Очарование старины

Фотографии: - колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге в процессе реставрации, лето 2015г.
- Москва, Знаменская церковь на Шереметевом дворе после реставрации, 2015г.
***

Очарование старины. Замок Пуболь и московское барокко. А также немножко петербургских  колоннад.


Когда Сальвадор Дали решил подарить своей музе Гала замок, он искал замок настоящий, старинный, таинственный, вид которого погружал бы в думы о прошлом и навевал романтические грезы, поскольку без всего этого каменное добротное здание, в котором просто можно весьма комфортабельно устроиться с целью проживания, не имело бы никакой притягательности для творческих личностей. Его удовлетворил средневековый замок Пуболь в окрестностях Барселоны, испытавший на своих серых выщербленных замшелых стенах ветры многих веков, достаточно разрушенный для того, чтобы быть окруженным несомненным ореолом романтики. Жить в этой развалюхе было не просто нельзя, но даже несколько опасно, однако художник купил замок вовремя для того, чтобы его починить. Реставрация производилась виртуозно, без искажения древнего облика.

Работы увенчались полным успехом. Готическое окно-роза осталось полуразрушенным, и трещина в стене была сохранена в прежнем виде, хотя на самом деле внутри стены сделали незаметные стяжки, которые должны были придать ей утраченную с годами прочность. И так далее. В общем, древний вид здания, составлявший его изюминку, что называется, не пострадал, между тем теперь в нем можно было находиться, не опасаясь, что историческая лестница обвалится в подпол под ногами, а историческая крыша рухнет прямо на голову.

Затем Дали добавил оптических эффектов, фирменных слоников на страусовых ножках, а также чучело лошади, - и получился средневеково-сюрреалистический шедевр, после чего в замке поселилась его новая владелица, изысканная и капризная королева Гала, и Дали даже сделал для нее трон по собственному эскизу, потому что у королевы непременно должен быть трон… Но это уже несколько другая история. Вернемся к самому замку, а точнее к тому, как привлекательна в наших глазах старина и как важно сохранить ее там, где она есть, - либо воспроизвести там, где она оказалась утрачена.

Все знают, что копии старинных художественных картин, или же картины, которым желательно придать вид «под-старину», специально старят, используя определенную технологию, в результате применения которой яркие новые краски немного темнеют и затуманиваются, а лако-красочная поверхность покрывается морщинками-кракелюрами. Существуют также методики имитации старения золота, чтобы оно не сверкало так неприлично ново, но приобрело налет тусклой вековой патины. Ибо такова она, благородная старина, в этом ее очарование, притягательность и ценность, - старина должна быть изыскано-старой.

Однажды в руки одной девушки попала старинная икона, аж 19-того века, которая принадлежала ее прадеду. Икона была заказная, по типу «святой с предстоящими» - в центре была изображена фигура Сергия Радонежского, а по краям фигуры святых, тезоименитых заказчикам, то есть прадедушки и прабабушки героини этой мини-истории. Никаких художественных достоинств икона, правду сказать, не имела (просто тогдашний ширпотреб),  оклад же у нее был и вовсе жестяной (слегка покореженный, колючий такой, в заусеницах). Но ведь при этом икона была настоящая, прадедушкина… сейчас таких не делают, а прадедушка еще одну с того света правнучке на память не передаст.

Новая хозяйка решила привести раритет в более-менее приличный вид (хранился он ранее в старом сыром доме, на божнице над печкой, что на пользу ему не пошло…), стерев с него пыль и уничтожив жучков, которые угнездились в старой доске, методично превращая ее в труху. Но она ничего не знала о том, как нужно реставрировать такие вещи. Следовало натереть древесину воском, чтобы закупорить ходы древоедов, уморив их в безвоздушном пространстве, и не повредить при этом старое дерево, а она взяла обычный мебельный лак и намазала всю заднюю сторону доски, да так неаккуратно, что потеки попали и на переднюю часть, повредив красочный слой. Жучки, конечно, сдохли, но икона утратила свою и без того низкую ценность, будучи испорчена неумелой реставрацией.   

Дело все в том, что девушка не имела нужных знаний и навыков. И, в общем, ее извинить можно. Сделала не со зла, а по глупости, и сама еще расстроилась после того, как поняла, что совершила ошибку. Икону она хранит, ведь прадедушкина, а о реставрации теперь имеет более точное понятие, в том смысле, что это мастерство особое.

