Комсомольцы

Комсомольцы
очерк
Партия, дай порулить!
- Хлопцы, хлопцы! Заберите его отсюда! – отчаянно заламывая руки причитала бабанька то ли дежурная, то ли вахтёр гостиницы. Назвать эту профессию консьержкой не поднялась бы рука, хотя назвать эту убогую общагу гостиницей поднялась. Увидев, что мы дружно, но лениво бросили косые мутные взгляды на причину её обеспокоенности и кто-то уверенно, кто-то бессильно, а кто-то и мысленно махнули рукой и проследовали мимо, в бабушке проснулся цербер, и она решительно переключила тумблер из положения «жалко» в «грозно»:
- А то вызову милицию!
Мы обернулись и притормозили в ожидании развития сюжета. Саша пытался шарить по стенке в поиске кнопки вызова лифта, забыв, что мы занимали шестикоечные апартаменты на втором этаже, да и лифт не работал никогда, я вдумчиво изучал серый образ вохровки – шаль, тужурка, сапоги, а Шпиндель наводил резкость на тело собрата по цеху. Ничего такого! Упырь да и упырь: железные полуякорные цепи, ржавые заклёпки, на которых зиждется мост Патона, чёрная полу-кожа – жилет – бывшая когда-то «камисса-неро» и не стиранные  со времён войны Севера и Юга настоящие джинсы «Лэвис» производства Малой Арнаутовской. Стандартный набор уставшего металлиста, претендующий на гордое наименование «неформил». «Формал, формал», - скептично покачал головой наш барабанщик, а вслух пробормотал – Обрыгался, гад!
- Алё, милиция? – включилась в процесс  потомственная сексот. – Нет, что Вы, живой! Только мёртвый! Тут таких много заселилось. Песни сатанинские горлопанят. Пьянь!  Всю гостиницу обгадили! Комсомольцы…
Комсомольцами оказались участники фестиваля «Весенние надежды-90», организованной, как ни странно редакцией газеты «Комсомольское знамя» (на сленге «КоЗа»).
Саша Ягольник – будущий композитор и продюссер занимался отбором участников долго и качественно, но ничего толкового не отобрал. Более взрослые и авторитетные товарищи из оргкомитета в виде известного рок-гитариста Сергея Чантурия укомплектовали состав монолитным металлом – громким, мало мелодичным и каким-то одинаковым, что ли. Исключением, подтверждающем смур данного действа были ребята из группы «Красные» Сергей Доценко и Толик Векслярский – будущие настоящие музыканты и продюссеры. Фаворитом Ягольника были «Диксиленд» из Универа и мы «Общий Вагон» из КПИ, а изюминкой - совсем молодая Ира Билык – точно не формат мрачных металлистов.
Вот как описывал Витя из «Диксиленда» свой выход к ужину.
«Столы были накрыты на улице, повезло, погода была уже весенняя. Сервировка была монотонно-убогая: алюминиевые миски и алюминиевые ложки. Хлеба не было и юмористы периодически пошлили:  «А компот?» Главный комсомолец-организатор предупреждал неоднократно, что алкоголь ни-ни!, но  свинья грязь всегда найдёт, благо с грязью у музыкантов было всё в порядке.  Подавали какую-то кашу, возможно из консервных банок «гречка с говядиной». Обещали премировать завтра всех (кто доживёт) обедом в местном ресторане. Грязные, патлатые, кожно-металлические бородачи дружно скребли алюминий и периодически заговорщически шептались. У признанных авторитетов были незаметные гибкие трубочки, сделанные из капельниц, оканчивающиеся медицинской грелкой. Шныри и одиночки взглядами и жестами умоляли припасть к живительной влаге. Их грубо отталкивали.  И здесь иерархия!
Мы вчетвером («Диксиленд») дружной цепочкой подрулили к пиру. На нас были подобие концертных костюмов: узенькие отглаженные чёрные брючки, ослепительные белые сорочки и завершали композицию одинаковые тонкие галстуки-шнурки. Ну, Битлз, как ни крути! Два ряда угрюмых голов дружно оторвались от каши и проводили взглядом так, как встречают сокамерники подозрительного новичка. Очевидно, все ждали, что скажет пахан. Но такового не оказалось. Никто не произнёс ни звука, и впервые вразрез нездорового веселья и пьяного гомона в воздухе повисла тишь, и абсолютно единогласное мнение залипло, как неисправная кнопка: «Чужие!»
