Последний парад

               

         Девяностолетие Сергея Михайловича Зотова отмечали в небольшом кафе на Беговой улице, недалеко от его дома. Кроме  семьи Сергея Михайловича, юбиляра пришли поздравить представители военкомата, департамента образования и комитета ветеранов войны. Выступавшие тепло отмечали заслуги Сергея Михайловича, его боевое прошлое, многолетнюю работу в школе,  вручали памятные подарки.               
        Первым выступил зам. председателя комитета ветеранов войны генерал-майор Белоозеров Николай Григорьевич:
        -Сергей Михайлович Зотов в начале июля 1941 года в возрасте девятнадцати лет ушел добровольцем на фронт, окончив второй курс  МГПИ им. Ленина. Начав свой путь рядовым  в 57 гвардейской армии, он закончил войну гвардии капитаном, командиром роты разведки. Сражался под Сталинградом, освобождал юг Украины, Молдавию, Болгарию, Югославию, Венгрию. Дважды был ранен. Война для него закончилась в Австрии. 24 июня 1945 года произошло событие, навсегда оставшееся в его памяти. Он был участником Парада Победы на Красной площади в составе колонны советских воинов, несших опущенные до земли двести знамен немецко-фашистских войск, разгромленных на полях сражений  и, под барабанную дробь, брошенных к подножью мавзолея. За проявленные мужество и героизм Сергей Михайлович награжден многими орденами и медалями. Страна гордится вами, дорогой Сергей Михайлович. Желаю вам здоровья, долгих лет жизни, мира и благополучия всей вашей большой и дружной семье.
       Встал сидевший рядом с зам. директора департамента образования мужчина высокого роста, с красивым открытым лицом. Сергей Михайлович, повернувшись к своей жене Ольге Петровне, что-то сказал ей. Мужчина улыбнулся, извинился за то, что пришел в последнюю минуту и сказал:
       -Мы с Владимиром Алексеевичем решили, что выступать буду я. Вы, наверное, не помните меня, Сергей Михайлович?
       -Помню, Виктор, очень хорошо помню.
       -Спасибо вам за это. Владимир Алексеевич и ваш покорный слуга учились в школе, в которой вы преподавали русский язык и литературу. Владимир Алексеевич, закончив институт, через какое-то время вернулся в школу уже в должности директора и проработал с вами несколько лет до вашего ухода на пенсию. Я, к стыду своему, не видел вас с выпускного вечера. Хочу исправить свою ошибку и рассказать про те незабываемые годы учебы, которые заложили во мне то, что помогает мне всю мою жизнь. Любовь к русскому языку, литературе, живущая во мне и сделавшая меня патриотом своей Родины, давшая мне возможность читать и понимать все то дорогое, что сделали для страны ее великие творцы, привил мне Сергей Михайлович. Его уроки я ждал с нетерпением. Я получал огромное удовольствие от его рассказов о писателях и поэтах, которые нельзя было получить из учебников. Он вкладывал в нас                свою душу, стремился дать все самое лучшее, делился с нами всем тем, что знал сам. После окончания школы я без особого труда поступил в Литературный институт. И это тоже заслуга Сергея Михайловича. Спасибо вам за то, что вы сделали для всех нас. Низкий вам поклон. Дай вам бог еще много лет жизни.- Виктор Павлович подошел к юбиляру.-Я принес сигнальный экземпляр своего двухтомника избранных произведений. В предисловии я указал, что с любовью посвящаю его вам. Примите пожалуйста.
       Они обнялись.
       В конце вечера выступил юбиляр.  Поблагодарив  выступавших, он сказал:
       -Здесь много говорилось о моих заслугах. Поверьте мне, особых заслуг нет. Жил честно, старался передать самое лучшее, что мог, своим  ученикам, своим детям, и, если мне это удалось, я счастлив. Виктор, я сразу узнал тебя. У меня не было любимчиков в школе, но были любимые ученики. Ты один из них. Когда в классе заканчивался урок, на котором писали сочинения, я спешил в учительскую, стараясь не останавливаться по дороге. Мне хотелось успеть за перемену прочесть то, что написал ты. И каждый раз, читая очередное сочинение, я понимал,что у меня учится не просто способный человек, а думающий по своему, не стандартно, будущий писатель, настолько точно и четко излагались мысли. Особенно хорошо у тебя получались сочинения на свободную тему. Я никогда не терял тебя из виду. Все время смотрю твою программу на канале "Культура". Я безмерно рад тебя видеть и                счастлив, что мне удалось прикоснуться к твоему становлению. Виктор Алексеевич, ведь не даром мы свой хлеб ели, глядите какие люди выросли из наших учеников.
        Что касается моего участия в войне, то я не люблю говорить о ней. Могу лишь одно сказать. Война – это чудовищное преступление, это самое ужасное, что может случиться на свете. Только в кино показывают героев, которые ничего не боятся и совершают подвиги один за другим. В жизни все не так. Каждый день человек находится на грани своих возможностей, недоедает, недосыпает, зачастую не имеет возможности привести себя в порядок. Ему страшно, очень страшно. Он не знает, что ждать в следующую минуту. В конце концов, он просто не выдерживает эти нагрузки и забывает о своей безопасности. Если повезет, он останется жив. Мне повезло. И вот перед вами результата этого везения. Здесь присутствуют все до одного члены моей многочисленной семьи: моя верная спутница Ольга Петровна, два сына с женами и дочь с мужем, их дети, мои семеро внуков и внучек, также с женами и мужьями и детьми, моими семнадцатью правнуками. Слава богу, все здоровы и смогли придти. Мое самое большое желание было и будет, чтобы на земле воцарился мир, чтобы люди были счастливы, чтобы никто, никогда не посмел поднять руку на человеческую жизнь, ибо она священна.

