Преступление и наказание. Ярый комсомолец Иванов

                Предисловие.

  Почему на закате СССР в правительстве были почти все старики? А кого ставить?
Старейшины видели,что за последнее время ,на верх пробиваются либо откровенные карьеристы ,либо злоупотребляющие властью в меркантильных целях- откровенные воры ,в чей возможности тащить безгранично и безнаказанно,прикрываясь своей партийной должностью.

  Анекдот тех лет об этом... На общем партсобрании колхоза , председатель объявляет последний пункт повестки:- Нам привезли две пары валенок ! Распределять будем так: одну пару-мне,вторую-моей жене. В зале поднимается ропот. Председатель: -Кто-то против Советской власти ? Так прикрываясь партией тащили кто что мог.

  И пришла Перестройка,за ней приватизация и все материальные богатства оказались в руках партийных и комсомольских функционеров разных уровней. А что работягам? А им нечего приватизировать кроме своих цепей!*  (*К.Маркс "Пролетариату нечего терять кроме своих цепей!")

  А как эти люди поднимались до таких высот?  Вспомним детство... Как бывало в школе, в классе 4-5, выбирали командира класса? Если девочка - то чтоб отличница и симпатичная. Мальчишки единогласно! Бывало так. А если девочка стесняется или отнекивается , что её слушаться не будут,или кружков у неё куча и некогда,или просто не желает,ну тогда давайте выберем из мальчиков! Что тут начинается! 4-5 класс - это ещё не то время,когда на первом месте амбиции и желание власти. Футбол-хоккей погонять,с пацанами поиграть-вот главное-свобода!Кому это надо - командирство какое-то ?! И вот начинается ...двоечники,фулюганы отпадают автоматически.Отличники - кому в спорт-секцию надо , в кружки,кто-то просто не хочет,и т.д. в том же духе.Но надо же кого-то выбрать! И тогда вспоминают о Иванове (Петрове,Сидорове)-незаметном, сереньком ученике ,который с тройки на четвёрку еле перебивается. Сидит смирно,не видно,не слышно,ни рыба ни мясо. Все на него смотрят с надеждой - крайний ! Отличники ему из-под парты кулак показывают - сиди,молчи,не возникай! Худенький, бедненький, никогда он не слышал и уже не услышит о себе столько хорошего. Учительница понимает ,что это не серьёзная кандидатура,но весь класс в один голос предлагает выбрать в командиры его! Ладно,думает преподаватель,в учёбе-подтянем,в секцию-запишем , что-то я подскажу-помогу,если его слушаться не станут,а там глядишь и авторитет нарастёт. А если не справится и переизбрать не долго.

  Начинается у новоиспечённого командира хождение по мукам.После уроков надо всех пионеров школы собрать в актовом зале,идти туда никому не охота,Иванов (Петров, Сидоров)ходит по классу канючит:"Ребята,ну пойдёмте,сказали всем идти." Идут почти все девочки и из мальчиков-те кто хорошо учатся,неявка чревата последствиями, остальные посылают командира очень далеко.На следующий день рассказывает об этом учительнице и та советует завести блокнот,куда следует записывать всех бунтовщиков,не понимая,что это первый шаг к открытому доносительству. С неё требует завуч,она с командира класса.

  Требуются желающие в хор,он ходит уговаривает просящим голосом,его снова посылают по известному адресу и на ближайшем классном часе учительница назначает в хор самых отпетых двоечников и вскоре его лицо украшают пара синяков. Он действительно подтягивается в учёбе ,с  многочасовой мукой зубрёжки уроков дома.Потому что стыдно,когда мать или отец после двойки попрекают:" А ишо команди-ир!" Из-за настойчивого сидения за учебниками он забыл когда последний раз играл во дворе с ребятами и поэтому ещё больше от них отдаляется. Он начинает по утрам поднимать гантели и самооценка поднимается на невиданную до этого им высоту.Кончается учебный год и Иванов (Петров, Сидоров) уже почувствовал вкус власти,пусть не большой,с ноготок, но действительной, реальной.На следующий год уже учительница предлагает выбирать опять его, т.к. благодаря его "докладам" она всегда в курсе всех разговоров и дел одноклассников. К концу уже этого года  в его голосе появляются незнакомые доселе командирские нотки и он замечает,что благодаря гантелям в классе появились двое-трое пацанов слабее его физически и он начинает на них отрабатывать командный голос и боксерские приемы.

  Наконец,примерно в восьмом классе,наступает момент,когда он уже поперёк горла всем одноклассникам и они пробуют его "скинуть" на комсомольском собрании,но на все вражеские бездоказательные аргументы - "этично не этично", он достает заветный блокнотик и вспоминая крыловское "не лучше ль на себя кума оборотиться" с датами,и фактами,с перечислением свидетелей , в пух и прах разбивает поползновения супостатов.Ему плевать,что он разоблачил себя перед классом . Через пару дней ему делают "тёмную" - это когда избивают накинув на голову пиджак или какую-нибудь тряпку ,чтоб не узнал кто бьёт. Но ему всё "до лампочки" , ибо он "страдает за правое дело"! Одноклассники чуть ли на молятся , чтоб он переехал или перевёлся в другую школу, но Бог к атеистам равнодушен. Иванов (Петров, Сидоров) уже решил посвятить свою жизнь ВЛКСМ и КПСС , до гробовой доски! Он почувствовал сладость и силу власти.

  В летние каникулы,вместо отдыха он читает и вызубривает цитаты из статей Ленина и Маркса,заучивает страны-члены блоков НАТО,СЕАТО,СЭВ,Варшавского договора и прочее. Читает партийную периодику ,речи Генерального Секретаря ЦК КПСС на Пленумах, Съездах и международных встречах , короче всю ту лабуду , от которой нормальные люди шарахались как лошадь от трамвая!

  С начала учебного года он начинает собирать компромат на комсорга школы - расспрашивая школьников и даже соседей действующего комсорга,и к Новому году,вылив на ничего не подозревающего парня ушат помоев, подкрепив свою речь цитатами о "чистоте рядов", занимает его место.Он вхож в райком и горком комсомола, лично знаком с местными вождями ВЛКСМ и мелкими функционерами райкома КПСС. У них он учится , необходимому качеству для бюрократа - словоблудию , час говорить ни о чем , "ходя вокруг да около", не отвечая конкретно на "неудобный" вопрос . Он мнит себя уже не рядовым членом общества ,а маленьким , но необходимым винтиком в огромном агрегате под названием государство! Первая ступенька на огромной карьерной лестнице пройдена ! "Пять минут - полёт нормальный!"

  И это не мои досужие вымыслы ,когда незаметный середнячок получая крошку власти начинает себя воображать бог знает кем ,я знаю пару , более-менее похожих случаев. Как говорят якуты - "хочешь узнать человека,дай ему портфель (власть)". А сколько таких было по всей нашей огромной стране? Саня Иванов,о котором я хочу рассказать,вряд ли шёл такой подлой дорогой,он скорее всего просто занял пустующую нишу в комсомоле,нормальному человеку это сто лет даром не надо , а он решил попробовать и ему похоже понравилось. Удивляет настырное упорство в достижении цели при отрицании очевидных фактов и абсолютное наплевательство к мнению окружающих , при активном навязывании своих взглядов . Как говорил мой знакомый поэт - Петя Шинкарёв , про ярых коммунистов :" ... он слепых к коммунизму ведёт ..." Иванов , видимо , таким себя и ощущал .

                1982 год.