Дальше – больше. Во время открытия фестиваля на сцену Дома культуры взошла невинная пара: он и она. Он был в очёчках, светлом костюме и в галстуке не в тон, она – строгая синяя юбка правильной длины  и  блуза без цветов.  «Староста!» - заорал кто-то нетерпеливый. Да, они оба напоминали старост групп. Такие типажи всегда старостят:
- От имени винницкого городского комитета комсомола мы приветствуем участников фестиваля «Весенние надежды-90».
 Следующим  по плану должен выступать секретарь горкома, но он где-то задержался. Возможно, даже сбежал.  Вместо этого очумевший зал начал хлопать и скандировать: «Ленин, партия, комсомол! Ленин, партия, комсомол!»
Орали рокеры и металлисты пьяные и контуженные, орали панки и хиппи грязные и обдолбанные, орал Ягольник и одинокая заблудившаяся попса. Неожиданно присоединились к бису и старосты. В этом единстве  дух бунтарства и свободы безобразным образом переплёлся с фальшивым пафосом насквозь прогнившего государства лжи и абсурда.  Мы поняли, что ещё чуть-чуть, и мы построим социализм.
Далее – ещё больше.  Оргия переместилась в гостиницу. Сборная то ли регбистов, то ли борцов занимала шестиместный номер за тонкой стенкой. Перед концертом они мягко намекнули, чтоб мы не вздумали шуметь ночью, так как у них важная тренировка и надо отоспаться. После полуночи небольшая группа (человек 30)агрессивных металлистов построилась в  колону по четыре и, взяв наперевес бас-гитары и прочие швабры, пошли то ли клином, то ли свиньёй по коридорам дружно топая в такт идиотской речёвки: «Ах, ты сука, ах, ты пииип!» Спортсмены претворились глухими. Им точно было сейчас не уютно.
Достаточно, пожалуй.
В заключение добавлю светлых красок. Проход «Диксиленда» под зэковскими голодными взглядами – лучик света. Костюмы – то же. У нас был подобный вариант с красными галстуками, но в репертуаре была песня в стиле кантри, потому мы выступали в ярко-зелёных клетчатых ковбойках. «Диксиленд» сразил даже самых ортодоксальных хэви живым роялем. Завершил разгром тёмных многотактовое соло на ударных. Когда номер заканчивался, я выбежал в безумном твисте к сцене. Ко мне присоединились одинокие  нехмурые. Я подарил друзьям фразу, которая вошла в фонограму: «Это лучшее, что было за три дня!»
Обратной дорогой удовлетворённый Виктор ворчал:
- Эх, комсомольцы! Ты заметил, что металлисты-неформалы суть те же комсомольцы? Единообразие, стадность. Если куртка, то только чёрная, если джинсы – обязательно «Лэвис», в крайнем случае, «Вранглер»! Цепи, заклёпки, браслеты, кастеты - всё стандартное. Стандартное и примитивное.  Если выделился из толпы – изгой. Чуть ли как исключение из комсомола. А музыка? Четыре аккорда. Если вдруг пять – это уже джаз! Знаешь, почему так? Неформал - это такой же продукт совка. Пионеры учат «Взвейтесь кострами!», а эти - фа мажор септаккорд. И бас у них называется по совковому «Урал», - и погладил гриф полуаккустического «Орфея» со скрипичной декой, как у Пола МакКартни. 
Эх, комсомольцы…


К материалу:
Ирина Билык.
В 1990 году на фестивале «Весенние надежды» в Виннице она познакомилась с музыкантами группы «Аякс» - Юрием Никитиным, Георгием Учайкиным и Жаном Болотовым. А уже в июле они создают группу под названием «Цей дощ надовго». Специалисты считают это событие началом становления украинского шоу-бизнеса.


Рецензии