        Как-то возвращаясь из магазина, Ольга Петровна  вынула из почтового ящика повестку в суд. На ней была указана фамилия истца - Годунова, неизвестная ни ей,  ни Сергею Михайловичу. Решили, что в суде узнают, кто это. Только сели обедать, как раздались звонки.
        -Сначала повестку прислали, теперь видно арестовывать пришли,- сказал Сергей Михайлович.- Открой дверь, Оля, посмотрим, кому не терпеться.
        Ольга Петровна открыла дверь. Вбежала правнучка Маша:
        - Дедушка, вы получили повестку в суд? Это отчим все, он заставил маму. Я говорила ей - не делай это, тебя же прописали специально, чтобы оставить тебе квартиру, а он все время подзуживал  ее: «Если не сделаешь сейчас, кому-нибудь другому отпишут». Я дедушка к папе пойду жить, не могу я с ними. Папа рад будет, он меня все время зовет, и Миша меня уговаривает. Мне уже четырнадцать, я имею право сама решать. И мне к вам с бабушкой ближе ездить будет.
       Миша и Маша были дети его старшего внука Сергея. Маша уже два года приезжала на Беговую улицу, чтобы помочь старикам. Ходила в магазины, помогала по дому.
       -Так вот кто Годунова. Давай, садись, пообедаем, потом поговорим.
       Пообедали, Ольга Петровна ушла на кухню, а Маша с Сергеем Михайловичем расположились на диване.
       -Дедушка, я дружу в классе с мальчиком. Его зовут Максим. Он член отряда «Поиск». Они разыскивают погибших в войне. Максим очень хочет познакомиться с тобой. Ты разрешишь?
       -Ты же знаешь, я не люблю говорить о войне, а он, наверняка, будет расспрашивать.
       -А вы о литературе поговорите, он читает много, у него память очень хорошая, он много стихотворений знает наизусть. Максим тебе понравится. Бабушка, помоги мне, – попросила Маша вошедшую Ольгу Петровну.
       -Сережа, тебе ведь приятно, что молодежь хочет с тобой пообщаться? Вот, Машенька, сколько лет женаты, а он не меняется.
       -Сколько, бабушка?
       -Пятнадцатого октября шестьдесят семь будет.
       -Ладно, веди своего Максима, устроим ему экзамен по литературе,- неожиданно для самого себя сказал Сергей Михайлович.

       Максим понравился старикам. Он был серьезным мальчиком, увлеченно занимался поиском пропавших в годы войны людей. Летом отряд  выезжал на места сражений, у него были неплохие результаты. Сергей Михайлович обратился с просьбой помочь найти своего друга и сокурсника Олега Крылова, пропавшего без вести в октябре 1941 года. Какого же было его удивление, когда через четыре месяца, Максим принес официальный ответ о дате и месте гибели Олега. С этих пор Максима стали принимать как близкого человека. Сергей Михайлович предложил Максиму:
        -Что ты все Сергей Михайлович, да Сергей Михайлович. Если ты не против, то называй меня, как Маша, дедом.
        -А я сам хотел попросить вас об этом, да не решался,-  ответил Максим.
        -Ну и слава богу. Оля, теперь у нас на одного внука больше стало.

