Карл Смелый - перевод ещё одной статьи

Бургундский герцог Карл Смелый (1433 – 1477) был одним из богатейших и самым могущественным среди владетельных князей XV столетия. Его пёстрой, полной непредсказуемых поворотов жизни, исполненной драматизма кончине, а также поражающей своим великолепием и роскошью придворной культуре герцогов Бургундии отведено центральное место особой, отличающейся эффектностью, выставки в Историческом Музее Берна. По своей притягательности личность Карла Смелого является одной из выдающихся в средневековой истории. Благодаря его честолюбию и упорной борьбе в стремлении достичь высшей власти, Бургундское государство к четвёртому поколению его правителей становится значительной силой в Позднесредневековой Европе. Стремление Карла подчеркнуть своё восхождение к вершинам власти великолепием собственного двора, нашло своё воплощение в роскоши придворной жизни Бургундии. Созданные с этой целью произведения искусства стоят в ряду самых прекрасных творений европейского художественного наследия. Экспозиция, посвящённая Карлу Смелому, где выставлены предметы, позаимствованные более чем в сорока государственных и международных музеях, предлагает посетителю великолепную подборку произведений искусства всех видов: тончайшей работы ювелирные изделия, богатые гобелены, ценные иллюстрированные книги, панельную живопись, парадные доспехи, драгоценности, медали и т. п. В числе экспонатов, впервые увидевших Швейцарию, можно посмотреть на такие работы, как знаменитый триптих Ханца Мемлинга, нарисованный для Вилли Мореля – купца из Брюгге, относящийся к числу ранних шедевров голландской живописи и хранящийся в Музее Грёнинг в Брюгге. Интересно, что золотая, отлитая по обету, статуя из Льежа и известный Молитвенник Карла Смелого, эти два, передовых для своего времени произведения искусства, которые когда-то оказали друг на друга влияние, очутились рядом в одном и том же месте впервые за 500 лет. Большую помощь оказал и Художественно-исторический музей Вены, из собраний которого на показ швейцарской публике выставлены богатые парадные доспехи и знаменитый бронзовый бюст императора Карла Пятого из династии Габсбургов работы Леоне Леони. Также достойными восхищения являются и шесть превосходно иллюстрированных бургундских рукописей из Бельгийской Королевской Библиотеки в Брюсселе. Дочь в обмен на корону – таков способ попытки Карла достичь полной независимости и королевского сана. Карл Смелый пытался выдать свою единственную дочь Марию замуж за Максимилиана, сына Священного Римского Императора Фридриха Третьего. Однако свадьба не состоялась, а мечты Карла о его собственном великом королевстве между Францией и Священной Римской Империей были развеяны на поле брани. Сражения и военная добыча – яркие напоминания о разгроме войск Карла Смелого армией Швейцарской Конфедерации и её союзников в битвах при Грансоне и Морате. В результате этих сражений победители-швейцарцы стали обладателями богатых трофеев – одних из крупнейших за всю историю войн. Овеянные легендами бургундские трофеи – шитые золотом ткани и гобелены, в настоящее время занимают центральное место в собрании экспонатов Бернского Исторического музея. Карл Смелый встретил свою смерть в битве при Нанси в 1477 г. Брачный союз между Габсбургским и Бургундским домами, последовавший за гибелью Карла, коренным образом изменил расстановку сил на карте Европы: государство, занимавшее земли между Францией и Германской империей, перестало существовать. В том же году, когда не стало Карла, его дочь, Мария Бургундская, по всеобщему настоянию, вышла замуж за Максимилиана, сына императора. Тем самым Бургундское наследство стало достоянием Габсбургской династии, которая двумя поколениями позже, при Карле V (1500-1558), внуке Карла Смелого(см. прим. 1), достигла невиданного в мире могущества, чьи громадные заморские владения раскинулись по всему земному шару. Бернская выставка охватывает всю бургундскую историю с её восхода при Филиппе Добром, отце Карла Смелого, до расцвета Империи Габсбургов времён Карла V. Посещение выставки даёт возможность вживую прикоснуться к истории, предлагая гостям взглянуть на кусочек истории Европы через призму живого опыта. Так выставка может заинтересовать не только ценителей искусства, но и более широкую аудиторию. Руководящий состав выставки в лице Петера Эцлера, Сюзан Марти, Рафаэля Барбье и Габриэль Кек в очередной раз подошёл к её организации комплексно. Благодаря их совместной работе, сама идея выставки получила своё дальнейшее развитие, удачно совместив показ выдающихся произведений искусства и весьма захватывающее повествование об исторических событиях. Целенаправленно применяя богатую инсценировку в качестве нового способа воздействия на посетителя, такая выставка нацелена на то, чтобы дать широкой аудитории ощущение живого опыта, вплотную приобщив её к важному этапу европейской истории. Знаменитая встреча Императора Священной Римской Империи Фридриха III и Карла Смелого в Трире в 1473 г. стала кульминацией средневековой куртуазной роскоши. Организаторы выставки восстановят эту монаршью встречу для гостей, так что последние ощутят себя подлинными участниками средневекового празднества. Чтобы посетители Музея смогли насладиться подобным зрелищем, в его главном зале смонтирована большая дубовая трибуна. С такого возвышения гостям будет удобно посмотреть на встречу двух владык. Конский доспех великолепной работы, принадлежавший Фридриху III, расположен напротив герцогского трона Карла Смелого, реконструированного с использованием подлинных старинных тканей. На встрече с Императором в Трире Карл Смелый в течение нескольких недель пытался договориться с последним о его возведении в сан короля. Ради достижения своей цели Карл устроил Императору роскошную встречу, небывалую по своему великолепию. Достоянием настоящей выставки стали ценные предметы как светского, так и богослужебного назначения, великолепного шитья ткани, столовое убранство из серебра, золотые и серебряные ковчежцы, роскошные парадные доспехи, жезлы придворных шутов и игрушки, а также другие предметы, выполненные в изысканном бургундском стиле. Наряду с этим, организаторы выставки не предали забвению и другие, менее стабильные виды искусства с театральными представлениями, музыкой и танцами. Вместе с тем, посетители могут всё это посмотреть и в виде живых анимационных фильмов, в целях чего выставка оборудована небольшим кинозалом.   

_________________________
Прим. 1. Император Карл V на самом деле приходился Карлу Смелому правнуком. - Прим. перев.


Рецензии