Виват, земляк, виват!

                Фото Олега Яровикова.

С 10-го по 15 мая 2016 года в Уфе (Башкортостан) состоялось грандиозное музыкальное событие- Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова.

В нём приняли участие музыканты разных стран в возрасте от 15 до 26 лет.
Отбор участников вёлся по видеозаписям. Сам конкурс прошёл в три тура.
В соревновании участвовали 12 музыкантов, которых жюри отобрало по результатам прослушивания 50 заявок, поступивших со всего мира.

Иимори Асако (Япония, Токио),
Юнфэй Бэй (Китай, Пекин),
Леонид Железный (Россия, Москва),
Маюко Ишигами (Япония, Киото),
Агнес Лангер (Венгрия, Будапешт),
Александра Ли (Россия, Москва),
Даниэль Лозакович (Швеция, Стокгольм),
Мария Лундина (Россия, Москва),
Анна Савкина (Россия, Москва),
Маи Судзуки (Япония, Канагава),
Мелоди Йе Юань (Канада, Суррей),
Анастасия Мамяшева (Россия, Башкортостан).

В состав жюри Международного конкурса скрипачей Владимира
Спивакова вошел цвет мировой скрипичной музыки,  известные скрипачи: Михаил Копельман (США)-председатель жюри,  Тарас Габора (Канада),  Борис Кушнир (Австрия), Никита Борисоглебский (Россия), Владимир Спиваков.

Учредитель конкурса - Министерство культуры Республики Башкортостан.

В финал вышли четыре исполнителя:
Даниэль Лозакович (Швеция),
Агнес Лангер (Венгрия),
Маи Судзуки (Япония),
Леонид Железный (Россия).
- именно столько премий было заявлено вначале. Однако жюри приняло решение вручить три премии.

В первом туре необходимо было исполнить Прелюдию из партиты для скрипки соло №3 ми мажор BWV 1006, любой из каприсов Паганини, а также первую часть 3, 4 или 5 концерта Моцарта.

Во втором туре должны были быть исполнены соната Бетховена (№1, №3, №5 или №8), виртуозное романтическое произведение и пьеса композитора XX века по выбору участника.

Финалисты  вынесли на суд жюри один из нескольких предложенных  больших скрипичных концертов (Чайковский, Глазунов, Брух №1, Паганини №1, Бетховен, Мендельсон, Прокофьев №1, Шостакович №1, Сибелиус).
На III туре  Национальным симфоническим оркестром РБ дирижировал Михаил Гертс из Эстонии.

Призовой фонд Конкурса:
1 премия: скрипка работы мастера Carlo Guiseppe Oddone ( 1895 г.);
2 премия: скрипка работы мастера Alain Carbonare (Франция) и 5 000 долларов;
3 премия: скрипка работы мастера Марии Стрельниковой (Кремона, Италия) и 3 000 долларов;
4 премия: 2 000 долларов.

Специальные призы от художественного руководителя Конкурса Владимира Спивакова:
Поездка и участие в международном музыкальном фестивале в г. Кольмар, Франция в 2016 и 2017 году;
Поездка и участие в международном музыкальном фестивале «Владимир Спиваков приглашает» г. Москва, Россия, 2016 г.;
Поездка и участие в международном музыкальном фестивале «Владимир Спиваков приглашает» г. Уфа, Россия, 2016 г.;
Поездка и участие в международном музыкальном фестивале «Владимир Спиваков приглашает» г. Пермь, Россия, 2016 г.
 
 Финалисты играли концерты в сопровождении Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан с участием солистов Национального филармонического оркестра России.

Все лауреаты получат дорогостоящие скрипки известных мастеров. Инструменты были представлены на всеобщее обозрение в фойе ГКЗ «Башкортостан». Сегодня здесь состоялся третий, заключительный тур конкурса.

Мне посчастливилось присутствовать на III туре, когда каждый финалист исполнял Концерт какого-нибудь великого композитора без нот, в сопровождении оркестра, в течение примерно получаса.

Первым выступил Леонид Железный (Россия) с Концертом Сибелиуса.
Произведение очень сложное. Я всем сердцем переживала за парня.
Сколько же репетиций стоит за этим выступлением! Как можно запомнить и исполнять без нот такое чудовищно трудное произведение? У меня, как и у Леонида, вспотели ладошки!
Всё-таки скрипачи такого класса - гении!