Однако трудно будет извинить горе-реставраторов, если речь пойдет не просто о недорогих с точки зрения утилитарной стоимости вещах, важных лишь для ограниченного круга лиц, но о старинных раритетах большой ценности и значимости. В этом случае хотелось бы, чтобы дело обошлось без подобных оплошностей. Ведь урон коснется многих.

Однажды я мельком услышала, что недавно была отреставрирована очень красивая ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ Божьей Матери «ЗНАМЕНИЕ» НА ШЕРЕМЕТЕВОМ ДВОРЕ, 1625 года, стиль МОСКОВСКОЕ БАРОККО. Когда-то я фотографировала эту старинную постройку, выглядывавшую из-за домов на Моховой улице. На период 1980-х годов она неплохо сохранилась, но уже  показывала следы обветшания. Ремонт ей бы не повредил.

Узнав новость, я отправилась на поиски в Интернет и выяснила, что да, очарование это было отремонтировано, причем очень капитально, с переделкой оригинальных главок, собранных из железных пластин наподобие шахматки. Но тут меня ждал неприятный сюрприз. Церковь оштукатурили и покрасили в ярко-оранжевый цвет. Белокаменные детали убранства стали какими-то чересчур белыми. В общем, получилось что-то такое  невозможно яркое, аляповатое, вульгарное… совсем не то, что было и что должно было получиться, имея ввиду древность церкви и ее еще недавний благородный вид.

Знаменская церковь построена в стиле московского барокко (оно же нарышкинское).  Стиль появился в 17-том веке, его отличительные внешние черты – легкость вертикального усеченного контура здания, красно-кирпичная кладка, узорчатость и затейливость фасадов при непременной отделке фигурными резными белокаменными деталями. Стиль имеет выраженный «светский» колорит, против него некогда выступали церковники, видя в нем приметы «обмирщения» храмов, что шло вразрез с церковными канонами.

Когда я знакомила своего ребенка с московскими достопримечательностями (как меня когда-то знакомил с ними мой отец), я сказала ему, что московское барокко похоже на круглый шоколадный торт – темное тесто, а на нем в изобилии белый сливочный крем отделки. Ребенок запомнил сразу и, надеюсь, навсегда. Теперь он московское барокко ни с чем не перепутает. Однако взрослым-то людям надо все же понимать, что торт и здание – вещи суть разные, и нельзя взять и «испечь» к празднику еще один храмик по общему расхожему рецепту. 

Лучшая представительница стиля – ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ. Была построена дядей Петра Первого Львом Кирилловичем Нарышкином в своем подмосковном имении. В этом же стиле возведены некоторые постройки Высоко-Петровского монастыря на улице Петровке и еще несколько зданий, в том числе и Знаменская красавица. Московское барокко имел ввиду архитектор Василий Баженов, когда возводил для императрицы Екатерины Второй усадьбу в Царицыно, но там уже речь скорее идет о  стилизации, с привнесением дополнительных элементов.

17-й век – это, сами понимаете, дело давнее, когда времена были суровые, нравы далекие от сантиментов, произвол самодержавия там, ужасы крепостничества, вековая отсталость, необразованность, стрелецкие бунты вместе с казнями… Несколько даже странно, что в ту далекую эпоху, вроде бы грубую, вроде бы не страдавшую излишком культуры, одни люди заказывали, а другие строили по заказу вот такие совершенные в отношении красоты и безупречные с точки зрения вкуса здания. Ибо они изыскано-красивы и отличаются тонким вкусом.

Так вот. И надо же было взять и замазать матово-красноватый кирпич известкой, а потом разрисовать его под апельсин. И это в наше-то время, когда накоплен огромный опыт по реставрации старинных построек и есть все технические возможности для проведения самых сложных и тонких работ.

Эта бьющая в глаза новизна и откровенная безвкусица торопливого ремонта, с  ослепительно-яркими стенами еще вчера сдержанно- неброских зданий, сегодня поражает во многих переданных РПЦ и немедленно оприходованных батюшками храмах и монастырях. Все сверкает, словно новогодняя елка в мишуре.

