Цель жизни часть 3, продолжение

Цель жизни
Часть 3. Карелия, Кольский полуостров
Глава 1. Переезд на новое место работы


В 1970 году Алексея вызвали в Министерство Транспортного Строительства и предложили работу в должности главного инженера треста «Кандалакштрансстрой» на Кольском полуострове. Сам трест располагался в городе Кандалакша и имел пять строительных подразделений СМП (строительно-монтажных поездов). Одно из подразделений находилось далеко за полярным кругом, вблизи границы с Норвегией в городе Никель, второе – в Мурманске, третье – в Мончегорске, четвертое – в Карелии в городе Беломорске, пятое – в Медвежьегорске.

Основные работы были обустройство и развитие путевого хозяйства и электрификация железной дороги Мурманск – Ленинград, вернее участок от Петрозаводска до Мурманска.

Все эти работы имели стратегическое значение, создавался атомный подводный флот. Северный флот наполнялся новыми кораблями и становился самым мощным военным флотом страны.

В городе Никеле велись разработки полиметаллических руд и в их числе никель, в Апатитах и Мончегорске были найдены самые большие в мире залежи минеральных удобрений.

«Кандалакштрансстрой» – сравнительно молодой трест, возглавлял его Шипилов, брат того самого примкнувшего Шипилова, когда Хрущёв изгнал из политбюро Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шипилова.

Алексей переговорил с женой и дал согласие на работу на новом месте.

А дальше сборы в дорогу, в квартиру в Риге Алексей переселил сестру Айны Эрику и её родителей Ореста Яновича и Элгу Карловну.

Наконец наступил день отъезда. На улице было жарко, была середина июля 1970 года.

Алексею исполнилось 34 года, Айне – 30 лет, сыну Иманту – 6 лет. Впереди ждала работа на Крайнем Севере. С Риги до Ленинграда добрались меньше чем за сутки. В Ленинграде решили остановиться на 3 дня. Надо было показать Ленинград Иманту.

Остановились в гостинице «Европейская», недалеко от Московского вокзала на Невском проспекте. По Невскому пешком проходили мимо многочисленных дворцов, зашли в Казанский собор, дошли до Адмиралтейства, а дальше к Зимнему дворцу, мимо памятника Петру I, осмотрели Исаакиевский собор, памятник  Николаю I и вид на Аничкин дворец, после памятника Петру I дошли до Михайловского замка и вдоль Невы, любуясь Петропавловской крепостью на другом берегу Невы, дошли до Зимнего дворца. У дверей выстроилась очередь в Эрмитаж. К этому времени все изрядно устали и проголодались. Посещение Эрмитажа отложили на следующий день, обошли Зимний дворец и через площадь, мимо Александрийской колонны через арку Генерального штаба вышли на Невский проспект. Нашли ближайшее кафе и утолили голод. Имант после обеда закапризничал, он сильно устал, сели на троллейбус, доехали до гостиницы. Все отдыхали и делились впечатлениями. Иманту больше других понравились скульптуры вздыбленных коней на Фонтанке и памятник Петру I. Алексею и Айне – Исаакиевский собор, тем более в соборе попали на экскурсию и многое узнали о строительстве собора и о том, что самый красивый Христианский собор в Риме, а самый дорогой – Исаакиевский. А также о том, что гранит, из которого выполнены колонны собора, из Карелии. Этим же гранитом облицованы набережные Невы.

Второй день был посвящён Эрмитажу. Здесь Алексей и Айна узнали, чтобы осмотреть все этажи музея, надо пройти 44 км. Поэтому сразу купили план музея, пометили самое интересное и начали осмотр. Обедали и отдохнули в кафе во дворце. Усталые, но довольные в 17 часов вышли из Эрмитажа и прошли вдоль Невы, любуясь решеткой Летнего сада. Свернули к Марсову полю и вышли на Невский проспект у Гостиного двора. А дальше по Невскому в сторону Московского вокзала к гостинице.

Третий день был целиком посвящен изучению Петропавловской крепости.