  Не знаю чем мы провинились перед Богом , или перед Центральной Базой Авиалесоохраны ,что к нам весной , перед пожароопасным сезоном направили работать
летнабом Сашу Иванова. Он приехал в посёлок с молодой женой и двухгодовалым сынишкой. Жить ему выделили ведомственный дом где жил Владимир Иванович Петрушечкин , наш летнаб , которого перевели в Якутск.

  С первых же дней он показался всем каким-то официальным. Если все ,даже начальник отделения ходили в "свободной" одежде , т.е. одевались по погоде и как удобней, Иванов всегда ходил в черном отглаженном костюме при белой рубашке и галстуке, не взирая на жарищу,пылищу или дождь.При этом на его пиджаке красовался значок ВЛКСМ и не простой а с лавровой веткой - активист или передовик или что-то в том же духе. Он и по прибытию в посёлок сразу стал секретарём первичной ячейки ВЛКСМ и в клубе стал вести кружок бальных танцев .

  Одеваясь всегда , как примерный комсомолец , любил упрекать других в неопрятности , особенно доставалось Шуре Айсину , который работая парашютистом-пожарным , подрабатывал трактористом , и всё свободное от пожаров время , возился с трактором и ходил в промасленной робе . На замечания Иванова ,-Что ты Шура ,как помазок ходишь , постирался бы , тот огрызался: - Я что , под трактор в тройке должен лезть ?!

  Среднего роста , худощавый , лицом Саня Иванов был похож на гибрид шахматиста Анатолия Карпова и Михаила Андреевича Суслова - такой же "сухостой" , так же идейно заражённый и так же заряженный, с лихорадочным блеском в глазах, когда речь заходила о политике . Вся его тонкая фигура и худое аскетичное  лицо, как бы говорили об отрешённости от благ жизни , ради торжества идеи . Голос у него был высокий , а смех , как колокольчик на рыбацкой закидушке. Когда он спорил или что то доказывал , хихикал , будто показывал своё не серьёзное отношение к словам собеседника .

  Как только он приехал и начал работать,он попытался завести традицию по утрам перед работай читать политинформацию. Люди приходили на работу гораздо раньше восьми часов ,проснулся-чего дома сидеть? и до начала рабочего дня играли в домино. Иванов же считал , что это пустяшная трата времени и надо всё свободное время отдавать самообразованию и приобщаться к новостям политики , внешней и тем более внутренней . Подписка на газету "Аргументы и факты" в то время была лимитирована , но он как яркий представитель комсомольского актива , её имел.Пару дней он бубнил под стук домино о потреблении алкоголя на душу населения , о росте рождаемости в жаркой Африки и подобное , на его передовой взгляд, чрезвычайно интересное. На третье утро он вычитал нечто вовсе уникальное , о чём сразу предупредил,как только зашёл в помещение конторы . Мужики , почти все в сборе , увлечённо стучали костяшками домино играя в "ЧЧВ" (человек человеку - волк) , ставка - с каждого по рублю. Иванов потребовал остановить игру , ибо сейчас прочитает такое ! ТАКОЕ!!!Ну прямо вообще !!! Слушайте ! Мужики продолжали играть не обращая внимания на его стенания. И тут он сделал глупость,после которой навсегда оставил попытки заинтересовать народ международным положением . Он подошёл к игрокам и перемешал руками все кости на столе. Такой наглости никто не ожидал ! Мужики взрослые , тёртые , некоторые отсидевшие,сразу подскочили... А Иванов... как увидел эти лица побледнел , глаза округлились... худой , нескладный , шея из воротника торчит как пестик из ступки . Он тут и сам понял, что палку перегнул и что его наверное сейчас будут бить , как сказали классики советской сатиры "и возможно ногами". Пауза. Немая сцена... Что там бить-то ? В тишине Борька Самсон подошёл к нему , вырвал злосчастную газету , разорвал в клочки , поднял руку в лицо швырнуть , да передумал ,бросил на пол. Потом вернулся за стол и начали новую игру. Конечно , Саня хотел как лучше , но надо же думать - с кем , что и как .

  Через два месяца, после после начала его работы у нас,он отличился жадностью и вышло так , что рукой фортуны именно мне выпало "утереть ему нос".
 
  Каждый год местный Комбинат Бытового Обслуживания , распределял талоны на дефицитные вещи по организациям ,для поощрения передовиков - шапки из песца ,унты лётные и т.п. В этот раз на лесоохрану выделили две пары оленьих торбазов.
С таким талоном надо сходить в КБО и они пошьют из своих материалов , какие скажешь торбаза , надо им сказать нужный размер и какой фасон - мужские или женские с бисерной вышивкой. Встал вопрос - кому? Решили это дело демократическим путём - перевернули доминушки и кто вытянет более крупные тому и достанутся талоны. Я сразу ушёл к себе , в радиорубку , сказал что я работаю сравнительно недавно и на талоны не претендую. Но через некоторое время ко мне зашли мужики и предложили , даже потребовали,чтобы я попытал счастье. Оказалось,что костяшку "6-6"вытянул дед Вахрушев - старейший работник отделения , а "5-5" досталась Иванову ,который несмотря на то что работает "без году неделя" тоже участвовал в жребии ,и сейчас стоял довольный с счастливым лицом . Мужики так и сказали :"Если Иванов тянул, то ты тем более должен!" Все надеялись, чтоб я вытянул единственную "5-6", лишь бы Иванову талон не достался.Когда я подошёл к столу, все начали указывать на ту или другую кость, это казалось подозрительным , что они меченые? Я попросил ещё раз перемешать и не подсказывать.Когда перемешали я не долго думая взял первую попавшуюся под руку доминушку и она оказалась "5-6" ! Все радостно заорали и начали меня поздравлять,жать руки и обнимать, будто я забил победную шайбу канадцам ! А после два дня носили из дома конфеты ,зная мою слабость к сладкому . Тогда я впервые увидел и отчетливо понял, как его ненавидят в нашем коллективе . Сам Иванов ,в ту минуту , перестал улыбаться ,сказал :" Се ля ви!" и вышел на улицу.

  Ко всему прочему он был упёртый и стоял на своём до последнего , как гранитный памятник героям-комсомольцам , и сдвинуть его можно было только приказом сверху .
Там где наш начальник отделения Панков искал компромисс , Иванов тупо упирался .
Раз Сане Горюшкину не успели из Якутска ,из бухгалтерии Базы ,выслать отпускные,а отпуск уже на носу.Панков всегда в таких случаях выдавал деньги из "подотчётных", а когда приходили отпускные клал их в сейф,к казённым деньгам. Но в этот раз его не было в посёлке - уехал в командировку и его замещал Иванов. По окончанию пожароопасного сезона у нас начали люди идти в отпуска. Сегодня был последний рабочий день у Сани Горюшкина , он надеялся получить отпускные и обратился к Иванову , тот ответил :"Твои деньги ещё не пришли !" "- Ну так можно взять из подотчётных !" "-Нельзя",-ответил Иванов. Разгорелся спор не на шутку,  Саня Горя отличался на отделении знанием разных законов и Трудового Кодекса в том числе.Мы собрались у открытых дверей кабинета и следили за перепалкой. Когда пришлось привести последний довод , Горюшкин нашёл в телефоном справочнике номер районного прокурора ,позвонил ему , на счастье тот оказался на рабочем месте , и Горя в кратце обрисовал ему ситуацию. Прокурор попросил к телефону начальника. Иванов взял трубку со своей постоянной ухмылочкой , которая всегда присутствовала на его лице во время споров , и его лицо стало меняться на глазах. Сначала пропала ухмылка , потом у него покраснели уши ,а затем и всё лицо . Мы слышали только доносящееся из трубки "Бу-бу-бу..." , чего ему внушал районный прокурор мы не могли расслышать. Иванов виновато сказал в телефон :"Понял", закончил разговор и с кислой миной  молча выдал деньги из сейфа!