Следующей на сцену вышла японочка Маи Судзуки. Она представила на суд жюри и зрителей Концерт Мендельсона - моё любимое произведение. Тут всё было прекрасно: идеальная фигура, чудное белое платье, бесподобно красивое произведение! А её поведение на сцене просто завораживало: она вся отдалась музыке, то наклонялась вперёд, то откидывалась назад, а её смычок (показавшийся мне длиннее обычного) так и порхал в воздухе! Зрители стоя оглушительно ей аплодировали. Исключительно эффектное выступление!

Третьей  с Концертом Шостаковича вышла Агнеш Лангер (Венгрия).
Это произведение я бы не выбрала ни за что: настолько оно трудное, длиннее, чем у других, в нем почти нет запоминающихся фрагментов мелодии, зато море страсти (а она такая тростиночка)...Сразу видно, что девушка очень серьёзная и умная...Я и жалела её (как эту глыбу человек может запомнить!) и восхищалась её великим талантом.  Ну вот не зря же была у этих милых девчонок сумасшедшая конкуренция - им обеим дали II премию! Молодцы члены жюри!

И вдруг перед залом появляется юное создание школьного возраста-
15-летний Даниэль Лозакович (Швеция).
Он исполнил концерт Ре мажор Людвига ван Бетховена.
Что этот бесёнок выделывал на сцене, как с лёгкостью заставлял свою скрипку петь и вообще делать то, что он хотел!
Да этот мальчишечка на голову всех превзошёл по технике! Вот это да! Как здорово, что я попала на этот потрясающий концерт!!! Публика сошла с ума! Кто кричит "браво!", кто неистово бьёт в ладоши...

И естественно, первая премия досталась  Даниэлю Лозаковичу.

Лауреатом третьей стал Леонид Железный (Россия).

А вторую жюри поделило между двумя скрипачками - Агнеш Лангер (Венгрия) и Маи Судзуки (Япония). Комментируя это решение, председатель жюри Михаил Копельман (США) отметил, что оно логично и очевидно.
Спиваков: Музыка может сотворить с людьми больше, чем слова
- Мы видели здесь претендентов на три премии, поэтому вторую разделили, - подчеркнул он.

Призом за первую премию является скрипка итальянского мастера 1895 года стоимостью 100 тысяч евро работы Карло Джузеппе Оддоне. Ее во Франции выбрал сам Владимир Спиваков, купил  уфимский меценат, соорганизатор конкурса Василий Пеганов. «Я на ней поиграл. Она великолепна по звучанию и по сохранности — без единой трещины, ее даже никто никогда не вскрывал, такое впечатление, что ее сделали вчера. По-дружески ее продали за сто тысяч евро, хотя стоит она значительно дороже. Таким призом может гордиться любой, самый великий, конкурс», — отметил Владимир Спиваков.

Вторая премия — скрипка работы французского мастера Алена Карбонара стоимостью 40 тысяч евро. Друг Владимира Спивакова предоставляет инструмент лауреату бесплатно. Мастер вместе с 16-тилетней дочерью, тоже скрипичным мастером, прибыл в Уфу. «Один инструмент Ален Карбонар привёз в дар Национальному симфоническому оркестру Башкирии. Его дочь преподнесла маленькую скрипочку музыкальной школе», — сказал Спиваков. По словам Алена Карбонара, она получилась не хуже, чем у него самого. Девочка продолжает дело отца - учится у него старинному ремеслу с девяти лет.

Третья премия — скрипка работы кремонского мастера Марии Стрельниковой, дочери выдающегося скрипичного мастера Вадима Стрельникова.  Мария живёт  в Кремоне, где жива древняя школа изготовления скрипок. «Этот инструмент купил я сам. Скрипка сделана великолепно из дерева, которому больше 150 лет. Я на ней поиграл, мне очень понравилась. Современный инструмент стоит от 20 тысяч евро», — пояснил Владимир Спиваков.

Четвертую скрипку работы мастера Игоря Улицкого купил фонд Мустая Карима. К слову, Игорь Улицкий - победитель одного из конкурсов Чайковского в разделе скрипичных мастеров и конкурса Венявского. Инструмент оцениваются в сумму не менее 20 тысяч евро.

