Сказы секретаря первички. Мертвые души. Сказ 1

Мертвые души. Сказ № 1.

Мой первый секретарь райкома позвонил мне, сказал, что секретарь моей первички не может руководить, потому что.
- Давай ты.
- Да я нет, я ничего в этом не понимаю.
- Там нечего понимать. Приходи на райком. Научим.
Я, если что интересное случится, записываю в дневник. Чаще ничего необычного не случается. Но всё-таки случается. Например, меня и ещё несколько человек  (в сумме восемь) в партию не приняли. Один из членов партии среднего возраста (большинство все же – ветеранского возраста) предположил:
- А вдруг это рейдерский захват?
Мои товарищи по вступлению возмущались, а мне, наоборот, понравилось: значит какой-то демократический централизм есть, а значит Ленин может вернуться.
Приняли со второго раза, могли и с первого, но кроме подозрений в рейдерском захвате (что это расскажем позже, если у нас с вами голова не закипит), оказалось что на собрании которой было одновременно и пленумом райкома и собранием первички № 3  не хватило кворума.  Для меня это было тогда сложно разобраться, и я не запомнил, где не хватило кворума. Но процедура такая: сначала принимает первичка, потом утверждает райком,  и тогда человек становится членом партии Ленина, Сталина. Я взрослый и даже иронично-скептический человек, но немного вспомнив прием меня в пионеры, волновался.
Собрание первички раз в месяц. Я на все приходил и на всех выступал, если что-то возникало. Вместе с тем приходили на ум темы по теории социализма, так что я записывал небольшие трактаты, распечатывал и приносил товарищам почитать. Через полгода мой первый секретарь позвонил и сообщил, что меня выбрали в райком.
- Как? – спросил.
- Вот так.
Это было необычно. Во-первых,  я не был на самой конференции, во-вторых я меньше, чем полгода в партии, в третьих, меня даже не предупредили и не спросили моего согласия (позже я узнал подобающий в такой ситуации термин – «самоотвод»). Но возражать не стал.

Так что я пошёл на райком, хотя нет ничего хуже, чем простуда в августе (она даже продолжилась и в сентябре). Я всё-таки решил прийти, чтобы объяснить,  почему я не могу (я пишу четвертый том "Капитала" и мне нельзя отвлекаться, мысль убегает).  Я не опоздал, даже  пришел без минуты, но у дверей райкома встретил  товарища Лукина, и мы пообсуждали форму принуждения в пост-индустриальном обществе. Лукин внимательно слушал (видел по глазам), так что первый вопрос обсудили без меня. Как потом выяснялось, меня рекомендовали в секретари первички.
Второй вопрос был обсуждением  вопроса о снятии орговика Акопяна с занимаемой должности по рекомендации первого секретаря обкома, но Гера Пятеркин заметил, что без самого Акопяна решать было б неправильно, надо дождаться когда он вернётся из другого субъекта федерации, куда он уехал по семейным обстоятельствам. Решили не решать до осени. Сам Пятеркин перeезжал  в другую  местную организацию. Принимаем резолюцию - оказывается меня единогласно определили в секретари первички, но выборы предстоят в самой первичке.  Возмущаться было поздно и не было смысла, ибо это лишь рекомендация.  Теперь предстояло отказываться  на первичке.

Простуда не проходила, хотя уж был сентябрь. Видимо от того, что в дождливое время лета в квартире холодно, а отопление как зимой не работает.

Звонит первый секретарь
- Будет собрание.
- Болею. Грипп, ОРЗ, температура, на улицу не хожу, как выйду, ещё больше болею.
- Ну ты сам не против первым секретарем первички? 
 Экзистенционально против, так как пишу четвертый том Капитала, но теоретически член партии не должен быть против. Поручения надо брать. Никогда не был  на партийных или комсомольских руководящих местах. Как, говорится, чист перед народом, богом и родиной. Хотя один раз когда в университете учился, я полгода руководил комсомольской ячейкой группы, но не будем мысью по древу отвлекаться (кому любопытно : читай дополнения).
Коммунист вообще не должен говорить «нет, не могу», а тут ещё грипп сделал меня слабовольным существом и я согласился. Но был ещё последний шанс, что нельзя не по уставу решать без моего отсутствия, но это означало бы по всякому, что я согласен по существу. Так что я мог лишь оттянуть  решение, пришлось сказать:
- Я же не знаю, не умею.
- Научим, Подскажем. Я буду помогать, - первый секретарь ставил точки на д и.
- Ну  ладно, согласен.

Меня выбрали.

