О чём поёт Пенелопа

Март 2015 года

   Рецензия - Участник городского конкурса рецензий на театральный спектакль для школьников СПбГАТи (РГИСИ)

   Спектакль Учебного театра «На Моховой», «Одиссею» надо слушать. Да, в ней нет глубоких до хрипоты нот, навевающих ужас и заставляющих вспомнить все свои прегрешения. Но разве это не прекрасно, что хотя бы на два отделения и антракт можно забыть о том, что мир — это не вечный праздник? Потому что то, что происходит на сцене, ни за что не даст Вам загрустить.

   Наверное, очень многим знаком сюжет Гомеровской поэмы о странствиях Одиссея, хитроумного царя Итаки, по пути на родину, к любимой жене Пенелопе. Множество режиссёров представляли зрителю свои варианты и интерпретации. На протяжении многих столетий этот сюжет продолжает волновать наш искушённый взгляд. «Одиссея» — отнюдь не канонический пересказ поэмы. Пожалуй, в ней от оригинала осталось только самое необходимое. Например, пара имён главных героев, да название маленького острова — Итаки. Действие перенесено... Сложно сказать, куда именно. Главный герой, Одиссей, вместе со своим верным (и, порой, не слишком храбрым) другом Лизистратом, преодолевая на своём пути всевозможные трудности, ищут дорогу домой. Судьба заносит их и во Францию, и в Америку, и даже к дикой африканской царице Навсикае. Везде путешественникам так и не удаётся обрести настоящее счастье, и они, ценой неимоверных усилий, наконец, возвращаются домой, где Одиссея ждёт верная Пенелопа и её женихи, двадцать лет не прекращавшие своих попыток заполучить её себе в жёны. Одиссей, как и положено, расправляется со всеми. И, наконец, он и она, вдвоём, спустя двадцать невозможных лет, наперекор судьбе снова вместе и снова... Поют. Да-да, они поют, поют завораживающе искренне, как будто никого вокруг нет, да и не было никогда. Как будто и вправду прошло много лет, а любовь не удалось изменить даже времени. Нет, это не длинный спокойный романс во славу влюблённым, богине влюблённых или других страдающих сердец. Это песня. Простая песня мужчины и женщины, любящих друг друга, несмотря ни на что. Песня, которой веришь.

   Да, актёры тоже бывают разные. И да, "Одиссея" — это комедия. Но это замечательная комедия, хотя бы потому, что актёры — пускай всего лишь второстепенная «подтанцовка» — смотрят нам прямо в глаза.

   Да, они смотрят на нас со сцены, не важно, поют они или танцуют. Если посмотреть на них хотя бы чуть-чуть пристальней, возникает невидимая нить, сцепка актёра и зрителя. Безусловно, много найдётся людей, которых такая обратная связь приведёт в замешательство. Мы не любим, когда вторгаются в нашу личную жизнь без всякого на то приглашения, а ведь именно туда, в самые сокровенные уголки души заглядывает этот взгляд со сцены, заглядывает осторожно, но всё равно слишком неожиданно, чтобы зритель успел хоть чуть-чуть приготовиться. Может быть, кто-то скажет, что это мешает «прочувствовать» действие, «понять» героев, «разглядеть» скрытый смысл... Но какой смысл в действии, направленном в пустоту? Как можно верить персонажам, испуганно отводящим глаза к потолку? Что можно разглядеть без этой маленькой, казалось бы второстепенной вещи — тонкой ниточке взгляда, смотрящего прямо в душу? Ведь и мы смотрим в душу — возможно, актёра, а, может, и самого Одиссея, хитрого, умного и бесконечно преданного человека. Кто знает, на что способна волшебная сила актёрской игры?..

   В «Одиссее» мало основных персонажей и много второстепенных. Все они по-своему важны, но, всё-таки, раскрыты не до конца. К концу спектакля зритель может с лёгкостью предсказать (и без всякой программки), кто следующим выйдет на сцену: «греческий хор»  или Одиссей. Предсказуемость — не порок, но, согласитесь, лучше уж без неё. Да, это, должно быть, невероятно сложно: вот так отойти от сюжета и не потерять оригинальность каждого крохотного события, наполняющего новый сценарий. Но попробовать, безусловно, стоило. И очень жаль, что это не до конца получилось.


   Такие не маленькие, но и не очень большие огрехи в замысле целиком и полностью компенсирует юмор, который, как Вы уже, безусловно, догадались... Да-да, тоже бывает разным. Мы способны смеяться над любыми темами, начиная с плоских шуток и заканчивая афоризмами мудрецов. И это не плохо, вовсе нет! Нужно только знать меру. И иногда думать о том, над чем смеёшься.

   С этой задачей в «Одиссее» справились. Не знаю, понял бы Гомер хотя бы половину шуток, но современные зрители очень часто прерывали Конферансье и, по совместительству, Лизистрата, громкими аплодисментами. То, что он говорил, было всегда забавно, нередко оригинально и иногда умно. Шутки не пришлось объяснять никому из собравшейся аудитории, а, значит, они были неплохими.


   В целом, своё звание комедии «Одиссея» оправдывает. Она лёгкая, смешная, иногда пронзительно-настоящая, ничуть не скучная и очень оптимистичная. Да, последние несколько эпизодов, предшествующих встрече Одиссея и Пенелопы были чуть-чуть похожи друг на друга, но они, не смотря ни на что, оставались смешными, яркими и очень-очень музыкальными, не говоря уже об изумительной танцевальной постановке. Все, кто находился на сцене, заслужили свои троекратные аплодисменты. Все восхитительно пели, танцевали и исполняли свою роль. Их всех после спектакля хотелось от души поблагодарить за хорошее, светлое чувство, поселившееся в душе от привязчивой песенки, которая каждый раз была той же самой, хоть в ней и менялись слова.

Валентина Рыжкова,  10 класс, гимназия № 610


Рецензии