Осмотрели сам собор и могилы императоров, начиная с могилы Петра І и кончая могилой Александра ІІІ – отца последнего императора Николая ІІ.

Позже побывали вместе с экскурсией в казематах крепости превращенных в тюрьму. Прошли мимо монетного двора, вышли из ворот крепости и решили сводить Иманта в зоопарк, который буквально прилепился к стенам крепости. Затем обед, сборы вещей и вечерний отъезд поездом Ленинград – Петрозаводск.

В Петрозаводске остановились на сутки. Осмотрели город, который буквально утопал в зелени, вышли к пристани Онежского озера и на катере «Метеор» поплыли в Кижи. Незабываемая картинка при подходе к Кижам: прямо из воды деревянные купола церквей, а вблизи сказочный ансамбль. Да, умели строить наши предки без единого гвоздя и на века. Вернулись в Петрозаводск, сели в поезд Петрозаводск – Мурманск, и на этом романтика закончилась. Поезд шёл медленно, дорогу от Петрозаводска до Мурманска только предстояло электрифицировать. За окном проплывали унылые посёлки, деревянные дома-бараки – наследие Гулага. Тайга подступала к самому полотну дороги, леса смешанные: ель, пихта, берёза. Часть дороги вблизи многочисленных озёр и вдоль Беломор-Балтийского канала. После посёлка Кемь леса поредели и вскоре началась лесотундра, которая после посёлка Лоухи переросла в настоящую Тундру. Лишь изредка островками мелькали небольшие кустарники, а так – земля поросшая мохом, мелкие речушки и болота. Наконец, пересекли границу Карелии и через пару часов пути прибыли в Кандалакшу.

На вокзале Алексея с семьёй ждала машина и отвезла в гостиницу треста.


Глава 2. Знакомство с подразделениями треста
 

На следующий день управляющий трестом собрал всех начальников подразделений на совещание и познакомил Алексея с коллективом.

В основном все руководители были молодые, не старше 45 лет.

Сам трест находился в центре города, больше походившего на посёлок. Только несколько зданий было каменных, остальные двухэтажные деревянные дома из бруса, облицованного вагонкой, были и бревенчатые дома. Тротуары деревянные. Здание треста было также деревянное.

После совещания Алексей поехал в райком партии вместе с управляющим. Первый секретарь райкома – женщина лет 40, встретила приветливо, поинтересовалась прежней трудовой деятельностью, семейным положением. Позвонила в райисполком, решили вопрос с квартирой и трудоустройством Айны, а также с устройством в детсад Иманта. Здесь всё решалось проще. Алексей встал на партийный учёт. Управляющий уехал на работу. Алексей пошёл в ЖКХ, домоуправ проводила его к дому, где Алексею передали ключи от двухкомнатной квартиры. В ЖКХ требовался бухгалтер, так была трудоустроена Айна. Сходили с ней в детский сад, и Имант на следующий день пошёл в старшую группу.

Квартира была укомплектована простой, но необходимой мебелью. Отопление центральное от районной котельной, газ – баллонный. Водоснабжение горячей водой также от котельной. Водопровод и канализация как и на большой земле.

Конечно, после шумной, зелёной и красивой Риги оказаться в захолустном городке было на первых порах необычно.

Но работа есть работа, и скучать было некогда. Состоялся серьезный разговор с управляющим. Трест с планом не справлялся, особенно ощущалась нехватка рабочих кадров.

Самый главный объект – электрификация ж/д Мурманск – Петрозаводск. Строительство тяговых подстанций в Медвежьегорске, Беломорске, Кандалакше, Мурманске и Петрозаводске. Реконструкция станционных построек, платформ. Замена рельс на более мощные ( с Р-43 на Р-50). Установка ж/б опор на всём протяжении пути и сдача их для субподрядчика, который протягивает троллейный провод и обустраивает опоры.

Алексей попросил разрешение управляющего познакомиться со всеми подразделениями в местах их дислокации и конкретно с характером их работы.

