальности – подтверждается.

В Одесском торговом порту на 35 человек руководящего состава 15 человек являются товарищами еврейской национальности, что составляет 43%, причем тогда, как из общего списочного состава работающих 2198 человек на рядовой работе нет совершенно. Должны сказать, что абсолютное большинство этих товарищей (11 из 15) присланы Наркоматом Морского Флота, в частности заместителем Наркома товарищем ВЕЛЕХОВЫМ с назначением на должности непосредственно в городе Москве. Так, например, посланы или назначены наркоматом: зам. начальника порта тов. ГИЛЬДИН М.М., который не имеет специального образования и опыта работы в области морского транспорта; начальник отдела труда и зарплаты тов. ЧЕРНЯК Р.А.; зам. нач. автобазы тов. ФЕКСОН М.А.; зам. нач. 1-го участка ГАЛАНТЕР Г.И. и т.д., причем, многие должности, не входящие в номенклатуру наркомата, были заполнены непосредственно наркоматом, товарищами еврейской национальности.

Подтверждается так же факт, указанный в письме гражданки О. о высказывании недовольства со стороны отдельной части рабочих, что абсолютное большинство руководящих постов занимают товарищи еврейской национальности, тогда как на рядовой работе их почти нет совершенно.

Примерно подобное положение и на заводе им. А.Марти. Из 22 человек еврейской национальности 10 человек работают в ОРС’е, в том числе на руководящих постах 8 человек, тогда как на рядовых работах - чернорабочими - работают только два человека – товарищи РОЙЗЕН С.Я. и СОЛОМОН М.Б.

Характерно отметить, что у директора завода товарища ЛЕСОВИКОВА все заместители, за исключением зам. директора по кадрам тов. БИРЮКОВА, являются товарищи еврейской национальности, присланные наркоматом, а именно: - коммерческий директор товарищ ШТАРКМАН Я.Р., главный инженер тов. ЧЕРТКОВ Израиль Яковлевич, нач. ОРС’а тов. БРОДСКИЙ А.М. и нач. управления капитального строительства тов. ТИЛЬКИН.

Следует сказать, что в целом ряде других организаций Воднотранспортного района руководящие посты занимают товарищи еврейской национальности, присланные непосредственно наркоматами, главками, трестами и т.д. Так, например, в Облфинотделе из 20 чел., прибывших с Востока, 11 чел. – евреи; Союзпечать – прибыло 7 чел., все 7 чел. евреи. Вторая дистанция связи - прибыло 6 чел., из них 4 чел. евреи; ОСМЧ-10 – прибыло 13 чел., из них 7 чел. евреи; горжилуправление -прибыло 3 чел., из них 2 чел. евреи и т.д.

Что касается фактов расхищения мебели, неправильного распределения квартир и жульничества в период оккупации из гор. Одессы в 1941 г. со стороны тов. ГИЛЬДИНА, нам установить не удалось, здесь, видимо, потребуется вести следствие. Что касается тов. ГИЛЬДИНА, надо сказать, последний авторитетом среди коллектива портовиков не пользуется, большой ценности для работы порта не представляет и для пользы дела его необходимо от работы зам. начальника порта освободить и перевести на другую работу в пределах порта.



Секретарь Одесского горокома КП(Б)У Фролов

ГАОО, ф. П-11, оп. 11, д. 66, лл. 9-11


Рецензии