  С своей работой летнаба он справлялся хорошо , по крайней мере за порог кабинета Панкова - старшего летнаба , "сор" не выносился . Но я говорю здесь о характере Иванова и его оригинальных чертах как человека . Редкой породы был человек !

  Был случай когда Иванов , взбудараженый свежей политической идеей , утром подошёл , с газетой в руках ,к столу ,за которым как обычно мужики резались в "ЧЧВ" и спросил блестя глазами :" Кто-нибудь читал материалы последнего Пленума?" Все медленно повернули головы в его сторону и посмотрели на него как на конченого идиота - кому такое вообще в голову взбредёт ?! После короткой паузы дед Вахрушев сказал :"Лет тридцать назад, тебе бы за такие вопросы , молча рожу начистили ." Ребята продолжали игру , а Иванов придя в себя сказал :"Так сейчас же другое время !" Тут на него напали все хором :" Ага,другое !","Скажешь у нас сейчас за политику не садят ?!","Вон, за самиздат садят !" Он так наивно говорит :"Да враньё всё это , американцы по радио наговаривают , а вы слушаете и верите !" Тут вообще галдёж поднялся... Припомнили и Афган ,и ГУЛАГ,и Сахарова,и спецпсихушки. Вспомнили и про смерть Высоцкого , что у нас это событие в тихую прошло , а по "Голосу Америки" сообщали и потом песни Высоцкого передавали, Саня Горя на пожаре по транзистору поймал! "И ничего и не враньё! Иди давай лучше от сюда!" Он видимо забыл , что многие из нас приехали сюда с западной ,цивилизованной части страны и многое успели повидать и услышать .

  Как-то , в летний солнечный день , выпал случай ,что я вместе с Ивановым шёл после работы,он-домой , а я в магазин ,по пути . Он не терял надежды ,кого-нибудь из нас сагитировать, вступить в комсомол . Он завёл по дороге разговор об этом и мне пришлось рассказать как меня "приняли" в комсомол перед армией.

  Когда я учился в школе , я верил всему что говорят , пишут и показывают. Верил, что комсомол - авангард прогрессивной молодёжи , пленялся романтикой комсомольских строек и готов был , без раздумий , пасть "на той единственной гражданской" . Когда в нашем классе начали принимать в комсомол , меня из-за неуспеваемости туда не позвали, было неприятно , но я сам понимал , что не достоин . Школу я закончил беспартийным и на заводе ,куда потом устроился,меня туда не звали. Но в военкомате сказали , что Родина доверит оружие только комсомольцам и кто завтра придёт без билета члена ВЛКСМ , тот будет служить с лопатой в стройбате ! С лопатой я не хотел иметь в будущем ничего общего , поэтому , взяв две фото 3х4 и паспорт , отправился в райком комсомола. Там я обратился к секретарше и сказал , что меня направили  из военкомата , чтоб срочно приняли в комсомол . Секретарша скрылась за высокими массивными дверями какого-то кабинета и через минуту позвала меня изнутри , открыв мне двери ,но не выходя наружу. Я вошёл , она меня подтолкнула , сказала :"Проходи к столу!", а сама осталась у дверей.Кабинет был длинный и во всю длину стоял длиннющий стол ,со стульями по периметру. Справа от меня , на стене , висели плакаты с орденами комсомола , слева от меня стена с высокими окнами , а на противоположной , узкой стене висел огромный портрет Ленина , в полный рост . В углах , справа и слева от портрета , стояли подставки с красными знаменами. В дальнем конце стола сидели два парня , чуть постарше меня.В этот ответственный момент моей жизни , он же должен быть торжественный , а мне вдруг полезла чепуха в голову , и стал смех разбирать.

  Подумал , почему Ленин говорил комсомольцам "учиться" три раза ? Видимо они не  очень то хотели учиться , что пришлось три раза повторять , как не послушным детям . Тогда гражданская война шла , они на фронт рвались , а тут - учиться ?! Я представил как Владимир Ильич , глядя в глаза близсидящему комсомольцу , стучит своим маленьким , не знающим физического труда , сухоньким кулачком ему в лоб , и твердит , как папаша сыну-двоечнику :"У-чить-ся! У-чить-ся! У-чить-ся !" Когда я дошел в разговоре до этого момента , Иванов засмеялся : "Хе-хе-хе!",видимо представил себе картину с Лениным и комсомольцем,но было похоже, что он смеётся не только над моей фантазией , но как бы одновременно извиняется за этот смех перед любимым вождём. Такой был у него смех. Кстати , мой друг , Саня Авцынов , сказал как-то , что у Иванова смех как у Иудушки Голавлёва . Очень походит.

  Когда , в военкомате , мне пришла в голову эта сценка с Ильичем ,я подумал ,если приказ военкома ,они что ,смогут принять вот так запросто , первого зашедшего с улицы? В школе надо было пыхтеть на 4 и 5 , а тут , раз-два и в дамки ?! Решил "включить дурочку" и посмотреть - примут или нет ? Это потом уже ,с ужасом вспомнил,что в случае неудачи я рисковал , на ближние два года,иметь перспективу служить в безоружных войсках ! Но тогда ,я об этом начисто забыл , так интересна мне показалась идея эксперимента.

  Один из парней ,сидевших за столом ,спросил меня :"Устав читал?" Я обернулся и посмотрел на стоящую у дверей секретаршу , будто она отвечала за мою подготовку в комсомол и ответил :"Когда ?!" Я думаю , что создалось впечатление , что именно секретарша виновата в моей неподготовленности . Следующий вопрос был знаю ли я комсомольцев-Героев Советского Союза ? Я снова оглянулся назад , будто девушка у дверей могла мне подсказать . Я мог бы влёт назвать десятка два комсомольцев-Героев , не считая молодогвардейцев ,но назвал - "Зоя Космодемьянская",её-то каждый в стране знает! Спросили :"Ещё!" Я умышленно переврал :"Александр Морозов и Павлик Матросов !" -"Вообще-то ,-поправили меня,-ты фамилии перепутал ,Павлик Морозов , а Александр-Матросов! И Павлик не Герой Советского Союза , и не комсомолец !"  "-А нам в школе говорили - парировал я ,-что он герой !" Я подумал ,что начнётся диспут об этом всесоюзном "сукине сыне"*,но за столом решили не уточнять.(* Говорят , что когда Сталину поведали о происшедшем с Павликом Морозовым , вождь воскликнул : "Вот же сукин сын!-и добавил ,- Но он наш сукин сын!") Следующий вопрос был : "Сколько орденов у комсомола?" Я подумал ,что они меня совсем за дебила приняли ? Вот же эти ордена - на стене прибитые ! Опять обернулся к дверям , надо ж быть последовательным , и сказал :"Вот они - шесть!" Пусть думают , что до шести хоть считать умею . Парни о чем-то пошептались и сказали мне подождать в коридоре . Немного погодя девушка вышла и спросила с меня 6 копеек - членские взносы за три месяца вперед . Я отдал ей мелочь и она написала мне комсомольский билет . После затребовала ещё 15 копеек - за значок , но я ответил ,что в военкомате про значок нам ничего не говорили и ушёл без значка .