Алексей решил знакомство начать с самого северного в Советском Союзе подразделения в г. Никеле. Само название характеризует основное производство – добыча никелевой руды и её обогащение. Дорога от Кандалакши до Никеля постоянно петляла вдоль голых сопок, за окном тундра с мелкими и редкими кустарниками, пейзаж скрашивали многочисленные озёра. Поезд дошёл до Мурманска, и Алексей решил изменить порядок ознакомления с подразделениями. Алексея сопровождал начальник технического отдела треста Николай, молодой человек лет 30, восемь лет назад закончивший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Молодым специалистом он был направлен в распоряжение треста «Кандалакштрансстрой». Прошёл путь от строительного мастера до главного инженера СМП и второй год работает начальником технического отдела треста. Он полюбил Север, увлекается рыбалкой, а зимой – лыжным спортом, собирается жениться.

В Мурманске вышли из поезда и пошли в сторону СМП, которое располагалось вблизи пассажирского вокзала.

Начальник СМП познакомил Алексея со своим хозяйством. Рабочий класс жил рядом с базой в деревянных домах – бараках, здесь же в тупике уложены в клетки шпалы, рядом – запас рельсов и скреплений, стрелочные переводы.

Численность коллектива СМП около 150 человек. Инженерно-техническими кадрами укомплектовано, но рабочих не хватает порядка 50 человек.

После обеда Алексея познакомили с Мурманском. Население города 200 тыс.человек. Одна основная улица застроена крупноблочными хрущёвками, тротуары деревянные. Большой рыбный и торговый порт. Сопки прикрывают жилые районы и днём не верится, что в городе проживают 200 тысяч человек. В магазинах большой ассортимент рыбных продуктов и свежей рыбы. СМП занималось строительством ж/д путей к Полярному и Североморску – к стратегическим объектам. Мурманск – незамерзающий порт благодаря тёплому течению Гольфстрим. Во время Великой Отечественной Войны через Мурманск шли поставки вооружений от союзников – Англии и США. Фашисты, оккупировав Норвегию, с её территории топили северные конвои подводными лодками и самолётами, неоднократно бомбили и Мурманск.

Из Мурманска на дрезине, представляющей из себя маленький вагончик на 10 человек, за 6 часов добрались до города Никель. Крохотный городок с рудником и обогатительной фабрикой. Дальше ж/д обрывалась, в 15 км граница с Норвегией. СМП, пожалуй, была второй организацией в городке.
Начальник и главный инженер СМП тоже молодые люди, и та же беда – нехватка рабочих кадров, несмотря на северные доплаты, а также 30% надбавку за передвижной характер работ. Но сейчас было лето, и выручали студенческие отряды.

В городке не было ни одного каменного строения, те же деревянные дома и бараки.

Люди здесь задерживались не ради романтики, а из-за материальных доплат, вместе с коэффициентом за разъездной характер работ через 3 года зарплата была в 3 раза выше, чем на большой земле. СМП строило дорогу к рыбацкому посёлку Печенга и путевые работы на ж/д до Мурманска.

После посещения этих двух подразделений Алексей вернулся в Кандалакшу, доложил об обстановке в подразделениях и занялся решением технических вопросов. Техническая документация и сметы требовали доработки и через несколько дней он выехал в Ленинград в проектный институт Ленгипротранс  для решения технических вопросов. Через несколько дней на обратном пути он останавливается в Медвежьегорске и Беломорске. Медвежьегорск оправдывал своё название, посёлок находился на краю тайги и, как рассказывали сотрудники СМП, весной голодные медведи пересекали ж/д пути и брели к речкам и протокам, где шла на нерест рыба. Раньше в Медвежьегорске был огромный лагерь, заключённые и построили железную дорогу до Мурманска.