Для сравнения – церковь Покрова в Филях, эта, не побоюсь избитой метафоры, жемчужина московской архитектуры 17-того века. Церковь однажды была полуразрушена, что  произошло не по вине безбожников 1930-х годов, сносивших многочисленные типовые храмы 18-того и 19-того веков (чаще всего оставляя в покое более древние, хотя об этом чаще всего забывают упомянуть), а в связи с нуждами военного времени, в 1941 году. Тогда было обезглавлено несколько излишне высоких  зданий на окраинах Москвы, так как они являлись пристрелочными ориентирами для вражеской артиллерии, поскольку именно в те месяцы, если покопаться в памяти, шла Битва за Москву, которая уже оказалась в клещах наступающих немецких дивизий, и 16 октября 1941 года в ней началась паника, потому что положение на фронте стало отчаянным, в результате чего уже через несколько часов немецкие танки могли ворваться в город. Всего 25 км оставалось до ближних пригородов.

О том, что церковь Покрова в Филях была изувечена красноармейцами, хотя бы и  удержавшими московский рубеж, сведений в избытке, но при этом она уже давно выглядит отменно – никаких повреждений, все четверики с восьмериками на месте. И кресты присутствуют. Чудо, не иначе.

Это чудо было создано реставраторами советской эпохи, которые работали над восстановлением церкви с 1955 по 1965 год (и далее тоже ее не оставляли). Работа велась медленно, без спешки и суеты, с позиций строго-научного подхода, и результат получился великолепный. Разобранный в годы войны верхний восьмерик, новодел по сути, не отличить  от подлинной кладки, старинные кирпичи на месте и доступны для обозрения, белый камень приведен в порядок, но при этом ничего похожего на торопливую подделку не наблюдается.               

А теперь самое время написать, что я не права. И в реставрации как не понимала ничего еще в те поры, когда с прадедушкиной иконой не угадала, так ничего до сих пор и не понимаю. Что же до Знаменской церковки и произведенного ею на меня недавнего впечатления – так это вообще сугубо личное. Видно, настроение было плохое, вот и не понравилась фотография вновь отремонтированной достопримечательности. Благородство она там утратила, опростилась… На самом-то деле поновее выглядеть стала, понаряднее, только и всего – и разве же это плохо? Да и почему же ей не быть нарядненькой и веселенькой? В общем, давайте-ка без придирок, мадам. Да, и еще  - Сальвадор-то Дали, с его-то сюрреалистической извращенностью и западно-европейской бездуховностью, здесь и вовсе не пришей кобыле хвост, разве не так? 

***
Я еще мучилась сомнениями в отношении своего восприятия некоторых реалий современности в окружающей среде, когда мне на глаза попалась публикация о том, что летом 2015 года в процессе реставрации КАЗАНСКОГО СОБОРА в Петербурге (с 1991 года действующего, с последующим выселением из здания прежде находившегося там Музея атеизма), началась реставрация (по программе КГИОП за счет средств бюджета Петербурга было выделено 50 млн.руб ), которая выразилась в покрытии фасада со знаменитыми колоннадами известковой краской бежевого цвета, закрывающей фактуру камня, искажая исторический облик здания, что вызвало бурю возмущения петербуржцев. Под петицией об остановке покраски Казанского собора, адресованной президенту РФ Владимиру Путину, главе Министерства культуры Владимиру Мединскому и генеральному директору ЮНЕСКО Елене Боковой, подписалось более 10 тыс.человек.

Цитата из публикации: «У фасада Казанского появились строительные леса, и снующие по ним рабочие активно красят колонны в бежевый. На фоне своих серо-бурых в крапинку копоти собратьев они пока выглядят словно пластиковые окна в старинном особняке. Такие чистые, что режет глаз».

Тут я поняла, что «глаз режет» не одной мне, причем по сходным поводам. И, честно сказать, не обрадовалась, что я не одинока, но расстроилась, что урон старине в самом деле, похоже, наносится. 

Пролистанные мною дальнейшие публикации, посвященные данному вопросу (т.е. реставрации Казанского), содержали утверждения реставраторов относительно того, что все сделано правильно, серый цвет камня (пудостский камень, добывавшийся под Гатчиной) не соответствовал изначальному и представлял собою цвет наслоившихся за долгие годы гипсовых отложений, которые нужно было удалить, а бежевая краска – это не просто бежевая краска, но «колерованное кальцинированное покрытие», оно же «консервационная обмазка», необходимая для защиты очищенного от наслоений камня. Со временем привычный горожанам цвет восстановится. Или не восстановится, но в данном случае обсуждать этот аспект бессмысленно, собор же после покрытия фасада стал выглядеть светлее и величественнее. 