  -Получается,-говорю Иванову ,- что в комсомол берут всех без разбору ,не разбирая кто есть кто и чем дышит , и выходит - члены ВЛКСМ ничем не отличаются от той шпаны , которая у вино-водочного магазина подкарауливает алкашей и отнимает водку ! Он ничего не ответил ...

  Так с разговором мы почти дошли до гастронома , выйдя на центральную , более многолюдную , улицу , где нам на встречу попались две девушки , по случаю летней жары , одетые в легкие блузки и мини-юбки . Иванов увидев их не сдержался и выпалил : "Вот бы их бы !" , и сделал неприличное движение руками . Я аж остановился , подумал "вот тебе и истинный ариец , примерный семьянин , достойный член партии !" Кто бы мог подумать , что под лощёным обликом активного комсомольца и любящего отца семейства скрываются , такие грязные мысли ?! Тогда я вспомнил и оценил , где то слышанное высказывание , что человека лучше всего узнаёшь по его междометиям , когда ,из подкорки , наружу вырываются первые неосознанные слова , обнажая истинные помыслы и характер . "Да , -подумал,- так вот ты какой , дедушка Ленин !"* (*Для тех кто не знает старый анекдот . Дети  поймали ёжика и принесли воспитательнице , спрашивают :"Кто это ?" Она им говорит :"Да вы что , ребята , мы с вами про него и читали , и песенки пели , неужели не знаете ?" Они отошли , отпустили ежа на землю , присели рядом и говорят :" Так вот ты какой , дедушка Ленин!" Тут описывается не только идеологическая обработка с детства , в то время , но и реакция на неожиданное открытие .) А он ещё трындит о моральном облике строителя коммунизма !

  В аэропорту у нас , слева от выезда на лётное поле , чтоб любопытные гражданские не мешали и чтоб самолёт поближе мог подъехать , находился парашютный склад . Ребята ,вернувшись как-то с облёта , со смехом сообщили как Иванов напомнил им героя рассказа Чехова "Хамелеон". Утром , в ожидании самолёта для патрулирования , делать было нечего и наш бдительный летнаб начал с криками и бранью гонять с территории склада какую-то собаку , которой видимо ,тоже делать было нечего, её заинтересовали парашютисты и она всё время крутилась рядом . Когда кто-то вспомнил и сказал ему , что хозяин этой псины командир Жиганского лётного отряда , Иванов в момент переменил своё отношение,приласкал пёсика и похвалил :"Хорошая собачка!" Не соображая даже , что могут о нём подумать окружающие , в связи с таким резким изменением . Всё что относилось к вышестоящему начальству , даже пусть не к его прямому начальству , им принималось с безотчетным уважением и поклонением . Тут уже ничего не поделаешь - рефлекс .

  В первое время , в обед или после работы зайдя в общагу , как бы по делу , он любил спровоцировать разговор на политическую тематику , видимо не хватало ему борьбы за "правое дело" и идеологических диспутов . Запомнился его громкий спор с Саней Авциновым о Брежневе . Летом 1982-го наш бессменный Генеральный Секретарь Брежнев был ещё жив . Иванов говорил всё это время , как психиатр с пациентом - на одной ноте , не выказывая эмоций ,что ещё сильней бесило. Авцинов же быстро разволновался и кричал , что Брежнев позорит страну - весь мир видит ,что лидер страны "живой труп", который нормально не только не может двигаться , но и через губу переплюнуть не в силах , по телевизору вместо "социалистические страны" говорит "сасиськи сраны" , это же позор на весь мир ; что как дитя малое играется цацками и званиями - саблю именную дали , которой награждали только героев ...аж Гражданской войны ; вручили орден "Победы", которым удостоились единицы военачальников в высшей степени проявивших себя в ходе Великой Отечественной Войне ! Бои на Малой Земле , где Брежнев был только полковником политотдела , провозгласили чуть ли не вровень со Сталинградом , битвой за Москву и Курской дугой ! Иванов , пока говорил Авцин , только хихикал , своим " хе-хе-хе" , но видя что Саня на взводе ,монотонно ,как врач больному ,начал объяснять ,что у Брежнева большой международный авторитет как политика и выдающегося деятеля коммунистического движения , а что его награждают до сих пор , это в его лице награждают всех участников войны .Что он много сделал для построения социализма в мире , и у него много теоретических работ по дальнейшему его построению во всём мире . Словом озвучивал многократно слышанные и всем надоевшие штампы и лозунги . Кончилась эта ,примерно десятиминутная жаркая дискуссия тем ,что Авцинову надоело орать в пустоту, он не выдержал и вышел из общежития на улицу , от греха подальше . Сел на скамейку и закурил , я вышел за ним и заметил , что у него заметно дрожат руки от нервного напряжения и лицо необычно красное , он объяснил : " Ну идиот ! Как с ним разговаривать ?! Все ему говорят - чёрное ! Нет - белое ! Носом тычут , видишь - чёрное ?! Нет,говорит - белое ! Вот что за дурак такой ?!" И со злым лицом передразнил  Иванова :"Хе-хе-хе!" Даже самый спокойный в общежитии Юра Филатов более двадцати минут не выдерживал спорить с Ивановым , они как-то заспорили о вводе наших войск в Афганистан. После чего Филат ему сказал,-С тобой, Саня ,спорить , как слепому свечки зажигать !

  В 1961-м году , тогдашний Генеральный Секретарь КПСС тов. Н.С.Хрущёв , объявил с трибуны XXII  съезда партии , что в 1980 году будет коммунизм в стране . Саша Иванов как активный член ВЛКСМ , понимал , что отчётный период позади , а обещанного коммунизма так и не построили . Причину этого он похоже видел в малом количестве сознательного населения и делал различные личные усилия в направлении увеличения численности комсомольцев . В 84-м году , не оставляющий надежду заманить кого-нибудь из нас в комсомол , Иванов принёс в общежитие два пригласительных билета на праздничный вечер , посвящённый Дню Победы , который будет проходить в столовой . Из комсомольского возраста были кроме меня Юра Филатов и Вова Чернов . Филат сразу отпадал из-за неприятия любого дела с идеологическим налётом , а нас Иванов ,после долгих уговоров , всё-таки уломал обещая после концерта танцы и "возможно выпивкой". Мы согласились из любопытства . К семи вечера мы с Черновым , одев чего получше , пришли к столовой и нас по билетам пропустили . Зал был по праздничному убран плакатами на тему Отечественной войны и передовой роли ВЛКСМ в жизни страны . Оглядев присутствующих я заметил двух человек не комсомольского возраста ,одного я знал - дядя Костя Шараборин , ветеран войны , тесть Сани Дмитриева моего знакомого , и ещё один ветеран . Подошел к дяде Косте , поздоровался и поздравил с праздником , заодно и второго ветерана . Остальные , человек пятьдесят молодёжь , треть русские . Из них я знал только Таню Нараткину , дочку друга моего друга , остальные местные . Я раньше Вовки приехал в поселок на два года , поэтому некоторых знал в столовой , подошел поздороваться и спросил у Тани Матарашкиной почему сервировка на столах скудная . На каждом столике было по четыре пирожных , яблока и стакана с морсом . Узнал , что позже , после концерта , втихую можно будет у них купить вина . За наш с Черновым столик сели две опоздавшие девчоночки-якутки восьмиклассницы . Мы с Володей были самые старшие из молодых. Пока знакомились с соседками , настроили микрофон и Саня Иванов вышел рассказывать  нам о том , как тяжело далась нам победа в этой войне. Говорил минут десять изредка заглядывая в бумажку. Видно было что ему не впервой "держать речь перед народом" - держался свободно , привык к роли "оратора , горлана , главаря ", как сказал Маяковский , и было заметно , что это ему ужасно нравится . Потом начался концерт , Иванов-конферансье . Выступали певцы местной средней школы , показывали народные танцы , читали собственные стихи , пели олонхо и играли на хомусе , всё это на якутском языке - ничего не понятно! Хорошо нам , соседки за столом переводили как могли . Какой то смысл был сидеть тут. А то вообще , хоть уходи ! Только Санёк по русски объявлял следующий номер . Правда был момент когда Иванов сказал , что во время войны вышел фильм "Два бойца" и в нем была песня которую полюбил весь советский народ , тут Иванов спросил ,- Кто знает как она называется ? Я то знал что он намекает на песню "Тёмная ночь", но там же была и вторая песня , которая стала популярной и я в общей тишине сказал ,-"Шаланды полные кефали!" Иванов аж подпрыгнул , то ли я ихний регламент нарушил , то ли от радости - хорошо , что зрители участвуют. Он так радостно мне говорит , будто меня на неприличном поймал ,- А вот и нет! И торжественно объявляет ,- Эта всенародно! любимая песня! "Тихая ночь"!!! Во,блин! А мы и не знали ! И он говорит ,- Давайте сейчас все вместе её споём ! Ну и спели. Кто слова знал конечно . Без музыки вразнобой получилось , тогда караоке не было . Ну хоть по русски , а то всё не по нашему...