Ещё одна остановка в Беломорске. Беломорск – город с населением 40 тысяч человек. Кроме посещения СМП и знакомства с его коллективом и производственными проблемами он съездил к устью Беломоро-Балтийского канала.  Не будь этого канала, помощь союзников была бы неимоверно осложнена. Этот канал ещё мечтал построить Пётр І в 1700 году. Ведь корабли для завоевания Прибалтики строились в Архангельске и волоком по земле перетаскивались к Онежскому озеру.

Да, жаль загубленных жизней десятков тысяч людей при строительстве канала, прорубленного в граните и базальте киркой, кувалдой и лопатой, и в то же время канал в Великую Отечественную Войну спас сотни тысяч жизней. Сталин, безусловно, диктатор и очень жёсткий человек, но в то же время за 20 предвоенных лет порушенное государство построило несколько тысяч заводов, и страна по производственной мощности вышла на второе место в мире, смогло победить врага, завоевавшего до этого почти всю Европу.

А какие жертвы понесла Россия при войне со Шведами и строительстве новой столицы – Петербурга. Выйдя на Балтику, Россия стала не только империей, но и получила темпы развития, немыслимые до Петра. Был ли Пётр диктатор, безусловно, да. Но это был и умнейший человек своего времени.

Рядом с Беломорском небольшой городок Кемь. Название города обязано Петру. Именно в этих местах ссыльные при Петре вырубали гранитные глыбы, который волами перетаскивали до Онежского озера и дальше реками и через Ладожское озеро баржами доставлялись в Петербург для облицовки набережных Невы. Преступные элементы Пётр высылал в Карелию и писал отправить к е…матери, вот такая матершинная резолюция и стала впоследствии названием города Кемь.


Глава 3. Личная жизнь Алексея и Айны


Смена обстановки не повлияла на отношения Айны и Алексея в худшую сторону. Наоборот, после частых командировок мужа Айна раскрывалась всё больше как женщина. Она дома ходила в красивой одежде, пользовалась косметикой и со всей страстью отдавалась Алексею в долгие северные ночи. Любовь не угасала, а наоборот сближала их всё больше и больше и приносила им неоценимую радость и ощущение счастья. Оба безумно любили сына.

В выходные всей семьей ходили на рыбалку. Ловили рыбу в близлежащем озере и в Кандалакшском заливе. Рыбы было много и с пустыми руками приходили редко.

Между тем наступал август, время заготовки грибов и ягод. Брусника, черника, голубика, морошка всего этого было в изобилии как и грибов. Странно было только одно, всё это богатство выросло не в лесах, а на земле покрытой мохом. Позже на болотах появилась клюква.

В тресте была техника на гусеничном ходу, благодаря которой можно было отъезжать от города на 20-30 км в заповедные места, известные местным сторожилам.

Вблизи озёр жили карелы, приветливый народ, который занимался рыбалкой и охотой. Причём рыбалкой промышляли не только мужчины, но и женщины. Рыбу ловили преимущественно сетями.

Алексей с Айной пользовались удочками и донками. Самой доступной рыбой был окунь и щука, а также плотва. В заливе ловили треску, сига, попадался и лосось. Алексей подружился с заядлым рыбаком, им оказался инженер по технике безопасности Валерий. Валерий недавно приобрёл лодку с мотором и с брезентовым верхом. Брал он с собой и Алексея на ночную рыбалку.

Всё было хорошо, донимал только комар и гнус. Одевали энцефалитки – это лёгкий брезентовый костюм, открытые места – лицо и кисти рук смазывали дэтой.

А между тем дни становились короче и холоднее, в сентябре выпал первый снег и принёс радость Иманту. Ему купили санки, коньки и лыжи и он всласть катался с ближайших сопок. Это была последняя зима его беззаботного детства, в следующем году он должен пойти в школу.

В конце ноября наступила настоящая зима.  Дул северный ветер с Ледовитого океана. Озёра постепенно покрывались льдом. Наступило время охоты. Охотились на куропаток, на песца и на медведя.

Карелы, с которыми подружились Айна и Алексей, пригласили в гости отведать медвежатины. Мясо медведя напоминает говядину, но сладковатое. Приготовили борщ с медвежьим мясом, пожарили мясо на сковороде. Еда всем понравилась. А шкуру медведя хозяин повесил в бане сушиться.

