Крестный Отец
Когда я снимаю фильм, он для меня всегда вопрос. А вот когда он закончен, я знаю ответ.
Правда, об этом нельзя говорить тем, кто дает тебе деньги, но в голове это нужно держать...
- ФРЭНСИС ФОРД КОППОЛА
***
Очень близкая мне цитата Копполы; я добавлю свои скромные "пять копеек" давно сформулированными мыслями о трилогии "Крестный Отец".
"Крестный Отец" - картина вовсе не о жизни мафии.
Нынешние "хозяева жизни", абсолютизирующие Деньги и Власть, что в юности наслаждались фильмом на самопальных видеокассетах, ни черта не поняли.
Коппола расставляет акценты так, что его исследование людей - исторический контекст, сумма обстоятельств, психотипы, характеры, причинно - следственные связи - все это "на выходе" оказывается куда более действенным резюме, нежели всякое прямое праведное осуждение.
Я скажу больше: никто (ни до, ни после Копполы) не отображал так поэтапно и достоверно механизмы превращения крепких семейных людей с консервативной системой ценностей - в Чудовищ, пожирающих Мир.
Оттого, вероятно, где-то с год после первого просмотра картины появление на экране Марлона Брандо и Аль Пачино в любых амплуа вызывало у меня резкое физическое неприятие - настолько мастерски они сыграли свои роли, а режиссер - отобразил саму суть.
Дело в том, что российские фильмы о "мафии" на подобный уровень объективности никогда не поднимались.
Это - либо романтизация зла ("Бригада"), либо - его убедительное оправдание страшным нагромождением обстоятельств с умным и глубоким сочувствием героям (две первых части "Бандитского Петербурга").
Я очень люблю картину Бортко - "Бандитский Петербург", действительно, точнее иных фильмов объясняет эпоху ранних 90-х в России - но, Коппола ставит куда более масштабные мировоззренческие (да и нравственные) вопросы.
Видимо, это оттого, что "Бандитский Петербург", все же, художественное произведение.
А "Крестный Отец" похож на фотографию, причем не статичную, а в процессе проявки - и то, что мы видим в финале, ужасает...
Дон Корлеоне, мечтавший вести размеренный бизнес в Америке 20-30-х годов, осознает, что честным трудом не купит даже коврик для кроватки сына.
Но, украв велосипед, говоря образно, надо воровать вагонами (и убивать тоже) - чтобы за него не посадили в тюрьму.
А далее - уже совершенно реальная, безжалостная дилемма Или - Или: ты становишься жестокой и влиятельной частью искаженного Мира, либо тебя и твою семью (которая для итальянцев традиционно значит почти все) - растаптывают.
Соскакивать уже поздно: велосипед (коврик) - украден.
А Бог - безмолвствует; Он ждет - каков ТВОЙ выбор.
В 50-60-е годы на ту же самую развилку попадает сын Дона, Майкл Корлеоне, герой Второй Мировой.
Майкл тоже "защищал семью" - и заканчивается это тем, что он наводит ужас даже на матерых политиков, покупает сребролюбивую часть Ватикана и убирает родного брата Фреда, поступившего "не по понятиям".
Он по прежнему "защищает семью" - как произносит незадолго до смерти на исповеди мудрому аббату.
И сам не чувствует - где и когда перешел Рубикон...
Великое кино.
Я периодически задумываюсь об этой картине (тут просто набросок мыслей, не более).
Его нужно обязательно посмотреть.
Но - ровно один раз...
Свидетельство о публикации №216060401188
Теперь, когда трилогия «Крёстный отец» обрела статус «величайшего гангстер-эпоса» (благодаря головокружительному кассовому успеху и всем сопутствующим этому успеху последствиям) как-то не принято упоминать, что Коппола создавал картину по чисто деловым соображениям. Кстати, сам он этого и не скрывал. Ему были нужны средства, чтобы закончить свой «независимый» фильм «Разговор» (1974), а также осуществить грандиозный замысел — киношедевр «Апокалипсис сегодня» (1979). Благодаря громадным доходам от проката двух частей «Крёстного отца», он приступил к съёмкам «Апокалипсиса» уже в 1976 году. Именно этот фильм стал подлинной вершиной в его кинокарьере. А «Крёстный отец» был всего лишь весьма удачным коммерческим проектом, который вывел на звёздную орбиту таких актёров, как Аль Пачино, Роберт Де Ниро и ряд других. То что сам великий Марлон Брандо относился к созданному им образу Дона Корлеоне с большой долей иронии, говорит хотя бы тот факт, что ещё при своей жизни он искромётно спародировал его в криминальной комедии «Новичок» (1990).
Да, насчёт «никто (ни до, ни после Копполы) не отображал» очень безапелляционное суждение. Как-то неудобно напоминать про «Однажды в Америке» Леоне, ну и Главный девальватор:) всей этой темы - «Клан Сопрано» (6 сезонов).
Вольфганг Браузер 02.03.2019 20:45 Заявить о нарушении
А дон Корлеоне – в самом деле, отчасти пародийный персонаж. При том, что в реальности таких донов было предостаточно. То, как он требует почитания; подчёркнутая респектабельность манер, величавая неспешность речи; жесты, взгляды, походка – всё это свойственно тем, кто (в глубине души) всё прекрасно понимает о себе самом, но прячется за неким «положением в обществе» с мудрой маской знания жизни на лице.
Брандо на то и великий актёр, что нащупал эту линию (как отобразить Корлеоне) почти интуитивно.
Да, конечно. Суждение там было отчасти безапелляционное. Но я не жалую картины, которые хоть отчасти, но оправдывают и романтизируют мафию. «Крёстный Отец», всё-таки, мне (в подобном восприятии) ближе, чем шедевр Леоне «Однажды в Америке».
Константин Жибуртович 03.03.2019 08:48 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 03.03.2019 17:07 Заявить о нарушении
Настоящий киноман должен посмотреть хотя бы первые 3 сезона.
Вольфганг Браузер 03.03.2019 17:40 Заявить о нарушении
Константин Жибуртович 03.03.2019 17:47 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 03.03.2019 17:55 Заявить о нарушении