Через пару недель предыдущий секретарь мне передала кулек с документами. И я начал обзвон членов первички под первое собрание.
Повестка дня была: 1. Вот я теперь секретарь, 2. Взносы, 3. Объявить о предстоящей демонстрации в честь дня Великой Октябрьской Революции , 4. В разном: политинформация о международном положении. 
Но кворума не получилось.
Порешили провести через неделю вторую попытку.
Следующее собрание предстояло провести с  той же повесткой,  но добавлялся новый пункт. В первички остаются "мертвые" души, из-за них-то в конце концов и не получался кворум.
Но теперь надо вернуться назад, когда я вступил в партия, а вскоре меня выбрали в райком, а параллельно в бюро первички. На первом пленуме райкома меня назначили  ответственным за печать, агитацию. Раз ты пишешь четвертый том Капитал, вот и пиши разные там статьи в газеты и так далее, соответственное и поручение. И на пленуме была к тому ж ещё одна выразительная резолюция. Нужно было что-то делать с "мертвыми душами".  Услышав я, конечно, несмотря на моё научное понимание природы предрассудков, перекрестился. И как оказалось, не зря.
Я сделал фото стенд на ДВП,  которая пустовала бесхозно в райкоме у стеночки, и поместил туда текст резолюции.  «Мертвые души», поскольку все помнят юмориста Гоголя, звучало смешно, но никто не смеялся. Это просто  такой термин, видать я один про Гоголя-то и помнил, что это смешно. Суть же такова: есть такие члены партии, которые в списках есть, но на собрания или не ходят, или ходят раз в год-два, членские взносы тоже не платят, но иногда даже и платят, но всё равно реально их нет. От них была одна проблема - они создавали проблемы с кворумом, и одна-две пользы - они держали квоты представительств на областной конференции и сохраняли демографическую статистику местной организации, в смысле рейтинг по численности  организации.

Смех смехом, на теперь вот я держал кулек с документами первички, пришёл третий раз на бескворумное собрание. "Мертвые души" бодренько подмигнули:
 - Вот мы пришли к вам.
Решить эту гоголевскую проблему чисто теоретически можно было лишением "мёртвых душ" членства, согласно уставу они нарушили устав и подлежали таковой мере, но кворума не было, собрание не могло принять квалифицированное решение. Задачу мог решить райком, который обладал функцией решать разного рода структурные реконструкции, тем более, что первичка явно была в патово-тупиковой ситуациий.
Тут была проблема. Некоторые, а, может быть,  и многие из не посещавших собрание были люди пожилого возраста, они относились к своей партийности с религиозным благоговением, исключение для них было бы как анафемой, отлучением,  изгнанием  и обидеть их было нельзя. А некоторые не посещали, потому что не посещали. Но  исключать не можем никого - кворума нет.

Нужно, чтобы решение принял райком. Но там тоже нет кворума. Да и по уставу райком собирается раз в три месяца. В обком предыдущий секретарь первички по поводу нехватики кворума тоже уже ходила, и ей посоветовали первичку распополамить. Но распопополамить  Бюро районного комитета не разрешило. Потому что не разрешило.

Проблема не решаема. Но что это означает? Это означает, что  решить её всё равно нужно. В любом случает это не  бином Ньютона.
Зашёл в соседний райком к Прасковье Гелиевне.
- Как это решается?
- Да никак. Чтобы исключить нужно персональное дело. А персональное дело нельзя решать без члена партии. Это правовой тупик.

О, как товарищ Троцкий замутил! Говорят его ломом в Мексике отоварили. Врут. Троцкий до сих пор живее всех живых бродит по райкомам и что-то перманентно нашептывает.

Но трудности и каверзы стимулируют и тонизируют. Даже азарт появился. Как тут мат в два хода поставить, если никак не получается. Решил собрать первичку в заксобрании, чтобы помощникам, что сидят рядом было легко добраться.  Явка увеличилась втрое, но до кворума не хватило два очка. Но уже веселей. Кворума нет. Но ноль стал значительно больше. Уже всё-таки четыре человека. В первичке 21 человек. Кворум , получается 11 человек. Почти ура. Провели партактив.
- Ну что, товарищи присяжные заседатели, начнем наше собрание без двух человек до кворума в формате партактива,- говорю я и начинаю.
- Нет, - говорит первый секретарь райкома товарищ Боков, одновременно член мой первички. - Не так надо. Сначала надо проголосовать за открытие собрания. Надо сказать "Предлагаю открыть собрание, кто за".
- Кто,  - говорю я, - За то что, чтобы открыть собрание?
Все подняли руки.
- Единогласно. Начнем собрание.
- Нет,  - опять прервал меня мой первый секретарь райкома товарищ Боков. - Теперь нужно  спросить, кто против и проголосовать.
 Я на мгновение растерялся, но собрался и спросил:
- Кто против того, чтобы открывать собрание?
Никто не поднял руки. Я сам лишь машинально захотел одобрямснуть, но внутренний голос поймал мою руку, почти совсем как Рауль Кастро руку Обамы.
- Никого против, - заключил я с облегчением.-  Ну что ж. Поскольку кворума нет, мы всё же поговорим. Председателем предлагаю себя, а секретарем...
- Нет, - прервал с мои слова товарищ Боков, первый секретарь. - Сейчас нужно спросить "кто воздержался".

