Сумбурные полемические заметки О жёлтой прессе

  К жёлтой прессе, как правило, относятся резко отрицательно. И понятно почему : искажаются известные факты, фальсифицируются события, раздуваются  незначительные  факты до масштабных открытий.
Но «жёлтая пресса» благополучно живёт не один десяток лет не только в нашей стране, но и в любой другой. Благодаря нам, обывателям :  людям интересно знать больше, чем известно из обычных источников. А про своих любимых звёзд всё : сколько раз были женаты или замужем, сколько детей и от кого, сколько домов, сколько любовников (иц) и прочее, прочее…


 Когда мне в КИЦ  из спец. ящичка стола библиотекарь предложила книгу «И. Стогова «Авторский путеводитель по Петербургу, которого больше нет», я обрадовалась, шла домой с мыслью, что буду читать книгу с карандашом в руках, чтобы записывать те адреса, которые раньше мне были неизвестны. Вечером в предвкушении чтения открыла книгу и …была разочарована.


 Нет, читать интересно, но со страниц путеводителя предстал, действительно, другой Петербург: не Пушкина, не Достоевского- И. Стогова, а анонс книге даёт современный популярный и очень известный прозаик Д. Глуховский, который уверен, что туристы будут стоять в очереди на экскурсии « Петербург Стогова”.
На оборотной обложке книги есть фото автора книги, долго смотрела на фотографию: физиономия нагловатая, с внутренней усмешкой, как будто говорящей : прочли? Всему верите?


  Прочла, но  не всему поверила, прежде, чем  вернуть книгу в библиотеку, вновь её перелистываю, вот лишь некоторые факты, в которые мне, наивной и доверчивой, трудно поверить.


 Обрусевшая шотландка Мария Гамильтон ( не путать с Э. Гамильтон, возлюбленной адмирала Нельсона) почти год была любовницей Петра 1, потом царь к ней охладел, а М. Г., не растерявшись, становится любовницей денщика царя, но не это главное : её приговорили к казни за то, что  она сделала 2 аборта, а третьего родившегося ребёнка  задушила. Ей отрубили голову, Пётр поднял голову с эшафота, поцеловал, а затем зрителям стал объяснять анатомию шеи, а голова через некоторое время была заспиртована и выставлена на обозрение в Кунсткамеру.


  «В Петербурге, который давным-давно мёрт, никто никуда не спешит… Всё срочное, что могло здесь случиться, уже случилось. Причём давно»( дословная цитата, далее в кавычках цитаты из книги)
 «Мёртв»- очень даже живой город, сколько в нём ежегодно проходит красочных зрелищных шоу, например, «Алые паруса», выпускной бал школьников, форумы очень разных направлений, спортивные соревнования, зрители заполняют Дворец Спорта «Юбилейный» полностью, а грандиозные акции на Дворцовой площади, а заполненные залы петербургских театров???


 Много страниц автор посвятил своей бабушке  по материнской линии, А. А. Ахматовой, рассказывая о её взаимоотношениях с мужьями : Н. Гумилёвым,В. Шилейко, Н. Пуниным, попутно подчёркивая, что Аня Горенко-Ахматова- Гумилёва вела очень свободный образ жизни, как впрочем и всё её окружение, из которого впоследствии и выстроился ряд поэтов «серебряного века».
 Зачем? Разве не сама А. Ахматова написала знаменитое стихотворение : «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Или , зная очень личные подробности очень известных талантливых гениальных людей, когда-то живших в северной столице, нам они становятся ближе и понятнее, а мы сами чувствуем себя достойнее уже потому, что многие из нас так никогда не куролесили?
 Когда Анна Андреевна стала женой Н. Гумилёва, а добивался он её очень долго самыми разными способами, «буквально силой заставил выйти за него замуж», когда жена была в интересном положении, муж приходил домой под утро, прямо в  одежде падал на постель и лениво интересовался, когда жена будет исполнять супружеский долг. Каково?


  Да моя собственная жизнь почти хрустально-чистая.


 « Мир литературы оказался жесток. Особенно мир литературы в столь безжалостном городе, как Петербург. Он целиком состоял из редких язв и сволочей».
 Большой сволочью автор выводит в своей книге Сергея Довлатова. Если авторские характеристики поэтов «серебряного века» нисколько  не изменили моё восприятие их творчества, видимо, потому, что я достаточно много об этом периоде читала других книг, интересных авторов, например, И. Одоевцеву, А. Мариенгофа, то прочитанное о Довлатове как-то снизило эффект от чтения его книг. Я люблю иронию, самоиронию, в своё время с большим удовольствием прочитала четырёхтомник Сергея Д., много смеялась, а теперь узнала, что писатель часто специально издевался над окружающими его людьми, подстраивал и устраивал издевательские розыгрыши, был нечист на руку, не гнушался в совращении юных и всё для одной благой цели - эмоции ему были нужны.
 За что мстит Довлатову Илья Стогов? Может быть, за то, что его писательская слава – просто «подмётки» довлатовской?
 А Вы как считаете? Вы знакомы с творчеством Ильи Стогова, журналиста, писателя и бывшего телеведущего? Я вот только что познакомилась с автором «жёлтой» книги, по крайней мере, на мой читательский вкус.


