Жила-была Алёнка. Бабушки и дедушки. Ч. 3

Бабушек у Аленки было много. Дедушек - гораздо меньше. Поэтому сначала вспомним дедушек.
Одного деда - Николая, Алёнка знала по рассказам бабушки Веры - папиной мамы, и по старым черно-белым портретам и фотографиям.  С них смотрел добрыми глазами молодой, красивый мужчина. Бабушка, когда о нем говорила, всегда расстраивалась. Дед погиб на войне, оставив ее с маленьким сыном, которому не исполнилось и года. Аленке всегда было жалко и деда, и бабушку, и папу, хотя что такое война она поняла позже, когда училась в школе.
Другой дед - мамин отец - Петр, был строгий, не слишком разговорчивый, работящий, всегда с собой брал внуков (а их у него было много - мальчишек и пара девочек) кормить кроликов, косить и сушить сено, заготавливать ветки акации  на зиму(лакомство для кролей), собирать яблоки в саду, лущить горох и фасоль, носить воду из колодца. Работы всегда было много. Казалось, что ей не будет конца, и они, мелкота, старались улизнуть из дома деда и бабушки. Ведь их ждали куда более важные дела: ловить земляных пауков из норок на смолу и пластилин, и нанизывать на "цыганскую" иглу и "суровую" нитку бусы из плодов неизвестного кустарника с красивыми разноцветными цветами на пустыре. С братьями ей было весело. Особенно дружна была она с близнецами, которые совсем не походили друг на друга: черноволосый, худой, молчаливый Сергей и рыжий, веснусчатый, веселый увалень Сашка.
Был еще один дед, которого Алена едва знала. То есть видела она его часто, но он просто не обращал на нее внимания, когда она с бабушкой Верой приходила к ним в гости. Дед этот был мужем сестры бабушки Веры - Фени, много рыбачил, так как жил у речки, был некрасив в ее понимании: с красным, неулыбчивым лицом, большим животом, светлыми волосами, торчащими как колючки ёжика во все стороны над лысоватой макушкой.
Бабушки Аленки сыграли важную роль в ее жизни. С ними она проводила много времени, каждая внесла свой вклад в формирование ее личности.
Бабушка Маня - мамина мама, была молчаливой, худенькой женщиной с некрасивым лицом, одевалась в старомодную долгополую юбку в цветочек, бязевую или ситцевую блузку "немаркого" цвета, чаще всего в горошинку, и большой, длинный фартук с кармашком, перешитый из ветхой юбки. Волосы ее всегда были закручены в "гульку", и убраны под платок. Баба Маня постоянно была занята по дому. Алёнка не помнила, чтоб она отдыхала или сидела в праздности: в ее доме всегда был испечен хлеб на целую неделю: большие, пышные, белые булки, затеянные на хмелевых дрожжах, пахнущих квасом. Борщ бабушки был неимоверно вкусен, пирожки мягкие, компот из сухофруктов (зимой) и ягод (летом) ароматен и сладок. Это при том, что вместо холодильника был подвал или темная кладовка. Бабушка была чистюлей и часто заставляла Алёну делать тщательную уборку во всем доме. Мылось все: начиная от стекол окон и флакончиков от духов на комоде, и заканчивая самим комодом и плинтусами полов.
Бабушка Вера - папина мама, жила одинокой после войны, на которой погиб ее муж, так и не вышла замуж снова, хотя слыла красавицей. Да так оно и было: ее дед был цыганом (местный оседлый кузнец), и в бабушке-полукровке заметна была цыганская кровь. Волосы были густые, темные, вились крупными кудрями, глаза светло-карие, с золотинками, брови черные, круто изогнутые, лицо матового фарфора, без румянца и загара, и пышные губы часто мечтательно улыбались. Фигура бабушки была стройна и изящна, как у статуэток балерин и пастушек на ее комоде, привезенных ее сестрой Линой из Москвы (о ней - особо, чуть попозже).
Бабушка Вера была не слишком хозяйственная, чуть безалаберна в быту (но огород всегда чисто выполот, куры сыты и откормлены), носила яркие, цветастые платья чуть ниже колена, "выбитые" или украшенные прошвой батистовые блузки, и изумительно красиво повязанный на голове белый платочек с голубыми цветочками. Готовить баба Вера не любила, не умела, делала это по большой необходимости, чтоб только было что поесть. Еда ее была всегда странная: это были пышки из собственноручно смолотой на мельничке кукурузной муки, мамалыга, вишневый кисель, разлитый в плоские тарелки - густой и сладкий, как мармелад, запеченые яблоки или сахарная тыква - зимой, летом - вареная кукуруза, суп-лапша из курицы и чай, заваренный из вишневых веточек и малины. Но главное и самое важное для Аленки, что было в бабушке - это полное отсутствие строгости, часто рассказываемые ею сказки, притчи из библии ( рассказывала она библию  интересно, и в то же время близко к тексту, как гораздо позже узнала Алена). Рядом с бабушкой Верой было уютно, покойно и...сказочно. На заднем дворе ее был сенокос - небольшой пустырь с дикими травами. Но даже травы те были не простыми: среди обычной травы прятались разные лечебные, духмяные, цветущие красивым цветом. Сейчас, уже взрослая, Алена понимает, что травки те сажались и культивировать не одно поколение, так как, забегая вперед - мать бабушки была ведуньей, травницей.
Одни из самых счастливых моментов - быть на этом "сенокосе", собирать букетик разных цветов, вдыхать их жарко-пряный аромат и слушать стрекот кузнечиков, которых было там в изобилии.
Самый любимый день в году для Алёны - Троица. Перед этим праздником бабушка косила траву с сиренево-синими колосьями цветов и стеблями дикой мяты и раскидывала по свежесмазанной доливке - глиняным полам. По всем столам и шкафчикам ставила нехитрые букеты, а под потолком развешивала веточки акации и грецкого ореха. Три дня троицы это всё зеленое изобилие пахло горько и сладко, кружа голову. В эти дни бабушка с внучкой шли к сестре бабули в гости. Сестра ее - баба Феня, жила с мужем у речки. Это обстоятельство было самым приятным и важным для Алёны. Двор ее и огород с садом спускались в берег реки - чудесный, сказочный мир: сад с крупной, сладкой черешней и вишней-склянкой (если смотреть на небо через нее, то внутри полупрозрачной вишенки заметно было небольшое пятнышко - косточка), с крупными желтыми яблоками - осенью, и толстокорыми горьковатыми грецкими орехами - летом, ароматными ягодами клубники, малины и терпко-кислыми - крыжовника. А еще в саду всегда росли маки, целые поляны маков! Их крупные чашечки белых, розовых, сиреневых и фиолетовых цветов соседствовали на кустах с созревающими головками. Алена любила есть серовато-коричневые мелкие семена мака, по вкусу похожие на сливки и незрелый орех. Еще с мостков у берега можно было пугать камешками крупных лягух, лениво дремлющих в теплой тине мелководья. И - голоса птиц, разных: крякающий - какой-то неизвестной пичуги в камышах, долгие кувания - кукушек в кронах деревьев и переливы-щелканья скворцов у сарая.
Гулять в саду Алёнка могла часами, пока ее не позовут есть пирожки и рулеты бабы Фени, испеченые в печи посреди двора. Выпечка была вкуснейшая, и девочка с радостью спешила за стол во дворе под виноградной беседкой. Никогда и ни у кого  позже Алена не ела такого вкусного макового рулета.


Рецензии