Рассказ. Первое учение

                Рассказ

                Первое учение.


     Вот и закончено училище. Закончено с отличием. Кажется, еще вчера он прибыл в военный комиссариат, где рассматривалось его заявление о направлении в училище для поступления.

    Он помнит, как предстал перед мандатной комиссией уже по окончании вступительных экзаменов в училище.

   Да, тогда он доложил не лучшим образом, разволновался и доклад получился не по-уставному. Это окончательно выбило его из колеи и ему подумалось: «Не примут». Но оказалось, напрасно Владимир Овсов – герой нашего повествования – так сильно переживал свой промах.

   Мандатная комиссия единогласно рекомендовала его на первый курс обучения. И основания для этого были, вступительные экзамены он сдал с высоким баллом. После выпускного вечера – первый офицерский отпуск, а там служба в войсках.

   А пока последнее построение на плацу. Торжественное вручение дипломов об окончании военного училища. Владимир стоял в строю в новенькой, ладно на нем сидящей парадной офицерской форме.

   Где-то там, среди приглашенных гостей находилась его Светлана – Ромашка – так он ее ласково называл за светло-русые волосы и удивительно бархатную кожу лица.
   Он стоял в строю, а думами был уже там, в войсках, под знаменами гвардейского парашютно-десантного полка. там, где предстояло служить, где начнется его лейтенантская жизнь.

    Владимир отчетливо представил себе даже лица их, своих новых сослуживцев. Командира роты. Уже сменившего не одну пару офицерских погон.

    Командиров взводов, среди которых он увидит наверняка и «своего брата» – недавних выпускников его училища. Сержантов, солдат, в общем всех тех, с кем придется служить.

     Завтра он поднимется в цепи атакующих первым, чтобы за ним пошли его подчиненные. Таков непреложный закон воинской профессии: «Делай, как я!» Улыбки, цветы, поздравления…

    Все это в прошлом, а впереди… «А впереди тебя ждет серьезное испытание, товарищ лейтенант», – мысленно сказал себе офицер. Владимир шел на службу из военного городка, расположенного поблизости от казарм воинской части.

    День обещал быть напряженным судя по обилию задач, которые ему предстояло решать. Лейтенант машинально отдав воинскую честь дневальному по КПП* и продолжая еще про себя обдумывать текущие задачи, вошел на территорию полка. Воспоминания прервались, когда он открыл дверь казармы.

    Впереди ждали армейские будни – обучение и воспитание подчиненных. То, что он представлял себе тогда, стоя на плацу училища, стало явью его повседневной жизни.
Взвод, которым командовал лейтенант Овсов, готовился к плановым тактическим учениям с боевой стрельбой.

    Это были первые в его офицерской жизни учения, где ему придется руководить действиями подчиненных в условиях, приближенных к боевым. Естественно, Владимир волновался, ибо все новое у нормальных людей всегда вызывает и повышенный интерес, и волнение.
 
   Но он был уверен в себе (знаний ему хватало), а также в своих подчиненных: много своего труда он вложил в подготовку их к предстоящим учениям. А беспокоило его то обстоятельство, что совсем недавно во взвод пришло молодое пополнение солдат, которым предстояло еще доказать на деле, что они достойны звания воина-десантника.

    В этот вечер Владимир задержался на службе больше обычного. Он инструктировал сержантов, старослужащих и молодых воинов. Провел строевой смотр готовности их к учениям, проверил подгонку снаряжения, состояние стрелкового оружия, переносной учебно-боевой базы ОЗК*, противогазов, он подготовил конспекты для занятий. Вернулся домой ближе к полуночи.

    Жена Света уже спала. Он, стараясь ее не разбудить, наскоро перекусил приготовленным для него ужином, принял успокоительный холодный душ, лег в постель и быстро погрузился в сон.
 
     Еще с училища он привык быстро засыпать, не тратил время на всякие мысли.
Будильник зазвонил как всегда резко и не вовремя, когда утренний сон еще уверенно властвует над сознанием человека.

     Мозг функционировал в режиме отдыха, вставать жутко не хотелось, тело было разморенным и не готовым к подъему. За окном было темно, но еле видимая человеческим глазом полоска предвещала скорый и ясный рассвет.