  В тот момент я вспомнил случай, который в поселке пересказывают как анекдот. В середине семидесятых годов собрали в райкоме партии всех парторгов и начальников местных предприятий на очередное совещание. Уже тогда первым секретарем в райкоме
был тов. Такыров. Выходят по одному начальники и докладывают с трибуны о проделанной работе. Вышли двое - доложили об успехах и достижениях , и всё на якутском . Следующим поднимается русский - тогдашний начальник тех.участка и как давай шпарить на чистом немецком языке! Фронтовик - немецким владел в совершенстве . Такыров его останавливает ,- Вы что товарищ говорите , на каком это , никто же ничего не понимает! А начальник тех.участка ему в ответ ,- А что предыдущие выступавшие говорили я тоже ни слова не понял ! Или вы считаете , что нам не надо , или не интересно знать что происходит на других предприятиях нашего района ?! Тогда Такыров всех предупредил доклады делать только на русском .

  Потом объявили танцы , по быстрому убрали столы . Мы с Вовкой потанцевали с нашими соседками , потом сходили взяли бутылку вина и распили в закутке отделённого от общего зала , возле посудомойки , где на столике устроители предусмотрительно поставили поднос с пустыми стаканами и блюдо с нарезанными яблоками . Там перезнакомились с местными и потом ещё потанцевали , пока не заметили что у местных ребят , заметно повысился к нам интерес . Но в виду их подавляющего численного преимущества и нашей врожденной миролюбивостью, мы с Володей решили взять ещё пару бутылок и сразу удалиться по английски .

  Когда на работе к нам подошёл Иванов и спросил как нам понравилось прошедшее мероприятие , я ещё не сообразил что ему сказать , как Вовка Чернов ответил ему словами Аркадия Райкина ,- Если бы не "это дело", пропал бы выходной ! В общих чертах , я был с этим согласен .

  Ну , вернёмся в 82-й год.

  За год до случая , о котором хочу рассказать , авиалесоохрана , своими силами начала строить гараж . Когда появился Иванов было положено пару венцов и так как пожаров пока не было , работа кипела во всю . С этим гаражом связан ещё один анекдот ... Когда начальник отделения был на облёте , а Иванов остался за него , как то на обед пошли не все люди , половина остались на стройке , в контору зашёл Коля Курилов и зам.начальника его спросил , что там оставшиеся на работе люди делают? Коля честно ответил:- "Храпят" . Иванов ему ответил :- Ну пусть поспят , шеф сказал , главное чтоб в карты не играли ! А юмор ситуации в том ,что мужики резались в "храп",эта игра более вариативная , интересней и азартней чем "очко" , но Саня Иванов был далёк от жизни работяг , и про это не знал. Поэтому не обратил внимания на слова Коли . Николай же испугался сначала ,- О,чуть мужиков "не сдал"! , а потом видя что Санек спокойно занимается своими делами , пошёл рассказал об этом ребятам , посмеялись .

  Ближе к осени мне предоставилась возможность "подкузьмить" Иванова и я её не упустил . Хотя эффект превзошёл мои ожидания , но в этом сам он виноват , из-за своего характера. Как в старом анекдоте. "Американцы спросили у русских - Почему когда мы испытываем атомную бомбу , мы предупреждаем конкретно - мощностью 20 килотонн , а вы говорите не точно - от 20 до 50 килотонн ? А наши отвечают :- А мы думали она нормально бабахнет , а она как заеб...т! " Так и у меня получилось пошутить .

  Как-то в субботу , нас рано отпустил Якутская База , хоть нет пожаров , но часто людей держат до 7-8 часов вечера , на случай командировки на большой пожар в другой район . Я тогда был радистом и начальник - Панков , попросил меня пока не говорить ни кому , чтоб ребята на стройке гаража закончили венец класть . А чтоб я не ошивался на территории без дела и чтоб мужики меня не видели праздношатающегося , он сказал мне сходить к Иванову домой , он рано с облёта вернулся , и чтоб тот принёс срочно военный билет . В этот год военкоматы меняли коды в документах ,и Панкову надо было исправить их в личной карточке . " Если нет его дома , передай через жену , чтоб завтра обязательно принёс !"-сказал начальник .

  На полпути я вспомнил , что моему другу Толику Кулагину , незадолго до этого принесли повестку , потому что он в институте был на военной кафедре , а в армию не ходил , такие же повестки принесли знакомым мне сварщикам , шоферам и трактористам , в военкомате объяснили что возможно призовут на пару месяцев , как бы на переподготовку , а на самом деле собирать урожай в южных районах Якутии . Конечно я не знал , получал ли такую повестку Саня Иванов , но решил сначала спросить его об этом , а там действовать по ситуации . Если он ответит утвердительно , решил я , то скажу что его призывают в армию .