        Наступил 2015 год, год семидесятилетия Великой Победы. Сергей Михайлович с Максимом подолгу что-то обсуждали, никого не посвящая в свои разговоры. Они решили пройти по Красной площади с участниками «Бессмертного полка». За два дня до праздника Победы Максим с Машей приехали утром со свертками. В одном из них была офицерская форма 1943 года с погонами капитана, пилотка и сапоги. Примерили.
       -Ну как, Оля?
       -Ой, Сережа, ты как будто с фронта вернулся, только постарше стал.
       -Постарше? Ну да, конечно, постарше.
       -Теперь дедушка, давай ордена и медали прикреплять. Максим точно знает, где какие должны быть.
       Боевых наград было много: ордена Славы III и II степеней, которые он получил будучи рядовым, а затем сержантом, два ордена Красной Звезды, одним из которых был награжден за доставку языка в боях под Сталинградом, а вторым  за ценные данные, добытые во время Ясско-Кишиневской операции. Орден Отечественной войны II степени, которым был получен за уничтоженный им в бою под  Днепропетровском танк, а орден Отечественной войны I степени  в 1985 году в честь 40 годовщины Победы. Орденом Красного Знамени был награжден за взятие Будапешта. Сергей Михайлович также был награжден  многими  медалями. Были и награды, полученные после войны: орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», медали. Достали награды, прикрепили на гимнастерку. Прикрепили знак «Гвардия».
Максим сфотографировал Сергея Михайловича. Затем развернули второй сверток. В нем находилась конструкция в форме арки,  крепившаяся  на кресло, в котором должен был проехать по Красной площади Сергей Михайлович. На широкой горизонтальной полосе была надпись, на которой были фамилия, имя,отчество и даты участия в боевых действиях.
        9 мая, захватив бутерброды, воду и, на всякий случай, таблетки, Сергей Михайлович с ребятами отправились на Красную площадь. Решили выйти за два часа до начала Парада.
        -Ты уж там не бегай, Сережа, – сказала Ольга Петровна.
        -Не буду. А ты, Оля, смотри телевизор, может быть, нас увидишь, потом расскажешь.
        Шли довольно быстро. По Ленинградскому проспекту в сторону Тверской улицы шли люди, державшие в руках плакаты с фотографиями. Народу было много. В начале Ленинградского проспекта, перед мостом к ним присоединились несколько ожидавших их человек.  Максим закрепил арку на кресле. К двум часам они подошли к площади Белорусского вокзала. Люди пропускали кресло, аплодировали, дарили цветы, просили разрешения сфотографироваться с Сергеем Михайловичем. Появились корреспонденты. Дошли  до площади Маяковского. Дальше было трудно пройти, поэтому решили пойти вместе со всеми. Кругом царило праздничное настроение, люди пели песни фронтовых лет, знакомились, поздравляли друг друга с праздником. Наконец, колонна двинулась. Сначала шли довольно медленно, затем темп несколько ускорился. К пяти часам показалась Красная площадь. Маша постепенно переместила кресло вправо,  и теперь она везла его недалеко от трибун.
        Когда они поравнялись с серединой трибуны, Маша остановила кресло, Максим помог Сергею Михайловичу встать с него. Друзья Максима притормозили колонну, следующую за ними. Образовалось пространство,  в которое твердой походкой вступил Сергей Михайлович. Он шел выпрямившись, забыв про годы и болезни. Он смотрел на то место, куда семьдесят лет назад бросил в кучу уже поверженных на специальном помосте,  один из двухсот штандартов немецко-фашистской армии. В его ушах гремела  барабанная дробь. Пройдя еще несколько шагов, он остановился, сделал поворот направо, стал по стойке смирно, затем отдал честь и замер. Он приветствовал всех не вернувшихся с фронта, погибших в концлагерях, в оккупации, умерших от голода и болезней в тылу. Приветствовал тех, кто сделал все для Великой Победы ценой своей жизни. Сзади него стояло кресло, на арке которого была надпись: «ЗОТОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, гвардии капитан, командир роты разведки, участник парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, ушел добровольцем на фронт 3 июля 1941 года, окончил войну 8 мая 1945 года в Австрии».
Затем опустил руку, повернулся и сел в  кресло. Все каналы, ведущие репортаж,  показали приветствие старого воина. Его увидела вся страна.
        Люди аплодисментами приветствовали его, колонна сомкнулась и продолжила движение. Маша обняла деда:
        -Дедушка, я горжусь тобой.
        Они пошли к Васильевскому спуску. Ребята шли за креслом, они были счастливы. Все получилось замечательно. Они были участниками чуда, которое совершил их дед  на глазах у всей огромной страны. Сергей Михайлович  сидел в кресле, закрыв глаза. Проехав Васильевский спуск, Маша остановила кресло и спросила:
        -Как ты себя чувствуешь, дедушка?
        Сергей Михайлович не ответил. Он спал и видел последний сон в своей долгой красивой жизни. Ему снилась его любимая Оля, снилась с маленькими детьми, снилась с внуками, снилась провожавшая его на Великий праздник семидесятилетия  Победы. Несмотря на прошедшие годы, лицо у нее оставалось таким же молодым, как и в день их знакомства. Снились дети, внуки. Приснился погибший на войне его друг Олег Крылов. Они улыбнулись друг другу и обнялись. Звучала тихая музыка. Стало смеркаться, и в потемневшем небе ярко вспыхнул салют. Разноцветные гирлянды надолго повисали в небе, принимая изумительные  формы и, догорая, исчезали. На смену им появлялись другие, казавшиеся еще более красивыми. Зазвучала барабанная дробь. Затем она стихла. На землю падали светящие огоньки догорающего салюта.


Рецензии
Отличный рассказ о ветеране, кому посчастливилось через многие годы вернуться на площадь своего победного парада. Молодцы внуки, устроившие ему такую волнительную встречу с прошлым.

Муса Галимов   28.06.2021 21:40     Заявить о нарушении
Благодарю, Муса! Мне очень приятно. Я вам послал приглашение, жду на него ответ.
С уважением.

Павел Лосев   28.06.2021 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 154 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.