Алексей так и не пристрастился к охоте, ему не нравилось убивать животных, другое дело рыбалка, после Севера это стало его страстью.

Айна любила готовить, особенно вкусно у неё получался тушёный в духовке карась и лещ. Любила она готовить котлеты из мяса щуки. Рыба на Севере к зиме нагуливала жир и была вкуснее, чем в Риге.

Часто варили уху, борщ ушёл на второй план. Нравилась всем и заливная рыба. В магазинах продавали филе палтуса, нежная рыба, которую часто жарили. Мясные блюда нередко готовили из оленины. Со свининой и говядиной были проблемы. В стране ощущалась нехватка мясных продуктов.

На Севере это ощущалось не так сильно, но тем не менее проблемы были. Выручал импорт, масло сливочное из Франции, курятина из США.

Цены на продовольствие были на 20-30% выше, чем на большой земле. Зато зарплата была работающему населению почти в 3 раза выше после 3х лет работы. И многие работники откладывали деньги на покупку кооперативных квартир в Ленинграде, Москве, на юге России в Ростове и Краснодаре.

Хуже было со свежими овощами и фруктами. И дорого и ассортимент ограниченный. Выручали заготовки на зиму брусники, морошки и клюквы. Брусникой лечили гипертонию.

В декабре на Север пришла настоящая зима. Намело много снега, часто дули ветры с Ледовитого океана. Температура понизилась до -40°С, а в январе – феврале нередко опускалась до -45 и даже до -50°С.

В выходные Алексей нередко ходил на подлёдный лов рыбы, приобрёл бур и зимние удочки. Толщина льда на озёрах достигла 50 см. Дни становились всё короче и короче, пока практически солнце вообще скрылось за горизонтом и наступила многодневная ночь.

На новый год аппарат треста решил отметить в помещении треста. Женщины вскладчину накрыли стол. Дед Мороз подарил детишкам подарки. В 24 часа как и во всей стране подняли бокалы с шампанским и поздравили друг друга с наступившим 1971 годом.


Глава 4. Работа в «Кандалакштрансстрое»


За 1970 год были построены здания всех тяговых подстанций, было установлено половина ш/б опор. Субподрядчики приступили к монтажу оборудования подстанции и установке троллейного провода, изоляторов и противовесов на опоры.

Вся сложность этих работ состояла в том, что надо было подстраиваться к графику движения поездов, работали в так называемые окна. Конечно, влияла и наступившая зима и сильные ветры. Но тем не менее работы шли по плану. Вопросов возникало много, но с помощью главка их удавалось решать оперативно. Ведь эта дорога имела важное стратегическое значение.

Интенсивно застраивался Мурманск и Североморск. Закладывались всё новые и более совершенные атомные подводные лодки вооружённые ядерным оружием. Северный флот становился главным военно-морским флотом по численности кораблей и по его боевой мощи. Автомобильная дорога от Петрозаводска до Мурманска находилась в отвратительном состоянии, отсюда важность железнодорожного сообщения возрастала многократно.

Конечно, работы «Кандалакштрансстроя» не ограничивались работами по электрификации. Строилось новое жильё в городах и посёлках, детские сады, больницы, магазины. Приводились в порядок и строились новые вокзалы, платформы. Большой объём работ по строительству новых ж/д путей и станционных построек. Прокладка новых ж/д путей в условиях вечной мерзлоты земли требовало особой осторожности и учёта этой специфики. В какой-то мере строители были первопроходцами по освоению несметных богатств Севера на Западе огромной страны. Алексей всё больше задумывался о том, сколько жизней было загублено при строительстве железнодорожной магистрали от Ленинграда до Мурманска. При поездках ему встречались заброшенные бараки и остатки колючей проволоки бывших концентрационных лагерей. Ему не довелось побывать на Соловецких островах, где отсиживали свой срок политические заключенные, среди которых были выдающиеся мыслители, конструкторы и изобретатели, в общем цвет интеллигенции страны.