 Два окна его домика выходили на дорогу , по которой я шел , поэтому мне пришлось увеличить скорость для достоверности. На миг я себя представил Красноармейцем из сказки про Кибальчиша :"И отцы полегли, и братья полегли ! Вставайте мальчиши-малыши!" Даже смешно стало ! С трудом подавил в себе желание засмеяться . Я постучал в дверь , тут же услышал :"Войдите!" , как будто в кабинет ! Семья обедала , Иванов сидел у окна , ел какой-то суп , сбоку его жена - Наташа , у неё на коленях сынишка , она его кормила из ложечки . Все уставились на меня - Что случилось ?! Я спрашиваю:-Ты повестку получал? Он говорит :-Да . Я думаю "Оп-па!" А сам говорю :"- Давай скорей - в армию забирают ! Тебя только ждут. С документами зайдешь в контору и на площадку !" Вертолётная площадка от нашей конторы в 200-х метрах , так что по пути. Всё логично . Иванов отставил тарелку и полез в подпол. Начал оттуда выкидывать какие-то тряпки грязные. Оказывается это одежда в которой он собрался идти в армию. Он собрал весь этот комок и пошел во двор вытряхивать. Штаны , короткий пиджак , рубашка непонятного цвета , всё в земле , глине и соломе. Такие же сапоги и солдатский сидор-рюкзак . Я подумал , что это вещи ещё старого хозяина - Петрушечкина , ведь нельзя так вещи затаскать за то короткое время как он тут живёт! Я вышел за ним , вроде покурить смотрел за ним удерживаясь от смеха представляя его в этом наряде. С одежды летели куски земли и глины , какой-то мусор и очистки , из сапога выпало соломенное мышиное гнездо , сами сапоги были 45-46 размера , а их носки , видимо пересохшие , были загнуты как клоунские туфли. У пиджака , на локтях рукавов , были блестящие пятна , то ли от сильной потёртости , то ли от солидола . Ясно в армии всё выкинут , но надо до неё доехать-то по человечески , ты ведь среди людей , так уважай хоть себя , наконец. Я следил за ним с огромным интересом , не веря до последнего ,что он всё это наденет. Думал , сейчас увидит , что одежда уже не пригодна для носки и выберет для дороги другое . Вспомнил как сам уходил в армию , в школьном костюме , приличной рубашке и болоньевой , почти новой куртке . Мать сказала , что за два года вырасту , по любому , надо потом будет новое покупать . Когда нам сказали в военкомате , что нас отправляют в Псков , в Толмачёво - аэропорту Новосибирска , было 6 мая и стояла настоящая летняя жара , у кого были куртки , продали их и набрали на всех вина , пирожков и лимонада. Мы не знали , что нас "переиграли" и мы выйдем из самолёта в Якутске , где в это время было 15 градусов мороза . Иванов зашел в дом и я докурив тоже , Наташа уже собрала вещмешок ,вид у которого был довольно увесистый. Иванов ушёл в комнату переодеваться , я ему крикнул , чтоб он поторапливался - Панков ждёт , вертолёт ждёт и вышел предчувствуя , что сейчас будет "прощание славянки" , счёл неудобным находится при этом . Вышел он из дома , добавив к своему одеянию шерстяную ярко-зелёную лыжную шапочку с большим помпоном на макушке ! Тут мне пришлось заткнуть себе рот ладонью ,чтоб не засмеяться в голос - эта шапка , как нельзя лучше дополняла его наряд , как последний штрих в картине!
  Пошли . Я пристроился , в нескольких метрах , сзади него . Одежда на нём , при свете солнца, блестела потёртостями , на штанах , сквозь несколько мелких дырок видны были синие трико . Хоть был конец августа , на всякий случай , он оделся потеплее. Сапоги , своими круто загнутыми носками , напоминали обувь древне-китайских мандаринов . Редкие прохожие , ещё было рабочее время , удивленно его оглядывали и вопросительно смотрели на меня , как-то в уме связывая нас ,возможно  принимая одинаковые скорость и направление , видимо считая меня конвоиром этого чуда . Самый последний бич в посёлке , посчитал бы одеть такую одежду ниже своего достоинства . Они , конечно , носят свои вещи по два-три месяца , если она чистая и не порванная . Но как только она рвется или сильно пачкается , идут в универмаг и покупают новую , которую тут же за углом магазина одевают , а старую безжалостно выкидывают . Никогда не стирают и не чинят - лень. Но чтоб одеть такое - ни в жизнь !

  Сначала я подумал ,что может у него просто нет другой одежды , кроме парадной ? Но откинул это предположение , как абсурдное - не может ведь он заниматься домашними делами или ходить на комсомольские субботники в своём костюме ? Хотя , если учесть , что он привык кругом только руководить , не принимая личного участия и дома , и на мероприятиях , возможно , но маловероятно . Какая-то сменка у любого должна быть ! То что он напялил рваньё , я всё-таки отнёс к его, потерявшей всякие границы разумного , гипертрофированной практичности , когда выглядеть чучелом выгоднее , в финансовом смысле .

  Подходя к перекрёстку с улицей , идущей от сельсовета , я заметил группу мужчин, судя по выглаженным костюмам , управленцев . Был конец рабочего дня , похоже они расходились после какого-то собрания. Кто-то из них признал Иванова и удивлённо спросил :"- Саня ,ты что ли ?! Ты куда так ...?" По интонации я понял , что хотели произнести "нарядился" , но сдержались . Иванов чуть сбавил ход и гордо , с достоинством отвечал :"- Здравствуйте , товарищи ! В армию призвали !" Люди оторопело глядя на него напутствовали :"- Ну,ну... Давай служи..." "Призывник" уже через плечо бросил им "-До свидания!" А сельсоветовские собрались плотней , и так же на ходу стали обсуждать метаморфозу с Ивановым . Я ,шедший сзади, слышал .

  Подходя к клубу заметили , на его высоком крыльце , около десятка девушек-старшеклассниц , участниц студий и кружков при ДК , стоявших по двое-трое. Увидев издали своего комсомольского вожака и руководителя кружка бальных танцев , они сплотились в одну стайку , что-то обсуждая. Когда Иванов поравнялся с ними , самая смелая спросила :"- Александр Иванович , это вы?" , Иванов ответил :"- Здравствуйте , девушки !" Тут они хором зачирикали :" - А вы куда ? Что случилось ? Что с вами ? " Но будущего офицера не так-то просто заставить краснеть :"- Вот в армию иду ! До свидания!" Я бы не удивился если бы он сейчас "засветил" что-то вроде "Достойно несите знамя Ленинского Комсомола !" Девушки вслед кричали :"-Пишите! Всего доброго! Приезжайте назад !" Несомненно он пользовался популярностью у комсомолок , ввиду "невиданной" в посёлке интеллигентности , чистоплотности , целиком лежащей на трудах жены и кажущегося ума - на мой взгляд , обычную демагогию .
 
 Оставшийся путь до отделения лесоохраны моя голова была занята мыслями о случившимся . Да , мне было совестно за такую шутку , но не сказал бы , что очень , тем более я в некоторой степени оправдывал себя тем , что какая у них дома будет радость , когда он через час вернётся ! Радостней чем в Новый Год ! Кроме этого я думал , что с течением времени сделать карьеру по партийной линии всё проще и проще ! И привилегий для для партийных шишек всё больше и больше ! Вот взять если 50-е годы , мой дед за всю войну получил две медали и стул в президиуме на партсобраниях . 60-е годы - моя мать за 15 лет работы в школе получила кучу грамот и медаль , поэтому её выбрали парторгом на работе , помимо разной общественной работы ,на ней была подписка на периодику и дома стали ежегодно появляться дефицитные "Собрания сочинений" популярных писателей . Им это всё досталось за многолетний ударный труд ! В 70-е годы - моя тётя , ей ещё и тридцати лет не было , но работала референтом в горкоме партии и в доме полно дефицитных продуктов из спецмагазина и кроме того она с мужем часто ходила смотреть фильмы для закрытого просмотра - зарубежные , наши руководители должны же знать идеологию потенциального врага !

  Вот я и думал , лет через 10 наш Саня Иванов станет каким-нибудь 2-м секретарём райкома и будет пользоваться полным набором коммунистических благ , которые простым смертным не полагаются . Или на каком-нибудь заводе станет освобождённым парторгом , они же от труда освобождённые ! Они же всю идеологическую "работу" тянут! Представил , зная его натуру , с каким смаком он будет разбирать аморальные дела коммуниста такого-то . И пришла мне идея , что вот сейчас , в этот самый момент , у него соответствует и форма , и содержание !