     Настойчивый и громкий стук в дверь квартиры заставил лейтенанта быстро вскочить и принять вертикальное положение. Жена, проснувшись от громкого стука, испуганно поглядела на мужа.

      Он успокоил ее, обняв за плечи и поцеловав в лоб:
– Спи, дорогая, это всего лишь учение, посыльный прибыл. В роте сыграли сигнал «Тревога». Спи, не волнуйся, все будет хорошо. Приготовь роскошный ужин!

     Сна уже не было ни в одном глазу, все последующие действия лейтенанта были осмыслены и четки. Не прошло и 10 минут, как он был на территории полка. Подчиненные взвода заканчивали выход из казармы по тревоге и строились под руководством младших командиров в назначенном месте.

     Приняв доклады сержантов и отдав предварительные распоряжения, Владимир быстро поднялся на 2-й этаж казармы в расположение своей роты.

     Он внимательно осмотрел все – не осталось ли что из имущества после ухода военнослужащих по тревоге.

     Наконец, убедившись, что подчиненные в точности выполнили все указания, отданные им вчера, убыл во взвод. Сержанты дотошно осматривали своих подчиненных, понимая важность предстоящего учения.

     Ни один элемент солдатской экипировки и снаряжения не должен мешать воину выполнять поставленную задачу. В этом и состоял смысл сержантского осмотра. Приняв доклады о готовности взвода, лейтенант приказал следовать в парк боевых машин.
     Около КТП* их поджидал офицер управления штаба батальона. Он довел до лейтенанта Овсова вводную задачу, ответ на которую должен последовать – чем быстрее, тем лучше.

    – Товарищ лейтенант, по техническим и иным причинам боевые машины выйти из хранилища не могут. Взводу необходимо к 7 утра быть а районе подготовки к боевым стрельбам. Ваши действия?

    – Совершить Марш-бросок в составе подразделения с имуществом, снаряжением, вооружением и точно в назначенное время прибыть в указанный район, – четко и громко доложил молодой офицер посреднику на учениях.

    – Действуйте, решение ваше целесообразно. По ходу движения будут новые вводные и будет осуществляться контроль за личным составом, – напутствовал Владимира офицер штаба.
 
Овсов подозвал к себе командира отделений, коротко поставил перед ними задачу на совершение марш-броска:
     – Обращаю внимание на оказание помощи молодым солдатам. Закрепите за ними опытных военнослужащих, помогайте им словом и делом. Бежать надо не менее 10 километров, парни. Не все к этому готовы. Бежим компактно, растяжка минимальная, наблюдение во все стороны. Назначить наблюдателей. Я в голове колонны, в конце санинструктор, вперед!

      И взвод бегом устремился к назначенной цели. Следуя во главе колонны, Владимир мысленно обдумывал действия на случай непредвиденных ситуаций.

     Периодически офицер замедлял свое движение, пропуская вперед бегущих военнослужащих и, убедившись, что отстающих нет, возвращался на свое место.
     Однако вскоре он заметил, что один из молодых солдат стал задыхаться и сдавать в темпе передвижения. Крепясь из последних сил, военнослужащий перешел на шаг, а затем и вовсе остановился.

    – Взвод, стой! Сержант Гаврилов, организовать «скамеечку» своему подчиненному, – распорядился командир взвода. Это означало на десантном сленге скрещенные руки двух других солдат, в основание которых садился третий.

      В данном случае «скамеечка» предназначалась молодому солдату, который устал. Это был больше психологический прием, нежели эффективный способ решения возникшей трудности.

      Ведь тяжело было всем, и лейтенанту, и сержантам, и рядовым, все дело было в тренировках и опыте армейской службы. Пребывать в таком кресле - сиденье из человеческих рук новобранец долго не мог, а потому через 100–200 метров он уже сам самостоятельно продолжал бег.

      Вдруг наблюдающий за обстановкой по курсу движения военнослужащий доложил, что лесная дорога перегорожена деревом. «Засада», – подумал Владимир и скомандовал:
      – Стой! Рассредоточиться вправо и влево. Засада. Огонь открывать при обнаружении цели.
 
