Диалоги о Пушкине. Вопрос 33

                На волю!
Какое стихотворение, воспевающее жажду свободы, написал Пушкин весной 1823 года?

Свобода, в любых ее проявлениях («...восславил я свободу...») была одной из главных тем поэта.
 Место южной ссылки – Кишинев – не было удачным для охлаждения его свободолюбивого пыла: Европа кипела революциями, и Кишинев был наводнен людьми, по той или иной причине вынужденными временно уехать из Европы. Факел свободолюбия здесь не затухал («Южное общество»), хотя Пушкин многих (греков в особенности) обвинял в трусости, нерешительности...
Свободолюбивых стихов в Кишиневе написано много; вот некоторые:
 Кто, волны, вас остановил, 1823 г.
Завидую тебе, питомец моря смелый,1823 г.
Надеждой сладостной младенчески дыша, 1823 г.
Мое беспечное незнанье, 1823г.

Лучшим, наиболее совершенным (на мой взгляд) является «Свободы сеятель пустынный». Но это хоть и 1823 год, но уже Одесса; кстати, «Мое беспечное незнанье» послужило как бы исходным материалом для «Сеятеля» и «Демона»; возможно, оно также написано в Одессе. В «Двухтомнике» оно помещено позже «Сеятеля».
Но – вернемся в Кишинев.
В мае 1823 г. поэт пишет Гнедичу: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это».

Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
(1823г.)

Стихотворение опубликовано в «Литературных листках» очень «любимого» поэтом Ф.В.Булгарина, которые и выходили - то всего один сезон (1823-1824).
Маскируя истинный смысл достаточно автобиографического стихотворения, издательство сделало приписку:
 «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы пленных, должников и прочих».
А птичка -то была ОРЛОМ!


Рецензии
Спасибо. О Пушкине интересно буквально всё!

Виктор Прутский   04.06.2016 12:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.