Кант наоборот

Если кто-то (как когда-то я в неведении) хочет разделить Пс.18 на две или даже три части или хотя бы удивляется тематической разнородности этого псалма - полпсалма об астрономических материях, полпсалма  о законе Господа, а концовка вообще о грехах - с удовольствием предложу доказательство тому, что делить псалом этот на несколько псалмов не надо, только красоту разорвете. Это ведь поэзия, а древнееврейские поэты страсть как любили использовать смысловые рифмы, структурные перестановки и т.п.

Смотрите, например, на начало Пс.90: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится». Видите, как в середине стиха упал камушек и от него пошли круги, а по разные стороны этих колечек слова нанизываются: живущий - покоится, под кровом - под сенью, Всевышнего - Всемогущего? Ай красиво! И так почти в каждом псалме, если не в каждом (только типы структур варьируются). Еврейская поэзия - она больше не рифмованием и организацией звуков занимается, а смыслы выстраивает.

Так и в Пс.18, прием другой но суть в том же - в особой структурной организации смыслов и образов. В первой половине псалма небо (а также день и ночь) занимаются проповедью, говорением и письмом. А во второй половине псалма закон Господа (или Библия) светит, сияет, просвещает очи. Теперь заметили? Автор псалма поменял объекты песни свойствами и действиями благодаря смежности некоторых качеств этих объектов. У кого-то я встречал мысль о том, что этот псалом - Кант наоборот: «Звездное небо внутри нас, а нравственный закон - в законе Господа».

А вообще в древнем мире бог солнца был одновременно и богом правосудия. Поэтому переход от «солнечной» темы к теме правосудия, утвержденного Господом через закон, для древних выглядела вполне логичной. В псалме она оформлена поэтически и высказана в рамках не языческого, но библейского мировоззрения.

(И факультативно: в Пс.96:6 сказано «небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его», а в конце псалма опять про свет, правда без указания источника, но мы ведь уже умеем догадываться: «свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие», стих 11).

(И совсем факультативно: голос и слова кого или чего подразумевает Павел в Рим.10:18: «разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их»? Ответ в предыдущем стихе, в Рим.10:17. И вывод: Павел видел эту перестановку свойств и действий в Пс.18).

(И совсем-совсем факультативно: к чему Давид в конце Пс.18 пишет про два вида грехов? Какая связь концовки псалма с контекстом? Пока что предлагаю такое решение: как ничто не укрыто от света и тепла солнца /стих 7/, так не должно быть что-то укрыто от влияния Слова Божьего на внутренний мир человека. А об этих двух видах грехов стоит поговорить/написать отдельно, сейчас не буду даже начинать, это большая интересная тема, проходящая через всю Библию).

04.06.2016


Рецензии