Ни лес-ни поле

-Слыхали,-шепнул теплый весенний ветер ивовым кустам,-за деревней сей год опять поле не пахано.
-Луговина наверное?-прошелестели в ответ остроносые листья ивы,- придет июль, выкосят всю траву под корень.
-Если бы,-ответил ветер,-не косят, пропадают травы. В прошлом году и в позапрошлом - ушли под снег сухостоем.
-Даже так?-удивленно отозвались ивы. -
«В таком разе надобно послать туда семя малое, глядишь, какое и приживется, а то нам, ивам, тесно в этом краю, лес наступает, теснит березами и елками»-подумали они про себя, а ветру сказали:
-Не поможешь ли нам, друг любезный, может найдется местечко с краешку поля для наших семян-деточек. Уж мы так будем благодарны.
-Хорошо, я отнесу семя,- согласился добрый ветер,- а уж вы там сами решайте, где прорастать.

На будущий год в поле вместе с травой взошли побеги ивы. Первый год их тонкие веточки никто в траве и не заметил, но уже через год-другой, поднялись вички, стали куститься. В них птицы гнезда свили, зверек малый нашел себе приют. Еще через пару лет пришел сюда большой зверь: кабан и лось. Кустики ивы потрепал изрядно, тонкий веточки поел зимней порой. Но ива уже пустила  корни по всему полю и  никакому зверю не поддалась, только вширь пошла.
У кустов и под ними, в самой затепяге, летней порой грибочки рыжие выросли, много, под каждым кустом до десятка. Из деревни пришли люди, увидели рыжики, обрадовались и давай собирать их, только треск по кустам стоит.  Среди травы натоптали тропы, словно звери лесные.
Еще через год смотрят ивы, а на поле они не одни. То тут то там березки поднимаются. Птицы занесли сосновых и еловых семян. Те быстро проросли, но сначала в траве прятались, и только потом пушистые головы подняли и ветки раскинули: «не подходи, это наша  земля». Пришлось иве потесниться.
Прошло еще тридцать лет. В деревне забыли, что когда то тут было поле, ходят в лес за грибами, по осени и зимой стреляют зверя лесного. Ели и сосны все выше. Охватили загребущими лапами землю вокруг, траве негде расти. Кусты ивы оттеснили к самому краю у дороги, больше им места не нашлось. А в самой сердцевине бывшего поля теперь чащоба образовалась.
Так прошло без малого сто лет. Много или мало? Это смотря как взглянуть, если для ветра, так ему что, это для него один миг. А для  деревьев- жизнь целого поколения. Вон какие стволы поднялись, подпирают облака. Под ними местами где посветлее-грибы и ягоды растут, а там, где чащобы и бурелом- укрытие для зверя лесного.
И тут снова люди пришли с топорами и пилами. Целую зиму трудились, извели весь лес на корню, остались одни пни да колдобины. Сучья от стволов отделили и тут же свалили догнивать. Кому они нужны, эти сучья?
Весной прилетели с юга птицы-не смогли найти место, негде гнезда вить. Зверь лесной еще по зиме ушел, как только услышал, что лес рубить начали. Ему с мужиками встречаться не резон, у них ружья.
И только ива обрадовалась, ей снова раздолье на долгие годы. Рановато правда, радовалась, ее время еще не пришло. Откуда ни возьмись, на вырубках выросла дикая малина: ягоды красные сочные. За ними случилась настоящая охота: то люди из деревни придут, то медведь из дальнего леса пожалует. Лет пять это продолжалось, пока вырубки снова не захватил кустарник.
-Ну теперь то никого не пустим,- шелестели листьями ивы,-не дадим подняться елям и соснам, нет для них места в этом буреломе.
-Вот вы какие,- вздыхал в ответ ветер, - все заграбастали, а ведь хотели быть с краешку! Обманули значит? Только слышал я, что в деревне решили пашню расширять и про это поле говорили. Так что недолго вам править-царствовать.
-Какое еще поле? Нет никакого поля, и леса нет,  здесь наши владения на веки вечные,- встрепенулись ивы..
-До случая,- шепнул ветер и принес со стороны деревни гул тяжелых гусеничных машин.
-Что это?- всполошились кустарники.
-Это погибель ваша- просвистел ветер.
Трактора утюжили почву так, что не осталось ни единого кустика. Убрав лесной мусор, люди подцепили плуги и вспахали землю. Та, отдохнувшая за долгие годы запустения, одарила их щедрым урожаем. Все вернулось на круги своя. Как будто и не было векового запустения. Поле снова стало пашней, а ивы попрятались по  опушкам дальнего леса и на обочинах дорог.
Каждому свое место в этом мире и негоже, когда бесполезный куст хочет на земле главенствовать. Жаль только, что мало у нас мест, где земля урожаи дает и все больше таких, что кустарником поросло и влачат свою грустную долю. Ни лес-ни поле..


Рецензии