Души прекрасные порывы!

"Нет, конечно, если ему прикажут расстрелять - рассреляет. Но сам по себе вреда не сдалает".
Владимир ВОЙНОВИЧ, "ШАПКА"

...

        Была у меня детская мечта - стать писателем. Мне казалось, что писателям Господь доверяет благо обращаться к людям от Его имени.  Не случайно труд писателей называется не искусством, а  -  творчеством . Даже журнал был такой - "Литература и искусство".  Ибо искусство происходит от слова "искус", явно указывающее на лукового а "творчество" - от слова Творец.
 Искусство - это отражение того, что уже есть.
Творчество - соработа Творцу, создание книги, которой без писателя просто не случилось  бы.  Писатель тогда только состоятелен, когда он умеет уловить момент Творения и переносить его на бумагу.
 Это всегда знали и понимали в России. Поэтому Россия была страной литературоцентричной, а образ писателя воспринимался на уровне пророка. Если мы обратимся к истории , то знаменитых писателей в ней увидим намного больше, чем великих правителей и завоевателей.
 И мне хотелось в писатели не за славой, а за возможностью стать причастным тайнам бытия. Мне хотелось в этот орден избранных, чтобы изнутри увидеть, каково это - изменять мир к лучшему через Божье слово.
 Конечно, одного желания тут мало. Но так случилось, что около тридцати лет назад я получил вожделенный билет  члена Союза писателей СССР с орденом Ленина на корочке. Я был молод и нагл, и мне, често сказать, тогда казалось, что я схватил Бога за бороду. Что теперь я напишу что-то такое, что мир ахнет...
 Теперь мне седьмой десяток. Я ничего такого не написал, и мир не ахнул. Но что-то подсказывает мне, что виноват в этом не я, и не мир. Что я вместе с литературой и миром оказался втянут в чёрную дыру одичания и невежества. Ведь на глазах всего одного поколения, и особенно в России, был полностью развеян ареол писательского образа. Слово "писатель " стало проходным, почти ругательным. Это уже не орден избранных, а почти ОПГ - организованная писательская группировка.
 Кого здесь только нет!
 За тридцать лет наша региональная организация Союза писателей России раздулась от семи до ...почти семидесяти человек. Десятикратный рост!
 Но если тридцать лет назад в области каждый школьник знал имена местных писателей и мог назвать все написанные ими книги, то имен нынешних писателей вам не назовут сполна даже в самом Союзе писателей.
 Вот  разве что по воинским званиям.
 Знаете, меня всегда удивляло - зачем в писатели так упорно записываются  бывшие силовики? Прямо оргнабор какой-то. Причем - не просто записываются. Они  непременно входят в правления, в разные комисии. Они выписывают себе и получают премии. И рядом с дюжинами юбилейных медялей носят ещё и лауреатские значки.
 Они к офицерским пенсиям получают нищенские писательские стипендии.И берут!
 Вот  вы,мой читатель, человек со стороны. Кем вы меня назовёте, представив, скажем, такую картину. Я выхожу на пенсию. И прямиком - в МВД. И говорю там генералу: "Ваше превосходительтство! Я всю жизнь мечтал стоять на страже правопорядка. И вот теперь у меня есть время воплотить эту мечту. Прошу принять меня в Союз пис..., парон - в Союз Полиции. Могу возглавить какой-нибудь отдел, войти в штаб"...
 Вы представляете - куда  меня пошлёт его превосходительство?
 Так почему же наше писательское начальство не посылает туда же вчерашних правоохранителй, вдруг возгоревших желанием жечь сердца людей уже не напалмом, а глаглом?
 Конечно, наверняка и в полиции есть талантливые люди. Но тогда пусть они и создают себе  Департамент писателей при МВД.
 Но при  чём тут  Союз писателей России?!
 Есть вещи , мировоззренчески несовместимые. Из тех, семи первых членов нашей региональной  организации, все пришли в нее через личный опыт, для всех писательский труд был главным делом жизни - выстраданным и вынянченным.  Ведь писатель, по главному счету - это не столько талант и даже книги . Писатель - это, преде всего, совесть.  То, за что и почитали его на Руси за пророка.
 Но пророк в звании полковника....
 Я пробовал читать одного из них. Судя по уровню мастрества - именно  он написал и "Дисциплинарный устав".
 И мне кажется, что разбавление семи человек семьюдесятью - это такая чекистская  операция по разжижению русского культурного поля. Это положение, при  котором на пространстве одного Толстого утверждены тысячи толстых  статистов.  И самое гиблое, что уничижение звания писателя продолжается на самом высоком уровне. "Главу СКР Александра Бастрыкина приняли в Союз писателей России. Он поблагодарил председателя СП Валерия Ганичева и заявил, что "расценивает свое членство как аванс, обязывающий продолжать писательскую деятельность(Лента.ком).".
 И  это уже пророк в звании генерал-полковника.
 Я понимаю, что разбавленная и разжиженная писательская братия молча утрётся на это унижение. Промолчит она, когда уважаемый генерал-писатель непременно войдет в Секретариат Союза. Когда он, выйдя в отставку, вообще возглавит Союз.
 Но меня увольте.
 Я не вступал в Департамент писателей, я ни разу не голосовал за принятие в Союз бывших и действующих чекистов.
 Я не выхожу из Союза писателей России. Из того Союза, в котором состояли Борис Корнилов, Дмитрий Кедрин, Николай Рубцов, фронтовики Виктор Некрасов и Виктор Астафьев, в котором состоят совесть и честь Белгородского писательского братства Владислав Шаповалов и Игорь Чернухин.
 Это мой Союз.
 И я буду за него драться. До последнего чекиста.
 А пока остаюсь просто книжником.
 Книжник - это из того ряда, где Голубиная книга, Нестор,Пушкин. Куда нет ходу составителям Уставов Внутренней Службы.

 
 
 


Рецензии
Конечно, грустно всё это. Но логично. Вы же наверняка не случайно сами в эпиграф вставили цитату из войновической "Шапки". Тогда было то же самое. Только сегодня положение с писательскими союзами по сравнению с "эсэсэровскими" временами просто юмористическое. Я вам, что говорится, навскидку могу назвать с десяток таких союзов (а в СССР, как известно, был один - зато КАКОЙ!), и союзы эти - обыкновенные акционерные общества, в которые вступить может КАЖДЫЙ, кто будет туда регулярно засылать деньги (платить т.н. членские взносы). В этих союзах от ТВОРЧЕСТВА ничего не осталось.И впереди - никакого просвета.

Алексей Курганов   03.06.2016 09:33     Заявить о нарушении