 В моём городе есть памятник С. М. Кирову, который расположен в скверике напротив первенца алюминиевой промышленности в СССР - ВАЗ, поэтому мне особенно интересно было прочесть, что С. М. Киров был чуть выше плеча И. В. Сталина, рост которого  около 156 см, поэтому градоначальник Ленинграда всегда носил сапоги на высоком каблуке и фуражки, чтобы казаться выше.
А с пьедестала памятника он смотрится весьма внушительно. С. М. Киров много сделал для ленинградцев достойного.  Нелепо выглядит  смерть партийного лидера от руки мужа его любовницы, латышки 27 лет, Мильды Драуле, бывшей замужем за Леонидом Николаевым, который работал электриком в Белом доме, именно он и застрелил любимца Сталина 1 декабря 1934г. Сразу началось следствие, конечно, широкая общественность тогда не узнала правды, вся семья Л. Николаева, включая жену, всех ближайших родственников, всего 14 человек, были представлены как банда заговорщиков, контрреволюционеров- все были расстреляны.


 А чего стоит это предложение : русская императрица Екатерина «распорядилась отдать покойному любовнику все возможные у неё в державе почести».  Вопрос : зачем покойному, хоть и любовнику, все почести, если он покойник?


 Оказывается, что телебашня на Петроградской стороне  задумывалась высотой 300 м и своей красотой должна была превзойти Эйфелеву в Париже, но не случилось.


 Довольно подробно автор рассказывает об очень известных поэтах уже 20 века,  называя такие имена : Дмитрий Бобышев, Евгений Рейн, Анатолий Найман.  Это поколение поэтов, предшествующее шестидесятникам 20 века: А. Вознесенскому, Е. Евтушенко, Р. Рождественскому, Б. Ахмадулиной - поколению, которое и сегодня очень известно, а названные выше забыты, автор их вспоминает опять же ни как поэтов, а как «шебутных» ребят,  у которых в личной жизни все постели были перемешаны. Не уступали гениям «серебряного « века. Спустя какое-то время к троице присоединился И. Бродский, « на самом деле Бродский был плохо одетым плебеем. Без высшего образования. Без попытки получить высшее образование. Без малейших признаков внешнего блеска»…  Много страниц посвящено  описанию любви поэта к художнице Марине Басмановой, которая  металась между встречами и постелями И. Бродского и Д. Бобышева. После ссылки Бродского в Сибирь «мотанулась» к нему в Норенское, вернулась в Ленинград беременной, родила сына Андрея, но, спустя годы, в Америку за возлюбленным не отправилась.  Всё, что связано с Мариной, отражено во многих стихах поэта, последнее стихотворение, посвящённое ей, написал за два года до своей смерти.


Очень бегло перелистала книгу И. Стогова для вас. Зачем? Как-то взбудоражила меня эта книга, почему восприняла её, как "жёлтую", автор не указал ни одного источника, из которого он почерпнул уж очень личные факты личной жизни уж очень известных писателей и поэтов, исторических деятелей.



 Мне всё-таки ближе Петербург А. Пушкина и Ф. Достоевского, Петербург белых ночей, несбывшихся надежд и разочарований, но живой, живущий своей нынешней жизнью, с вечным  людским потоком на любом вокзале города, с туристами на Дворцовой площади, с разводными мостами и каналами, соборами и скульптурами, город романтиков, но не Лёньки Пантелеева, ему тоже посвящена не одна страница книги Стогова.


 Вместо заключения:
Самому термину «желтая пресса» уже более ста лет, он  пришел  в Россию из США, из 19 века.
 Существует несколько версий происхождения этого понятия. По одной из них газеты получали подобное прозвище из-за желтизны бумаги, на которой они печатались. Низкосортная, она быстро желтела. По другой версии все началось с комиксов о бедном парнишке, который носил желтые одежды, ярко выделяющиеся среди прочей серости газет.
Автором комикса был художник-график Ричард Фелтон Ауткот. Впервые комикс был опубликован в 1896 году в газете «The New York World», которую возглавлял Дж. Пулитцер. Бедный парнишка из нью-йоркских трущоб приглянулся публике, и тиражи газет взлетели до миллиона экземпляров. Успех был грандиозный.
Главный конкурент «The New York World»,  «New York Journal» под управлением Херста, решил переманить к себе талантливого художника, пообещав огромные гонорары. Ауткот стал работать на «New York Journal». Впрочем, Пулитцер не стал прекращать выпуск комиксов про парнишку в желтом, найдя Ауткоту замену.
Эти два издания долгое время соперничали. Каждое пыталось привлечь внимание публики, и уже не только историями про бедняка, но и свежими сенсациями. Так родилась особая подача новостей, ориентированная на эмоциональную составляющую, которая всегда притягательна для читателей.
Даже в этом вопросе, как «Жёлтая пресса», мы опять пошли лишь следом за Америкой.
А что думаете вы?

КИЦ- культурно-информационный центр, ВАЗ- Волховский алюминиевый завод
2.06.16г


Рецензии
Важные вопросы ты подняла в своей статье, Светлана.
В советское время была цензура.
Благодаря её "неусыпной бдительности", путь к читателю для многих замечательных авторов был закрыт. Я имею в виду Солженицына, Тендрякова, Гранина и многих других.
Но также была и положительная сторона у советской цензуры. Нелепости в широкую печать не допускались.

В качестве примера:
http://proza.ru/2015/02/22/574

Новых творческих находок и всего доброго.


Любовь Шифнер1   11.02.2022 19:33     Заявить о нарушении
Люба, добрый вечер!
Крайности во всём вредны.

Спасибо за добрые пожелания.
Пока авторская пауза, нет никаких сюжетов, если только жизнь подскажет.)

С симпатией и дружбой,

Светлана Весенняя   11.02.2022 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.