  Наше отделение отгорожено от дороги глухим высоким деревянным забором , но чтоб подвозить на трелёвщике хлысты к строящемуся гаражу , в ближнем на нашем пути углу , сняли пролёт , и через него я скорым шагом пошёл к мужикам , которые сидели на брёвнах , отдыхали . Иванов же был от них скрыт забором . Подходя к нашим , я крикнул , чтоб все слышали - " Смотрите , сейчас цирк будет - Иванов в армию пошёл !", и показал в сторону конторы . В этот момент на крыльце конторы стоял наш начальник , Панков Александр Петрович и спокойно курил . Когда из-за забора появился Иванов , наш шеф взглянул на него и продолжал смолить как ни в чем не бывало , он просто его не узнал - мало ли мимо бичей шарахается ? Но когда Санёк подошёл к нему вплотную , Петрович словно окаменел - рука с сигаретой застыла на отлёте , в глазах удивление и ужас . Я представляю его недоумение - лицо Иванова , а одёжа бичёвская - пазлы  не сходятся ! Когда со стороны гаража раздался дружный хохот ,начальник оглянулся в нашу сторону и за локоток завёл своего зама внутрь конторы . На брёвнах , у гаража от души ржали . Не смеялись , а именно безудержно животно ржали , до кашля , до слёз и кто-то даже свалился с бревна . Шура Айсин сквозь хохот прохрипел :"- Это кто помазок ?!" Когда смех немного стих , первыми словами были : "- Ну готовься , Васёк , он тебе устроит !" В скором времени Панков собирался в отпуск и Иванов оставался за него . "А чего он устроит-то ? - интересовался я , по-молодости ничего не боялся ,- Если только в приказном порядке. Остальное - тьфу!" Тут кто-то заметил :" Сейчас Санёк на дембель придёт - обмывать , будет !" Опять смех поднялся ...

  Вскоре , после окончания пожароопасного сезона , Панков ушел в отпуск , Иванов остался за него и ему предоставился случай наказать меня за эту шуточку , то есть отомстить .

  В конце каждого лета , на Лене возле посёлка , собираются баржи с генеральным грузом , часть для нашего района , но большая часть для Оленёкских складов , которые самолётами снабжают зимой весь северо-запад Якутии . Разгрузить надо до ледостава , чтоб баржи и плавучий кран "Ганц" , приписанные в Якутке успели уйти домой . Грузчики РайПО не справляются своими силами , поэтому каждое предприятие выделяет им в помощь людей . Большие организации, как ПМК , Совхоз , Техучасток по 5-6 человек , а маленькие , как наша по 2-3 . Вот Иванов и решил меня "приморить" , как говорят в армии , на разгрузке . Панков всегда отправлял по три человека каждый день по очереди всех рабочих отделения , а Иванов в этот раз обязал меня ходить каждый день , в то время как другие двое менялись . Мужики усмехались , понимали что он за "армию" отыгрывается . Я сначала попробовал протестовать , но он мне сказал , что будет ставить прогулы , а там не далеко до "33-ей" . Я про себя подумал :" А что действительно , слабо что ли ? Надо попробовать , и себя проверю на выносливость , сдохну или выдержу ?" Просто , дело осложнялось тем , что я каждую осень оформлялся в котельную Бестяхской геологической партии на отопительный период, и одновременно кочегарить и разгружать баржи будет трудновато . А работать в котельной уже начал . Тогда я сходил к Юре Дмитриеву , напарнику по котельной , и с ним договорился , чтоб наши две смены поделить - я буду стоять по ночам , а он - днём . Было ещё неудобство , что наши с ним смены шли подряд , а переделывать график из-за меня он не согласился .

  Вот и началась моя разгрузочная эпопея или , можно сказать , каторга ...

  На разгрузке , когда мелкие коробки или наоборот , крупногабаритный груз - лодочные корпуса , мотоциклы , холодильники - всё в больших ящиках , это ничего . Самое трудное для меня было , когда мешки с мукой , солью по 70 кг , из трюма по трапу наверх , а трап ещё качается . Отдыхаешь пока назад идёшь и в очереди стоишь за следующим мешком . Я сам тогда 70 кг весил . Таскал сначала на плече , как и многие "наёмники" , но местные ребята - грузчики из РайПО , нам подсказали , что надо мешок распределять по всей спине и нагибаться вперёд , действительно - легче стало , только ноги переставляй . На второй день встал , по неопытности , на подачу мешков из кузова , смотрю никто не лезет из штатных грузчиков - выжидают чего-то , может они по очереди , я и полез . Вот где самая запарка - только успевай поворачиваться - весь в мыле! Но это ладно , первые два дня спал в общаге . Самая "тоска" началась когда пошли смены в котельной . День на разгрузке и ночная смена в котельной , потом опять разгрузка , ночь кочегарю , и следом снова - на баржу ; потом ночь сплю без задних ног , а утром снова на берег . Вы пробовали не спать двое с половиной суток при физической работе ?

  Вспоминал тогда ,как дружок мой школьный , Сергей Редковский , в десятом классе поспорил в каникулы ,с старшей сестрой , на коробку конфет , что сможет не спать трое суток подряд . Не дотянул три с половиной часа , рассказывал , что последние десять часов , голова уже совершенно ничего не соображает , делаешь всё механически , как робот . Он пробовал и телевизор смотреть и рок на магнитофоне слушал , без толку , в мозгах одно - спать , спать , спать . Так же и я , в эти дни когда надо было идти из котельной на баржу и назад , только и думал где бы покемарить , хоть бы "сон сбить". Когда на разгрузке очередная машина задерживалась я садился в сторонке , присланясь к мешкам или контейнеру и минут на 10-15 проваливался в сон , пока кто-нибудь из наших не толкал меня - машина пришла. В котельной, с запасом нагнав температуру , я "сбивал сон" так как меня научили бестяхские водители . Они часто с базы в посёлке , в одиночку ездили на подбазу на профиле , и когда одолевал сон , чтобы не заснуть накрепко и не замерзнуть зимой , подворачивали под себя ногу , через 40-50 минут нога "затекала" и от боли хочешь - не хочешь проснёшься , немного потопчешься , чтоб ногу колоть перестало и всё в норме - поехал дальше . Так и я за ночь два-три раза дремал в кочегарке.

  На разгрузке мне пришлось отработать около полтора месяца , почти всё время ходил как лунатик , как осенняя муха , от недосыпания. За всё время , раз  шесть , ко мне в котельную приходили сочувствующие ребята с нашего отделения , Саня Авцинов , Виталя Слепцов и Саня Горюшкин , работали за меня по полтора - два часа , а я в это время спал . Сами приходили , добровольно помогали , что меня сердечно тронуло . Хоть я не жаловался на ситуацию и не просил о помощи . Вообще у нас коллектив был дружный , особенно среди тех кто обитал в общежитии .

  Разгрузка проходила в две смены , днём и ночью , по 12 часов . В ночь и по субботам-воскресениям , работали только штатные РайПОвсие грузчики и поселковые добровольцы , в основном бичи , потому что после каждой смены, для разгружавших , была "отоварка" продуктами и спиртным . Пока разгружают баржи вино-водочный магазин закрывают , в нём как раз и проходила отоварка , и в гастрономе продают только продукты первой необходимости , а всякие сыры , тушёнка-сгущёнка , колбасы , консервы рыбные , мясные , овощные убирают с прилавка , чтоб был стимул ходить на разгрузку . А на отоварке всё это давали под запись , примерно на 30 рублей , я всегда возвращался в общежитие с полной коробкой "дефицита".  Остальные деньги "за баржи" , потом получали в кассе РайПО . И на основной работе шёл оклад . Так что я даже выиграл с этой Ивановской "мести" . Но ,честно говоря, трудно было , особенно что касается сна . На отоварке тоже спал сидя на завалинке магазина , пока очередь наша не подходила . Зато все выходные и когда не надо было в котельной работать , дрых без задних ног , вставал только поесть и по нужде . И когда окончилась разгрузка , я с удовольствием отметил про себя , что выдержал этот "напряг" не сдался и не заскулил !