Вот интересно, можно было хотя бы подобрать это самое «колерованное покрытие» так, чтобы не создавать эффект дешевой бежевой краски и не осветлять собор, который и прежде выглядел величественно, словно блондинку? Если масса народу взволновалась, то, наверное, неспроста. Как сказано в одной из заметок критического характера, «Вместо антикварной вещи мы получаем подделку»… 

В апреле 2016 года со стороны Минкульта в адрес властей Петербурга (Смольного) были высказаны претензии в отношении серьезных нарушений при реставрации Казанского собора. Что за нарушения – в заметке не уточняется.

***
И еще пару слов о московских достопримечательностях.
 
Церковь Знамения на Шереметевом дворе ныне, конечно, действующая. Службы в ней проходят по воскресным и праздничным дням, ремонт на начало 2016 года почти завершен.

Церковь Покрова в Филях, которая входит в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов России, в 1971 году была передана в ведение Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

С 1990-ого года музейным зданием старалась завладеть церковная община. Кроме того, нашлись желающие прибрать к рукам внушительных размеров парк, который придан церкви в качестве охранной зоны.

С 28 марта 2000 года после судебного разбирательства согласно распоряжению правительства храм представляет собой совместное владение – наверху музей, в нижнем помещении – место отправления культа. Богослужения проводятся по средам, воскресеньям и праздникам. Начиная с 2005 года раз в год, 16 (29) августа, на престольный праздник верхнего музейного храма — Третий Спас, здесь стали совершать краткий молебен. 

Попасть в церковь, и в нижнее собственно церковное помещение, и в верхнее музейное, можно только в ограниченные часы, и у меня это не получилось, хотя я и пыталась подстроиться под расписание, помещенное на сайте церкви. Осталось только полюбоваться величественным зданием через высокую решетку ограды. Но минимум посетителей, это, наверное, даже к лучшему – для здания. Побывать внутри, конечно, интересно, однако главное в данном случае – внешний обзор памятника, что вполне доступно. 

25.01 -30.05.2016
***
Интернет-русурсы:

http://hram-znameniya.ru/about/?sid=f0fr7bhcxb-27k4bi44
Сайт церкви Знамения на Шереметевом дворе.

http://sergeybond.livejournal.com/60466.html
Очень неплохая подборка новых и старых фото ц-кви Покрова в Филях с исторической справкой. 21.09.2012 года

http://www.rosbalt.ru/piter/2015/08/13/1429339.html
13 августа 2015. Зачем перекрашивают Казанский собор.
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/12/28/1476137.html
28.12.2015. Более 10 тыс. петербуржцев выступают против покраски Казанского собора.
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/10/09/1449334.html
9 октября 2015. Архитектор: После обработки раствором Казанский собор выглядит величественнее.
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/09/11/1439288.html
11 сентября 2015. Союз реставраторов: Горожане привыкли к поврежденному цвету камня Казанского собора.
http://www.rosbalt.ru/piter/2016/04/06/1504455.html
6 апреля 2016. Минкульт направил претензии Смольному за Казанский собор и куб на Дворцовой.
При реставрации Казанского собора были допущены серьезные нарушения.


Рецензии
Интересно написано о процессе реставрации. Вы любитель или профессионал в этом вопросе?

Дмитрий Юдкин   09.06.2016 17:28     Заявить о нарушении
Любитель, который интересовался этим процессом не менее половины своей сознательной жизни. Я знаю, что не для всех очевиден тот вред, который причиняется старинным артефактам. Многие радуются внешней свежести, придаваемой древностям, между тем за этим ничего нет, кроме вреда, не говоря уж о том, что косметический ремонт в данном случае - это откровенная безвкусица.

Возможно, дело в том, что за дело берутся люди малокультурные, но также очень вероятно, что очень много денег разворовывается на промежутке "выделено на реставрацию" - "отреставрировано". Отсюда дешевые покрытия стен, наподобие бежевой краски на колоннаде Казанского собора и т.п. А далее публичные бессмысленные скандалы, как это было недавно, например, с реставрацией Изборской крепости на Псковщине. Но скандал - просто побочный эффект, между тем крепость как разрушалась, так и разрушается. В общем, дело-то скверное.

Спасибо за отзыв, всего доброго.

Ирина Воропаева   09.06.2016 19:28   Заявить о нарушении
Ирина, самый страшный вред как раз и приносят дураки (или как вы их назвали, люди малокультурные) во власти. А их там неизмеримое число. Беда такая на русскую землю пришла: массовое, или почти повальное сидение во власти дураков.

Дмитрий Юдкин   09.06.2016 22:19   Заявить о нарушении