Сейчас там знаменитый Соловецкий монастырь и туристы свободно посещают это созданное природой замечательное место, мало что напоминает о том страшном времени, когда жили и умирали ни в чём не повинные люди.

Наша страна в двадцатом веке понесла огромные потери. Это и Первая Мировая Война и затем Война Гражданская, через двадцать лет Великая Отечественная, унесшая жизни 27 миллионов человек, а если говорить о молодых людях воевавших в последней войне, погибло 80% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, а ведь это наш генофонд.

Бывшие наши союзники в 1949 году планировали ядерную бомбардировку 120 важнейших городов СССР.

Благодаря созданию собственного ядерного оружия СССР был сохранён, но нам была навязана гонка вооружений. Таких испытаний никогда за всю историю человечества не суждено было испытать ни одному народу.

Но мы выстояли. И в этом заслуга всего нашего многонационального народа и титанический труд наших учёных, конструкторов, инженеров и рабочих.


Глава 5. Зимние увлечения


Зима на Севере длительная и почти половина зимы при отсутствии солнечного света. Вначале солнце в течение дня вращается по горизонту, затем тускло светит из-за горизонта, пока не пропадает совсем. И на долгие месяцы наступает ночь. Иногда появляется северное сияние, которое постепенно меняя свет всполохами освещает часть неба. Для семьи Айны эта импровизация вначале удивляла и они наблюдали, выйдя на улицу, полный сеанс от начала до конца, но вскоре привыкли к этому необычному явлению.

В выходные дни и в свободное время всей семьёй переодевались и надев лыжи уходили кататься на лыжах. Горный склон одной из сопок освещался электричеством, там же проходили и соревнования спортсменов. Разгорячённые, немного усталые, но довольные вдоволь накатавшись возвращались домой. Лыжные прогулки полюбили все и Алексей, и Айна, и Имант.

Но однажды на крутом вираже Айна неудачно упала и вывихнула ногу. Пришлось найти машину и отвезти её в больницу. Впрочем, рентген показал, перелома нет, связки тоже целы и через пару дней всё прошло.

После этого случая Алексей на спусках всегда был рядом с женой и сыном.

Алексею нравился подлёдный лов. Щука ловилась на блесну, без всякой наживки. Прорубил лунку и медленно опуская и поднимая леску чувствуешь удар, леска натягивается и появляется зубастая щучья пасть. Самое любимое кушанье семьи были щучьи котлеты, в фарш добавляли немного сала. Получались нежные вкусные котлеты, которые совсем не пахли рыбой. Иногда в магазине покупали свежего лосося, запекали в духовке, получалось барбекю. Часть мяса лосося посыпали солью и через пару часов делали бутерброды к чаю. Жирная рыба не берёт много соли и может длительный период сохраняться. Утром чай с такими бутербродами стал любимой пищей для всей семьи.

Алексей начал учить Иманта азбуке, а Айна – математике. Мальчик быстро усваивал материал и вскоре научился читать и считать. Перешли к следующему этапу, научили писать буквы, и к школе Имант, как считали Айна с Алексеем, был подготовлен.

А время шло, долгая зима кончалась, все с нетерпением ждали появления солнца. Но это произошло не сразу. Сначала тусклый свет, затем светлей и светлей и наконец диск солнца появился у горизонта. День становился длиннее и длиннее, а вместе с ним теплело и на улице. Начал постепенно таять снег, в середине мая он полностью исчез.

Вот когда пригодились деревянные тротуары, так как проезжая часть улиц превратилась в сплошное грязное месиво. Без резиновой обуви до работы дойти было невозможно.

Тёплые дни сменялись холодными ветрами дувшими с Ледовитого океана. Чувствовалось дыхание Севера. К этому времени вся семья уже привыкла к северному ритму жизни. Вечерами смотрели по телевизору другую жизнь, жизнь большой страны России, тогда ещё называвшейся СССР.


Рецензии