  И случись же такое , когда только закончилась разгрузка , где-то в октябре , у Наташи - жены Иванова подошел день рождения . Иванов , или сам додумался , или надоумил кто , пришел в общагу и говорит : " У вас не будет бутылки водки , а то у жены день рождения завтра ?" Все ребята вопросительно поглядели на меня , я же "запасы на зиму" сделал . Я сказал , что пусть берёт . Саня Горюшкин повёл Иванова в сенки , там была кладовка , а Шура Айсин говорит мне :" Да послал бы ты его подальше , он тебе "козу" сделал , а ты ? Что поссориться с начальством боишься?" Я отвечаю :" Мне он до фени , я на дураков не обижаюсь! Тем более у Наташи же праздник , её жалко , для него бы не дал !" Хоть никто не был знаком с женой Иванова , на отделении все относились к ней с большим сочувствием - надо же с таким идиотом жить , терпеть . Пока он по своим собраниям - мероприятиям таскается , ей необходимо хозяйство вести , с дитём управиться , а потом к вечеру устанет , а тут Санёк придёт и лекцию о мировых проблемах сиди слушай . Так мы думали . Тут Саня Горя позвал меня в сени , я вышел ...  Иванов с удивлением глазел на груды банок и бутылок в кладовке , спросил:" А можно я ещё "Шампанское" возьму и сгущёнки банку - торт сделать?"  - Бери.  Иванов :" А можно это ? А вот это? А ещё это ? Я же с отдачей !"  "- Ясно с отдачей , мы тебе не Фонд Мира ! Бери что надо!"  Горя тут же прокомментировал :"Дайте водички попить , а то есть охота , аж переночевать негде!" Иванов только "хе-хе-хе".

  Иванов загрузил , уже знакомый мне сидор и зашёл в комнату писать список взятых продуктов , в двух экземплярах - себе и нам. Пока писал сказал мне :" Вот Василий Николаевич ,(он всех звал по имени-отчеству) а ты не хотел ещё работать , вон , на всю зиму заготовился !" Я подумал :" Вот собака ! Сделал подлянку , а теперь бантиками украшает !" , а вслух сказал :"Сейчас в РайПО раскупорка* закончится и всё это в магазины выкинут". ( *Раскупорка - это когда на складе открывают привезённые груза и списывают битые при транспортировке банки-бутылки и поломанные вещи ). Иванов говорит:" Да ,да ! Как только в магазине что появится , я сразу по списку верну". И пошёл домой довольный .

  Как только он вышел , Саня Горя сказал :" Не зря говорят , наглость второе счастье , все в общагу , а он - наоборот !" По неписаному правилу из общежития продукты никто из мужиков не брал, напротив , все пытались подкормить холостяков, кто рыбы притащит , кто на охоте уток много набьёт , некоторые из дома пирожки приносили , когда жена кучу настряпает . Помню случай , когда Коля Симонов , после работы , позвал меня за грибами. Я думал в лес, взял свой огромный рюкзак, он посмотрел и сказал чтоб ещё ведро прихватил . Ну , я взял и ведро . И пошли мы не в лес, а к нему домой. Он как все семейные построил теплицу и завёз откуда-то земли , высадил рассаду - помидоры и огурцы , поливает , а они сохнут . Поливал-поливал , покуда всё не засохло . Он ничего не понимает ... Плюнул , уже поздно новую рассаду садить , лето-то короткое . А у него потом как попёрли шампиньоны ! Сам  он и семья у него из Ульяновска , грибы не едят - не любят , вот и позвал меня , чтоб я парням набрал. Пришли мы к нему , а у него в теплице белым-бело, и все грибы как на подбор , как яички , молоденькие ! Я нарезал , всю свою тару почти полностью набрал , и не одного червивого ! Потом , недели через две , он меня ещё раз пригласил - снова выросли .

  Когда Иванов ушёл , Шура Айсин в списке продуктов , в строчке "водка" к написанной  единице приписал ещё однёрку . Мы спросили , зачем он это сделал ? Он сказал :"А просто так . Интересно что будет ." Лучше бы он этого не делал ...

  До Нового Года Иванов носил , возвращал в общежитие взятые продукты . В первый раз увидев приписанную единицу , он со своим "хе-хе" , начал объяснять нам что он взял только одну бутылку , потому что ему зачем столько много - ведь он не пьёт, и столько в вещмешок бы не поместилось , и т.д. Мы говорим :" Да , ясно ! Бумбербия кергуду - шутка!" Когда в рабочий день собрались рабочие , он всем рассказал как ребята в общежитии приписали ему вместо одной бутылки водки аж одиннадцать , а он бы столько, с другими продуктами к тому же , и не донёс бы . И интересно , зачем это они ему приписали ? Когда уже начался очередной пажароопасный сезон , Иванов всё "мусолил" тему про эту приписку , начал рассказывать всем поочерёдно и поштучно . Мужики заходили к нам в комнату и сетовали на Иванова :" Все мозги уже заклевал с этой водкой!" и корили Шуру Айсина :" Ну ты его ковырнул ! До сих пор чешется !" Когда Санёк подошёл к Боре Самсонову и со своим "хе-хе" начал в очередной раз рассказывать про единичку , тот его оборвал :" Да ладно оправдываться , алкоголик , сожрал в одиночку пол ящика , а теперь ходишь - "приписали , приписали!"  Нестор Иванов , человек начитанный и с чувством юмора , ответил Саше Иванову на его речь о приписке , словами Раневской из фильма "Свадьба" :"Какой вы нудный ! Нудный!"   Витя Исаев , старший группы , мужик уже в годах , как-то сказал про Иванова :" Хороша дочка Аннушка , только хвалят мать да бабушка ".

  В 85-м году, когда к нам устраивался новый молодой летнаб Сергей Зуев , наш шеф А.П.Панков , в конторе , первым делом сразу забрал у него комсомольский билет , закрыл в свой сейф и сказал поясняя:" Хватит мне одного больного на всю голову !"

  После сезона 85-го года я перешёл из "Авиалесоохраны" в "Коммунэнерго" и с Ивановым встречался только случайно , на улицах посёлка. Но слышал , что Иванова приняли в члены КПСС ! Ещё одной ступенькой выше .

  И тут как раз наступила перестройка , с сопутствующей гласностью и последующими переменами в обществе . А в 91-м году развал СССР и как следствие роспуск КПСС и ВЛКСМ . Не знаю произошли ли какие-то подвижки в голове у Александра Ивановича Иванова , не совсем же человек безмозглый ?! Но всю страну лихорадило и у всего населения "кипел разум возмущённый" , что только слепо-глухо-немые могли к происходящему быть равнодушны ! Оборвалась , короче , партийная карьера Иванова так прекрасно и многообещающе начавшаяся ... Не знаю , страдал ли он , бился ли головой о стену , или хладнокровно отнёсся к происшедшему , или он начал с чистого листа своё восхождение , уже в КПРФ или в "Единой России " ? Не знаю о нём ничего , но хочется думать , что он наконец выкинул весь прежний мусор из головы и стал нормальным человеком , без сдвигов "по партийной линии" ...

 


 

 


 


Рецензии