Но тут  уже всё, тут я Внутренний голос подвинул подальше. Звездное небо внутри нас восстало:
- Нет! За воздерживался голосовать не будем  и сразу без голосований по воздержанию перейдём к нашим... в смысле начнем  прения по существу.

Мой напор напомнил статью Ленина о стихотворении Маяковского  про выгрызание бюрократизма, так что все согласились с начинающим первым секретарем первички и мы поговорили.

Прошёл год. "Мертвые души" убрать так и не удалось. И первичку с кворумом  тоже не удалось провести. Но неожиданно по дороге оттуда сюда мне попался Гера Пятеркин .
 - Ничего не получается. Кворума нет. Райком не хочет делить первичку. Не хочет уволнять непосещенцев и  взносонеплательщиков.
Но, объяснил Гера,  это решается без решения парткома. Есть третий способ. Члены партии собираются и волеизъявляют создать  новую первичку.  Гера показал место в Уставе. Я провел собрание и создал первичку № 4. Бюро ли, райком ли не могли такое решение не утвердить.
Конечно, оставшаяся первичка  № 3 получила все  «мертвые души». Но это была уже не моя головная боль, … но, надо сказать, что «мертвые души» всё-таки сродни, так сказать, нечистой силе и у руководства первички № 3 голова почему-то совсем даже и не болела, они как господин Чичиков как-то её используют в своём партхозяйстве до сих пор. 

Один из членов первички № 3 по фамилии Копейкин  за четыре года не был ни на одном собрании. И не  заплатил ни рубля взносов. Я его запомнил, но долгое время думал, что он из первички № 1 или № 2.  Я уж был членом райкома и был на моём втором пленуме райкома, когда тов. Копейкина  принимали в партию. Его попросили рассказать, как он относится к коммунистическому движению, международной обстановке и всему этому капитализму.  Обычно спрашивают про что-то из Устава. Но тов. Копейкин был даже младше среднего возраста, то есть, смена поколений, и тов. Боков решил тов. Копейкина не мучать. Копейкин рассказал про своего любимого антикапиталистического автора. Я тоже читал. Совсем уж ругать не могу, но автор с глюками, во всяком случае, настолько, что его по суду  признали "экстремистом". Парень простой, добродушный, малограмотный и наивный. В сущности его принимать-то и нельзя, так как член другой партии не может быть членом этой.  Я постеснялся  парня  забанить, сам только вступил – и сразу буйствовать (как-то неловко).  Но Седьмого ноября тов. Копейкин пришел с флагом  Антикапиталистического  мыслителя. Большего я его не видел.  В списке мой ещё тогда первички № 3 был один, который вообще не платил и никогда.
- А этот не тот ли? – спросил я члена обкома Вову.
- Это он.
Я потребовал убрать хотя бы этого и обратился к тов. Бокову.
- Его не было ни на одном собрании.
- Был. Просто сидел в уголку.
- Я его знал, болел он, и учился,  и уезжал в другой город. Я с ним поговорю, - добавил член обкома Вова..
- Он не придёт, -  сказал тогда я.
- Надо проводить работу с коммунистами, звонить, разговаривать, объяснять политику партии, съездить домой. – давал наставления тов. Боков.
- Почему не придёт, я думаю, придёт, - добавил тов. Вова.-  Или напишет заявление о переходе в сторонники партии.
- А мне кажется, что вряд ли придёт.

А потом позвонил олень, потом газели, потом слониха села на ежа.
Первичка № 3  осталась с гномами-невидимками, но они есть и в других первичках.
Секретарь одной из них мне пожаловалась. Один из непосещающих  и не платящих взносы так ответил:
- Вы мне орден не дали? Не дали. Вот когда дадите, тогда на собрание приду и взносы заплачу.
Летом все кто в саду, кто в отпуске, кворум по любому не собрать. Может быть, осенью мы её хотя бы в одном отдельно взятом райкоме и решим.

----
Продолжение: http://www.proza.ru/2016/06/02/702


Рецензии