«Вот такие четыре скрипки будут отданы победителям в пользование. Ни на одном конкурсе этого не бывает. Самая большая проблема для молодых людей — это невозможность купить инструмент», — сказал Владимир Спиваков

Даниэлю Лозаковичу подарили скрипку работы Карло Джузеппе Оддоне 1895г., великолепного итальянского мастера XIX века,
Даниэль также получил премию в пять тысяч долларов за лучшее исполнение концерта с оркестром.

Юный музыкант за время прохождения конкурса стал фаворитом публики за невероятную музыкальность, техничность и удивительно мягкий, певучий звук.

Даниэль появился на свет в Стокгольме, хотя родители мальчика родились в Советском Союзе (мама в Киргизии, отец в Белоруссии). Начал учиться игре на скрипке в возрасте шести лет и сразу поразил всех своими успехами.
Сам мальчик признается:
«У меня самого было ощущение, что я играл всю жизнь или что в прошлой жизни был скрипачом».

На большую сцену вундеркинда впервые вывел именно Владимир Спиваков. В девятилетнем возрасте он дебютировал в качестве солиста в сопровождении Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова.

Сотрудничал с Национальным оркестром Лиона под управлением Леонарда Слаткина, Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Ливерпульским филармоническим оркестром под управлением Василия Петренко, Камерным оркестром миланского театра «Ла Скала» и многими другими. Принимал участие в международных фестивалях музыки.

Особенность конкурса Владимира Спивакова в том, что всем лауреатам инструменты отдавались в дар, а не на несколько лет, как это принято в Европе.
Призовой фонд конкурса, по словам маэстро, был беспрецедентным. Инструменты, которые вручались лауреатам, очень ценные.

Агнеш Лангер получила скрипку работы французского мастера Алена Карбонара.

Маи Судзуки получила в пожизненное пользование скрипку, изготовленную Марией Стрельниковой.

Леонид Железный стал обладателем скрипки работы российского мастера Игоря Улицкого.

Уже по ходу конкурса были учреждены две премии "Надежда", которые вручили уфимке Анастасии Мамяшевой и москвичке Марии Лундиной. Анастасия также выиграла приз зрительских симпатий.

Даниэль Лозакович уверен, что конкурс Владимира Спивакова станет одним из самых значительных в мире.
"Никакой конкурс не дает скрипку навсегда, да еще инструмент XIX века. Это для меня большая честь", - заявил юный музыкант, уже не раз выступавший с лучшими оркестрами мира.

"Я был на многих международных конкурсах, но этот был самый простой и самый успешный, - отметил член жюри Тарас Габора (Канада). - Уфа и уфимцы должны быть счастливы, что здесь родился один из самых выдающихся скрипачей XX века Владимир Спиваков и надеюсь, что этот конкурс станет частью культурной жизни России."

 Несомненно, прошедший конкурс способствовал повышению статуса музыкального искусства республики, и как сказал Владимир Спиваков:"... то, что конкурс моего имени состоялся именно здесь, это очень важно для меня как уроженца этого города, этой республики". Стоит конечно же отметить, что конкурс важен прежде всего для музыкально -  исполнительского искусства республики. Многие уверены в том, что такое яркое событие в культурной жизни республики, несомненно даст определенный толчок данному направлению.
 
"Отдельная благодарность Главе Башкортостана за идею провести конкурс в Уфе. Спасибо Вам, Рустэм Закиевич!»
— сказал после объявления лауреатов конкурса Владимир Спиваков.

Слова благодарности участникам конкурса выразил и глава Башкирии Рустэм Хамитов. Он предложил сделать этот конкурс еще одним культурным брендом республики.

"Мне хотелось бы сделать Вам, Владимир Теодорович, предложение – провести через два года II конкурс имени Владимира Спивакова в Уфе. Мы не подведём. Мы и сейчас неплохо отработали в организационном плане, и я надеюсь, что в 2018 году у нас получится ещё лучше", - отметил Хамитов.


Рецензии
Хорошее дело делает Спиваков для родного города! И славно, что почин поддерживает Президент республики. А Вам,Лада, сам Бог велел освещать такие события в музыкальной жизни Башкирии, потому что пишете обьективно, без выпячивания наших. С уважением,

Габдель Махмут   22.11.2016 16:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.