     До боя, однако, дело не дошло. Из кустов появился посредник на учениях с солдатом-радистом и, найдя глазами среди военнослужащих лейтенанта, сказал:

    – Огнем взвода противник в засаде уничтожен. Однако он успел применить химическое оружие. Местность заражена. Задачу вам никто не отменял. Действуйте!
«Да, нелегкая тебя прислала на мою голову», – подумалось Овсову, однако голосом громкой скомандовал:

    – Взвод, газы! Вперед! Броском преодолеть участок заражения!
Пот заливал лица десантников, но пробежавшие уже более половины дистанции, они, надев противогазы, продолжали бежать в привычном темпе.
     Так закалялась воля солдат, так приобретались навыки в решении сложных задач армейских будней.

     В назначенное время взвод лейтенанта Овсова, совершив марш-бросок в десять километров по пересеченной местности, прибыл в указанный район подготовки к учению с боевой стрельбой.
    И вот – закопченная разрывами и иссеченная осколками местность полигона. Отработав тактические и огневые задачи наступления, взвод приближался к очередному рубежу – метанию боевых гранат. Все шло по плану, по срокам и темпу наступления.

   – Гранатами – огонь! – скомандовал лейтенант. Воины взвода дружно выполнили команду своего офицера. Но у одного молодого солдата, все того же, рядового Панюшкина, от волнения или неопытности, граната с выдернутой чекой вывалилась из рук, когда он замахнулся для броска.
     Она упала позади него, невдалеке от Владимира. Офицер это заметил. «Через мгновение может случиться непоправимое», – мелькнула мысль в его сознании.
    Что было дальше, он уже позже, остывший от накала тактических учений, разомлевший от сытного ужина и рюмки коньяка, пояснил своей Светлане.
    Слухи в военном городке среди семей военнослужащих порой распространяются с опережением рассказов людей, являющихся участниками тех или иных событий.
     Она тогда оказалась умелым психологом, его Светка, когда встретила у порога, вида не подала, что волнуется очень сильно. Сначала обмыла, переодела, напоила и накормила, а уж потом осторожно спросила его о случившемся.
 
    – Ни о чем таком героическом я и не думал, поверь мне, Света. Да и времени на это у меня просто не было. Но подсознательно ощутил грозящую опасность. Я глядел немигающим взглядом на лежащую на земле боевую гранату и все вокруг для меня вдруг перестало существовать.
     И земля, и небо, и звуки полигона, и перекошенное ужасом лицо солдата; все куда-то пропало и исчезло. В глазах были сфокусированы яркие лучи, конусом сходящиеся на гранате.
     Неведомая сила заставила меня сделать рывок к ней и, взяв в руку, как горячую головешку, которую выхватывают голыми руками из костра, с силой бросить в сторону.  Крикнув взводу"Ложись!",он затем повалил солдата и сам упал сверху на него.
     Наверное, Света, сработал врожденный инстинкт, заложенный в каждом живом существе. А вообще-то прикрыть рядового в бою, это, Светка, долг офицера. А долг, как известно, платежом красен. Так что все получилось складно. Спасибо тебе за встречу.
     Отдавал ли отчет всей опасности, которой он, командир взвода, себя подвергал? Безусловно. Когда раздался взрыв отброшенной им гранаты, дыхание смерти коснулось и офицера  и солдата.
     Оно было для обоих столь осязаемо, что они еще некоторое время лежали один на другом, не подавая признаков жизни. И уже когда все обошлось, и учение продолжилось, закончившись успешно, его спросил командир батальона о мотивах поступка.
     Ответом служило искреннее удивление молодого офицера: «Да, как же иначе?»
Судьба лейтенанта Овсова Владимира в дальнейшем сложилась удачно. Он успешно командовал взводом, ротой, стал начальником штаба батальона. Затем – военная академия. Ну, а это уже совсем другая история…
               
                2011 год.
                Примечание:

              ОЗК*-общевойсковой защитный комплект.
              КТП*-контрольно-технический пункт.
              КПП*-контрольно- пропускной пункт.


Рецензии